Доклад Этика, нормы поведения неразрывно связаны с языком

 Не мною сказано, что без национального языка нет нации. Мы тоже это знаем, понимаем, а на деле поступаем прямо противоположно. Многие считают особенным шиком даже дома, в быту общаться между собой, особенно с детьми, на русском языке. Ребенок еще в пеленках, а слышит только русские слова. Понятно, что постоянный контроль над собой требует определенных усилий, но если бы родная речь играла в семье, в обществе более активную роль, усилий бы не потребовалось и в разговоре мы бы не подбирали слова...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этика, нормы поведения

неразрывно связаны с языком.

Не мною сказано, что без национального языка нет нации. Мы тоже это знаем, понимаем, а на деле поступаем прямо противоположно. Многие считают особенным шиком даже дома, в быту общаться между собой, особенно с детьми, на русском языке. Ребенок еще в пеленках, а слышит только русские слова. Понятно, что постоянный контроль над собой требует определенных усилий, но если бы родная речь играла в семье, в обществе более активную роль, усилий бы не потребовалось и в разговоре мы бы не подбирали слова или не пытались переводить их с русского, чтобы выразить свою мысль.

По конституции нашей республики государственными языками РСО-А признаны русский и осетинский. То есть делопроизводство должно вестись на обоих языках. В чем фактически проявляется продекламированный закон?

В лучшем случае фасадах зданий государственных учреждений можно увидеть вывеску, выполненную на русском и осетинском языках, как правило, с ошибками, без соблюдения норм родного языка. Или на бланках тех же учреждений, организаций титулы также исполнены на обоих языках, конечно, чаще с ошибками. Но мне, например, больше нигде не приходилось сталкиваться с официальными текстами на осетинском языке (газета «Рœстдзинад» исключается по понятной специфике).

Наш национальный патриотический пыл имеет удивительное свойство внезапно разгораться и тут же идти на убыль. Мы очень быстро вспыхиваем, сотрясаем воздух пламенными речами о необходимости возродить культуру, обычаи, сохранить язык, принимаем решения, законы и успокаиваемся до следующего подходящего случая.

Некоторое время назад, например, в школах сократили количество часов осетинского языка и литературы. Теперь их увеличили. Звучали голоса в пользу изучения всех предметов в начальных классах на осетинском языке, но, хвала Богу, эта авантюра пока не прошла. Именно авантюрна, потому что никакой пользы такое нововведение нам не принесло бы, поскольку в средних классах пришлось бы больше времени уделять не изучению предметов, а усвоению терминов на русском языке. А это бы неминуемо отбросило процесс обучения на несколько лет назад.

Когда говорят, что этрусский, киммерийский языки, латынь - мертвые, это не означает, что вымерли сами народы, некогда на них разговаривавшие. А означает это, что народы растворились в других, полностью ассимилировались. Если у нас продлиться подобная ассимиляция, то через несколько лет нам уже незачем будет гордиться восхищенным откликом Жоржа Дюмезиля, что «осетины - единственный индоевропейский народ, сохранивший свой древний язык». Кстати, такая оценка ученого мирового масштаба многого стоит.

На мой взгляд, этика, нормы поведения также неразрывно связаны с языком. Англичанину, американцу, немцу даже в голову не придет, что забираться с ногами на стол не только

неприлично, но грешно, что к старикам надо относиться с особым уважением, что родителей надо почитать, слушаться их чуть ли не до самой собственной старости, пока они живы и т.д.

Понятие «уœздандзинад» - это не наличие белой кости и голубой крови, это не принадлежность к касте «уœздœттœ».

Уœздандзинад - состояние души, образ жизни. В русском языке данное понятие совмещает целую совокупность характеров: благородство, вежливость, учтивость, деликатность. Чтобы обладать ими, не обязательно быть убеленным сединой, умудренным жизненным опытом. Они должны быть в крови у простого пахаря, подростка, юноши, руководителя.

Все мы разные и характерами не близнецы, но это не означает, что кто-то семи пядей во лбу, а другой - беспросветная чернь. Мы - люди, живущие в одном обществе, подчиняющиеся одним и тем же законам. Но кроме законов юридических внутри любого общества действуют неписаные законы, которые порой бывают более человечными и гуманными.

«Уœздандзинад» - самая большая награда, самое дорогое сокровище, которое дано нам Богом. Пока эта черта преобладала в Нартском обществе, пока они не возгордились, Нарты были велики и непобедимы. Но даже своей гибелью они преподали нам урок: лучше погибнуть, чем влачить жалкое существование.

Историей доказано стремление ко всему передовому, к знаниям, к свету. Похвальная черта. Наш маленький народ дал миру, не побоимся этого слова, прославленных военачальников, ученых, литераторов, актером и политиков. Столько, сколько не снилось некоторым крупным государствам.

