Дипломная работа на тему Пермогорская роспись

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»









«Пермогорская роспись»


















2016

Содержание


Введение…………………………………………………………………...….......4

1.История возникновения Пермогорской росписи……….……………...……..5

2.Виды композиции Пермогорской росписи……………...………………..…...7

3.Технология изготовления Пермогорской росписи …………...…..…..…......11

4.Современное состояние Пермогорской росписи …………………....…........13

5.Техника безопасности Пермогорской росписи …….…….…………….…..14

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы………..…………………………………..………….….…..17






Введение


Издавна человек стремился украсить свое жилище, и все с чем ему приходилось сталкиваться из самых простых материалов, например: дерево, он создавал произведения декоративно-прикладного искусства.

Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну, но каждый мастер старался внести, что-то новое.

Декоративно-прикладное искусство имеет свои законы. Выражая представление о прекрасном своими средствами, оно никогда не стремиться скопировать окружающий мир, а передает только самое выразительное Красота и польза не отделимы, они сливаются в каждом произведении декоративно-прикладного искусства. Хорошо знакомые травы и цветы, стилизованные художником, превращались в яркий орнамент. Истинные произведения искусства со временем не теряет своей художественной ценности, и это подтверждают сохранившиеся образцы народной живописи.

Художественные изделия радуют своей красотой, они вбирают в себя традиции орнаментального искусства. Узор, как изображение тысячелетней истории. Наиболее яркий русский узор проявлялся в художественной росписи по дереву. Испокон веков мастера украшали орнаментом не только деревянную посуду и другие труда, но и все жилище.

Существует множество техник кистевой росписи: Пермогорская, урало-сибирская, хохломская и Городецкая.


1. История возникновения Пермогорской росписи


Историю промысла, а значит и самой пермогорской росписи ведут примерно с XVIII века, когда в этих местах поселились русские старообрядцы. Можно предположить, что её статика возникла на основе росписей Великого Устюга. А те, в свою очередь, во многом заимствовали орнаменты с восточных тканей. Поэтому не случайно, что пермогорской и борецкой росписям присущи «ковровые» композиции, а более ранние их образцы во многом напоминают арабески.

Научное изучение росписей русского Севера началось с 1959 года, когда Заморский музей-заповедник организовал экспедицию на Северную Двину. Так были установлены и квалифицированны три самостоятельных вида росписей: Пермогорская, ракульская и северодвинские (позже в северодвинских росписях выделяют самую «богатую» на вид борецкую, ажурную пучугскую, а также томскую росписи).

Пермогорье - это пристань на самом высоком гористом берегу Северной Двины. В четырех километрах от неё раскинулись деревни Большой Березник (не случайно именуемый в народе Помазкино), Грединская, Черепаново.

Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Едома, и являлись центром пермогорской росписи. Возникла она, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30- х годов нашего века, а те, в свою очередь, во многом заимствовали орнаменты с восточных тканей. Поэтому не случайно, что пермогорской и борецкой росписям присущи «ковровые» композиции, а более ранние их образцы во многом напоминают арабески.

Пермогорье - родина самобытной росписи предметов прикладного искусства на Северной Двине.

Наибольший интерес представляют деревянные прялки с растительным узором и разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни- сенокоса, посева и т.д. Пермогорские прялки- корневого типа с большой широкой лопаской. Обычно лицевая поверхность разбивалась на две части. Верхняя была больше, чем нижняя, но при этом не создавалось впечатление неустойчивости, т.к. переход от лопасти к стояку был ступенчатым, широким и уравновешивал такую композицию.






















2. Виды композиции в Пермогорской росписи


Пермогорская роспись очень повествовательна. В ее растительный узор легко вписываются всевозможные значимые для крестьянина бытовые, жанровые сюжеты: въезд в город, посиделки, чаепитие, свадьба, охота и рыбалка, доение коровушки и многое другое. Их всегда интересно рассматривать, разбирать милые текстовые пояснения. В старину эти рисунки рассказывали о текущей ситуации, о занятии мастера или владельца изделия. В ту пору, когда человек еще оставался близко природе, она и в росписи была слитна с ним. Потому чаепитие могло проходить в окружении домашней живности, а героями легко оставались и лиса, и тетерев, и олень. Фризовая композиция - легко ложится на токарное изделие, но может дополнить и плоскостное. Строится она вокруг волнообразного побега - «волны». Расположение рисунка может быть как горизонтальным так и вертикальным.

