- Преподавателю
- Другое
- Бытие как философская категория
Бытие как философская категория
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вербицкая О.Н. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Каспийский институт морского и речного транспорта-
филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта»
Методическая разработка
открытого урока
по дисциплине: «Основы философии»
специальности 180407 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
для студентов 4 курса группы 42 ЭМ.
Тема: «Бытие как философская категория»
Составила: Вербицкая О.Н.
2015г.
Тема урока: «Бытие как философская категория»
Цели урока:
Образовательная: рассмотреть основные философские подходы к пониманию сущности бытия.
Развивающая: развить умения курсантов мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная: формировать гражданскую позицию курсантов, ценностно-нравственное восприятие мира.
Организация урока.
Вид занятия - урок
Тип урока - комбинированный
Методы и приемы обучения - проблемный
Междисциплинарные связи: дисциплины «История», «Литература»
Методическое обеспечение - Методическая разработка открытого урока, учебник В. Д. Губин «Основы философии», презентация.
Структура урока:
-
Организационная часть - 2 мин.
-
Постановка цели урока - 3 мин.
-
Основная часть - 32 мин.
-
Подведение итогов урока, выставление оценок - 5 мин.
-
Домашнее задание, окончание урока -3 мин.
План урока.
Организационная часть. Приветствие студентов и присутствующих гостей. Проверка готовности группы к занятию.
Озвучивание темы, цели и плана урока.
Итак, сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения Александра Блока написанного им в 1901году. Ваша задача открыть тетради, в тетрадях записать число и внимательно слушая его выписать в тетрадь ключевые слова, которые помогут нам определить тему сегодняшнего занятия и его цели.
В петляющей темнице Бытия
Смешались и события и люди
И где-то там блуждаем ты и я,
Ища свою любовь в потоке судеб.
Идя вперед на ощупь в мрачной тьме,
Ладонями горячими, случайно,
Однажды прикоснешься ты ко мне
И скажешь тихо: «Здравствуй, сердца тайна».
И я тебе отвечу, чуть дыша,-
Не зная сам, от счастья иль волненья:
«Привет, судьба моя, моя душа,
И, грез моих прекрасное творенье».
И от произнесенных нами слов,
Как после колдовского заклинанья,
Зажжется в темноте для нас любовь
И ярко озарит наш путь сияньем.
Итак, как вы думаете, какая философская проблема и будет стоять в центре нашего внимания? «Бытие - как философская категория» (записать в тетрадь)
План
-
Бытие как проблема философии.
-
Формы бытия.
Преподаватель: Что такое бытие?
Бытие - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно вне сознания и независимо от сознания человека.
Впервые термин «бытие» был введен античным мыслителем Парменидом в 6 в. до н.э , который представлял его в виде единого, неподвижного и плотного шара, за пределами которого ничего не может быть.
Преподаватель: Бытие можно разделить на две категории
всеобщее единичное
Всеобщее - это мир в целом, космос, природа, человек.
Единичное - это отдельный человек, животное, растение.
Преподаватель: Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как целостное явление, всеобщее единство, включающее в себя множество разнообразных вещей, процессов, состояний, человеческих индивидов, природных явлений. Это то, что мы называем всеобщим бытием. Основным компонентом, с помощью которого осуществляется всеобщие связи между этим бесконечным множеством вещей, выступает единичное.
Преподаватель: Антитезисом бытия является понятие небытие. Все конкретные формы бытия (звезды, растения, животные, человек) с одной стороны возникают как бы из небытия и становятся наличным, актуальным бытием. Но бытие сущего, сколько бы оно не продолжалось, приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму бытия. Следовательно, все имеет начало и конец. Т.е небытие понятие относительное, в абсолютном смысле небытия нет.
Для характеристики бытия в его универсальном значении хорошо подходит понятие субстанции, разработанное голландским философом Спинозой.
Субстанция- это все то, что не нуждается ни в чем для своего существования (в качестве примера давайте с вами вспомним, что из себя представляли данные субстанции в античности и средние века)
Античность - неразрушимый космос (Фалес-вода, Гераклит-огонь, Демокрит - атомы, Пифагор - числа, средние века - божественное творение мира).
В понимании бытия как субстанции можно выделить различные точки зрения в философии:
1. монистическая концепция - признает одну, единственную субстанцию в основе бытия (материя - материалисты, сознание - идеалисты)
2. дуалистическая концепция - признает в основании мира, бытия две субстанции: материальную и духовную
3. плюралистическая концепция в основании бытия склонна видеть несколько независимых начал, субстанций: экономический, политический, географический, религиозный.
Формы бытия
Бытие духовного
Бытие природного
Бытие социального
Бытие природного - это естественная среда, которая охватывает вещи, процессы, состояния природы.
Бытие социального - это бытие человека в природе, обществе, истории.
Бытие духовного - существует как идеальное и общественное сознание людей.
Вывод: Человек принадлежит одновременно к двум мирам: природному (как его часть) и духовному (что и делает его человеком)
Преподаватель: Давайте попробуем от теории перейти к практике, т.е. обсудить эту проблему с точки зрения взаимодействия этих форм. Я предлагаю Вам посмотреть отрывок из фильма «Не стреляйте в белых лебедей».
Обсуждение (ответы курсантов)
Какие формы бытия представлены в фильме? Конечно все.
Какие чувства вызвал у вас этот отрывок из фильма?
Вывод: Человек-это метафизический центр мира; если бы не было его, то мир не имел бы смысла, ни определенной формы, не было бы в нем ни его несовершенств, дефектов, ни его красоты и возможностей бесконечного совершенствования.
Наш сегодняшний урок подходит к концу, поставить точку в этом вопросе мы не можем, но уже что - то мы с вами знаем.
-
Что такое бытие?
-
Кто впервые стал использовать термин бытие?
-
Что такое субстанция?
-
Какие формы бытия мы знаем?
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание. Написать мини-сочинение рассуждение на тему:
« Что определяет бытие человека?»
Преподаватель: для рассуждения над данной проблемой можно использовать данную притчу.
Внук где-то услышал, что «бытие определяет сознание». Он прибежал к своему деду узнать его мнение об этом:
- Дедушка, правда ли это?
Дед в знак согласия кивнул головой:
- Конечно, правда, внучек! Просто для одних бытие - это ожидание лёгкого счастья у телевизора, для других же - трудный поиск его в себе самом. Для кого-то - это полный дом дорогих вещей, а для другого - полный дом любви. Для одних - это застолье с друзьями, для других - помощь товарищу. Теперь вопрос к тебе: «Так что же определяет бытие человека?»