- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по учебной дисциплине Экология
Рабочая программа по учебной дисциплине Экология
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бедовая А.Г. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………
4
1.1.
Область применения программы………………………………………………………
4
1.2.
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена……………………………………………….........................................
4
1.3.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины……………………………………………………………………
4
1.4.
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплин……………………………………………………………………………….
5
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..
6
2.1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы………………………………..
6
2.2
Тематический план и содержание учебной дисциплины……………….....................
7
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………..
11
3.1.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению…………...
11
3.2.
Информационное обеспечение обучения………………………...……………………
11
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСОВЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………...
12
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экология»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина «Экология» относится к учебному циклу общеобразовательных дисциплин, изучается на I курсе во II семестре.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:
● получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
● овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
● использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Иметь представление:
-
об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек - общество - природа»
Уметь:
-
экологически мыслить; учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
-
обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
-
применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
-
сформировать личностное отношение к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
-
проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
-
соблюдать правила поведения в природе
Знать:
-
об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки;
-
историю возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира;
-
о методах научного познания
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе:
-
обязательная аудиторная учебная нагрузка 36 часов;
-
самостоятельная работа обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
теоретические занятия
36
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
Итоговая аттестация во II семестре в форме экзамена устного комплексного
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
2
ознакомительный
Раздел 1.
Экология как научная дисциплина
11
Тема 1.1.
Общая экология.
Содержание учебного материала
Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
Демонстрация экологических факторов и их влияние на организмы; межвидовых отношений (конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм).
2
ознакомительный репродуктивный
Самостоятельная работа обучающихся № 1
Заполнение таблицы «Экологические факторы среды».
Заполнение таблицы «Различные типы взаимодействий между организмами разных видов».
3
Тема 1.2. Социальная экология.
Содержание учебного материала
Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».
2
ознакомительный
Тема 1.3. Прикладная экология.
Содержание учебного материала
Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.
2
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся № 2
Подготовка реферата / электронной презентации по теме «Глобальные экологические проблемы человечества и возможные способы их решения»
2
Раздел 2.
Среда обитания человека и экологическая безопасность
17
Тема 2.1.
Среда обитания человека.
Содержание учебного материала
Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
2
ознакомительный
продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся № 3
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика естественных природных систем и агроэкосистемы».
1
Тема 2.2.
Городская среда.
Городская квартира.
Содержание учебного материала
Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
2
ознакомительный
продуктивный
Самостоятельная работа обучающегося № 4
Опишите свое жилище как искусственную экосистему.
3
Тема 2.3.
Экологические вопросы строительства в городе.
Содержание учебного материала
Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.
2
ознакомительный
Тема 2.4.
Дороги и дорожное строительство в городе.
Содержание учебного материала
Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.
2
ознакомительный
Тема 2.5.
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе.
Содержание учебного материала
Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.
2
ознакомительный
репродуктивный
Самостоятельная работа обучающихся № 5
Подготовить доклад по теме: «Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов»
1
Тема 2.6.
Сельская среда.
Содержание учебного материала
Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. Демонстрация схемы агроэкосистемы.
2
ознакомительный
Раздел 3.
Концепция устойчивого развития
8
Тема 3.1.
Возникновение концепции устойчивого развития
Содержание учебного материала
Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».
4
ознакомительный
Тема 3.2.
«Устойчивость и развитие»
Содержание учебного материала
«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологический след и индекс человеческого развития.
Демонстрация использования ресурсов и развития человеческого потенциала; индекса «живой планеты», экологического следа.
4
ознакомительный
Раздел 4.
Охрана природы
16
Тема 4.1.
Природоохранная деятельность.
Содержание учебного материала
История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.
Демонстрации: ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети в биоценозе; круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме; особо охраняемые природные территории России.
2
ознакомительный продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся № 6
Подготовка доклада / составление электронной презентации по темам:
-
«Особо охраняемые природные территории России»
-
«Охраняемые территории Новгородской области».
2
Тема 4.2.
Природные ресурсы и их охрана.
Содержание учебного материала
Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана почвенных ресурсов в России.
2
ознакомительный продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся № 7
Подготовка доклада «Почвенные ресурсы России и их охрана»
2
Тема 4.3.
Охрана водных ресурсов в России.
Содержание учебного материала
Рациональное использование и охрана водных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере водных биоценозов).
2
ознакомительный продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся № 8
Подготовка реферата / составление электронной презентации по теме: «Обитатели Мирового океана, внесенные в Красную книгу».
2
Тема 4.4.
Охрана лесных ресурсов в России.
Содержание учебного материала
Рациональное использование и охрана лесных ресурсов России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов).
2
ознакомительный продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся № 9
Подготовка реферата / составление электронной презентации по теме: «Богатство лесов и их значение в биосфере».
2
Всего
54
Уровни освоения: Ознакомительный уровень - узнавание изученных объектов, свойств.
Репродуктивный уровень - выполнение деятельности по образцу, инструкции и под руководством.
Продуктивный уровень - планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.
Учебно-наглядные пособия: схемы, таблицы, слайды, раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники литературы:
-
Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учебник для учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. - 14-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240с.
-
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.И. Тупикин. - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 284с.
Дополнительные источники литературы:
-
Константинов В.М. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 320с.
-
Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2004. - 304с.
-
Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с.
-
Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для студ. уч. сред. проф. образования / В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. - 6-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 208с.
-
Криксунов Е.А. Экология. 10 (11) класс: учеб. для общеобр. учреждений /Е.А.Крискунов, В.В. Пасечник. - 9-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2005. - 251с.
-
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. М: «Академия». 2004. - 384с.
-
Чернова И.М., Былова А.М.. Экология. Учебное пособие. М: «Просвещение». 1988. - 272с.
-
Шилов И.А. Экология: учеб. для биол. и мед. спец. вузов/ И.А.Шилов. - 5-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2006. - 512с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися заданий.
Текущий контроль проводится в форме тестирования, письменной проверки знаний, проверки заданий самостоятельной работы обучающихся.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится во II семестре в форме экзамена устного комплексного.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Иметь представление:
-
об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек - общество - природа»
Уметь:
-
экологически мыслить; учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
-
обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
-
применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
-
сформировать личностное отношение к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
-
проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
-
соблюдать правила поведения в природе
Знать:
-
об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки;
-
историю возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира;
-
о методах научного познания
Формы контроля обучения:
-
Тестовый контроль знаний.
-
Письменная проверка знаний (выполнение заданий, составление и решение задач).
-
Контроль самостоятельной работы.
Методы оценки результатов обучения:
Традиционная система оценок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер изме-нения
Номер листа
Всего листов в документе
ФИО и подпись ответственного за внесение изменения
Дата внесения изменения
Дата введения изменения
измененного
замененного
нового
изъятого