Пологая и круговая волна. Чем токарное изделие выше, тем более крутой должна быть «волна», чем ниже - тем более пологой. Тогда рисунок будет «читаться» на каждом повороте, а не «убегать» за него.

Разорванная волна («сегмент»). Дает возможность нового композиционного построения, позволяет чередовать завиток, например, с фигурой птицы, животного или медальоном. Волна с наклоном придает композиции динамику. Волна без наклона (схема «Древко») делает композицию статичной, устойчивой. Свободная смешенная композиция. Очень повествовательна, это своеобразная анимация.

Вертикальная композиция в прямоугольнике.

По канону полагалось изображать столько орешек, сколько изображено людей, живых душ.

Композиция в круге может строиться по-разному:

- развиваться от центра к кроям;

- заполнять пространство круга «хороводом»;

- идти от краев к центру;

- заполнять пространство круга ассиметрично;

Сюжетная композиция в прямоугольнике. Большое пространство как бы само собой предназначено для сюжетной композиции. В горизонтальной, например, легко вписываются повозка, корабли, сидящая фигура. Пермогорская роспись - графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контурам, а затем по нему накладываются цвета. Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть «золота».

На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный - к темно-вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На боде поздних образцах мы видим белые фоны, яркие краски. Техника исполнения Пермогорской росписи, ее колорит, принципы построение композиции, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией.

Основу Пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трёхлопастные, чуть изогнутые листья с острым кончиками и тюльпановидные цветы. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы.

Основные элементы.

Ленточки и бордюры. Рассматривая расписное изделие, мы обычно замечаем каемки и бордюры в последнюю очередь, а вот начинать изучение росписи лучше как раз с них. Они, как разнообразная тесьма, как кружева и ленты, придают любой композиции завершенность, если грамотно и со вкусом подобранны.

Их заданный размер не должен быть крупнее самого рисунка, чтоб не забыть, не подавить его. Некрасиво будут выглядеть очень крупные зубцы или очень широкие дуги. На больших площадях из разных лент и бордюров можно составлять сложные, красивые рамки, каймы. Однако между каждым видом бордюра нужно давать разделительную монохромную полосу, чтобы смягчать переход от одного к другому. В основном, ленточки и бордюры в пермогорской росписи строятся из треугольников, ромбов, дуг с капельками.

Углы. При росписи плоскостных изделий: сундуков, мебели, досок и т.п. всегда встает вопрос о заполнении углов. Углы в пермогорской росписи выделяются и оформляются особенно затейливо. Но так же, как и с бордюрами, нужно помнить об их вспомогательной роли и не делать очень крупными. Схемы заполнения углов могут быть открытыми и закрытыми.

Иногда, например, на табуретке, именно от открытого угла можно строить композицию: пусть побеги с цветами и ягодами и т.п. А закрытый угол, например квадратный, может подчеркнуть строгость прямоугольной формы.

Приписки. Название «приписки» говорит само за себя. Это мелкие, незначительные элементы, которые помогают заполнить пространство. Они- как «подтанцовка» у солиста. Приписки были характерны для ранних образцов пермогорской росписи, иногда сплетались в единое полотно с сопроводительным текстом (без них бы текст «выпирал»). Но злоупотреблять приписками нельзя, а то за елками можно и леса увидеть. Состоят приписки из листочков, ягодок, «огуречников». Это самые мелкие элементы орнамента. Приписки можно выполнять или одним черным цветом, или охрами, можно их и комбинировать. Маленькие черные «огурчики» и ягодки придают рисунку нарядность и изысканность, по ним легко узнать руку мастера.

Цветы. Главный, характерный цветок пермогорской росписи- тюльпан. Его «мясистый» цветок, как и круглая розетка, легко держится на тонкой ножке. Такое художественное решение придает росписи легкость и изящество.

Трилистник. Это основной растительный мотив пермогорской росписи. Это не «листок», как в городецкой, а трилистник. В нем - то образ цветка, маленького тюльпана, то образ проклюнувшегося зерна, то пышных листьев. Лепестки его мягкие, как бы оплывшие. Трилистник может быть симметричным и несимметричным. И не обязательно состоять из трех листков.

Дерево. Пермогорское дерево «растет» на «горе», как и положено Мировому Древу. Символически гора изображается маленьким бугорком, треугольным губчиком. Ветки с трилистниками раскидываются в разные стороны, заполняя пространство в нужном направлении. Дополняются они разнообразными мелкими элементами.

