• Преподавателю
  • Другое
  • МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Л. Н. Рябова, преподаватель правовых дисциплин, С. Г. Шабашова, преподаватель экономических дисциплин ГАПОУ Колледж технического и художественного образования г

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Л. Н. Рябова, преподаватель правовых дисциплин, С. Г. Шабашова, преподаватель экономических дисциплин ГАПОУ Колледж технического и художественного образования г

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Л.Н.Рябова, преподаватель правовых дисциплин,

С.Г.Шабашова, преподаватель экономических дисциплин

ГАПОУ Колледж технического и художественного образования г.Тольятти



Сегодня, как никогда, хорошая правовая подготовка сотрудников любой специальности является залогом успешной профессиональной деятельности, она позволяет избежать ошибок и материальных потерь из-за правовой неосведомленности или стремления обойти закон, позволит привлечь клиентов, повысить деловую репутацию работников.

Правовое обеспечение профессиональной деятельности как учебная дисциплина определяет организацию деятельности выпускника СПО, которая связана со знанием правовых основ и решением ряда правовых вопросов.

Одно из основных требований, предъявляемых к специалисту в наше время, - постоянный профессиональный рост, приобретение новых знаний. В процессе изучения правовой дисциплины необходимо освоение юридического языка, который имеет свои особенности - четкость, сжатость, определенность и точность изложения, специальная терминология.

Правовое обеспечение профессиональной деятельности актуально тем, что содержит основные положения правового регулирования предпринимательской деятельности, которые регламентируются хозяйственным и гражданским правом. Дает общую характеристику предпринимательства, рассматривает конституционные гарантии предпринимательства в России, основные положения законодательства, гражданские правоотношения и характеристику юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений. Дисциплина содержит основные положения обязательственного права: общие положения об обязательствах и договорах, характеристику различных видов договоров, порядок их заключения, оформления и расторжения. Много учебного времени посвящается вопросам трудового законодательства: дается общая характеристика трудового права, рассматриваются особенности трудового договора, основные нормативные положения о материальной ответственности субъектов трудовых правоотношений и трудовой дисциплины.

И в этой связи, как показывает практика, именно межпредметные связи в обучении студентов являются конкретным выражением процессов, происходящих на сегодняшний день в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовке студентов, существенной особенностью которой является овладение обучающимися обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность предоставляет возможность применять знания, умения и практические навыки в конкретных ситуациях, при рассмотрении и изучении частных вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной и общественной жизни, а также при изучении впоследствии других смежных учебных дисциплин.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но и закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и разрешения сложных проблем реальной жизни. Именно поэтому являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов.

Межпредметные связи прежде всего характеризуются своей структурой, а поскольку внутренняя структура дисциплины является формой, можно выделить следующие формы связей:

- по составу;

- по направлению действия;

- по способу взаимодействия направляющих элементов, многообразие вариантов в связи.

Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми профессиональными компетенциями и мыслительными операциями, в их первой форме выделяют следующие типы межпредметных связей:

  • содержательные;

  • операционные;

  • методические;

  • организационные.

При этом каждый тип формы «по составу» подразделяется на виды

межпредметных связей, которые будут рассмотрены далее.

Межпредметные связи по составу показывают, что используется, передается из других дисциплин общепрофессионального и гуманитарного, социально-экономического циклов при изучении конкретной темы.

Межпредметные связи по направлению показывают следующее:

  1. является ли источником межпредметной информации для рассматриваемой темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, одна, две или несколько учебных дисциплин;

  2. используется ли межпредметная информация только при изучении темы базовой учебной дисциплины (прямые связи) или же данная тема является также объектом информации для других тем, других дисциплин учебного плана специальности СПО (обратные или восстановительные связи).

Временной фактор показывает следующее:

- какие знания, привлекаемые из других учебных дисциплин, уже получены студентами, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи);

- какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая только ведомой (хронологические синхронные связи);

- как долго происходит взаимодействие учебных тем в процессе осуществления межпредметных связей.

