Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Секция 3. «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»

Автор: Сендецкая Е. В., соавторы:

Добролетова И. В.,

Андибор В. А.


БЛАГОПРИЯТНОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО - КОМПЕТЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ.

В данной статье говориться о наиболее важных средствах и подходах, используемых в школе-интернате для реализации образовательной траектории, направленной на развитие компетентной личности.

Ключевые слова: социум, личность, индивидуальность, компетентность, социокультурная среда, самоопределение, саморазвитие, самореализация, социально - педагогическая коррекция.

Ребенок - это Дар Божий, который нужно беречь,

Ребенок - это Вселенная, которую нужно изучать,

Ребенок - это талант, который нужно развивать,

Ребенок - это будущее, которое должно быть лучшим, чем у нас.

Социально-экономические факторы преобразования общества, осуществление демократических реформ, ориентированных на общечеловеческие ценности, возрождение духовного потенциала, создают социальный заказ на творческую, самореализующуюся личность.

Необходимость систематического, целенаправленного формирования потребности в самореализации личности приобретает в современных условиях особое значение.

Процессы обновления современного социума, поиск жизненно-важных приоритетов развития личности в социокультурной среде выдвигают на первый план вопрос самореализации молодежи как один из приоритетных в педагогической науке.

Современный социально-психологический кризис общества обострил ряд психологических проблем во взаимоотношениях между людьми на уровне человек - человек, человек - социальная группа, человек - общество.

Социокультурная среда в интернатных учреждениях является важным условием формирования и социализации личности. Эта среда часто определяет деятельностную активность воспитанников по освоению и формированию их жизненного пространства. Учебно - воспитательный процесс выступает как процесс создания и непрерывного воспроизводства благоприятных условий растущего человека (схема 1), обеспечивающих самоопределение, саморазвитие воспитанников в соответствии с имеющимися у них возможностями, личным опытом в основных сферах жизнедеятельности.

Благоприятные условия для

самоопределения, саморазвития

Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»

Внутренние

Внешние

Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»

Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»

Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»

схема 1.

Государственные образовательные стандарты ориентируют педагогов на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и умений, готовой брать на себя ответственность за свои решения во всех сферах жизнедеятельности. Исходя из этого, социогуманитарность выпускника школы - это умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, находить рациональные пути решения различных проблем, умение осуществлять непосредственное, толерантное общение и взаимодействие с другими людьми, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Социально-педагогическая диагностика, проводимая в школе, помогает выявлять уровень сформированности жизненной компетентности, духовных ценностей и норм поведения воспитанника, а также уровень социальной адаптированности личности и комфортности условий ее развития.

С этой целью, в начале и в конце учебного года школьным психологом проводится мониторинг "Уровень воспитанности учащихся", где оценивается жизненный опыт каждого воспитанника, его отношение к школе, к людям, моральное поведение, культурный уровень, дисциплинированность; тесты: неоконченного предложения Сакса - Сиднея, который дает возможность выявить отношение детей к основным социальным сферам жизни человека; «Определение профессиональных склонностей» по Л. Йованши и Г.Резапкиной; анкетирование «Способность к эмпатии», что определяет уровень развития у детей к сопереживанию, сочувствию.

На основании результатов психо-, медико- и социально - педагогической диагностик обучающиеся привлекаются к различным видам деятельности. Им оказывается педагогическая помощь, идет корректировка медико - педагогического воздействия на личность ребенка, создаются отношения доверия и сотрудничества между обучающимися и педагогами.

Учебный процесс в школе - интернате приобретает все более практическую ориентацию, усиливает деятельностную активность обучающихся. Ведущими моделями обучения в нашем учебном заведении являются:

-игровая деятельность и игровое моделирование;

-групповая или совместно-проектная деятельность;

-дискуссионная деятельность, включающая диалоговое общение;

-интерактивное обучение, где доминирует обмен мнениями и позициями.

Это является важнейшим средством реализации индивидуальной образовательной траектории.

Социально-педагогическая коррекция помогает ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и навыках, проявления девиантного поведения, повысить мотивации обучения и личностного совершенствования, а также решить проблемы семьи, окружения, повысить социальную адаптированность и продуктивность личности.

