Рабочая программа дополнительного образования История родного края (музей)

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щетиновская средняя общеобразовательная школа

Орехово-Зуевского муниципального района

Московской области




УТВЕРЖАЮ

Директор МБОУ «Щетиновская СОШ»

_____________________________(Т.Б. Жукова)

Приказ от «29» августа 2014 г. 2014 № 196 -од

Решение педсовета от «28» августа 2014г. № 1

М.П.











Программа

дополнительного образования

«История родного края»




Составитель: Андреева Д.А.

Педагог дополнительного образования























2014 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Музейный кружок соединяет образовательные и социокультурные технологии, увеличивая тем самым потенциал воспитательной деятельности, приобщает школьников к истории культуры родного края через изучение жизни и творчества представителей малой родины, пробуждая в молодом поколении чувство патриотизма.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. Таким образом, музе является одним из центром патриотического воспитания обучающихся.

Программа кружка «История родного края» реализуется в рамках школьного музея. Программа является профильной. Состав группы относительно постоянный. Данная программа рассчитана на 3года обучения. Занятия в группе 1года проходят по 1 часу в неделю. Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года, занятия 1 раз в неделю по 1 часу. В группы 1 года принимаются все поступающие, специального отбора не производится. В группы 2 года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях. Третий год обучения предполагает работу с одаренными детьми. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, и в данном случае больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

Количество учебных часов за неделю:

1 год обучения - 1 час, за год 34 ч

2 год обучения - 1 час, за год 34 ч,

3 год обучения - 1 час с индивидуальными занятиями, за год 34 ч.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в группы, так же включается интегрированный вид работы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей разного возраста. Работа с обучаемыми детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

Обучение проходит в три этапа:

1 этап- общее развитие

2 этап- теоретический материал (основы).

3 этап- творческий.(практика)

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям разновозрастной группы.






























Цели и задачи:

Цель 1 года обучения:

Раскрытие и развитие потенциального интереса в ребенке к истории родного края.

Задачи:

1.Воспитывать стремление, к разумной организации своего свободного времени.

2. Развивать познавательный интерес в области истории родного края .

3.Формировать умение и навыки учащихся в работе .

4.Развивать творческое воображение учащихся.

5.Формирование нравственных качеств, сплочение детского коллектива.

Цель 2 года обучения:

Освоение необходимых основ теории для развития творческой инициативы; развитие определенных качеств личности.

Задачи:

1.Способствовать развитию эмоционально-оценочного отношения к традициям, истории и культуре края.

2.Создавать комфортную обстановку, атмосферы доброжелательности, сотрудничества.

3.Прививать навыки работы в группе, обществе детей с определенными особенностями.

4.Формировать специальные знания, умения и навыки, знания технологических приемов, удовлетворять образовательные потребности.

5. Продолжать знакомить с историческим материалом.

Цель 3 года обучения:

Развитие устойчивого и глубокого интереса к истории края, сознательное приобретение знаний и навыков, профессиональная ранняя ориентация.

Задачи:

1. Приобщать детей к культурным ценностям.

2. Способствовать развитию личностного самообразования через создание ситуации успеха, творческих и мыслительных способностей детей.

3. Способствовать развитию авторских идей.

4. Развитие самостоятельности.

5. Углубленное изучение документов, источников.

1 год обучения

Тематический план

(1 год обучения)

Наименование и разделы тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Знакомство с музеем

9

7

2

3.

Первые поселенцы. Занятия населения, быт.

8

2

3

4.

Школьная жизнь

4

2

2

5.

Особенности развития края.

5

4

4

6.

Творческие работы

3

-

3

7.

Индивидуальные занятия. Зачетные работы.

4

1

3

Итого:

34

17

17

Содержание программы

1 год обучения:

1. Вводное занятие. (1 час)

Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности. Обсуждение плана работы на год. Знакомство с историей края. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Условия безопасной работы. Текущие вопросы.

2. История освоения края.(4часа)

Экскурсия по музею. Просмотр экспонатов. Обновление стендов

3. Первые поселенцы Занятия населения, быт (10 часа).

· Начало заселения края. Освоение новых земель.Строительство домов.

4. Школьная жизнь (4 часа).

Знакомство с понятием быт. Домашняя утварь. Земледелие, скотоводство, ремесло.Основнные промыслы. Отходничество.

5. Особенности развития края (8 часов).

· Исторические особенности развития края. Крепостное право.его отмена.события края в истории страны.

6. Творческие работы(3часа).

· Оформление работ, альбомов.

7. Индивидуальные занятия. Зачетные работы. (4 часов).

