Программа учебной дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 основы философии



140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)













2014

Рассмотрена на заседании методического

совета

Протокол № __ от «__» ______ 2014 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО): 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Организация-разработчик:

Разработчик:




СОДЕРЖАНИЕ




  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины


11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


12


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОГСЭ.00 Общая гуманитарная и социально-экономическая дисциплина профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры человека, гражданина и будущего специалиста;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72_______________________________________________________________________________________________________________________________ часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов,

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


практические занятия

4

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:


подготовка слайд-презентации;

подготовка сообщения-презентации;

подготовка сообщения;

составить и заполнить таблицу;

подготовка к контрольной работе

6

6

4

4

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Предмет философии, его место в системе научного знания

Содержание учебного материала (ОК1-5)

2


1

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Основной вопрос философии. Язык философии.

1

Тема 2.

Античная философия

Содержание учебного материала (ОК1-3)

2


1

Развитие античной философии. Основные идеи представителей Милетской и Элейской школ. Философия Гераклита. Демокрит: теория атомизма. Философская система Сократа, Платона и Аристотеля.

2

Самостоятельная работа обучающихся (ОК1-5)

2

Создать слайд-презентацию «Великие философы античности»

Тема 3.

Эллинистическая философия

Содержание учебного материала (ОК2-5)

2


1

Особенности эллинистической философии.

Эллинистические школы: школа Эпикура, циники, стоики и скептики.

Проблема человека в философии эллинизма

2

Тема 4. Средневековая философия


Содержание учебного материала

2


1

Соотношение философии и религии. Христианская апологетика. Патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.


2

Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-5,8)

2


Подготовить сообщение -презентацию «Европейская средневековая философия»

Тема 5.

Основные идеи философии эпохи Возрождения

Содержание учебного материала (ОК2-5)

2

1

Основные идеи эпохи Возрождения.

Особенности философии эпохи Возрождения (Я. Бёме, Н. Кузанский, Д. Бруно).

2

Тема 6.

Философия Нового времени

Содержание учебного материала (ОК2-5)

2


1

Развитие науки в эпоху Нового времени. Концепции рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Сенсуализм - одно из основных направлений философии этого периода. Концепции Ф. Бэкона, Дж. Локка. Субъективный идеализм (Д. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени.

2

Тема 7.

Философия Просвещения


Содержание учебного материала



1

Особенности философии эпохи Просвещения. Актуальность политических теорий этого времени.

Изучение концепций Вольтера (Мари Франсуа Аруэ), Ш. Монтескье, Ж. Руссо. Материалистическая тенденция в Просвещении. Концепции Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха.

Практическая работа (ОК2-8)

2

1

№1 Заполнить таблицу на тему: «Основные проблемы философии Просвещения».

Вопросы:

  1. Концепция Вольтера (Мари Франсуа Аруэ);

  2. Теории Ш. Монтескье, Ж. Руссо;

  3. Учение Ж. Ламетри и материализм Д. Дидро;

  4. Взгляды К. Гельвеция и учение П. Гольбаха.


Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-8)

4

Подготовить сообщение по выбору: «Философия эпохи …»

- Возрождения;

- Нового времени;

- Просвещения.


3

Тема 8.

Немецкая классическая философия: И. Кант


Содержание учебного материала (ОК2-5,8)

2


1

Главные проблемы и задачи немецкой классической философии.

И. Кант - родоначальник немецкой классической философии.

И.Г. Фихте.

2

Тема 9.

Немецкая классическая философия: Г. Гегель

Содержание учебного материала

2


1

Антропологическая философия Л. Фейербаха. Объективный идеализм Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.

2

Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-5,8)

4


Подготовить слайд-презентацию «Немецкая классическая философия»

Тема 10.

Философия к.XIX- н. XX вв

Содержание учебного материала (ОК2-5,8)

2

1

Особенности философии к XIX-XX в. Марксизм и его значение; иррационализм (А. Шопенгауэр), философии жизни (С. Къеркегор, Ф. Ницше). Ф. Ницше и переоценка ценностей. Культ сверхчеловека.

2

Тема 11.

Философия XX вв

Содержание учебного материала (ОК2-5,8)

2



1

.Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю).

  1. М. Хайдеггер: смысл бытия человека;

  2. К. Ясперс: «пограничная ситуация» и смысл жизни человека;

  3. Ж. П. Сартр: проблема свободы и ответственности;

  4. А. Камю: бунтующий человек.

2


Тема 12.

Современная западная философия

Содержание учебного материала (ОК2-5,8)

2

1

Феноменология (Э. Гуссерль) и герменевтика (В. Дильтей, Э. Гуссерль).Позитивизм и этапы его развития. Цель философского направления. Особенности развития позитивизма на каждом этапе. Значение идей позитивизма в истории философии.

2

Тема 13.

Русская философия



Содержание учебного материала

2


1

Основные черты русской философии и философских систем В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева.

3

Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-5,8)

4


Подготовить сообщение-презентацию «Русская философия и ее особенности»

Тема 14.

Основы онтологии. Материя

Содержание учебного материала (ОК1-5)

2

1

Бытие как всеохватывающая реальность. Анализ бытия как проблемы. Иерархия типов реальности.

