- Преподавателю
- Другое
- Обучение детей старше дошкольного возраста технике «Изонить»
Обучение детей старше дошкольного возраста технике «Изонить»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хакимуллина А.М. |
Дата | 22.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка- детский сад №104 «Бэлэкэч»
города Набережные Челны Республики Татарстан
Выступление на тему:
Обучение детей старше дошкольного возраста технике «Изонить»
(Из опыта работы)
Подготовила
Воспитатель I кв. категории
Хакимуллина Айгуль Мударисовна
2015г.
Обучение детей старше дошкольного возраста технике «Изонить»
(Из опыта работы)
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.
Перед нами стоит очень важная цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, самостоятельности и активности мышления, которые способствуют достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у детей те качества, которые находят яркое выражение в творчестве: то есть смекалку, инициативу, фантазию, воображение.
Развитие художественно-творческих способностей - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребенку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
«Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П. Павлов.
В прошлом веке Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже на основании электрофизиологических исследований Л.А. Панащенко были сделаны выводы, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко, значит речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно этот факт стал предопределяющим в выборе способов организации деятельности детей и достижении определенных результатов в процесс развития мелкой моторики рук.
Если ребенок, трогает какой - либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
Как мы обычно развиваем зрительно-моторную координацию? С 2-3 летками играем в игры шнуровки, перебираем различные крупы. Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Если ребенок в 4 года не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет ничего кроме колбасок не лепит, если в 6 лет не умеет пришивать пуговицы, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников - это важный этап при подготовке к школе, к письму являющийся показателем интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Изучая литературу по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время художественно-творческой деятельности: рисование, аппликации, лепке, ручной труд привели меня к выводу, что использования нетрадиционной техники изонить могут быть доступны, интересны и для детей моей группы. Я приняла решение организовать в своей группе дополнительные занятия «Волшебная нить». Занятия интересны как для девочек, так и для мальчиков.
Что же такое изонить?
Изонить («ниточный дизайн») - изображение нитью, или ниткография,- как вид искусства впервые появилась в Англии.
Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. Она заключался в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей. Это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого - вышивка нитками по бумаге.
Достоинства такого вида работы в том, что изображение выполняется быстро, она не требует особой предварительной подготовки, работу можно выполнить очень быстро и аккуратно, да и фантазии нет предела, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее. Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Особенно полезны занятия этого вида для детей старшего дошкольного возраста.
Изонить расширяет представления об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта или композиции. Отсюда вывод: занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
Техника изонити требует ловких и тонких движений пальцев. Вот почему в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать композиционное решение изображения. Можно сказать: предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние и на личностное развитие ребенка.
На занятиях дети приобретают практические навыки: владение шилом, иглой, ножницами, ниткой, знакомятся с фигурными трафаретами, опытом рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.
Работа в технике изонити формирует такие качества личности, как
настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, «осмысленная моторика»).
Итак целью моего кружка стало знакомство детей с новым видом художественно - творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники ручного труда как художественного способа вышивания на картоне.
Развитие творческих способностей и логического мышления у детей.
В ходе проведения занятий по изонити решаются следующие задачи:
Образовательные:
Дети знакомятся с основными формами работы с картоном.
Учатся приемам работы с линейкой и трафаретом.
У детей формируются умения следовать устным инструкциям.
Идет знакомства детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.
Дети учатся различать острые, прямые и тупые углы, создавать композиции из углов и окружностей.
Обогащается словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
Развивается память, внимание, пространственное и логическое воображение.
Развивается глазомер и мелкая моторика пальцев.
Развивается художественный вкус, творческие способности и воображение детей.
Развивается пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывается усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
Воспитывается интерес к изображению в технике «Изонить».
Формируется культура труда и совершенствуются трудовые навыки.
Для достижения этой цели я разработала перспективный план кружковой работы на 2 года с использованием нетрадиционной техники - изонить для детей старшей и подготовительной группы. (Кому интересно может ознакомится)
Основной формой обучения детей является занятие кружковой работы. Значение занятий многосторонне. Здесь я осуществляю систематическое и планомерное развитие каждого ребенка.
Первым делом я провела диагностику (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) изучила отношения детей к выбранной деятельности, достижения в этой области, личностные качества детей. Целью - выявления возможностей и индивидуальных особенностей детей в начале цикла обучения.
Методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
практический
метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
предполагаемые результаты:
Дети должны знать:
правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;
правила заполнения угла, круга, завиток;
правила нанесения проколов для вышивания;
историю возникновения техники Изонить.
Дети должны уметь:
заполнять угол, круг, завиток,
подбирать нитки нужного цвета,
выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,
делать разбивку любого изображения на основные фигуры,
аккуратно выполнять вышивку,
оформлять свои изделия,
анализировать свою работу.
Занятия по технике изонить провожу 4 раза в месяц, длительность зависит от возраста детей (25-30 минут). При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети не только вышивают, но и дорисовывают не достающие детали. Дети работают не более получаса. Дольше заниматься не имеет смысла - ребенок устает, его внимание станет рассеянным или вообще охладеет к занятию.
Структура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал. Использую художественное слово, загадки, игровые упражнения.
Каждый раз, прежде чем начать работу с острыми и опасными инструментами, мы с детьми обговариваем правила работы и технику безопасности.
В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом, провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач.
Свою работу строю на следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
Когда работа будет закончена, я прошу ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, что бы его работа всем понравилась.
Для решения главной цели (активизация мыслительной деятельности) на занятиях кружка я применяю следующие технологии:
1. «На все руки мастер». Эта технология - игровой тренинг, в котором путь создания поделки лежит в направлении «от материалов - к образу». Суть его заключается в том, что в начале занятия детям объявляется о том, что с каким или какими элементами мы будем работать сегодня А вот дальше предлагаю детям подумать, опираясь на имеющийся опыт работы по изонити , о том, какой цветок, птицу и т.д. можно сделать, используя эти схемы и материалы.
2. «Наблюдение»
Это задание развивает наблюдательность, развивает способности к анализу, приучает к самостоятельному восприятию задания, планированию своих действий.
3. «Открытие»
Одним из важнейших моментов в творческой работе детей я считаю дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием, новое использование схемы.
4. Прием «Варианты»
Один и тот же способ выполнения элемента можно использовать на разных уровнях сложности.
Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок.
Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.
Взаимодействие с родителями делала индивидуальными и коллективными.
Провожу с родителями консультации и беседы.
Таким образом, в процессе работы по своей теме, я поняла, что уровень развития мелкой моторики - один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни; ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.
Считаю, что работа с детьми по ручному труду является важной и значимой для воспитанников ДОУ.
Для проведения занятий я использовала методическое пособие
-
Белашова А.В. Юрченко Н.В.
Веселая паутинка. Пособие для детей. Просвещение; 2010. -
Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ- Пресс Книга., 2009.
-
Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. - М.: АРКТИ, 2007. - 32с., ил. - (Мастерилка)
-
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. - СПб.: «Детство-Пресс», 2000. - 40с., ил.
-
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993.
-
Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2001 г.
-
Дошкольное воспитание: №3.2010г. стр.68-72
-
Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. Вышивка первые шаги. -
М.: 2001. -
Сотникова Н. Вышиваем вместе с детьми. - М.: Эксмо, 2007.
-
Торгашова В. Рисуем нитью.
Скрипторий-2003; 2009. -
Журналы из серии « Вышивка».
-
Журналы из серии «Веселые петельки».
-
Интернет ресурсы.