Бытие как философская категория

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бытие как философская категорияБытие как философская категорияБытие как философская категорияБытие как философская категорияБытие как философская категорияКаспийский институт морского и речного транспорта-

филиал федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта»







Методическая разработка

открытого урока



по дисциплине: «Основы философии»

специальности 180407 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»

для студентов 4 курса группы 42 ЭМ.

Тема: «Бытие как философская категория»



Составила: Вербицкая О.Н.



2015г.

Тема урока: «Бытие как философская категория»

Цели урока:

Образовательная: рассмотреть основные философские подходы к пониманию сущности бытия.

Развивающая: развить умения курсантов мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная: формировать гражданскую позицию курсантов, ценностно-нравственное восприятие мира.

Организация урока.

Вид занятия - урок

Тип урока - комбинированный

Методы и приемы обучения - проблемный

Междисциплинарные связи: дисциплины «История», «Литература»

Методическое обеспечение - Методическая разработка открытого урока, учебник В. Д. Губин «Основы философии», презентация.

Структура урока:

  1. Организационная часть - 2 мин.

  2. Постановка цели урока - 3 мин.

  3. Основная часть - 32 мин.

  4. Подведение итогов урока, выставление оценок - 5 мин.

  5. Домашнее задание, окончание урока -3 мин.

План урока.

Организационная часть. Приветствие студентов и присутствующих гостей. Проверка готовности группы к занятию.

Озвучивание темы, цели и плана урока.

Итак, сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения Александра Блока написанного им в 1901году. Ваша задача открыть тетради, в тетрадях записать число и внимательно слушая его выписать в тетрадь ключевые слова, которые помогут нам определить тему сегодняшнего занятия и его цели.

В петляющей темнице Бытия

Смешались и события и люди

И где-то там блуждаем ты и я,

Ища свою любовь в потоке судеб.

Идя вперед на ощупь в мрачной тьме,

Ладонями горячими, случайно,

Однажды прикоснешься ты ко мне

И скажешь тихо: «Здравствуй, сердца тайна».

И я тебе отвечу, чуть дыша,-

Не зная сам, от счастья иль волненья:

«Привет, судьба моя, моя душа,

И, грез моих прекрасное творенье».

И от произнесенных нами слов,

Как после колдовского заклинанья,

Зажжется в темноте для нас любовь

И ярко озарит наш путь сияньем.

Итак, как вы думаете, какая философская проблема и будет стоять в центре нашего внимания? «Бытие - как философская категория» (записать в тетрадь)

План

  1. Бытие как проблема философии.

  2. Формы бытия.

Преподаватель: Что такое бытие?

Бытие - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно вне сознания и независимо от сознания человека.

Впервые термин «бытие» был введен античным мыслителем Парменидом в 6 в. до н.э , который представлял его в виде единого, неподвижного и плотного шара, за пределами которого ничего не может быть.

Преподаватель: Бытие можно разделить на две категории

всеобщее единичное

Всеобщее - это мир в целом, космос, природа, человек.

Единичное - это отдельный человек, животное, растение.

Преподаватель: Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как целостное явление, всеобщее единство, включающее в себя множество разнообразных вещей, процессов, состояний, человеческих индивидов, природных явлений. Это то, что мы называем всеобщим бытием. Основным компонентом, с помощью которого осуществляется всеобщие связи между этим бесконечным множеством вещей, выступает единичное.

Преподаватель: Антитезисом бытия является понятие небытие. Все конкретные формы бытия (звезды, растения, животные, человек) с одной стороны возникают как бы из небытия и становятся наличным, актуальным бытием. Но бытие сущего, сколько бы оно не продолжалось, приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму бытия. Следовательно, все имеет начало и конец. Т.е небытие понятие относительное, в абсолютном смысле небытия нет.

Для характеристики бытия в его универсальном значении хорошо подходит понятие субстанции, разработанное голландским философом Спинозой.

Субстанция- это все то, что не нуждается ни в чем для своего существования (в качестве примера давайте с вами вспомним, что из себя представляли данные субстанции в античности и средние века)

Античность - неразрушимый космос (Фалес-вода, Гераклит-огонь, Демокрит - атомы, Пифагор - числа, средние века - божественное творение мира).

В понимании бытия как субстанции можно выделить различные точки зрения в философии:

1. монистическая концепция - признает одну, единственную субстанцию в основе бытия (материя - материалисты, сознание - идеалисты)

2. дуалистическая концепция - признает в основании мира, бытия две субстанции: материальную и духовную

3. плюралистическая концепция в основании бытия склонна видеть несколько независимых начал, субстанций: экономический, политический, географический, религиозный.



Формы бытия

Бытие духовного

Бытие природного

Бытие социального

Бытие природного - это естественная среда, которая охватывает вещи, процессы, состояния природы.

Бытие социального - это бытие человека в природе, обществе, истории.

Бытие духовного - существует как идеальное и общественное сознание людей.

Вывод: Человек принадлежит одновременно к двум мирам: природному (как его часть) и духовному (что и делает его человеком)

Преподаватель: Давайте попробуем от теории перейти к практике, т.е. обсудить эту проблему с точки зрения взаимодействия этих форм. Я предлагаю Вам посмотреть отрывок из фильма «Не стреляйте в белых лебедей».

Обсуждение (ответы курсантов)

Какие формы бытия представлены в фильме? Конечно все.

Какие чувства вызвал у вас этот отрывок из фильма?

Вывод: Человек-это метафизический центр мира; если бы не было его, то мир не имел бы смысла, ни определенной формы, не было бы в нем ни его несовершенств, дефектов, ни его красоты и возможностей бесконечного совершенствования.

Наш сегодняшний урок подходит к концу, поставить точку в этом вопросе мы не можем, но уже что - то мы с вами знаем.

  1. Что такое бытие?

  2. Кто впервые стал использовать термин бытие?

  3. Что такое субстанция?

  4. Какие формы бытия мы знаем?

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание. Написать мини-сочинение рассуждение на тему:

« Что определяет бытие человека?»

Преподаватель: для рассуждения над данной проблемой можно использовать данную притчу.

Внук где-то услышал, что «бытие определяет сознание». Он прибежал к своему деду узнать его мнение об этом:

- Дедушка, правда ли это?

Дед в знак согласия кивнул головой:

- Конечно, правда, внучек! Просто для одних бытие - это ожидание лёгкого счастья у телевизора, для других же - трудный поиск его в себе самом. Для кого-то - это полный дом дорогих вещей, а для другого - полный дом любви. Для одних - это застолье с друзьями, для других - помощь товарищу. Теперь вопрос к тебе: «Так что же определяет бытие человека?»

© 2010-2022