• Преподавателю
  • Другое
  • Статья по теме: Интерактивные лекции как средство формирования познавательной активности обучающихся

Статья по теме: Интерактивные лекции как средство формирования познавательной активности обучающихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивные лекции как средство формирования познавательной активности обучающихся.

Современные требования, предъявляемые к процессу обучения это переход от традиционного изучения материала к активным формам обучения. Реализация системно-деятельностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, с целью формирования и развития учебных навыков обучающихся.

Наше образовательное учреждение находится в закрытом учреждении при полном отсутствии интернета и одним мобильным компьютером в кабинете, поэтому возникла потребность в создании интерактивных лекций для повышения познавательной активности обучающихся и их мотивации, а так же использования ИКТ для расширения кругозора обучающихся, знакомства их с современными технологиями, что способствует адаптации и социализации учащихся после освобождения.

Активизация познавательной деятельности учащихся - актуальнейшая проблема современности. Её общей закономерностью является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных. Творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа. Учить учащихся учиться - важнейшая задача каждого педагога. В преподавании всех школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. В самом общем плане основная цель обучения - это развитие учащегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя - создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать на уроке, воспитать человека - деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы. Познавательная активность учащегося - это приобретенное качество.

Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:

1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства ответственности за учение;

2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;

3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;

4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;

5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников.

Исходя из вышесказанного в условиях нашего образовательного учреждения наиболее оптимально - использовать мультимедиауроки, т.к. они положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения. Параллельное использование систематического использование различных средств контроля, совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока.

Задача учителя смотивировать учащихся учиться, одним из средств мотивации и активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках выделяется создание обучающих интерактивных лекций.

Преимущества интерактивных видеоуроков перед традиционными методами обучения:

  • Учиться можно в удобное время или просмотреть урок и выполнить работу, если пропустил тему.

  • Изучение материала может проходить ровно столько, сколько необходимо. Можно просмотреть урок еще раз, если тема сложна для понимания.

  • Всегда можно переместиться в нужный момент урока либо для того, чтобы вспомнить и повторить пройденный материал, либо чтобы лучше понять полученную информацию

  • Видеоурок предполагает детальное наблюдение за выполняемыми действиями преподавателя с возможностью в любой момент остановить ролик и попробовать самостоятельно применить полученные знания.

Создание интерактивного урока включает в себя:

- постановка цели урока;

- постановка задач урока;

- конструирование урока;

- отбор материала;

- создание демонстрационного материала и КИМ;

- апробация;

- рефлексия.

Урок состоит из нескольких микротем:

- Теория (2-3 минуты)

- Видеофрагмент (2-3 мин)

- Тест (1-3 вопроса).

- В конце обязательно выполнение итогового теста.

Каждый микроблок взаимосвязан с предыдущим и последующим. К следующей микротеме урока можно перейти только в том случае, если выполнил тестовую часть предыдущего блока.

Интерактивный урок предполагает не только демонстрацию, но и активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс, необходимость обратной связи. Для этого используем проверку знаний в виде интерактивных тестов. Для создания тестов в рамках интерактивных уроков применяла такие программы как PowerPoint (с настройкой макросов) и HotPotatoes, Hypertest. Для создания интерактивных роликов использовала программы: Camstudio, Webineria, Windows Media Encoder. Наиболее удобные для создания роликов.

Основой интерактивных подходов к обучению является взаимодействие преподавателя и обучаемых, а также обучаемых между собой. При этом основными условиями существования интерактива являются: наличие цели для достижения которой инициируется диалог, непосредственный и оперативный обмен информацией между преподавателем и обучающимися, определенная научно-обоснованная степень равноправия при распределении функций, выполняемых в процессе решения проблемы, высокий уровень знаний и взаимопонимания, необходимые для достижения основной цели.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Оно помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Применение видеороликов в рамках интерактивного урока дает прекрасную возможность познакомить учащихся с материалами, которые раньше преподавались по учебнику либо при просмотре фильмов. Это не всегда способствовало положительному результату. Возможности видеороликов в рамках интерактивных уроков:

- подача демонстрации материала, который есть в учебнике, только в более кратком изложении;

- визуализация преподаваемого материала;

- фрагментарная демонстрация материала, после которого есть возможность проверки усвоенных знаний;

- демонстрация процессов, явлений, программ, которые есть в учебной программе, но нет возможности использования их на уроках;

- активизация и мотивация работы учащихся;

- обратная связь между учащимися и учителем.

Выбранная форма работы способствует повышению познавательной активности обучающихся.





Литература

  1. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: uroki.net/docpage/doc2.htm.

  2. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования - М.: Просвещение, 1990. - 141с

  3. Глейзер, Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество Педагогика. - 2000. - № 6.

  4. Довгопол И.И. Ивкова Т,А. .-«Современные образовательные и педагогические технологии».-С., МСП «Ната», 2007 г.

  5. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.

  6. Лазарев, В.С. О развивающихся педагогических системах Педагогика. - 2000. - №8.

  7. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения Издательство: Педагогика Год: 1988

  8. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» nsportal.ru/

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;

  10. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.

4


© 2010-2022