• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине Экология

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине Экология

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине Экология

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Учебно-методическая документация









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



ОУД.12 ЭКОЛОГИЯ



Специальность:


34.02.01 Сестринское дело



Квалификация выпускника: медицинская сестра / медицинский брат

















Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине Экология



Содержание

1.

Пояснительная записка…………………………………………………..

5

2.

Тематический план и содержание учебной дисциплины….…………

10

3.

Содержание заданий для самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………..

15


Раздел 1. Экология как научная дисциплина…………………………..

15


Самостоятельная работа № 1. Тема 1.1. Общая экология….…………………

15


Самостоятельная работа № 2. Тема 1.3. Прикладная экология.……………..

17


Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность…

18


Самостоятельная работа № 3. Тема 2.1. Среда обитания человека………….

18


Самостоятельная работа № 4. Тема 2.2. Городская среда. Городская квартира……………………………………………………………………………..



19


Самостоятельная работа № 5. Тема 2.5. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе……………….……………………



21


Раздел 4. Охрана природы………………………………………………

22


Самостоятельная работа № 6. Тема 4.1. Природоохранная деятельность…...

22


Самостоятельная работа № 7. Тема 4.2. Природные ресурсы и их охрана….

24


Самостоятельная работа № 8. Тема 4.3. Охрана водных ресурсов в России...

25


Самостоятельная работа № 9. Тема 4.4. Охрана лесных ресурсов в России...

26

4.

Информационное обеспечении обучения……………………………….

28

5.

Приложения…………………………………………………………………

30


Приложение 1. Памятка. Самоконтроль результатов самостоятельной работы студентов………………………………………………………...................


30


Приложение 2. Рекомендации по изучению основной и дополнительной литературы………………………………………..…………………..…………….



32


Приложение 3. Рекомендации «Как правильно искать информацию в Интернете»…………………………………………………………………….........



35





Приложение 4. Рекомендации по написанию реферата…………………………

39


Приложение 5. Рекомендации по составлению электронных презентаций……

44


Приложение 6. Рекомендации по написанию доклада…………..……................

47

6.

Лист регистрации изменений………………………………………………..

50

1. Пояснительная записка

Дисциплина «Экология» входит в цикл общеобразовательных учебных дисциплин, изучается на I курсе во II семестре (на базе основного общего образования).

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов являются составной частью учебно-методического комплекса дисциплины «Экология»; составлены в соответствии с:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело.

2. Рабочей программой дисциплины.

3. Примерной программой учебной дисциплины «Экология» (ФГАУ «ФИРО», 2015г.).

4. Положением о планировании и организации самостоятельной работы студентов колледжей МПК НовГУ.

Самостоятельная работа является одним из видов творческой деятельности студентов, она имеет целью проработку учебного материала, пройденного на занятиях, пополнение, углубление знаний, выполнение конкретных заданий. Самостоятельная работа студентов - один из самых доступных и проверенных путей повышения эффективности занятий и формирования познавательной деятельности студентов с элементами самоконтроля.

Задачами является:

1. Формирование компетентности студентов в области экологии.

2. Создание условий для рефлексивной самоорганизации студентов.

3. Оказание методической помощи студентам при освоении дисциплины.

По форме организации внеаудиторная самостоятельная работа - это индивидуальная работа обучающихся, которая выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного руководства.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления теоретических знаний в области экологии;

  • углубления теоретических знаний;

  • формирования умений по использованию справочной документации и специальной литературы;

  • развития познавательной и исследовательской деятельности студентов;

  • формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; стремления к творческому созиданию;

  • воспитания нравственных качеств и трудолюбия.


Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:

● получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

● овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

● использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

Иметь представление:

  • об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек - общество - природа»

Уметь:

  • экологически мыслить; учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

  • обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

  • применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

  • сформировать личностное отношение к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

  • проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • соблюдать правила поведения в природе

Знать:

  • об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки;

  • историю возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира;

  • о методах научного познания

Данные методические рекомендации включают в себя следующие структурные элементы: тема работы; перечень заданий для самостоятельной (внеаудиторной) работы; цели заданий; требования к умениям и знаниям обучающихся; инструкции по выполнению; срок выполнения заданий; уровень освоения материала; формы контроля выполнения заданий.

Самостоятельная работа студентов представлена следующими видами:

  • работа с конспектом, основной и дополнительной литературой (Приложение 2), интернет-ресурсами (Приложение 3);

  • заполнение таблиц;

  • подготовка докладов, рефератов;

  • составление электронных презентаций;

  • описание искусственной экосистемы.

Поскольку учебным планом по дисциплине «Экология» практических занятий не предусмотрено, то на теоретических занятиях, при организации и выполнении самостоятельной работы студентов, для формирования основных умений и компетенций, преподавателем могут быть использованы:

  • различные педагогические технологии: технология проблемного обучения, проектная технология, тестовые, ИКТ-технологии и другие;

  • методы обучения: научный метод познания (включает в себя наблюдение, эксперимент, анализ результатов, формулировку гипотез, моделирование, выведение общих закономерностей), исторический, сравнительно-описательный и другие;

  • приемы новизны, значимости, научного спора, постановки проблемных вопросов, моделирования, составление схем и таблиц, исследовательский, эвристический приемы и другие.

Как правило, выполнение заданий для самостоятельной работы подразумевает не только знание изучаемого на уроке материала, но и требует мобилизации уже имеющихся знаний и умений, «подключение» собственного жизненного опыта.

Самостоятельная деятельность при выполнении заданий развивает умение работать с текстом учебника, вычленять главное, структурировать материал, обобщать и делать выводы.

Именно поэтому методические рекомендации должны помочь обучающемуся правильно организовать свою самостоятельную работу и способствовать качественному усвоению знаний, умений, навыков, а также развитию их творческих способностей.

