Рабочая программа по учебной дисциплине Экология

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по учебной дисциплине Экология

Рабочая программа по учебной дисциплине Экология

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………

4

1.1.

Область применения программы………………………………………………………

4

1.2.

Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена……………………………………………….........................................

4

1.3.

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины……………………………………………………………………

4

1.4.

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплин……………………………………………………………………………….

5

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..

6

2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы………………………………..

6

2.2

Тематический план и содержание учебной дисциплины……………….....................

7

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………..

11

3.1.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению…………...

11

3.2.

Информационное обеспечение обучения………………………...……………………

11

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСОВЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………...

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Экология»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина «Экология» относится к учебному циклу общеобразовательных дисциплин, изучается на I курсе во II семестре.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:

● получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

● овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

● использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

Иметь представление:

  • об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек - общество - природа»

Уметь:

  • экологически мыслить; учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

  • обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

  • применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

  • сформировать личностное отношение к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

  • проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • соблюдать правила поведения в природе

Знать:

  • об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки;

  • историю возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира;

  • о методах научного познания

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка 36 часов;

  • самостоятельная работа обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


теоретические занятия

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация во II семестре в форме экзамена устного комплексного

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.


2



ознакомительный

Раздел 1.

Экология как научная дисциплина


11


Тема 1.1.

Общая экология.

Содержание учебного материала

Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

Демонстрация экологических факторов и их влияние на организмы; межвидовых отношений (конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм).


2


ознакомительный репродуктивный


Самостоятельная работа обучающихся № 1

Заполнение таблицы «Экологические факторы среды».

Заполнение таблицы «Различные типы взаимодействий между организмами разных видов».

3


Тема 1.2. Социальная экология.

Содержание учебного материала

Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».

2


ознакомительный

Тема 1.3. Прикладная экология.

Содержание учебного материала

Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

2


ознакомительный


Самостоятельная работа обучающихся № 2

Подготовка реферата / электронной презентации по теме «Глобальные экологические проблемы человечества и возможные способы их решения»

2


Раздел 2.

Среда обитания человека и экологическая безопасность


17



Тема 2.1.

Среда обитания человека.

Содержание учебного материала

Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

2


ознакомительный

продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся № 3

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика естественных природных систем и агроэкосистемы».

1


Тема 2.2.

Городская среда.

Городская квартира.

Содержание учебного материала

Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

2


ознакомительный

продуктивный


Самостоятельная работа обучающегося № 4

Опишите свое жилище как искусственную экосистему.

3


Тема 2.3.

Экологические вопросы строительства в городе.

Содержание учебного материала

Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

2


ознакомительный

Тема 2.4.

Дороги и дорожное строительство в городе.

Содержание учебного материала

Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.

2


ознакомительный

Тема 2.5.

Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе.

Содержание учебного материала

Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

2


ознакомительный

репродуктивный

Самостоятельная работа обучающихся № 5

Подготовить доклад по теме: «Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов»

1


Тема 2.6.

Сельская среда.

Содержание учебного материала

Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. Демонстрация схемы агроэкосистемы.

2


ознакомительный

Раздел 3.

Концепция устойчивого развития


8


Тема 3.1.

Возникновение концепции устойчивого развития

Содержание учебного материала

Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».

4


ознакомительный

Тема 3.2.

«Устойчивость и развитие»

Содержание учебного материала

«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологический след и индекс человеческого развития.

Демонстрация использования ресурсов и развития человеческого потенциала; индекса «живой планеты», экологического следа.

4


ознакомительный

Раздел 4.

Охрана природы

16


Тема 4.1.

Природоохранная деятельность.

Содержание учебного материала

История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Демонстрации: ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети в биоценозе; круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме; особо охраняемые природные территории России.

2


ознакомительный продуктивный


Самостоятельная работа обучающихся № 6

Подготовка доклада / составление электронной презентации по темам:

  • «Особо охраняемые природные территории России»

  • «Охраняемые территории Новгородской области».

2



Тема 4.2.

Природные ресурсы и их охрана.

Содержание учебного материала

Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана почвенных ресурсов в России.

2


ознакомительный продуктивный


Самостоятельная работа обучающихся № 7

Подготовка доклада «Почвенные ресурсы России и их охрана»

2


Тема 4.3.

Охрана водных ресурсов в России.

Содержание учебного материала

Рациональное использование и охрана водных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере водных биоценозов).

2


ознакомительный продуктивный


Самостоятельная работа обучающихся № 8

Подготовка реферата / составление электронной презентации по теме: «Обитатели Мирового океана, внесенные в Красную книгу».

2


Тема 4.4.

Охрана лесных ресурсов в России.

Содержание учебного материала

Рациональное использование и охрана лесных ресурсов России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов).

2


ознакомительный продуктивный


Самостоятельная работа обучающихся № 9

Подготовка реферата / составление электронной презентации по теме: «Богатство лесов и их значение в биосфере».

2


Всего

54


Уровни освоения: Ознакомительный уровень - узнавание изученных объектов, свойств.

Репродуктивный уровень - выполнение деятельности по образцу, инструкции и под руководством.

Продуктивный уровень - планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.

Учебно-наглядные пособия: схемы, таблицы, слайды, раздаточный материал.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники литературы:


  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учебник для учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. - 14-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240с.

  2. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.И. Тупикин. - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 284с.

Дополнительные источники литературы:

  1. Константинов В.М. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 320с.

  2. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2004. - 304с.

  3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с.

  4. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для студ. уч. сред. проф. образования / В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. - 6-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 208с.

  5. Криксунов Е.А. Экология. 10 (11) класс: учеб. для общеобр. учреждений /Е.А.Крискунов, В.В. Пасечник. - 9-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2005. - 251с.

  6. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. М: «Академия». 2004. - 384с.

  7. Чернова И.М., Былова А.М.. Экология. Учебное пособие. М: «Просвещение». 1988. - 272с.

  8. Шилов И.А. Экология: учеб. для биол. и мед. спец. вузов/ И.А.Шилов. - 5-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2006. - 512с.



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися заданий.

Текущий контроль проводится в форме тестирования, письменной проверки знаний, проверки заданий самостоятельной работы обучающихся.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится во II семестре в форме экзамена устного комплексного.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

Иметь представление:

  • об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек - общество - природа»

Уметь:

  • экологически мыслить; учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

  • обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

  • применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

  • сформировать личностное отношение к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

  • проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • соблюдать правила поведения в природе

Знать:

  • об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки;


  • историю возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира;

  • о методах научного познания








Формы контроля обучения:

  • Тестовый контроль знаний.

  • Письменная проверка знаний (выполнение заданий, составление и решение задач).

  • Контроль самостоятельной работы.

Методы оценки результатов обучения:

Традиционная система оценок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Номер изме-нения

Номер листа

Всего листов в документе

ФИО и подпись ответственного за внесение изменения

Дата внесения изменения

Дата введения изменения

измененного

замененного

нового

изъятого




















© 2010-2022