- Преподавателю
- Другое
- Программа учебной дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии
Программа учебной дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Новикова М.А. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 основы философии
140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
2014
Рассмотрена на заседании методического
совета
Протокол № __ от «__» ______ 2014 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО): 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Организация-разработчик:
Разработчик:
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОГСЭ.00 Общая гуманитарная и социально-экономическая дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры человека, гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72_______________________________________________________________________________________________________________________________ часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов,
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
4
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
подготовка слайд-презентации;
подготовка сообщения-презентации;
подготовка сообщения;
составить и заполнить таблицу;
подготовка к контрольной работе
6
6
4
4
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Предмет философии, его место в системе научного знания
Содержание учебного материала (ОК1-5)
2
1
Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Основной вопрос философии. Язык философии.
1
Тема 2.
Античная философия
Содержание учебного материала (ОК1-3)
2
1
Развитие античной философии. Основные идеи представителей Милетской и Элейской школ. Философия Гераклита. Демокрит: теория атомизма. Философская система Сократа, Платона и Аристотеля.
2
Самостоятельная работа обучающихся (ОК1-5)
2
Создать слайд-презентацию «Великие философы античности»
Тема 3.
Эллинистическая философия
Содержание учебного материала (ОК2-5)
2
1
Особенности эллинистической философии.
Эллинистические школы: школа Эпикура, циники, стоики и скептики.
Проблема человека в философии эллинизма
2
Тема 4. Средневековая философия
Содержание учебного материала
2
1
Соотношение философии и религии. Христианская апологетика. Патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.
2
Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-5,8)
2
Подготовить сообщение -презентацию «Европейская средневековая философия»
Тема 5.
Основные идеи философии эпохи Возрождения
Содержание учебного материала (ОК2-5)
2
1
Основные идеи эпохи Возрождения.
Особенности философии эпохи Возрождения (Я. Бёме, Н. Кузанский, Д. Бруно).
2
Тема 6.
Философия Нового времени
Содержание учебного материала (ОК2-5)
2
1
Развитие науки в эпоху Нового времени. Концепции рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Сенсуализм - одно из основных направлений философии этого периода. Концепции Ф. Бэкона, Дж. Локка. Субъективный идеализм (Д. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени.
2
Тема 7.
Философия Просвещения
Содержание учебного материала
1
Особенности философии эпохи Просвещения. Актуальность политических теорий этого времени.
Изучение концепций Вольтера (Мари Франсуа Аруэ), Ш. Монтескье, Ж. Руссо. Материалистическая тенденция в Просвещении. Концепции Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха.
Практическая работа (ОК2-8)
2
1
№1 Заполнить таблицу на тему: «Основные проблемы философии Просвещения».
Вопросы:
-
Концепция Вольтера (Мари Франсуа Аруэ);
-
Теории Ш. Монтескье, Ж. Руссо;
-
Учение Ж. Ламетри и материализм Д. Дидро;
-
Взгляды К. Гельвеция и учение П. Гольбаха.
Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-8)
4
Подготовить сообщение по выбору: «Философия эпохи …»
- Возрождения;
- Нового времени;
- Просвещения.
3
Тема 8.
Немецкая классическая философия: И. Кант
Содержание учебного материала (ОК2-5,8)
2
1
Главные проблемы и задачи немецкой классической философии.
И. Кант - родоначальник немецкой классической философии.
И.Г. Фихте.
2
Тема 9.
Немецкая классическая философия: Г. Гегель
Содержание учебного материала
2
1
Антропологическая философия Л. Фейербаха. Объективный идеализм Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.
2
Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-5,8)
4
Подготовить слайд-презентацию «Немецкая классическая философия»
Тема 10.
Философия к.XIX- н. XX вв
Содержание учебного материала (ОК2-5,8)
2
1
Особенности философии к XIX-XX в. Марксизм и его значение; иррационализм (А. Шопенгауэр), философии жизни (С. Къеркегор, Ф. Ницше). Ф. Ницше и переоценка ценностей. Культ сверхчеловека.
2
Тема 11.
Философия XX вв
Содержание учебного материала (ОК2-5,8)
2
1
.Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю).
-
М. Хайдеггер: смысл бытия человека;
-
К. Ясперс: «пограничная ситуация» и смысл жизни человека;
-
Ж. П. Сартр: проблема свободы и ответственности;
-
А. Камю: бунтующий человек.
2
Тема 12.
Современная западная философия
Содержание учебного материала (ОК2-5,8)
2
1
Феноменология (Э. Гуссерль) и герменевтика (В. Дильтей, Э. Гуссерль).Позитивизм и этапы его развития. Цель философского направления. Особенности развития позитивизма на каждом этапе. Значение идей позитивизма в истории философии.
2
Тема 13.
Русская философия
Содержание учебного материала
2
1
Основные черты русской философии и философских систем В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева.
3
Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-5,8)
4
Подготовить сообщение-презентацию «Русская философия и ее особенности»
Тема 14.
Основы онтологии. Материя
Содержание учебного материала (ОК1-5)
2
1
Бытие как всеохватывающая реальность. Анализ бытия как проблемы. Иерархия типов реальности.