«Зная, что ты - гость на земле». А мы стремимся к богатству и власти, окружаем себя дорогими безделушками, строим хоромы, стремимся к управлению людьми, а когда умираем, от всего этого нам достаются гроб да два метра земли. А в памяти людей остаемся рвачами, тиранами или вовсе из нее стираемся. «От пороков удерживайся», «Старшего возрастом уважай», «Младшего возрастом наставляй», «Будучи мальчиком, будь скромен; будучи юношей, будь воздержан; будучи средних лет, будь справедлив; будучи старцем, будь благоразумен». Подобных высказываний Анахарсиса можно привести множество. Главное, что именно он еще в VI веке до нашей эры оформил письменно этические нормы скифского общества, которые и сегодня звучат актуально, которые должны быть фундаментом нынешних взаимоотношений людей. Все это и есть «уœздандзинад», а не притворно-потупленный взор, когда мы кому-то желаем, делаем неприятности.

Человек не может быть уважаем, когда он пьян. С ним никто не станет советоваться, он - изгой, он лишний в нормальном обществе. Вспомним, как черт угощал Лœгты дзуар самогоном. Первый рог Святому понравился, второй и третий он тоже опорожнил. Затем, глядя на искусителя, произнес: «Кто выпьет три, пусть походит на меня, а кто четыре, да походит на тебя».

Столы у нас накрывают по случаю и горя, и радости. Помимо яств зачастую выпивка льется через край. Но означает ли это, что пить следует до тех пор, пока не покажется дно посуды?

Вовсе нет. Часто можно услышать, что наши предки сидели за застольем неделями и месяцами. Возможно, это так. Но едва лишь только затем, чтобы пить и есть. «Ирон фынг зонд амоны». За столами если сидели, то потому, что обсуждали проблемы села, ущелья, народа. Едва ли возможно рассуждать здраво на пьяную голову и принимать жизненно важные решения. И едва ли в таком случае люди согласились бы с такими решениями.

Сегодня, к сожалению, мы все чаще становимся очевидцами уродливого пьянства. Иные не в состоянии бывают даже самостоятельно встать из-за стола, порой поминального. Некоторых даже тянет к веселью, к героическим песням.

Говорят, что прежде, если человека видели в общественном месте пьяным, он долго еще не казал глаз людям от стыда. Сегодня никого не удивляет появление на пороге еще до восхода солнца пьяницы, который желает опохмелиться после вчерашней разгульной попойки.

Никак не вяжется с понятием «уœздандзинад» и обжорство. Времена, понятно, трудные, но не настолько голодные, чтобы наедаться до отвала. Да и настолько хватит одного перенасыщенного желудка, зато для позора достаточно.

«Æвзœрœн йœ уœлмœрд - йœ гуыбын», «Лœджы гуыбыны куыдз хуыссы», «Фынгœй œрмœст дœхи хай бахœр»,- все эти и другие пословицы и поговорки возникли и существуют не для того, чтобы ими пользовались для образности речи. Они отражают отношение людей к обжорству. На всю оставшуюся жизнь наесться нельзя, создать о себе нехорошее впечатление можно. Недаром наши предки, прежде чем отправиться куда-то по приглашению обязательно перекусывали дома, боясь, что с пустым желудком могут не сдержаться и съесть слишком много, забыв приличия, законы стола. Некоторые сегодня ведут себя за столом так, словно это их последняя возможность наесться, ко всему прочему еще и домой уходят с полными карманами и сумками еды.

Все, о чем сказано выше, не проходит мимо молодежи. Если подросток лишен дома тормоза, сдерживающего фактора, если он изо дня в день вынужден наблюдать пьяного отца, ворчливую, изрыгающую проклятия мать, что может из него вырасти, в кого он превратится? Скорее всего, мальчик последует примеру отца или, что еще хуже, станет искать успокоения в наркотиках, а девочка превратится в злобную, вечно недовольную всем мать семейства, если тоже не потянется к наркотикам. В любом случае родители обеспечивают своих детей гарантированными путевками в НИКУДА.

«Уœздандзинад» - это еще и одежда, на мой взгляд. Одежда не богатая, не дорогая, не от модных Кутюрье и новомодных бутиков, а скромная. Давайте попробуем проследить за собой, и мы заметим, как меняется наше поведение в зависимости от того, что на вас надето. Если это нечто скромное, то и поведение невольно такое же. Если же на тебе декольте до седьмого позвонка, длина юбки до ягодиц, между юбкой и топиком в середине живота виден пупок, о скромности можно забыть. Как и о хорошем, приличном и уважительном отношении к себе.

Не надо думать, что я призываю всех к монашеству. Жизнь, конечно, берет свое: меняет одежду, взаимоотношения, но, кажется, правила приличия еще никто не отменял.

Давайте закрепим свою мысль. Уœздандзинад, этика, нормы поведения человека - это не только внешняя атрибутика, это внутренний мир каждого, это уважение к себе и к обществу, это, по большому счету, показатель нравственного и морального здоровья всей нации, это желание и умение соблюдать, сохранять обычаи и традиции народа, к которому имеешь честь быть причислен. Это - родной язык, изъясняясь на котором, зная, уважая который, не позволишь себе ни словом, ни поступком хоть раз его оскорбить.