Таким образом, подведем итоги вышесказанному, заполнив данную таблицу:

Формы межпредметных связей

Типы межпредметных связей

Виды межпредметных связей

По составу

содержательные;

- по фактам, понятиям, законам, теориям

операционные;

- по формируемым профессиональным компетенциям и мыслительным операциям;

методические;

- по использованию педагогических

методов и приемов;

организационные

- по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса

По направлению

действия

односторонние

- прямые, обратные или восстановительные

двухсторонние

многосторонние

По способу взаимодействия направляющих элементов

хронологические

- преемственные;

- синхронные;

- перспективные

хронометрические

- локальные;

- среднедействующие;

- длительно действующие

Такая классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом определять и внутрикурсовые связи (связи, например, между правовым обеспечением профессиональной деятельности, основами экономики, основами предпринимательства, эффективным поведением на рынке труда и даже обществознанием), а также внутрипредметные связи между темами определенной учебной дисциплины, например, между темами «Понятие юридического лица. Признаки и классификация юридических лиц» и «Порядок создания и прекращения юридических лиц различных ОПФ».

При изучении учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» студенты знакомятся с большим объемом материала, изучают основные положения правового регулирования предпринимательской деятельности, которые регламентируются хозяйственным и гражданским правом, гражданские правоотношения и характеристику юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений, основные положения обязательственного права: общие положения об обязательствах и договорах, характеристику различных видов договоров, порядок их заключения, оформления и расторжения, рассматривают особенности трудового договора, основные нормативные положения о материальной ответственности субъектов трудовых правоотношений и трудовой дисциплины, основные положения, связанные с гражданско-правовой и административной ответственностью физических и юридических лиц.

№/

Тема по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Учебные дисциплины, в которых используются знания по данной теме

1.

Понятие хозяйственной деятельности предприятия, его хозяйственные правоотношения

  • Экономика организации -

Предпринимательская деятельность организации (предприятия)

2.

Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности

  • Основы предпринимательства -

Государственная поддержка малого бизнеса. Отнесение предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса

  • Обществознание -

Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

3.

Понятие юридического лица. Признаки и классификация юридических лиц

  • Основы предпринимательства -

Определение организационно-правовой формы собственного предприятия.

4.

Признаки организационно-правовых форм юридических лиц.

  • Экономика организации -

Организационно-правовые формы организаций (предприятий)

5.

Порядок создания и прекращения юридических лиц различных организационно-правовых форм

  • Основы предпринимательства -

Определение оптимального варианта налогообложения для собственного предприятия

6.

Виды и формы собственности по российскому гражданскому законодательству

  • Обществознание -

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги.

Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

7.

Гражданско-правовой договор: общие положения

  • Обществознание -

Гражданско-правовые договоры. Имущественные права.

Защита прав потребителей.

8.

Отдельные виды обязательств по гражданскому договору

  • Обществознание -

Гражданское право и гражданские правоотношения.

9.

Трудовое право как отрасль российского права

  • Обществознание -

Трудовое право и трудовые правоотношения.

Понятие трудовых правоотношений.

Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях.

10.

Источники и субъекты трудового права

  • Экономика организации -

Расчет численности работников организации (предприятия).

11.

Трудовой договор, виды.

Понятие, условия заключения

  • Обществознание -

Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.

  • Эффективное поведение на рынке труда -

Трудоустройство: правовые нормы и практические задачи.

Определение перечня требований соискателя к работе.

12.

Права и обязанности сторон по трудовому договору

  • Эффективное поведение на рынке труда -

Определение общих прав и обязанностей

13.

Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых прав

  • Эффективное поведение на рынке труда -

Оценка законности действий работодателя и работника при приеме на работу.

Оценка законности действий работодателя и работника при увольнении.

14.

Заработная плата: понятие, виды. Социальное обеспечение граждан

  • Экономика организации -

Формы и системы оплаты труда.