Правильный подход и последовательность действий при выполнении заданий является залогом успеха, позволяет сформировать положительную мотивацию у обучающихся, как при изучении дисциплины «Экология», так и в процессе обучения в целом, позволяет студентам более эффективно подготовиться к сдаче экзамена комплексного устного по дисциплине.


Критерии оценки результатов самостоятельной работы студентов:

Обучающиеся сдают выполненные работы на проверку по истечении указанного срока. За каждую самостоятельную работу студенты получают оценку.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень освоения обучающимся учебного материала;

  • умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении заданий внеаудиторной самостоятельной работы;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями.

Полнота выполнения внеаудиторной самостоятельной работы характеризует качество знаний обучающихся и оценивается по пятибалльной системе:

Оценка «5» («Отлично»)

  • задание выполнено полностью;

  • при защите работы обучающийся показывает глубокие знания темы, четко и обоснованно излагает материал, отвечает на поставленные вопросы;

  • материал оформлен в соответствии с требованиями.

Оценка «4» («Хорошо»)

  • задание выполнено полностью;

  • при защите работы обучающийся показывает знания темы;

  • в целом материал оформлен в соответствии с требованиями, допущены неточности.

Оценка «3» («Удовлетворительно»)

  • задание выполнено не полностью;

  • при защите работы обучающийся не совсем четко и обоснованно излагает материал, испытывает затруднения при ответе на поставленные вопросы,

  • проявляет неуверенность,

  • при оформлении материала допущены ошибки

Оценка «2» («Неудовлетворительно»)

  • задание выполнено не полностью;

  • при защите обучающийся показывает незнание материала темы, при ответе на вопросы допускает существенные ошибки;

  • оформление материала не соответствует требованиям.

На основе указанных критериев обучающийся может выявлять степень понимания и степень прочности усвоения умений и знаний, осуществлять самоконтроль выполнения заданий самостоятельной (внеаудиторной) работы (Приложение 1).

Для определения уровня освоения учебного материала используют:

ознакомительный уровень (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

репродуктивный уровень (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

продуктивный уровень (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Экология


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.


2



ознакомительный

Раздел 1.

Экология как научная дисциплина



11


Тема 1.1.

Общая экология.

Содержание учебного материала

Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

Демонстрация экологических факторов и их влияние на организмы; межвидовых отношений (конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм).


2


ознакомительный репродуктивный


Самостоятельная работа обучающихся № 1

Заполнение таблицы «Экологические факторы среды».

Заполнение таблицы «Различные типы взаимодействий между организмами разных видов».

3


Тема 1.2. Социальная экология.

Содержание учебного материала

Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».

2


ознакомительный

Тема 1.3. Прикладная экология.

Содержание учебного материала

Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

2


ознакомительный

1

2

3

4


Самостоятельная работа обучающихся № 2

Подготовка реферата / электронной презентации по теме «Глобальные экологические проблемы человечества и возможные способы их решения»

2


Раздел 2.

Среда обитания человека и экологическая безопасность



17



Тема 2.1.

Среда обитания человека.

Содержание учебного материала

Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

2


ознакомительный

продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся № 3

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика естественных природных систем и агроэкосистемы».

1


Тема 2.2.

Городская среда.

Городская квартира.

Содержание учебного материала

Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

2


ознакомительный

продуктивный


Самостоятельная работа обучающегося № 4

Опишите свое жилище как искусственную экосистему.

3


Тема 2.3.

Экологические вопросы строительства в городе.

Содержание учебного материала

Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

2


ознакомительный

Тема 2.4.

Дороги и дорожное строительство в городе.

Содержание учебного материала

Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.

2


ознакомительный

1

2

3

4

Тема 2.5.

Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе.

Содержание учебного материала

Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

2


ознакомительный

репродуктивный

Самостоятельная работа обучающихся № 5

Подготовить доклад по теме: «Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов»

1


Тема 2.6.

Сельская среда.

Содержание учебного материала

Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. Демонстрация схемы агроэкосистемы.

2


ознакомительный

Раздел 3.

Концепция устойчивого развития


8



Тема 3.1.

Возникновение концепции устойчивого развития

Содержание учебного материала

Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».

4


ознакомительный

Тема 3.2.

«Устойчивость и развитие»

Содержание учебного материала

«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологический след и индекс человеческого развития.

Демонстрация использования ресурсов и развития человеческого потенциала; индекса «живой планеты», экологического следа.


4


ознакомительный

1

2

3

4

Раздел 4.

Охрана природы

16



Тема 4.1.

Природоохранная деятельность.

Содержание учебного материала

История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Демонстрации: ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети в биоценозе; круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме; особо охраняемые природные территории России.

2


ознакомительный продуктивный


Самостоятельная работа обучающихся № 6

Подготовка доклада / составление электронной презентации по темам:

  • «Особо охраняемые природные территории России»

  • «Охраняемые территории Новгородской области».

2



Тема 4.2.

Природные ресурсы и их охрана.

Содержание учебного материала

Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана почвенных ресурсов в России.

2


ознакомительный продуктивный


Самостоятельная работа обучающихся № 7

Подготовка доклада «Почвенные ресурсы России и их охрана»

2


Тема 4.3.

Охрана водных ресурсов в России.

Содержание учебного материала

Рациональное использование и охрана водных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере водных биоценозов).

2


ознакомительный продуктивный


Самостоятельная работа обучающихся № 8

Подготовка реферата / составление электронной презентации по теме: «Обитатели Мирового океана, внесенные в Красную книгу».

2


Тема 4.4.

Охрана лесных ресурсов в России.

Содержание учебного материала

Рациональное использование и охрана лесных ресурсов России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов).