1. Ирон адæм, стæй бирæ адæмты цард, кувынад æнгом баст уыд æрдзимæ. Æрдзæй истой уды сыгъдæгдзинад.

Арæхдæр куывтой хæхты сæрæй, тулдз бæласы цурæй.

Адæм дуртæм, бæлæстæм нæ куывтой, фæлæ сæ дзырд Хуыцаумæ цыд бæрзонд бынатæй. Тулдз бæлас та арæхдæр фæзайы бæрзонд ран иунæгæй. Фыдæлтæ нымадтой, тулдз бирæ цæраг уымæн у,æмæ у Хуыцауæн уарзон бæлас, фидар,тыхджын,фæразон,æмæ адæймагæн дæр дæтты ныфс, хъару. Æрдзы ис уд.

2. Не то, что мните вы, Природа,

Не слепок, не бездушный лик;

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Тютчев)

3. У Пушкина все чудеса происходят в присутствии дуба:

«Видя холм в широком поле,

Море синее кругом.

Дуб высокий над холмом»

(Руслан и Людмила)

«У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…»

(Сказка о Царе Салтане)

4. Хæхты бæрзæндтæ та сæ бæрзæндæй адæймаджы хæстæгдæр кæнынц уæларвмæ.Цыдæр сусæгдзинад сæм ис,цавæрдæр сусæг хъару, хъуыды.

5. Горы,как свящённая обитель, средоточье высших тайн земли.

Горы свой завет дают безмолвно, одаряя горцев высотой.

Нравственною и духовной силой, к выси устремляя за собой.

6. Æрдзы дæр æмæ адæмы æхсæн дæр ис сау æмæ рухс тыхтæ.

-Рухс тых-нæртон тых, хъудыджын,хъаруджын,удæй сыгъдæг , рæстдзæвин, аразæг тых.

-Сау тых- уæйгуыты тых:гуымиры,æнæуд. У æрмæст дæр халынмæ.

Тохы размæ-иу нæртон лæг йæхи бафæдзæхста стыр Хуыцауыл, Лæгты дзуарыл. Уæд ын тохы нæ уыд галиу, гадзрахат уæвæн. Гадз рахат хæстонæн Хуыцау æмæ зæдтæ цыдысты йæ ныхмæ,

Лæгты дзуар дæр æм уыд æнæхатыр.

7. Воин света:

Есть понятие «воин света «.Воин света помнит добро. Для него нет людей совершенных и безнадёжно дурных. Он наделён даром наносить удар и даром прощения. Воин света знает, что самые важные слова на всех языках коротки- Да, Бог и Любовь.

«Да» в ответ на все чистое, возвышенное, высоконравственное.

Настоящая сила- сила воина света- сила без насилия и жестокости. Такими воинами света были Нарты. Нарт Батраз- эталон, идеал.

8.Зæххыл ирон лæджы ном айхъуыст 3 стыр нæртон миниуæгимæ:

А) гуыбыныл хæст уæвын

Б) сылгоймагæн стыр аргъ кæнын;

В) æнæкæрон хъæбатыр уæвын.

Нарты адæм нын ныууагътой уæззау кад. Æмæ йæ мах хъуамæ хæссын бафæразæм.

9. Всякое действие человека является хорошим, если оно согласовано с совестью и плохим, если вызывает угрызение совести. Наши предки после кровопролитных боев молились небесам, Солнцу как бы прося прощения за причиненную боль.

10. Куывдтой, стæй кафыдысты Зилахары. Сæ кæфтытæ уыдысты симд, тымбыл кафт. Уымæй куырдтой хатыр æрдзæй, хурæй, стæй симд æмæ тымбыл кæфтытæ уыдысты сыгъдæггæнæг, хъаруиугæнæг.

11. Круг считается совершенным знаком, оберегом, символом.

Круг - единственная совершенная фигура. Только круг может стать совершенством. Все,кто познал, знали, что круг - это самая совершенная вещь во всем существовании.

(индийский философ ОШО)

12. Бирæ дæнцæгтæ æрхæссæн ис ам.

-Зилахар-зæххыл зиллакк, нарты хъазæн фæз. Ам ис хицан æрдзон хъарутæ.

-3 чъирийы - хурæнгæс тымбыл.

-Дард балцы цæугæйæ-иу æхсæвиуатæй æддейы чи баззад, уый-иу карды фындзай æрзылдта зæххыл зиллак æмæ-иу йæ хуылфы æнæмæтæй бахсæвиуат кодта.

Зиллак хъахъхъæдта бæлццоны фыдбылызæй.

Тымбыл тыхт -мады хъæбыс- саби хъахъхъæнæг.

Афтæ фыдбылызæй хъахъхъæд ут сымах уеппæт дæр!.


© 2010-2022