Работа с отстающими и одаренными детьми. Творческие работы по конкурсам.

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

Название темы

Кол-во часов

план

факт

1

Вводное занятие

Формирование группы. Знакомство с планом работы.

1

3.09

Знакомство с музеем

2

Экскурсия в школьный музей. Новое оформление папок музейной документации.

1

10.09

3

Восстановление стендов музея после летних каникул

1

17.09

4

Основы музейной работы. Знакомство с архивами.

1

24.09

5

Методическая разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов.

1

1.10

6

Работа с экспозицией

1

8.10

7

Воины-земляки

1

15.10

8

Подвиг солдата

1

22.10

9

Работа и сбор материала по теме: «Воины-интернационалисты»

1

29.10

10

Работа и сбор материала по теме: «Воины-интернационалисты»

1

12.11

Первые поселенцы. Занятия населения, быт

11

Красотою славиться наша земля

1

19.11

12

Образование московской области

1

26.11

13

Возникновение и происхождение деревень на территории с/п Белавинское

1

3.12

14

Изучение название сел

1

10.11

15

Необычное рядом…. Легенды деревни

1

17.11

16

Быт деревни

1

24.11

17

Труженики села.

1

14.01.2015

18

Династии деревни

1

21.01

Школьная жизнь

19

Работа по теме: «История школы»

1

28.01

20

Руководители школы

1

4.02

21

Учителя школы

1

11.04

22

Школьные традиции и современность

1

18.02

Особенности развития края.

23

Особенности развития московской области

1

25.02

24

Наша деревня до войны 1941-1945

1

04.03

25

Наша деревня в годы ВОВ. Развитие деревни после войны

1

11.03

26

История совхозов и колхозов нашей местности.

1

18.03

27

Быт деревни

1

1.04

Творческие работы

28

Проект «Вот моя деревня»

8.04

29

Проект «Моя родная школа»

15.04

30

Оформление стендов в музее

22.04



Индивидуальные занятия. Зачетные работы

31-34

Индивидуальные занятия. Зачетные работы

4

29.04

06.05

13.05

20.05


Планируемые результаты.

1 год обучения.

К концу 1-го года обучения дети должны знать:

· Правила поведения в кружке.

· Правила техники безопасности.

· Основы истории освоения края.

· Понимать и употреблять в своей речи новые исторические термины.

К концу 1-го года обучения дети должны уметь:

· Пользоваться исторической литературой и материалами.

· Правильно рассуждать.

· Анализировать события, выделять главное.

· Применять полученные знания на практике (виды работ)

(самоанализ).

2 год обучения

Тематический план

(2 год обучения)

№ п/п

Наименование и разделы тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Наш край в начале 20 века.

6

4

2

3.

Советская власть в крае. Жизнь в школе.

2

2

4.

Развитие края в 20-40 е годы 20в.

6

4

2

5.

Край в годы Великой Отечественной войны. Воины -герои. Школьный музей

4

2

2

6.

Жизнь края в послевоенный период.

4

2

2

7.

Жизнь края в 70-90 е гг

4

3

3

8.

Край в 21 веке

1

1

-

9.

Творческие, конкурсные работы. Индивидуальные занятия.

4

1

3

Итого

34

20

14


Содержание тем

(2 год обучения)

1. Вводное занятие. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год. (1 часа)

Вводная характеристика предмета. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Задачи обучения.

2. Наш край в начале 20 века.- (6 часов)

Территория. Население. Экономическое развитие. Политическое развитие. Пополнение музея

3. Советская власть в крае.- (4часа)

Становление советской власти. Формирование советской государственности. Формирование колхозов. Первые мероприятия советской власти. Духовная жизнь.

3. Развитие края в 20-40 гг. 20 века. (4 часов)

Экономическое развитие. Социальное развитие. Жизнь и быт колхозной деревни. Крестьянство. Последствия раскулачивания. Интеллигенция. Духовная жизнь.

4. Край в годы Великой Отечественной войны.- (6 часов)

Село накануне ВО войны . Уход на фронт. Тыл. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Великая победа. Экскурсия в музей.

5. Жизнь края в послевоенный период. (4часов)

Послевоенная жизнь села. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. Развитие образования.

6. Жизнь края в 70-90е годы.(6часов)

Экономическое и социальное развитие. Жилищное строительство.

Колхозное строительство. Особенности социальной политики. Приватизация. Общественная жизнь. Духовная жизнь.

7. Край в 21 веке.(1час).

Социально-экономическое развитие. Рыночные отношения. Финансовый кризис. Духовная жизнь села.