Материя в истории философии. Атрибуты материи: абсолютность, структурность, движение, пространство и время, отражение, способность к саморазвитию.

2

Тема 15.

Основы гносеологии


Содержание учебного материала (ОК2-5)

2


1

Основной вопрос гносеологии: «Как человек познает окружающий мир?» Природа познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание.

2

Тема 16.

Научное познание.


Содержание учебного материала

2


Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблема истины. Научная картина мира.

3

Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-5)

4


Составить и заполнить таблицу: «Бытие, сознание, познание как основные вопросы философии»

Тема 17.

Основы философской антропологии


Содержание учебного материала (ОК2-5)

2

1

Изучение происхождения и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.

3

Тема 18.

Человек как главная философская проблема

Содержание учебного материала



1

Проблема «Я», образ «Я», внутреннее и внешнее «Я». Бессознательное в человеке и его роль. Концепции З. Фрейда и К. Юнга.

Практическая работа (ОК2-7)

2

1

№2 Семинар на тему: «Бессознательное как сфера философской рефлексии»

Вопросы:

  1. проблема бессознательного в трудах З. Фрейда;

  2. проблема бессознательного в трудах К. Юнга;

  3. «бессознательное» в творчестве человека

3

Тема 19.

Основы аксиологии. Человек и ценности


Содержание учебного материала (ОК1-10)

2



1

Рассмотрение понятия и природы ценностей. Основные теории ценностей. Социальные ценности и социализация личности. Духовные Ценности. Мораль - сущность, эволюция. Основные нравственные категории: добро и зло, мужество, честь, долг, выбор, справедливость. Религиозные ценности буддизма, христианства, православия, ислама.

2

Тема 20.

Культура и цивилизация

Содержание учебного материала (ОК2-5)

2


1

. Рассмотрение теории происхождения культуры. Культура и цивилизация. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления.

2

Тема 21.

Глобальные проблемы современности

Содержание учебного материала (ОК1-5,8-10)

2


1

Изучение глобальных проблем: экологической, энергетической, демографической, опасности ядерной и локальных войн. Анализ ситуации кризиса современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального урегулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Философия о возможных путях будущего развития общества.

2

Тема 22.

Философия техники

Содержание учебного материала (ОК1-5,8-9)

2


1

Становление философии техники. Техника как символ деятельности человека, его ценностей. Техника как освоение вещества, энергии, информации. Критика техницизма э. Гуссерлем и М. Хайдеггером. Г.П. Щедровицкий о достоинствах технического подхода.

2

Тема 23.

Этика и техника

Содержание учебного материала

2


1

Можно ли заменить человека техническим устройством? Этика и техника. Моральные кодексы.

Самостоятельная работа обучающихся (ОК1-5,8-9)

4

Подготовка к контрольной работе

Контрольная работа

2

Тест по теме: Этика и техника

3


Всего:

72


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя; рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся).

Технические средства обучения: компьютер, диски, телевизор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Основы философии [Текст]: учебное пособие для средних специальных учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского [и др.] - 12-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 308с. - [Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации].

Дополнительные источники:

  1. Горелов, А. А. Основы философии [Текст]: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / А.А.Горелов. - 9 изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 256с. - [Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации].

  2. Рыбалкин Н.Н. Философия безопасности [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Рыбалкин - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 296с. - [Рекомендовано редакционно-издательским советом Российской академии образования].

  3. Тарасов Ю.Н. Философия [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.Н. Тарасов - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 672с. - [Рекомендовано редакционно-издательским советом Российской академии образования].

Периодические издания:

  1. Вестник Томского государственного университета: общенаучный периодический журнал / учредитель ТГУ.- 1999 - Томск: Издательство ТГУ. - Ежемес. - 2007- 2013, № 1-12.

  2. Омский научный вестник: общенаучный периодический журнал / учредители министерство образования и науки, правительство Омской области, Омский государственный технический университет. - 2001 - 2011. - Омск: Издательство ОмГТУ - Ежемес. - 2007- 2013, № 1-12.

Интернет-ресурсы:

  1. Научный альманах «Философский век» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http//ideashistory.ru.org.ru, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 27.08.2013).


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, участия в семинарах.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Оценка результатов тестирования.

Анализ уровня подготовки к семинару .

Оценка защиты индивидуальных проектов.

Взаимоконтроль подготовки презентаций.

Знать основные категории и понятия философии и основы философского учения о бытии.

Оценка результатов тестирования.

Самоконтроль подготовки к семинару.

Наблюдение за ходом семинара.

Оценка деятельности обучающегося на семинаре.

Знать сущность процесса познания.

Оценка письменных работ.

Оценка результатов тестирования.

Знать основы научной, философской и религиозной картин мира.

Самоконтроль подготовки к семинару.

Наблюдение за ходом семинара.

Оценка деятельности обучающегося на семинаре.

Знать роль философии в жизни человека и общества, условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.

Оценка результатов тестирования.

Самоконтроль подготовки к семинару.

Наблюдение за ходом семинара.

Оценка деятельности обучающегося на семинаре.

Знать о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники, технологий.

Защита докладов.

Самоанализ сочинений.

Оценка выполнения сочинений.



© 2010-2022