Доклад на тему Структура личности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему Структура личностиДоклад на тему Структура личностиДоклад на тему Структура личностиДоклад на тему Структура личностиДоклад на тему Структура личностиДоклад на тему Структура личностиДоклад на тему «Структура личности».

Личность - человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Структура личности - это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует особенности личности (человека, индивида).

Существует 4 компонента структуры личности:

Первый компонент - потребности, интересы, идейные установки;

Второй компонент - система способностей;

Третий компонент - характер, стиль поведения;

Четвертый компонент - самосознание личности.

Все эти компоненты невероятно важны в деле преподавания. Ведь для школьника учитель - образец для подражания.

Хорошо уравновешенные, любящие детей педагоги имеют много сторонников среди учеников, их уважают, ими восхищаются, пытаются подражать, и, наоборот - у учителей нервных, неуравновешенных редко складываются добрые отношения с воспитанниками. От этого в первую очередь страдает учебно-воспитательный процесс, а когда такой педагог становится еще и классным руководителем, тогда ситуация намного усложняется - нарушается взаимодействие воспитанников с данным учителем, дети становятся неуверенными, повышается тревожность, отсутствует чувство защищенности, переходит в школьную дезадаптацию и, как следствие, нарушается адаптация к взаимодействию в обществе целом. Имеющий дело с чувствительной душой ребенка, учитель должен оберегать ее духовную целостность. Настоящему учителю недостаточно быть хорошим методистом. Ему нужно достичь определенной духовной высоты нравственных убеждений.

Авторитет педагога - это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета. Авторитет учителя - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которые преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.

"Для ребят идея неотделима от личности, - писала Н.К.Крупская. - То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек". Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому.

Обязательным требованием к авторитетному учителю является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Любой хороший или плохой поступок обязательно имеет нравственный аспект. Если учащиеся увлеченно работают на уроке и не слышат звонка на перемену, если не пререкаясь, выполняют любую просьбу учителя, авторитет последнего высок.

Таким образом, самовоспитание, направлено на формирование качеств, не имея которых невозможно завоевать высокий авторитет - первоочередная задача педагога. Для этого необходимо выявить качества, которые мешают завоевать авторитет, сформировать у себя твердую установку на процесс самовоспитания и проявить волевые усилия, направленные на достижения поставленной цели. Данная задача посильна любому учителю. Необходимо только нацелить себя на серьезную, нелегкую работу, на преодоление лени. "Преодолеть лень можно самовнушением, самовоспитанием. Для этого есть единственный, вернейший способ - это заставить себя сделать то дело, которое нужно сделать. Другого способа нет", - писал А.С Макаренко.

Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п).

Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей. Школьники любят аккуратность в костюме, подтянутость и культуру в поведении. От их внимательного взора ничего не ускользает. Небрежность в костюме (оторванная пуговица, не почищенная обувь и пр.), не причёсанные волосы у учителя снижают его авторитет. В том случае, когда учитель не следит за собой, нарушается в классе дисциплина, с приходом его в класс слышатся нелестные отзывы, перешептывания, смех.

Завоевать у учащихся авторитет может только правдивый, трудолюбивый, преданный своему делу учитель. Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя. Если учитель допускает в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как учителя рушится. Единственный выход - перейти в другую школу, изменить своё поведение и вновь, шаг за шагом, завоёвывать авторитет.



Структура личности

Система способностей

Воздействие на учащихся Самосознание личности Личность учителя Характер, стиль поведения Воздействие на учащихся

Потребности, интересы, идейные установки

© 2010-2022