2


ознакомительный продуктивный

1

2

3

4


Самостоятельная работа обучающихся № 9

Подготовка реферата / составление электронной презентации по теме: «Богатство лесов и их значение в биосфере».

2


Всего

54



Уровни освоения:

Ознакомительный уровень - узнавание изученных объектов, свойств.

Репродуктивный уровень - выполнение деятельности по образцу, инструкции и под руководством.

Продуктивный уровень - планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.


3. Содержание заданий

для самостоятельной работы студентов


Раздел 1. Экология как научная дисциплина


Тема 1.1. Общая экология


Самостоятельная работа № 1

(3 час.)


Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Перечень заданий:

Задание 1. Заполнение таблицы «Экологические факторы среды».

Задание 2. Заполнение таблицы «Различные типы взаимодействия между организмами разных видов»

Цели заданий:

  • систематизация и закрепление теоретических знаний;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать.

Требования к умениям и знаниям:

Обучающийся должен уметь:

  • определять оптимальное и ограничивающее действие факторов среды;

  • приводить примеры приспособления организмов к различным условиям обитания;

  • различать типы взаимодействия между организмами разных вокружающей среды. дегенерация;

  • 11г. идов;

  • анализировать, оценивать и обобщать сведения.

Обучающийся должен знать:

  • термины «среда обитания», «факторы среды»; «популяция»; «экосистема», «биосфера»;

  • общие закономерности действия факторов среды на организм;

  • различные типы взаимодействия между организмами разных видов

Задание 1. Заполнение таблицы «Экологические факторы среды».

Инструкция по выполнению задания:

Изучите теоретический материал темы, используя лекции, рекомендуемую литературу. Проанализируйте, обобщите материал, заполните таблицу.

Экологические факторы среды


Факторы среды

Определение

Примеры

Биотические



Абиотические



Антропогенные




Срок выполнения задания: к занятию по теме 1.2. Социальная экология.


Уровень освоения: репродуктивный.

Форма контроля: Проверка заполненной таблицы.



Задание 2: Заполнение таблицы «Различные типы взаимодействия между организмами разных видов».

Инструкция по выполнению задания:

Изучите теоретический материал темы, используя лекции, рекомендуемую литературу. Проанализируйте, обобщите материал, заполните таблицу.

Различные типы взаимодействия между организмами

Межвидовые взаимодействия

Вид А

Вид В


Примечание:

Используйте следующие обозначения для заполнения таблицы: 0 - влияние на данный вид отсутствует; + - благоприятное влияние; - неблагоприятное влияние.

Срок выполнения задания: к занятию по теме 1.2. Социальная экология.

Уровень освоения: репродуктивный.

Форма контроля: Проверка заполненной таблицы.




Тема 1.3. Прикладная экология


Самостоятельная работа № 2

(2 час.)

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Задание. Подготовка реферата / электронной презентации по теме: «Глобальные экологические проблемы человечества и возможные способы их решения»

Цели задания:

  • систематизация и закрепление теоретических знаний;

  • формирование умения использовать полученные знания при подготовке реферата / составлении электронной презентации;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование умения находить и использовать необходимую информацию

Требования к умениям и знаниям:

Обучающийся должен уметь:

  • использовать методы, способы защиты окружающей среды от вредного воздействия на нее человека;

  • бережно относиться к природе, обществу и человеку;

  • находить и использовать информацию из различных источников

Обучающийся должен знать:

  • причины возникновения экологических проблем;

  • способы воздействия человека на окружающую среду;

  • последствия воздействия человека на окружающую среду;

  • возможные способы решения глобальных экологических проблем

Инструкция по выполнению задания:

Изучите теоретический материал темы. Самостоятельно подберите дополнительную информацию по теме, используя различные источники (учебную, справочную литературу, интернет-ресурсы).

Изучите рекомендации по написанию реферата (Приложение 4) / составлению электронных презентаций (Приложение 5).

Подготовьте реферат / электронную презентацию.

Защитите реферат / электронную презентацию.

Срок выполнения задания: к занятию по теме 1.3. Прикладная экология


Уровень освоения: продуктивный.

Форма контроля:

  1. Проверка реферата / электронной презентации.

  2. Защита реферата / электронной презентации.


Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность


Тема 2.1. Среда обитания человека.

Самостоятельная работа № 3

(1 час)

Задание. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика естественных природных систем и агроэкосистемы»

Цели задания:

  • систематизация и закрепление теоретических знаний;

  • формирование умения использовать полученные знания при выполнении заданий;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование умения сравнивать экологические объекты;

  • формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Требования к умениям и знаниям:

Обучающийся должен уметь:

  • сравнивать агроценозы и биоценозы;

  • анализировать, оценивать и обобщать сведения, делать выводы

Обучающийся должен знать:

  • определение терминов «экосистема», «биогеоценоз», «агроценоз»;

  • взаимосвязь экосистем на нашей планете, законы функционирования экосистем;

  • основные типы экосистем;

  • естественные и искусственные экосистемы, сельскохозяйственные агроэкосистемы, их продуктивность

Инструкция по выполнению задания:

Изучите теоретический материал темы, используя лекции, рекомендуемую литературу. Также для выполнения этого задания используйте личные наблюдения за различными экосистемами. Проанализируйте, обобщите материал, заполните таблицу.


Сравнительная характеристика биогеоценоза и агроценоза


Параметры сравнения

Биогеоценоз

Агроценоз







Срок выполнения задания: к занятию по теме 2.2. Городская среда. Городская квартира.

Уровень освоения: репродуктивный.

Форма контроля: Проверка заполненной таблицы.


Тема 2.2. Городская среда. Городская квартира.


Самостоятельная работа № 4

(3 час.)