Расчет тарифной заработной платы работников организации. Расчет бестарифной заработной платы работников организации

  • Обществознание -

Заработная плата

Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

15.

Трудовые споры: индивидуальные, коллективные. Право работников на забастовку

  • Обществознание -

Трудовые споры и порядок их разрешения.

16.

Понятие административного правонарушения и административной ответственности.

  • Обществознание -

Административное право и административные правоотношения. Административная ответственность.

17.

Виды административного наказания

  • Обществознание -

Административные проступки.

В изучении любой темы можно выделить два этапа:

- начальный (подготовительный), приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе;

- основной, представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе.

Если пояснять более подробно, то суть этих этапов заключается в следующем.

Первый, подготовительный, этап обеспечивает общую ориентацию студентов в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учебной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале ее изучения ведется работа, которая подводит студентов к осознанию интегративного характера содержания темы, к необходимости при раскрытии ее ведущих положений вспоминать и использовать знания из других дисциплин, а также к пониманию того, как должна быть организована работа. В результате преподаватель вместе со студентами намечает перспективный план изучения темы на широкой межпредметной основе.

На втором этапе в соответствии с разработанным преподавателем планом изучения темы строится следующий, основной, этап по непосредственному раскрытию ведущих положений темы. Построение учебного процесса ставит преподавателя перед необходимостью более глубокого проникновения в содержание ведущих идей других смежных дисциплин, обуславливая тем самым все более широкие и глубокие контактные связи между преподавателями, в данном случае преподавателями правовых и экономических дисциплин.

В результате работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а приводит к организации межпредметных семинаров, совместных экскурсий, письменных проверочных работ в виде тестирования, различных конференций и мероприятий. Так, например, уже несколько лет проводится интересная форма межпредметной связи права и экономики - «Интеллектуальный марафон «Брейн-ринг», целью которого является развитие познавательной сферы студентов. Данное мероприятие помогает углубить знания студентов в вопросах обществознания, трудового и административного права, правового регулирования деятельности юридических лиц и экономики предприятия, эффективного поведения на рынке труда и основ предпринимательства, развивает зрительную память обучающихся и проводится с использованием мультимедийных средств (интерактивная доска, проектор, ПК).

При этом мероприятие включает в себя следующие цели и задачи:

Образовательные:

- пополнение знаний в области обществознания, правового обеспечения профессиональной деятельности и экономики предприятия, основ предпринимательства и эффективного поведения на рынке труда.

Воспитательные:

- стимулирование познавательного процесса;

- воспитание чувства товарищества, командной работы.

Развивающие:

- развитие эрудиции, внимания, быстроты реакции;

- развитие умения работать в коллективе.

«Интеллектуальный марафон «Брейн-ринг» проходит в форме соревнования между двумя-тремя командами, преподаватели выполняют роли ведущих, а включает в себя «Брейн-ринг» несколько конкурсов:

1.Конкурс «Разминка», где ведущие по очереди задают командам вопросы из различных дисциплин, за правильный ответ на вопрос команда получает два балла.

2.Конкурс «Самый умный», в котором командам предлагается угадать зашифрованное на экране слово (например, «смета», «кодекс», «зарплата» и другие).

3.Конкурс капитанов - капитанам команд на время (30 секунд) задаются вопросы на эрудицию и сообразительность. Победитель, набравший наибольшее число правильных ответов, приносит команде пять баллов.

4.Конкурс «Словарь» предлагает термины и словарные определения к ним, но в разбросанном порядке, необходимо подобрать к каждому слову правильное определение. После этого анализируются результаты, за каждый правильный термин команда получает один балл.

5.В конкурсе «Угадай, кто?» на экране появляются фотографии известных личностей (политиков, экономистов, общественных деятелей, знаменитых адвокатов и юристов, предпринимателей). Командам необходимо узнать и записать фамилии этих людей.

Затем подводятся общие итоги и выставляются оценки.

-7

© 2010-2022