- Преподавателю
- Другое
- Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»
Доклад на тему: «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сендецкая Е.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Секция 3. «Социогуманитарная составляющая компетентной личности»
Автор: Сендецкая Е. В., соавторы:
Добролетова И. В.,
Андибор В. А.
БЛАГОПРИЯТНОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО - КОМПЕТЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ.
В данной статье говориться о наиболее важных средствах и подходах, используемых в школе-интернате для реализации образовательной траектории, направленной на развитие компетентной личности.
Ключевые слова: социум, личность, индивидуальность, компетентность, социокультурная среда, самоопределение, саморазвитие, самореализация, социально - педагогическая коррекция.
Ребенок - это Дар Божий, который нужно беречь,
Ребенок - это Вселенная, которую нужно изучать,
Ребенок - это талант, который нужно развивать,
Ребенок - это будущее, которое должно быть лучшим, чем у нас.
Социально-экономические факторы преобразования общества, осуществление демократических реформ, ориентированных на общечеловеческие ценности, возрождение духовного потенциала, создают социальный заказ на творческую, самореализующуюся личность.
Необходимость систематического, целенаправленного формирования потребности в самореализации личности приобретает в современных условиях особое значение.
Процессы обновления современного социума, поиск жизненно-важных приоритетов развития личности в социокультурной среде выдвигают на первый план вопрос самореализации молодежи как один из приоритетных в педагогической науке.
Современный социально-психологический кризис общества обострил ряд психологических проблем во взаимоотношениях между людьми на уровне человек - человек, человек - социальная группа, человек - общество.
Социокультурная среда в интернатных учреждениях является важным условием формирования и социализации личности. Эта среда часто определяет деятельностную активность воспитанников по освоению и формированию их жизненного пространства. Учебно - воспитательный процесс выступает как процесс создания и непрерывного воспроизводства благоприятных условий растущего человека (схема 1), обеспечивающих самоопределение, саморазвитие воспитанников в соответствии с имеющимися у них возможностями, личным опытом в основных сферах жизнедеятельности.
Благоприятные условия для
самоопределения, саморазвития
Внутренние
Внешние
схема 1.
Государственные образовательные стандарты ориентируют педагогов на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и умений, готовой брать на себя ответственность за свои решения во всех сферах жизнедеятельности. Исходя из этого, социогуманитарность выпускника школы - это умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, находить рациональные пути решения различных проблем, умение осуществлять непосредственное, толерантное общение и взаимодействие с другими людьми, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Социально-педагогическая диагностика, проводимая в школе, помогает выявлять уровень сформированности жизненной компетентности, духовных ценностей и норм поведения воспитанника, а также уровень социальной адаптированности личности и комфортности условий ее развития.
С этой целью, в начале и в конце учебного года школьным психологом проводится мониторинг "Уровень воспитанности учащихся", где оценивается жизненный опыт каждого воспитанника, его отношение к школе, к людям, моральное поведение, культурный уровень, дисциплинированность; тесты: неоконченного предложения Сакса - Сиднея, который дает возможность выявить отношение детей к основным социальным сферам жизни человека; «Определение профессиональных склонностей» по Л. Йованши и Г.Резапкиной; анкетирование «Способность к эмпатии», что определяет уровень развития у детей к сопереживанию, сочувствию.
На основании результатов психо-, медико- и социально - педагогической диагностик обучающиеся привлекаются к различным видам деятельности. Им оказывается педагогическая помощь, идет корректировка медико - педагогического воздействия на личность ребенка, создаются отношения доверия и сотрудничества между обучающимися и педагогами.
Учебный процесс в школе - интернате приобретает все более практическую ориентацию, усиливает деятельностную активность обучающихся. Ведущими моделями обучения в нашем учебном заведении являются:
-игровая деятельность и игровое моделирование;
-групповая или совместно-проектная деятельность;
-дискуссионная деятельность, включающая диалоговое общение;
-интерактивное обучение, где доминирует обмен мнениями и позициями.
Это является важнейшим средством реализации индивидуальной образовательной траектории.
Социально-педагогическая коррекция помогает ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и навыках, проявления девиантного поведения, повысить мотивации обучения и личностного совершенствования, а также решить проблемы семьи, окружения, повысить социальную адаптированность и продуктивность личности.