Материя в истории философии. Атрибуты материи: абсолютность, структурность, движение, пространство и время, отражение, способность к саморазвитию.
2
Тема 15.
Основы гносеологии
Содержание учебного материала (ОК2-5)
2
1
Основной вопрос гносеологии: «Как человек познает окружающий мир?» Природа познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание.
2
Тема 16.
Научное познание.
Содержание учебного материала
2
Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблема истины. Научная картина мира.
3
Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-5)
4
Составить и заполнить таблицу: «Бытие, сознание, познание как основные вопросы философии»
Тема 17.
Основы философской антропологии
Содержание учебного материала (ОК2-5)
2
1
Изучение происхождения и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.
3
Тема 18.
Человек как главная философская проблема
Содержание учебного материала
1
Проблема «Я», образ «Я», внутреннее и внешнее «Я». Бессознательное в человеке и его роль. Концепции З. Фрейда и К. Юнга.
Практическая работа (ОК2-7)
2
1
№2 Семинар на тему: «Бессознательное как сфера философской рефлексии»
Вопросы:
-
проблема бессознательного в трудах З. Фрейда;
-
проблема бессознательного в трудах К. Юнга;
-
«бессознательное» в творчестве человека
3
Тема 19.
Основы аксиологии. Человек и ценности
Содержание учебного материала (ОК1-10)
2
1
Рассмотрение понятия и природы ценностей. Основные теории ценностей. Социальные ценности и социализация личности. Духовные Ценности. Мораль - сущность, эволюция. Основные нравственные категории: добро и зло, мужество, честь, долг, выбор, справедливость. Религиозные ценности буддизма, христианства, православия, ислама.
2
Тема 20.
Культура и цивилизация
Содержание учебного материала (ОК2-5)
2
1
. Рассмотрение теории происхождения культуры. Культура и цивилизация. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления.
2
Тема 21.
Глобальные проблемы современности
Содержание учебного материала (ОК1-5,8-10)
2
1
Изучение глобальных проблем: экологической, энергетической, демографической, опасности ядерной и локальных войн. Анализ ситуации кризиса современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального урегулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Философия о возможных путях будущего развития общества.
2
Тема 22.
Философия техники
Содержание учебного материала (ОК1-5,8-9)
2
1
Становление философии техники. Техника как символ деятельности человека, его ценностей. Техника как освоение вещества, энергии, информации. Критика техницизма э. Гуссерлем и М. Хайдеггером. Г.П. Щедровицкий о достоинствах технического подхода.
2
Тема 23.
Этика и техника
Содержание учебного материала
2
1
Можно ли заменить человека техническим устройством? Этика и техника. Моральные кодексы.
Самостоятельная работа обучающихся (ОК1-5,8-9)
4
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа
2
Тест по теме: Этика и техника
3
Всего:
72
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя; рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся).
Технические средства обучения: компьютер, диски, телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Основы философии [Текст]: учебное пособие для средних специальных учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского [и др.] - 12-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 308с. - [Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации].
Дополнительные источники:
-
Горелов, А. А. Основы философии [Текст]: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / А.А.Горелов. - 9 изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 256с. - [Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации].
-
Рыбалкин Н.Н. Философия безопасности [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Рыбалкин - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 296с. - [Рекомендовано редакционно-издательским советом Российской академии образования].
-
Тарасов Ю.Н. Философия [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.Н. Тарасов - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 672с. - [Рекомендовано редакционно-издательским советом Российской академии образования].
Периодические издания:
-
Вестник Томского государственного университета: общенаучный периодический журнал / учредитель ТГУ.- 1999 - Томск: Издательство ТГУ. - Ежемес. - 2007- 2013, № 1-12.
-
Омский научный вестник: общенаучный периодический журнал / учредители министерство образования и науки, правительство Омской области, Омский государственный технический университет. - 2001 - 2011. - Омск: Издательство ОмГТУ - Ежемес. - 2007- 2013, № 1-12.
Интернет-ресурсы:
-
Научный альманах «Философский век» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http//ideashistory.ru.org.ru, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 27.08.2013).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, участия в семинарах.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Оценка результатов тестирования.
Анализ уровня подготовки к семинару .
Оценка защиты индивидуальных проектов.
Взаимоконтроль подготовки презентаций.
Знать основные категории и понятия философии и основы философского учения о бытии.
Оценка результатов тестирования.
Самоконтроль подготовки к семинару.
Наблюдение за ходом семинара.
Оценка деятельности обучающегося на семинаре.
Знать сущность процесса познания.
Оценка письменных работ.
Оценка результатов тестирования.
Знать основы научной, философской и религиозной картин мира.
Самоконтроль подготовки к семинару.
Наблюдение за ходом семинара.
Оценка деятельности обучающегося на семинаре.
Знать роль философии в жизни человека и общества, условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.
Оценка результатов тестирования.
Самоконтроль подготовки к семинару.
Наблюдение за ходом семинара.
Оценка деятельности обучающегося на семинаре.
Знать о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники, технологий.
Защита докладов.
Самоанализ сочинений.
Оценка выполнения сочинений.