8. Творческие, конкурсные работы. Индивидуальные занятия (2 часа)

Работа с отстающими и одаренными детьми. Творческие работы по конкурсам,























Календарно-тематическое планирование

2 год обучения

Название темы

Кол-во часов

план

факт

1

Вводное занятие (1 час)

Вводное занятие. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год.

1

Наш край в начале 20 века.- (6 часов)


2

Территория нашего района

1

3

Население.

1

4

Население.

1

5

Экономическое развитие

1

6

Пополнение музея

1

7

Пополнение музея

1

Советская власть в крае.- (4 часа)


8

Становление советской власти. Формирование советской государственности.

1

9

Формирование колхозов.

1

10

Первые мероприятия советской власти.

1

11

Духовная жизнь.

1



Развитие края в 20-40 гг. 20 века. (4 часов)

12

Экономическое развитие. Социальное развитие

1

13

Жизнь и быт колхозной деревни.


14

Крестьянство. Последствия раскулачивания

1

15

Интеллигенция. Духовная жизнь.

1

Край в годы Великой Отечественной войны.- (6 часов)


16

Село накануне ВО войны . Уход на фронт

1

17

Тыл. Героический труд в тылу.

1

18

Жизнь и быт.

1

19

Наука и образование в годы войны

1

20

Великая победа

1

21

Экскурсия в музей.


Жизнь края в послевоенный период. (4часов)

22

Послевоенная жизнь села

1

23

Трудности и проблемы сельского хозяйства

1

24

Жизнь и быт людей

1

25

Развитие образования.

1



Жизнь края в 70-90е годы.(6часов)


26

Экономическое и социальное развитие

1



27

Жилищное строительство

1



28

Колхозное строительство

1



29

Особенности социальной политики

1



30

Приватизация

1



31

Духовная жизнь села

1



Край в 21 веке.(1час).


32

Социально-экономическое развитие. Рыночные отношения. Финансовый кризис. Духовная жизнь села.

1





Творческие, конкурсные работы. Индивидуальные занятия (2 часа)


33

34

Работа с отстающими и одаренными детьми. Творческие работы по конкурсам

2













Планируемые результаты.

2 год обучения.

К концу 2-го года обучения дети должны знать:

· Основы истории развития края в 20 веке.

· Особенности исторического развития.

· Последовательность происходивших событий..

К концу 2-го года обучения дети должны уметь:

· Пользоваться в совершенстве методическими материалами.

· Проводить исследовательскую работу.

· Составлять исторические справки по истории развития деревень, колхоза, школы.

· Подбирать необходимый материал для работы..








3 год обучения

Тематический план

(3 год обучения)

№ п/п

Наименование и разделы тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятии

1

1

2.

Традиции и обычаи края

4

2

2

3.

Что я знаю о народных традициях

10

2

8

4.

Народные праздники

10

2

8

5.

Обычаи народов края

5

2

3

6.

Творческие занятия, конкурсы

4

1

3

Итого

34

10

24


Содержание тем

3-й год обучения:

1. Вводное занятие ( 1 час).

Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год. Знакомство с задачами обучения.. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности .

2. Традиции и обычаи края.( 4 часа) .

Понятия традиция ,обычай. Традиции старины.

3. Что я знаю о народных традициях(10 часов).

История возникновения народных традиций. Место традиций в истории развития края.

4. Народные праздники(10 часов).

Понятие народного праздника. Рождество. Старый новый год. Масленица.

Праздники деревень.

5. Обычаи народов края. (5 часов).

Обычаи старины. Обряды. Народные приметы.

6. Творческие работы, конкурсы. - (4часа).

Правила выполнения работы. Выполнение работ с применением полученных знаний. (творческая работа)

Календарно-тематическое планирование

3 год обучения

Название темы

Кол-во часов

план

факт

1

Вводное занятие (1 час)

Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год. Знакомство с задачами обучения.. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности

1

Традиции и обычаи края.( 4 часа)


2

Понятия традиция,обычай

1

3

Понятия традиция,обычай

1

4

Традиции старины

1

5

Традиции старины

1

Что я знаю о народных традициях(10 часов)


6

История возникновения народных традиций

1

7

Место традиций в истории развития края.

1

8-15

Занятие-практикум по русским народным традициям

8



Народные праздники(10 часов)


16

Понятие народного праздника

1

17-18

Рождество

2

19

Старый новый год.


20

Старый новый год.

1

21

Масленица.


22

Масленица.


23

Праздники деревень.


24

Праздники деревень.


25

Праздники деревень.


Обычаи народов края. (5 часов)


26

Обычаи старины

1

27

Обычаи старины. Обряды

1

28

Народные приметы.

