• Преподавателю
  • Другое
  • Речевые особенности и основные направления работы по развитию речи учащихся с умеренной умственной отсталостью

Речевые особенности и основные направления работы по развитию речи учащихся с умеренной умственной отсталостью

         У ребенка с умеренной умственной отсталостью  как слуховое различение, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже, чем в норме.  Речь его скудна, неправильна  либо отсутствует. Основные причины, обусловившие такое состояние речи,- слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах, а иногда преимущественно в каком-либо одном. Значительную отрицательную роль играет также общее нарушение динамики нервных п...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Речевые особенности и основные направления работы по развитию речи учащихся с умеренной умственной отсталостью.


Учитель класса

со сложной структурой дефекта

Шуршикова И.А.


У ребенка с умеренной умственной отсталостью как слуховое различение, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже, чем в норме. Речь его скудна, неправильна либо отсутствует. Основные причины, обусловившие такое состояние речи,- слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах, а иногда преимущественно в каком-либо одном. Значительную отрицательную роль играет также общее нарушение динамики нервных процессов, затрудняющее установление динамических стереотипов - связей между анализаторами.

Ребенок долго не дифференцирует звуки речи окружающих людей, долго не усваивает новых слов и словосочетаний. Он не глух, но звуки обращенной к нему связной разговорной речи воспринимаются им нерасчлененными.

Умственно отсталые дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные. В школе, в процессе обучения ребенка письму, становится возможным установить, что многие его ошибки обусловлены именно недостаточным развитием слухового анализатора.

Недостатки фонематического слуха усугубляются замедленным темпом развития артикуляции, т.е. комплекса движений, необходимых для произнесения слов .

Словарь умеренно умственно отсталых учащихся крайне беден. Он состоит преимущественно из существительных и глаголов.

Для речи умственно отсталых детей свойственно существенное преобладание пассивного словаря над активным, т.е. они более или менее правильно понимают значительно большее количество слов, чем употребляют.

Умственно отсталые дети не умеют в достаточной мере слушать и понимать то, о чем их спрашивают. Поэтому в одних случаях они молчат, в других отвечают невпопад или эхолалически повторяют часть заданного им вопроса. Развернутые ответы, состоящие из одного-двух предложений, от них почти не услышишь.

Работа по развитию речи должна осуществляться по трем направлениям:

- функциональное ( формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения );

- структурное ( формирование разных структурных уровней системы языка:

фонетического, лексического, грамматического );

- когнитивное ( формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений ).

Специфика познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью и особенности формирования у них речи позволяет предлагать учащимся задания, направленные на:

+ воспитание звуковой культуры речи;

+ развитие лексической стороны речи;

+ формирование грамматического строя речи;

+ развитие связной речи.

Воспитание звуковой культуры речи опирается на речевой слух, способности слышать и различать фонологические средства языка.

Практическое владение языком предполагает умения различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы языка, которыми учащиеся специальных классов сначала не владеют. Учитель должен исправлять, уточнять произнесение слов, слогов школьниками, добиваться правильного звукового оформления лексических единиц, используемых ими в устной речи на уроках.

Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию: понижать - повышать голос, логически и эмоционально подчеркивать произносимый текст. Именно эти умения необходимы школьнику для построения разных типов связного высказывания: описания, повествования, рассуждения.

Необходимо включать учащихся в работу над основными моделями интонационного оформления: повествование, вопрос без вопросительного слова, восклицание.

Развитие лексической стороны речи включает в себя работу над обогащением, расширением и активизацией словарного запаса.

Основу обогащения детского словаря составляет работа по формированию тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов и их введение в языковое сознание ребенка.

Необходимо включать в уроки упражнения:

- по правильному называнию предмета, его качеств, свойств, действий;

- по подбору слов, близких по своему значению;

- по формированию тематических групп слов.

В целях уточнения понимания значения слов, используемых в речи учениками, предлагается сравнить 2-3 одинаковых предмета.

В начале этой работы учитель называет качества, признаки, действия, по которым сравниваются предметы, побуждая учеников использовать в речи имеющийся словарь. В дальнейшем роль стимула может выполнять «схема описания», составленная из условных обозначений признаков предмета:

цвет, форма, величина.

Цвет - изображение палитры;

Форма - ряд геометрических фигур;

Величина - изображение большого и маленького кругов.

В отношении предлогов сначала рекомендуется использовать первообразные предлоги: в, на, за, под, перед, затем другие: с, через, по, о(об), к.

На первых этапах обучения значительная часть знаний должна быть направлена на запоминание и правильное использование в речи грамматических средств. Основным приемом здесь является образец правильной грамматической формы, который дает педагог. Ученики образуют новые формы самостоятельно по аналогии с образцом.

Развитие связной речи осуществляется в процессе и на основе всех рассмотренных выше направлений работы: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.

Для развития связной речи учащихся специальных классов используются различные игры, задания, которые сначала выполняются совместно с педагогом, а затем и самостоятельно. Могут быть включены упражнения на рассматривание и описание предмета, совместное рассказывание.