Значительные социально-культурные и социально-педагогические ресурсы в формировании личностных качеств подростков нашей школы задействованы в культурно-досуговой сфере. Ведь аудитория подростков наиболее восприимчива к изменениям окружающей действительности и способна к ее преобразованию. Все это способствует росту активности и создает оптимальные условия для личностной самореализации. Подростки обретают возможности для развития необходимых личностных качеств, творческого потенциала, социальной активности и т. д.

Процесс ценностного самоопределения в гражданской, духовно-нравственной, семейной и профессиональной сферах жизнедеятельности воспитанников будет эффективным при необходимых педагогических условиях:

-реализации гражданского опыта в процессе социально-активной творческой деятельности;

-организации приобретения духовно-нравственного опыта и опыта семейной жизни в процессе совместной деятельности педагогического коллектива школы и родителей воспитанников;

-обеспечения освоения самоопределения в профессиональной сфере жизнедеятельности на творческих занятиях, на совместных мероприятиях с высшими учебными заведениями І-ІІ уровня аккредитации, государственными профессиональными и профессионально - техническими образовательными учреждениями. Такое взаимодействие позволяет избежать многих проблем, которые связаны с подростковым возрастом, особенностями общения детей и родителей, вносит неоценимый вклад по подготовке детей к полноценной жизни в социуме.

Для сопровождения учебно - воспитательного процесса в школе-интернате разработано научно - методическое обеспечение:

-рекомендации по организации образовательно-воспитательной деятельности, которые содержат: комплекс упражнений утренней гимнастики, гимнастики для глаз; для развития малой моторики, формирования правильной осанки, дыхания, подборки физкультминуток, музыкального сопровождения релаксаций;

-оздоровительные программы: «Организация здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в условиях санаторной школы-интерната», «Индивидуальное здоровье, его формирование, сохранение и укрепление в условиях школы - интерната»;

-воспитательные проекты: « Радуга здоровья», «И помнит мир спасенный», «Я и закон, закон и я», «Я выбираю жизнь», «Танцуй ради жизни»;

-методические разработки уроков;

-методические сценарии мероприятий различной направленности, в том числе и мероприятий совместной деятельности педагогов и родителей.

Основополагающим фактором в целостном организме воспитательной системы является: проведение Дней ученического самоуправления, когда ребята имеют возможность учиться управленческой деятельности, самостоятельно принимать решения, быть толерантными; кружковая, клубная деятельность школы, где приоритетное место занимает работа клуба «Поиск», на базе школьного музея Боевой Славы, музея национальной культуры, что дает возможность приобщить детей к особенностям культуры и истории родного края, создает благоприятные условия для определения смыслов и жизненных ценностей, личной ответственности за свою судьбу, судьбу своих близких, и, в конечном итоге, судьбу своей Родины.

Наша образовательная организация, осуществляя учебно - воспитательный процесс, создает необходимые условия для личностного развития воспитанников и их творческих способностей, укрепления здоровья, формирования общей культуры, адаптации в социуме, профессионального самоопределения (схема 2).

Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»

Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»

Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»

Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»

Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»

Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»

Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»

Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»

схема 2.

Путь к самообразованию, самореализации, эволюции духа, сохранению индивидуальности, субъективности, духовности человека является гарантом целостно - развитой личности и условием развития человечества в целом.

Литература:

1.Горнышева А.А. Социокультурные условия ценностного самоопределения личности. [Текст]/Материалы межрегиональной научно - практической конференции. 1 марта 2003.Елабуга - Казань: «Печать - Сервис XXI век».2013.С.195-198.

2.Горнышева А.А. Искусство и педагогика в современном образовательном пространстве.Сб.науч.ст.Чуваш.гос.пед.ун-та.Москва-Чебоксары: ЧГПУ,2009.С.123.

3. Родигіна І.В.Компетентнісно орієнтований підхід до навчання.-Х.:Вид. група «Основа».2006.С.96.(Б-ка журн.»Управління школою»;вип..8 (32)).- ISBN 996-333-214-Х.

4.Школа жизнетворчества личности. В.М.Доный, Г.М. Несен,, И.Г.Ермаков.- К.:ИСДО, 1995.- 480с.

© 2010-2022