Задание: Опишите свое жилище как искусственную экосистему

Цели:

  • систематизация и закрепление теоретических знаний;

  • формирование умения использовать полученные знания при выполнении задания;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • развитие исследовательских умений;

  • формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Требования к умениям и знаниям студента.

Студент должен уметь:

  • описывать свое жилище как искусственную экосистему

Студент должен знать:

  • требования экологической безопасности городской квартиры;

  • последствия влияния шума и вибрации на здоровье городского человека

Инструкции к выполнению задания:

Проведите обследование собственного жилища по схеме. При выполнении обследования жилища можно воспользоваться помощью родителей.

Результаты обследования записать в тетрадь. Обязательно написать заключение и рекомендации по проведению мероприятий, направленных на достижение соответствия экологическим и гигиеническим требованиям.


Схема обследования жилого здания


  1. Общие сведения: наименование здания, специально выстроено или приспособлено для настоящей цели, год постройки, адрес.

  2. Топография местности: возвышенная, низменная, болотистая, открытая или закрытая от ветров.

  3. Характеристика окружающей территории: зеленые насаждения, заболоченные участки, расположение промышленных предприятий и загрязнение ими атмосферного воздуха, наличие шумных пыльных автомагистралей.

  4. Благоустройство земельного участка здания, степень озеленения, перечень надворных построек, замощение участка, система и состояние его уборки.

  5. Характеристика здания: ориентация по отношению к сторонам света, число этажей, количество квартир во всем доме и на каждом этаже, использование подвальных и чердачных помещений, строительный материал (кирпичное, панельное, деревянное).

  6. Санитарное благоустройство здания: системы отопления, вентиляции, водоснабжения, удаления нечистот и отбросов.

  7. Устройство квартиры: этаж, планировка комнат, размещение основных и подсобных помещений, ориентация комнат, двору, возможность сквозного проветривания, число наружных выходов, число комнат, размеры их, общая площадь квартиры, внутренняя отделка.

  8. Плотность заселения квартиры: число жильцов в квартире и в каждой комнате, площадь пола и объем воздуха на одного человека, санитарное состояние помещений: состояние стен, полов, дверей, окон, потолка, использование полимерных строительных материалов, признаки сырости, качество воздуха, эффективность вентиляции и отопления, достаточность дневного и искусственного освещения (по методу «ватт»), система и качество ухода за помещениями, наличие насекомых и грызунов.

  9. Заболеваемость жильцов и жалобы в связи с неблагоприятными жилищными условиями; инфекционные болезни, простудные заболевания, аллергические реакции, явления общего недомогания.

  10. Дополнительные сведения: санитарное состояние лестниц, работа лифтов и др.

  11. Заключительные рекомендации.

Сроки выполнения задания: к занятию по теме 2.3. Экологические вопросы строительства в городе.

Форма контроля выполненного задания:

1. Проверка записей по проведенному обследованию жилого помещения.

2. Устный опрос.

Уровень освоения учебного материала: репродуктивный.

Тема 2.5. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе


Самостоятельная работа № 5

(1 час.)

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Задание:

Подготовить доклад по теме: «Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов»

Цели задания:

  • систематизация и закрепление теоретических знаний;

  • формирование умения использовать полученные знания при подготовке доклада, составлении электронной презентации;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование умения находить и использовать информацию из различных источников.

Требования к умениям и знаниям:

Обучающийся должен уметь:

  • бережно относиться к природе;

  • находить и использовать информацию из различных источников

Обучающийся должен знать:

  • способы утилизации отходов

  • современные способы переработки промышленных и бытовых отходов

Инструкция по выполнению задания:

Выберите тему доклада / электронной презентации.

Изучите теоретический материал темы. Самостоятельно подберите дополнительную информацию по теме, используя различные источники (учебную, справочную литературу, интернет-ресурсы).

Изучите рекомендации по написанию доклада (Приложение 6) / составлению электронных презентаций (Приложение 5).

Подготовьте доклад / электронную презентацию.

Защитите доклад / электронную презентацию.

Срок выполнения задания: к занятию по теме 2.5. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе.


Уровень освоения: продуктивный.

Форма контроля:

  1. Проверка доклада / электронной презентации.

  2. Защита доклада / электронной презентации.


Раздел 4. Охрана природы


Тема 4.1. Природоохранная деятельность


Самостоятельная работа № 6

(2 час.)

Задание: Подготовка доклада / составление электронной презентации по темам:

  • Особо охраняемые природные территории России

  • Охраняемые территории Новгородской области

Цели задания:

  • систематизация и закрепление теоретических знаний;

  • формирование умения использовать полученные знания при подготовке доклада, составлении электронной презентации;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование умения находить и использовать информацию из различных источников.

Требования к умениям и знаниям:

Обучающийся должен уметь:

  • определять редкие и реликтовые формы растительного и животного мира, подкармливать птиц и охотниче-промысловых животных;

  • находить и использовать информацию из различных источников;

  • бережно относиться к природе

Обучающийся должен знать:

  • каким образом должна быть организована охрана природы;

  • почему необходимо охранять те или иные виды животных, растений, территории;

  • структуру и назначение Красной книги;

  • заповедники, заказники, национальные парки, их назначение

Инструкция по выполнению задания:

Выберите тему доклада / электронной презентации.

Изучите теоретический материал темы. Самостоятельно подберите дополнительную информацию по теме, используя различные источники (учебную, справочную литературу, интернет-ресурсы).

Изучите рекомендации по написанию доклада (Приложение 6) / составлению электронных презентаций (Приложение 5).

Подготовьте доклад / электронную презентацию.

Защитите доклад / электронную презентацию.

Срок выполнения задания: к занятию по теме 4.1. Природоохранная деятельность.


Уровень освоения: продуктивный.