Уровень связности речи у учащихся с умеренной умственностью во многом зависит от умения строить отдельные предложения и соединять их в связный текст.

Приемами в работе над предложением являются:

Игра «Живые слова», в которой ученики выступают в роли слов в предложении, а учитель на первых порах составляет предложение, предлагая школьникам становиться в ряд слева направо в соответствующем порядке. В других вариантах ученики по заданию учителя производят перестановку слов: «Деревья покрыты снегом» - «Снегом покрыты деревья»; добавляют слова, строя распространенное предложение («Дети любят» - «Дети любят играть»; «Дети любят конфеты»); восстанавливают предложение, ставя слова по порядку (редко, осень, светит, солнце - «Осенью солнце светит редко» и т.д.)

Обучение составлению предложений является подготовительным этапом к упражнениям в связной описательно-повествовательной речи.

Упражнения в рассказывании могут быть разделены на несколько групп пол степени их сложности:

- рассказы по готовому образцу;

- рассказы по плану;

- по восприятию;

- по памяти.

Рассказы по готовому образцу - это упражнения в умении пересказать, точно повторить уже прослушанный рассказ.

Рассказы по восприятию включают рассказ по демонстрируемым действиям, описание предмета, картинки, а также составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок.

Описание картинки - это умение видеть все ее детали, ориентироваться в сюжете, задавать вопросы, описывать картинку памяти, добавлять недостающие детали, находить ошибки в картинке.

Некоторые ученики с умеренной умственной отсталостью не могут в правильной последовательности расположить серию сюжетных картинок, т.к. не улавливают поэтапность изображенных событий. Поэтому нужно сначала озвучить текст, а затем найти нужные картинки, иллюстрирующие их содержание.

Надо учить школьников раскладывать картинки слева направо. С этой целью слева от ребенка можно положить вспомогательное средство ( кубик или счетную палочку ).

Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Если вначале учитель с помощью вопросов направляет внимание учеников на процесс развертывания действия, то затем они сами должны научиться выделять основные смысловые компоненты в содержании рассказа.

Составление рассказов по картинкам способствует уточнению значений известных слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования при анализе сюжетов, действий.

Основными формами учебного процесса являются урок и экскурсия. Целью урока является ознакомление, уточнение, расширение и закрепление представлений о явлениях и предметах окружающего мира.

Упражнения для развития речемыслительной деятельности учащихся.

*«Четвертый лишний» - задание предполагает исключение одного предмета

(либо названия), не имеющего некоторого признака,

общего для остальных трех. Способствует развитию

логического мышления.

*Придумывание недостающих частей рассказа - наряду с развитием логическо-

го мышления имеет важное значение для развития речи.

*Составление предложений с заданным словом (словами) - развивает способ-

ность устанавливать связи между предметами.

*Загадки - способствуют развитию интуиции, скорости мышления, умственной

активности, логического мышления.

*Разучивание стихотворений - способствует развитию связной речи, ее вырази-

тельности, обогащает активный и пассивный

словарный запас ребенка.

*Пересказ и рассказ - также способствуют развитию связной и выразительной

речи, обогащению словаря и развитию произвольной сло-

весной памяти.

*Скороговорки - эффективное средство развития экспрессивной речи, они поз-

воляют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуля-

ции, совершенствовать плавность и темп речи.

*Игры в слова - обогащают лексический запас ребенка, актуализируют пассив-

ный словарь.

а) Составление слова из отдельных слогов.

б) Подбор признаков к предмету ( Узнавание предмета по признаку).

в) Образование множественного числа существительных.

г) Согласование числительных, местоимений, наречий с существитель-

ными.

д) Предложно-падежное управление.

е) Подбор антонимов.

*Использование картин с проблемным сюжетом - способствует развитию твор-

ческого мышления, пополняет запас знаний и сведений, разви-

вает речь, упражняет наблюдательность.

*«Нелепицы» - необходимо послушать (прочитать) предложение и исправить

допущенные ошибки. Упражнение активизирует внимание,

развивает мышление, актуализирует пассивный словарь.

Детям с умеренной умственной отсталостью в ряде случаев при выполнении данных упражнений требуется активная помощь педагога.

Заключение

Нарушение интеллектуальной деятельности умеренно умственно отсталых детей приводит к неполноценности их речевой практики.

Формируя речь, мы работаем над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне - будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся.

При длительном обучении и систематических упражнениях дети с умеренной умственной отсталостью усваивают навыки чтения и письма. В учебно-воспитательной коррекционной работе должно быть обязательное использование практических разнообразных упражнений, дидактических игр, постоянная опора на наглядность, т.е. система учебных занятий с учащимися специальных классов должна строиться на сочетании наглядного образа, слова и практических действий.



Литература

1.Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./ Под ред. В.В. Воронковой. - М., «Школа - Пресс», 1994.

3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. - М., 2002.

4. Маллер А.Р. , Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта.- М.: Педагогика, 1988.


© 2010-2022