1

29

Народные приметы.

1

30

Народные приметы.

1

Творческие работы, конкурсы. - (4часа)

31

Правила выполнения работы. Выбор работы

1

32

Выполнение работ с применением полученных знаний. (творческая работа)


33

Выполнение работ с применением полученных знаний. (творческая работа)


34

Выполнение работ с применением полученных знаний. (творческая работа)

1


Планируемые результаты.

3 год обучения:

К концу 3-го года обучения дети должны знать:

· Историю родного края.

· События, происходившие в крае.

· Экономическое, социальное и культурное развитие края.

· Традиции и обычаи края.

К концу 3-го года обучения дети должны уметь:

· Самостоятельно работать с дополнительным материалом.

· Давать оценку происходившим событиям в крае.

· Качественно выполненять творческие проекты.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях в кружке используются различные методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, инструктаж, разъяснение);

- практические (упражнение, учебно-производительный труд, исследовательская работа);

- работа с книгой; с документами.

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)

- эвристические (проблема формируется детьми, ими же и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного труда. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть обычно дается в начале занятия и проходит в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Затем все теоретические знания закрепляются на практике.

С целью проверки усвоения знаний, терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры.

В начале каждой темы при объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания в основном используются методы фронтальной работы - это демонстрация таблиц, рисунков наглядного материала, а так же различных технических приемов работы для всей группы детей. Методы обучения выбираются с учетом знаний и практических навыков, полагаемых учащимися на занятиях в кружке.

На занятиях дети могут работать с разной литературой. Это помогает «разгрузить» педагога и закрепляет у ребенка навык самостоятельной работы .Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель объединения вместе с тем направляет творческую деятельность кружковцев.

Также проходит в кружке творческие занятия. Дети вместе с педагогом и детьми - наставниками (3-й год обучения) рассматривают иллюстрации, альбомы, открытки и многое другое, выбирают понравившийся материал. Вместе решают, в какой технологии будут работать.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, анализ и оценка. Оценка должна носить объективный и обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки - организованный просмотр выполненных работ. (выставка). Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ, приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей, удаче.

Бывает и так, что у ребенка не получилось то, что он задумал. Он это осознает и сам очень переживает. В таком случае у него может развиться страх, что в следующий раз он опять не справится с работой. Это приведет к тому, что у ребенка совершенно пропадет интерес к занятию. Чтобы не случилось этого, необходимо найти в детской работе хоть какую-нибудь «изюминку», обязательно дать работе положительную оценку. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить, конечно, и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.

Основными формами подведения итогов за год являются итоговые занятия, выставки, открытые занятия, фестивали, конкурсы. Также на последнем занятии подводят итоги за прошедший год, а отличившихся детей в учебном году награждают грамотами, дипломами и ценными подарками.

Планируемые результаты.

1 год обучения.

К концу 1-го года обучения дети должны знать:

· Правила поведения в кружке.

· Правила техники безопасности.

· Основы истории освоения края.

· Понимать и употреблять в своей речи новые исторические термины.

К концу 1-го года обучения дети должны уметь:

· Пользоваться исторической литературой и материалами.

· Правильно рассуждать.

· Анализировать события, выделять главное.

· Применять полученные знания на практике (виды работ)

(самоанализ).

2 год обучения.

К концу 2-го года обучения дети должны знать:

· Основы истории развития края в 20 веке.

· Особенности исторического развития.

· Последовательность происходивших событий..

К концу 2-го года обучения дети должны уметь:

· Пользоваться в совершенстве методическими материалами.

· Проводить исследовательскую работу.

· Составлять исторические справки по истории развития деревень, колхоза, школы.

· Подбирать необходимый материал для работы..

3 год обучения:

К концу 3-го года обучения дети должны знать:

· Историю родного края.

· События, происходившие в крае.

· Экономическое, социальное и культурное развитие края.

· Традиции и обычаи края.

К концу 3-го года обучения дети должны уметь:

· Самостоятельно работать с дополнительным материалом.

· Давать оценку происходившим событиям в крае.

· Качественно выполненять творческие проекты.





Культурно- массовая работа.

· Принимать активное участие в выставках, тематических конкурсах, фестивалях.

· В каникулярное время посещать в кинотеатр, музей, библиотеку.

· Организовывать экскурсии в школьный музей.









РАССМОТРЕНЕО

На ШМО классных руководителей

«__» ____________________2014г.

Протокол №_____





СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по ОВВВР

_________________________(ГорячеваТ.В.)

«___»_____________________2014г


© 2010-2022