Форма контроля:

  1. Проверка доклада / электронной презентации.

  2. Защита доклада / электронной презентации.

Тема 4.2. Природные ресурсы и их охрана


Самостоятельная работа № 7

(2 час.)


Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Задание: Подготовка доклада «Почвенные ресурсы России и их охрана»

Цели задания:

  • систематизация и закрепление теоретических знаний;

  • формирование умения использовать полученные знания при подготовке доклада;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование умения находить и использовать информацию из различных источников.

Требования к умениям и знаниям:

Обучающийся должен уметь:

  • бережно относиться к природе;

  • находить и использовать информацию из различных источников

Обучающийся должен знать:

  • природно-территориальные аспекты экологических проблем;

  • социально-экономические аспекты экологических проблем;

  • способы охраны почвенных ресурсов

Инструкция по выполнению задания:

Выберите тему доклада.

Изучите теоретический материал темы. Самостоятельно подберите дополнительную информацию по теме, используя различные источники (учебную, справочную литературу, интернет-ресурсы).

Изучите рекомендации по написанию доклада (Приложение 6).

Подготовьте доклад.

Защитите доклад.

Срок выполнения задания: к занятию по теме 4.2. Природные ресурсы и их охрана.


Уровень освоения: продуктивный.

Форма контроля:

  1. Проверка доклада.

  2. Защита доклада.

Тема 4.3. Охрана водных ресурсов России


Самостоятельная работа № 8

(2 час.)

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Задание: Подготовка реферата / составление электронной презентации по теме «Обитатели Мирового океана, внесенные в красную книгу»

Цели задания:

  • систематизация и закрепление теоретических знаний;

  • формирование умения использовать полученные знания при подготовке реферата, составлении электронной презентации;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование умения находить и использовать информацию из различных источников.

Требования к умениям и знаниям:

Обучающийся должен уметь:

  • бережно относиться к природе;

  • находить и использовать информацию из различных источников

Обучающийся должен знать:

  • природные богатства Мирового океана и возможности их использования

  • способы охраны водных ресурсов

Инструкция по выполнению задания:

Изучите теоретический материал темы. Самостоятельно подберите дополнительную информацию по теме, используя различные источники (учебную, справочную литературу, интернет-ресурсы).

Подготовьте реферат (Приложение 4) / электронную презентацию (Приложение 5).

Защитите реферат / электронную презентацию.

Срок выполнения задания: к занятию по теме 4.3. Охрана водных ресурсов в России.

Уровень освоения: продуктивный.

Формы контроля:

  1. Проверка реферата / электронной презентации.

  2. Защита реферата / электронной презентации.

Тема 4.4. Охрана лесных ресурсов в России


Самостоятельная работа № 9

(2 час.)

Вид самостоятельной работы: внеаудиторная

Задание: Подготовка реферата / составление электронной презентации по теме «Богатство лесов и их значение в биосфере»

Цели задания:

  • систематизация и закрепление теоретических знаний;

  • формирование умения использовать полученные знания при подготовке реферата, составлении электронной презентации;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование умения находить и использовать информацию из различных источников.

Требования к умениям и знаниям:

Обучающийся должен уметь:

  • соблюдать культурные принципы поведения человека в лесах и парках, заповедниках;

  • бережно относится к природе, обществу, человеку

Обучающийся должен знать:

  • принципы рационального использования ресурсов;

  • богатства лесов и их значение в биосфере;

  • способы охраны лесных ресурсов.

Инструкция по выполнению задания:

Изучите теоретический материал темы. Самостоятельно подберите дополнительную информацию по теме, используя различные источники (учебную, справочную литературу, интернет-ресурсы).

Подготовьте реферат (Приложение 4) / электронную презентацию (Приложение 5).

Защитите реферат / электронную презентацию.

Срок выполнения задания: к занятию по теме 4.4. Охрана лесных ресурсов в России.

Уровень освоения: продуктивный.

Формы контроля:

  1. Проверка реферата / электронной презентации.

  2. Защита реферата / электронной презентации.


4. Информационное обеспечение обучения

Основные источники литературы:

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учебник для учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. - 14-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240с.

  2. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.И. Тупикин. - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 284с.

Дополнительные источники литературы:

  1. Константинов В.М. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 320с.

  2. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2004. - 304с.

  3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с.

  4. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для студ. уч. сред. проф. образования / В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. - 6-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 208с.

  5. Криксунов Е.А. Экология. 10 (11) класс: учеб. для общеобр. учреждений /Е.А.Крискунов, В.В. Пасечник. - 9-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2005. - 251с.

  6. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. М: «Академия». 2004. - 384с.

  7. Чернова И.М., Былова А.М.. Экология. Учебное пособие. М: «Просвещение». 1988. - 272с.

  8. Шилов И.А. Экология: учеб. для биол. и мед. спец. вузов/ И.А.Шилов. - 5-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2006. - 512с.





Интернет-ресурсы

studentlibrary.ru/ - студенческая электронная библиотека

sci.aha.ru/ATL/ra00.htm

Web-атлас "Окружающая среда и здоровье населения России". Справочная и иллюстрированная информация по разделам: Россия и ее население; природа России и природные факторы жизнеобеспечения населения; хозяйственно-технический комплекс и его влияние на условия жизни населения; социальные процессы и их влияние на здоровье народа; заболеваемость населения России; инвалидность населения; смертность населения; продолжительность жизни населения и др.

sci.aha.ru/MBOOK/NATUR0A.HTM

Электронное пособие А.С. Мартынова "Природа и люди России: экология, религия, политика и действие"

Приложение 1

Памятка


Самоконтроль результатов

самостоятельной работы студентов.

Что такое «самоконтроль»?

Самоконтроль - одно из ценнейших качеств личности для успехов в жизни!