Птицы. Идея жизни не будет полной без птиц. Они должны быть сказочными и райскими, но крестьянские художники рисовали знакомых «кукушек» - так на Северной Двине назывались курочки.

Птица Сирин. Она особенно вписывается в круг - добропожелательный и обережный символ.

Не нужно из нее делать русскую красавицу, а то получится китч. На старинных прялках она имеет достаточно строгий вид. Черты лица наводятся только черным контуром.



3. Технология изготовления Пермогорской росписи

Для технологического процесса пермогорской росписи необходимы определенные инструменты и материалы.

Оборудование:
Стеллажи для просушивания и хранения изделий.
Сушильный шкаф, регулирующий температуру от 30 до 50°С для более быстрого просушивания расписанных и пролаченных изделий.
Токарный станок для вытачивания «белья» под роспись.

Банки (50-100 г) для разведения красок. Чашки и миски для грунта и шпатлевки.

Инструменты:
Для точения изделий на токарном станке используют резцы по дереву: полукруглые стамески, стамеску-косяк и резец-крючок.
Тампоны. Для грунтовки и лачения используют тампоны из капроновых чулок или мягкого поролона.

Кисти

Являются основным инструментом в данном технологическом процессе. Для росписи используют беличьи, хорьковые, колонковые кисти № 1-5, для росписи крупных изделий - более крупные кисти № 6-8. Для лачения и грунтовки пригодятся мягкие плоские кисти.

Для росписи кисти лучше всего перебрать, или изготовить самостоятельно. Для этого из средней части беличьего хвоста выбирают пучок волос. Аккуратно отрезают. Вместе с ворсом отрезается и подшерсток, поэтому его необходимо убрать. Концы ворса выравнивают и перевязывают ниткой. Подготовленный таким образом ворс можно вставить в металлический патрон или обычную ученическую ручку.

Материалы:

Материалы, используемые при росписи в учебных заведениях лучше всего вести гуашью.

Шпатлевка № 1. Делают из 20 г сухого столярного или рыбьего клея, залитого 180 мл холодной дистиллированной воды. Данную смесь варят до полного растворения в клееварке, на водяной бане. Шпатлевку, приготовленную из рыбьего клея, перед употреблением подогревают, так как остывший клей представляет собой желеобразную массу.

Шпатлевка № 2 готовится по следующему рецепту. В весовых частях смешивают: 17 ч. смолы МФ или 40 ч. смолы УКС, 2 ч. олифы льняной, 23 ч. талька, 33 ч. стеклопорошка, 8 ч. 10%-ного раствора щавелевой кислоты, 10 ч. каолина.

Все сыпучие компоненты, просеянные через сито, смешивают в порядке, указанном в рецепте. Также используют готовые шпатлевки НКШ.

Грунтовка № 1 готовится по следующему рецепту. Смешивают в весовых частях 5 ч. сухого столярного клея, 95 ч. воды, 50-60 ч. мела, 0,05 ч. фенола.
Грунтовку № 2 делают из картофельного крахмала. Сухой крахмал замачивают в теплой воде, добавляют кипяток и подогревают на огне до кипения (по принципу варки киселя). «Кисель» должен быть достаточно крут и без комков.

Помимо этого используют готовую грунтовку ПМ-1, П-046 или водоэмульсионную краску ВА-27А, а также другие марки этой краски.

Древесина. Для росписи нужна древесина. Для городецкой росписи подойдут как мягкие, так и твердые сорта деревьев, не подвергающиеся рассыпанию и растрескиванию: береза, осина, липа, ольха и другие породы деревьев.
В современном производстве используют заготовки из прессованной древесины.

4. Современное состояние Пермогорской росписи

В последние годы светлые росписи русского Севера стали необыкновенно популярны. Они вновь удивили нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка. Даже в музеях, где много старинной красоты, глаз сразу выхватывает те туеса и скобари, сундуки и санки, люльки и прялки, что покрыты сплошным ковровым радостным узором вперемежку с птицами Сирии, пряхами и единорогами. Подобные предметы привлекли к себе интерес собирателей и деятелей русской культуры. В конце XIX-го века фабричное производство (главным образом текстиля) резко снизило потребность в изделиях ручного труда и для ручного труда, таких, как, например, прялка.