Значительные социально-культурные и социально-педагогические ресурсы в формировании личностных качеств подростков нашей школы задействованы в культурно-досуговой сфере. Ведь аудитория подростков наиболее восприимчива к изменениям окружающей действительности и способна к ее преобразованию. Все это способствует росту активности и создает оптимальные условия для личностной самореализации. Подростки обретают возможности для развития необходимых личностных качеств, творческого потенциала, социальной активности и т. д.
Процесс ценностного самоопределения в гражданской, духовно-нравственной, семейной и профессиональной сферах жизнедеятельности воспитанников будет эффективным при необходимых педагогических условиях:
-реализации гражданского опыта в процессе социально-активной творческой деятельности;
-организации приобретения духовно-нравственного опыта и опыта семейной жизни в процессе совместной деятельности педагогического коллектива школы и родителей воспитанников;
-обеспечения освоения самоопределения в профессиональной сфере жизнедеятельности на творческих занятиях, на совместных мероприятиях с высшими учебными заведениями І-ІІ уровня аккредитации, государственными профессиональными и профессионально - техническими образовательными учреждениями. Такое взаимодействие позволяет избежать многих проблем, которые связаны с подростковым возрастом, особенностями общения детей и родителей, вносит неоценимый вклад по подготовке детей к полноценной жизни в социуме.
Для сопровождения учебно - воспитательного процесса в школе-интернате разработано научно - методическое обеспечение:
-рекомендации по организации образовательно-воспитательной деятельности, которые содержат: комплекс упражнений утренней гимнастики, гимнастики для глаз; для развития малой моторики, формирования правильной осанки, дыхания, подборки физкультминуток, музыкального сопровождения релаксаций;
-оздоровительные программы: «Организация здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в условиях санаторной школы-интерната», «Индивидуальное здоровье, его формирование, сохранение и укрепление в условиях школы - интерната»;
-воспитательные проекты: « Радуга здоровья», «И помнит мир спасенный», «Я и закон, закон и я», «Я выбираю жизнь», «Танцуй ради жизни»;
-методические разработки уроков;
-методические сценарии мероприятий различной направленности, в том числе и мероприятий совместной деятельности педагогов и родителей.
Основополагающим фактором в целостном организме воспитательной системы является: проведение Дней ученического самоуправления, когда ребята имеют возможность учиться управленческой деятельности, самостоятельно принимать решения, быть толерантными; кружковая, клубная деятельность школы, где приоритетное место занимает работа клуба «Поиск», на базе школьного музея Боевой Славы, музея национальной культуры, что дает возможность приобщить детей к особенностям культуры и истории родного края, создает благоприятные условия для определения смыслов и жизненных ценностей, личной ответственности за свою судьбу, судьбу своих близких, и, в конечном итоге, судьбу своей Родины.
Наша образовательная организация, осуществляя учебно - воспитательный процесс, создает необходимые условия для личностного развития воспитанников и их творческих способностей, укрепления здоровья, формирования общей культуры, адаптации в социуме, профессионального самоопределения (схема 2).
схема 2.
Путь к самообразованию, самореализации, эволюции духа, сохранению индивидуальности, субъективности, духовности человека является гарантом целостно - развитой личности и условием развития человечества в целом.
Литература:
1.Горнышева А.А. Социокультурные условия ценностного самоопределения личности. [Текст]/Материалы межрегиональной научно - практической конференции. 1 марта 2003.Елабуга - Казань: «Печать - Сервис XXI век».2013.С.195-198.
2.Горнышева А.А. Искусство и педагогика в современном образовательном пространстве.Сб.науч.ст.Чуваш.гос.пед.ун-та.Москва-Чебоксары: ЧГПУ,2009.С.123.
3. Родигіна І.В.Компетентнісно орієнтований підхід до навчання.-Х.:Вид. група «Основа».2006.С.96.(Б-ка журн.»Управління школою»;вип..8 (32)).- ISBN 996-333-214-Х.
4.Школа жизнетворчества личности. В.М.Доный, Г.М. Несен,, И.Г.Ермаков.- К.:ИСДО, 1995.- 480с.