Проверка самого себя - это:

  • умение определять цели и контролировать их достижение;

  • умение следить за собой: за своим поведением, речью, действиями и поступками, понимая при этом всю меру ответственности за них;

  • умение контролировать степень понимания и степень прочности усвоения знаний и умений, познаваемых в учебном заведении, в коллективе, дома;

  • умение критически оценивать результаты своей познавательной деятельности, вообще - своих действий, поступков, труда (самооценка).


Самоконтроль

  • учит ценить свое время,

  • вырабатывает дисциплину труда (физического и умственного),

  • позволяет вовремя заметить свои ошибки,

  • вселяет веру в успешное использование знаний и умений на практике.

Приучайте себя к самоотчёту: регулярно отчитывайтесь перед собой в любой выполненной работе, в проведенном учебном дне. Одна из форм самоотчёта - ведение Листа учёта достижений, в котором можно более глубоко проанализировать причины своих успехов и неудач, а главное - воспитать привычку к самодисциплине - основе воли.

Овладевая самоконтролем, помните о совершенно обязательном условии: контролирующий, проверяющий себя должен:

знать общепринятые нормы поведения, чтобы сравнивать с ними собственные действия и поступки;

знать эталоны, образцы, чтобы сравнивать свои знания и умения.

Самоконтроль вырабатывается, в первую очередь, в учебной практике.

Способы самоконтроля в учебном процессе.

  • Эффективное слушание или чтение предлагаемых заданий и рекомендаций по их выполнению;

  • анализ предложенных заданий, выбор одного из них, продумывание примерного плана работы;

  • умелое использование справочной и учебной литературы;

  • систематическое обращение к специальным памяткам, в которых содержатся советы, рекомендации, правила, алгоритмы различного вида работ;

  • выразительное чтение текста;

  • перечитывание написанного текста;

  • сравнение его с текстом учебной книги или справочного материала;

  • применение изученного правила или познанного умения на практике;

  • повторное перечитывание материала с продумыванием его по частям;

  • пересказ прочитанного текста;

  • составление плана, тезисов, формулировок ключевых положений текста по памяти, опорных конспектов, таблиц и т. д.;

  • рассказывание с опорой на иллюстрации, опорные положения (схема-план, схема - тезисы), синхронистические таблицы;

  • чтение дополнительной учебной и научно-критической литературы;

  • обращение к словарям и справочникам, таблицам с целью нахождения материала, который бы подтверждал правильность усвоенных вами знаний и умений;

  • участие во взаимопроверке.


Рекомендации по самоконтролю

1. Проверяйте свои знания не только после окончания работы, но и в процессе учебы, по этапам.

2. Исправляйте допущенные ошибки.

Боритесь не только с ошибками, но и с причинами их порождающими (это невнимательность, торопливость, неумение сосредоточиться).

3. Умело используйте справочную литературу. Имейте её в личной библиотеке. Научитесь работать с ней.

4. Храните свои тетради, держите в порядке свой архив.

5.Самоконтроль можно осуществлять, сверяясь с образцами ранее выполненных работ.

6. Помогут самоконтролю и специальные памятки, которые содержат советы, правила, алгоритмы различного вида работ.

7. Проверяйте свои знания не только сразу же после выполнения работы, но и по прошествии некоторого времени.

8. Проверяйте не только свои знания, но и умения, посредством которых вы получаете новые знания:

а) конспектирование книг, лекций;

б) работа с книгой;

в) быстрое чтение;

г) рациональные приёмы работы с текстом;

д) рациональные приёмы запоминания;

е) умения производить различные мыслительные операции.


Приложение 2


Рекомендации по изучению основной и дополнительной литературы


  1. Рассмотри, как построена книга, проанализируй её структуру.

  2. Отбери самое важное, основное из содержания книги.

  3. Свою работу с книгой строй в три этапа:

  • первоначальное прочтение всего текста с цель ознакомления с ним;

  • второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;

  • третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.

  1. Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: 1) составление плана, 2) изложение тезисов, 3) выписки из текста 4) само конспектирование.

Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на части. Предлагается следующий процесс составления плана: 1) чтение, 2) деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.


План может быть простым и сложным.

Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.

Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.

Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:

  1. извлечение авторских тезисов из текста;

  2. формулирование основных положений своими словами и понятиями.

Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть фактологического материала.

Выписки представляют собой факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов выписки можно делать одновременно с чтением текста.

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т. д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.

Конспект может быть тематическим, т е составленный по нескольким произведениям, работам, текстам и т. п. Целью такого тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов.

Для составления тематического конспекта следует:

  • осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и других учебных материалов-

  • составить сложный план тематического конспекта, постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучению и осмыслению данной проблемы;

  • дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.

В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.


Памятка студенту

  1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе непонятно.

  2. Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания бывают, как правило, иностранные слова, термины. В таком случае обращайтесь к словарям.

  3. Составление терминологического словаря, работа над основными понятиями также поможет в освоении материала.

  4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.

  5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.

  6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.

  7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.

  8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.

  9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.


  1. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку
    материала по ходу чтения и при этом составлять логические цепочки (схемы).

  2. Побольше работай с карандашом в руке, делай записи, схемы и т. д. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию.

Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

В общем виде формула работы такова:


прочитал

проанализировал

осмыслил


  • Читай внимательно, вдумчиво.

При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.


Приложение 3


Рекомендации «Как правильно искать информацию в Интернете»


По большому счету большинство пользователей Интернета выходят во всемирную сеть для поиска, какой либо информации. Кому-то нужен материал для написания реферата, кого-то интересуют вопросы сайтостроения, а следующему необходимы знания по интернет-бизнесу и т.д.