Уходили в прошлое возки, короба и сундуки, которые ещё недавно широко производились и расписывались на радость себе и покупателям. Образованная часть русского общества стала собирать уходящие в историю предметы крестьянского быта. Московские и петербургские музей, частые коллекции П. Щукина, М. Тенишевой, В. Поленова, И. Куликова (ныне его коллекция хранится в Мурманском музее) с удовольствием собирали русскую старину.

Промышленное производство, которое пришло на смену кустарному, затем годы революции 1917 года, конечно, подкосило промысел.

Наиболее востребованными были детская мебель и игрушки. С 1930-х годов, во время бедственного положения в стране в связи с коллективизацией и истреблением крестьянства, промысел почти прекратил существование.

Хоть советская власть и дала промыслам государственные заказы, благодаря чему они крепко стояли на ногах в 1970-е годы и до начала перестройки в середине 80-х, но плавное, поточное производство во многом привело к тому, что высокохудожественные изделия производились только на экспорт и для выставок.

5. Техника безопасности

1. Любую работу нужно начинать только после прохождения инструктажа и разрешения мастера.

2. Необходимо представить справку о состоянии здоровья.

3. Систематически производить влажную уборку и проветривать помещение.

4. Хранить покрасочные материалы и растворители в плотно закрытых сосудах.

5. На каждом веществе должна быть соответствующая этикетка с названием вещества.

6. Применяемые препараты предохранять от воздействия прямых солнечных лучей, не работать вблизи огня.

7. При разбавлении нельзя перемешивать бензол и этилованный бензин из-за огнеопасности и взрыва неустойчивости.

8. Помещение должно быть обеспечено противопожарным оборудованием.

9. Работать только на исправном оборудовании.

10. Окраску методом распыления производить в специальном помещении с вытяжным шкафом и вентиляцией.

11. Освещение помещения должно быть максимально приближено к дневному свету.

12. Работать в спецодежде, соблюдая личную гигиену.

13. Необходимо воспользоваться ватно-марлевой повязкой (при распылении), чтобы вредные токсические запахи не проникали в органы дыхания.

14. После работы с лакокрасочными материалами, кисти и материалы сложить в банку с водой для предотвращения загорания.

15. После работы вымыть руки теплой водой и привести в порядок рабочее место.

Заключение

Пермогорская роспись - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.

История неповторимой сюжетной росписи насчитывает уже более полутора веков. В своих композициях крестьянские художники открывали уникальный образный мир.

Пермогорская роспись - один из самых знаменитых художественных промыслов России.

На протяжении всей истории промысла народные мастера создали оригинальную живописную систему, нашли неповторимые образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента.

Среди изделий, расписывавшихся в Пермогорье, преобладали, как, впрочем, и в большинстве центров северных росписей, прялки, крупные плоскости которых позволяли наиболее ярко представить выделяющий пермогорскую в ряду прочих росписей элемент - живописные сценки из крестьянского быта, изображения сказочных птиц (чаще всего - Сирина) и зверей. Подобным образом расписывались встречающиеся среди дореволюционных изделий крупные резные праздничные блюда.

Нужно научиться любить и понимать культуру своей малой родины, того уголка необъятной России, где ты родился, того края, где ты живёшь!

Богата Русь народными умельцами, но, пожалуй, такого разнообразия форм творчества, как у нас на Севере, вряд ли где можно найти! Это и плетение из прутьев и бересты, каргопольская глиняная игрушка, знаменитая птица счастья, о которой сложена легенда, это удивительные расписные прялки, резные шкатулки, изделия из кости, это знаменитые Малые Корелы, северные вышивки и изделия ткачества.

Чего только не умели наши предки! Многое из того, что могли они, в наше время опытным мастерам - художникам порой даже не под силу. Можно долго перечислять всё, что умели делать простые люди Севера, что является высокохудожественными вещами - глаз радует да сердце согревает.







Список литературы

1. Художественные рефераты na-5.ru/catalog-iskusstvo-hudojestvennie_referati.;line-height: 150%"> 2. Энциклопедия «Русская роспись» Наина Величко.

3. Н. Н. Соболев Русская народная резьба по дереву. Сварог и К, 2000 ISBN 5-93070-030-3.

4. Традиции народной росписи по дереву Супрун Л.Я. - Резьба 1983г.

5. Город мастеров evk-skell.ucoz.ru/forum/29-95-1

6. Русская народная резьба по дереву; современный период. Госместпромиздат, 1961г.

7. Городецкая роспись gorodeckaya-rospis.html

8. Штрих школа творчества shtrih-33.ucoz.ru/publ/2-1-0-17


© 2010-2022