Интернет, как известно, состоит из великого множества веб-сайтов, на которых находятся многие миллионы веб-страниц с информацией практически на любую тему.

Почтовые рассылки

Если человека интересует определенная тема, и он желает периодически получать по ней информацию, то ему в первую очередь необходимо посетить сайты сервисов бесплатных почтовых рассылок. На этих сервисах выходят тысячи рассылок, а число подписчиков насчитывает многие миллионы. Найти и выбрать интересную рассылку не составит особого труда.

Бесплатными они называются потому, что каждый желающий, чувствующий себя специалистом или знатоком в какой либо области знаний, может организовать свою рассылку на этом сервисе совершенно бесплатно. Так же бесплатно можно подписаться на эту рассылку. Что означает, что для этого необходимо зайти на сайт сервиса, зарегистрироваться на нем, указав некоторые свои данные, в том числе указать адрес электронной почты, на который и будут приходить письма этой рассылки.

После регистрации пользователю будет предоставлен свой аккаунт (отдельная страница), в котором можно изменить свои данные (пароль на вход в аккаунт, электронный адрес, формат получаемых писем, список рассылок, на которые он подписан и т.д.) Пользователь может подписаться на любое количество рассылок.

Хотя на сайте сервиса есть краткое описание рассылки, в действительности можно получить совсем не то, что ожидаете. Поэтому, получив несколько выпусков рассылки, нужно определиться в необходимости их дальнейшего получения. Если рассылка не понравилась, и нет желания ее больше получать, то в любой момент можно от нее отписаться. Такая возможность имеется, как правило, в каждом приходящем выпуске рассылки. Так же можно отписаться от любой рассылки и на сайте сервиса.

Если рассылка выходит уже давно, а пользователь только что на нее подписался, и она его заинтересовала, то предыдущие выпуски можно посмотреть и скачать из архива рассылки. Как правило, в каждой рассылке имеется ссылка и на сайт автора, на котором можно найти дополнительную информацию по затронутой в рассылке теме.

Одни рассылки «замирают» на несколько недель или месяцев, другие вообще прекращают свое существование. Так же постоянно появляются новые рассылки.

Ниже даются ссылки на наиболее популярные сервисы почтовых рассылок:

  • Subscribe.ru - сервис рассылок Subscribe

  • MailList.ru - сервис рассылок MailList

  • Рассылки@Mail.ru - сервис рассылок Mail.ru

  • Рамблер-Рассылки - сервис рассылок Rambler

  • Smartresponder.ru - сервис рассылок Smartresponder

Многие сайты в Интернете имеют свои собственные почтовые рассылки, на которые тоже можно подписаться и получать их на свой почтовый ящик. Эти рассылки, как правило, узкоспециализированные и соответствуют тематике сайта. Поэтому, путешествуя по Интернету, нужно обратить внимание на этот момент.

Поисковые системы

Основное предназначение поисковых систем, как раз и состоит в том, чтобы находить необходимую пользователю информацию на многих миллионах веб-страниц Интернета. Нужно просто ввести в поисковую форму слово или целое выражение, соответствующее сфере интересов, а поисковая машина выдаст огромное количество ссылок на веб-страницы, в которых это слово или выражение встречается.

Основа более точного и нужного результата, это правильное введение запроса. Поэтому нужно знать правила их составления, которые можно найти на сайтах поисковых систем. Остается только читать небольшие описания ссылок и переходить на заинтересовавшие вас веб-страницы. На этот процесс приходится иногда затратить довольно много времени, но нужная информация, как правило, находится.

Наиболее популярные поисковые системы Рунета представлены ниже.

  • yandex.ru - поисковик «Яндекс»

  • google.ru - поисковик Google

  • rambler.ru - поисковик Rambler

  • aport.ru - поисковик Aport

Считается, что виртуальному роботу-поисковику проще найти тот или иной документ, если запрос составлен с помощью специального языка - так называемого «языка запросов». Что же он собой представляет? Это своеобразный словарь из нескольких десятков символов, куда входят, к примеру, плюс, минус, вертикальная черта, кавычки, восклицательный знак, тильда и т. д. Считается, что грамотное использование этих элементов способно значительно ускорить и облегчить поиск.

Что такое «язык запросов»

«» Кавычки используют для поиска точной формы слова или фразы.

  • Так называемый оператор точной формы. По такому запросу робот уже не будет подкидывать сайты, где эти слова встречаются в других формах, - числах, падежах и временах.

  • Если использовать этот значок, из недр Всемирной паутины всплывут только те сайты, где это слово написано с прописной буквы.

  • Использование этого символа означает, что слово обязательно должно присутствовать в документе. Полезно для союзов, предлогов и местоимений (и, но, он, она), которые обычно отбрасываются поисковиками.

Интернет-журналы и Интернет-газеты

Если ввести в любом поисковике слова «интернет-журнал» или «интернет-газета», он выдаст ссылки на сайты нескольких тысяч журналов и газет. На страницах с результатами поиска, по описанию, нужно выбрать заинтересовавшее издание и перейти на его сайт.

Довольно часто на сайте издания, можно подписаться на получение выпусков этого журнала или газеты на свой электронный адрес. И если сам выпуск журнала или газеты по электронной почте, из-за довольно большого объема, как правило, не высылается, то в пришедшем письме обязательно будет ссылка на его скачивание. Можно скачать журнал или газету, и спокойно и неторопливо изучать его содержание.

Интернет-каталоги

Это специальные сайты, на которых собраны ссылки на большое количество Интернет-ресурсов. В этих каталогах сайты располагаются по тематическим категориям, а категории, довольно часто, еще разбиты на разделы. Есть Интернет-каталоги, в которые заносятся сайты любой тематики. Например, от сайтов любителей рыбной ловли, до сайтов по изучению программирования и сайтостроения. Имеются и более узкотематические каталоги, такие например, как только на автомобильную или строительную темы. Есть каталоги только для женщин или для студентов.

Веб-каталоги хороши для поиска сайтов по определенной тематике. Таких каталогов в Интернете несколько тысяч. Опять же, с помощью поисковой системы, нужно найти и выбрать нужный каталог, а уже в нем и нужный сайт. Переходя по категориям и разделам каталога, можно выбирать то, что в данный момент интересует.

Форумы

Интернет-форум, это то место, где можно найти ответ на практически любой конкретный и точный вопрос. Ведь форум, это сообщество увлеченных людей объединенных какой-либо конкретно обсуждаемой темой. На странице выдачи по вашему запросу в поисковой системе обязательно будут и ссылки на страницы форумов, где данный вопрос обсуждается. Следует просто пройти по ссылке и посмотреть, какие темы обсуждаются на данном форуме.

Если ответа на интересующий в данный момент вопрос не найден, то нужно зарегистрироваться, и тогда будет можно оставить свой вопрос на форуме и, как правило, обязательно найдется тот, кто знает на него ответ и обязательно поможет.

Блоги

Одним из популярных способов поиска информации являются блоги. В большинстве своем, блоги - это личные дневники пользователей, посвященные какой-либо темы. Соответственно, все интересующие статьи вместо того, чтобы искать по всему Интернету, могут быть найдены в блогах. Для этого просто надо зайти на сервис блогов и отыскать нужную тему для просмотра.

Популярные сервисы блогов:

  • liveinternet.ru - сервис LiveInternet

  • livejournal.com - сервис LiveJournal

  • blogs.mail.ru - сервис Mail.ru

  • diary.ru - сервис Diary.ru

Источники:

  • izcity.com - статья о том, где искать информацию в Интернете.

  • shkolazhizni.ru - статья о том, как найти информацию в Интернете.


Приложение 4


Рекомендации по написанию реферата

Слово «реферат» в переводе с латинского означает «докладывать, сообщать, излагать».

Отсюда следует, что сущность и назначение реферата заключается в семантически адекватном, кратком изложении, но с достаточной полнотой основного содержания текста-источника, передаче проблемной информации по заданной теме.

I. Цели и задачи рефератов.

Работа над рефератом преследует следующие цели:


  1. Развитие мышления студентов (умение анализировать, сопоставлять и обобщать различные токи зрения и конкретный материал, умение делать логические выводы);

  2. Расширение общего кругозора студентов и углубление знаний в области данной дисциплины;

  3. Формирование умений реферирования;

  4. Формирование базисных умений научной работы (исследовательские методы; самостоятельное нахождение научного материала в библиографических отделах, с помощью справочников и т.п.; составление списка использованной литературы, оформление ссылок и т.п.);

  5. Овладение основами научной письменной речи.

II. Требования к реферату:


  1. Реферат должен быть подготовлен по теме в соответствии с программой дисциплины.

  2. Реферат должен содержать обоснование выбора темы, раскрытие сути проблемы на основе изучения литературы по теме (не менее 3-х источников), выводы, к которым пришел автор в результате изучения литературы.

III. Методика работы над рефератом.


  1. Выбор темы реферата осуществляется в соответствии с программой дисциплины, на основе перечня предложенных тем.

  2. Студенты могут предложить собственную тему (или уточнить редакцию предлагаемой темы) по согласованию с преподавателем, но только в рамках программы изучаемой дисциплины.

  3. Приступая к подготовке реферата, помните, что ваша главная цель - глубоко осмыслить материал по теме реферата, объективно и корректно изложить положения авторов текстов-источников и сформулировать собственное отношение к изложенному.

  4. Подберите литературу по теме реферата. Внимательно прочитайте и проанализируйте выбранные источники: вычлените наиболее важную проблематику по избранной теме, сущность точек зрения авторов и излагаемых ими подходов. Выпишите основные положения, которые могут составить содержание вашего реферата.

  5. Сравните информацию изученных источников, определите общее и различия, выберите базовый источник, где тема, на ваш взгляд, изложена наиболее полно.

  6. Составьте план реферата. Он должен включать в себя следующие разделы:

а) Введение (представление темы реферата):

- цель и задачи реферата;

- актуальность рассматриваемой проблемы;

б) Главная часть (аналитическое изложение рассматриваемой проблемы):

- формулировка вопросов темы (как правило, не более 3-х);

- письменное изложение содержания рассматриваемых вопросов;

в) Заключение (выводы, которые должны быть сделаны автором по исследованным текстовым источникам, и мнение автора по рассмотренным вопросам реферата);

г) Библиография (список литературы, использованной при написании работы, с указанием исходных данных).

IV. Структура и объем реферата.

Структура реферата: титульный лист, план, введение, основная часть, выводы, список использованной литературы.

Объем реферата 10 - 15 машинописных, или набранных на компьютере страниц (шрифт №14, через 1,5 интервала).

V. Оформление реферата.

1. Реферат должен иметь:

а) Титульный лист, который оформляется по представленному ниже образцу.

б) План реферата (с указанием страниц разделов).

в) Введение.

г) Текстовое изложение главной части, в соответствии с вопросами плана реферата.

д) Заключение (в конце реферата, на 1 - 2 страницы).

е) Иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки (лучше давать по тексту реферата). Приложения (в виде схем) приводятся в конце реферата.

ж) Список использованной литературы дается на отдельных страницах (странице) после текстового изложения материала. Он должен быть оформлен в соответствии со стандартами, регламентирующими библиографическое описание произведений печати (образец представлен ниже).

2. Нумерация страниц реферата должна быть сквозной (титульный лист не нумеруется, нумерация страниц начинается со второй страницы - стр. 2).

3. Текстовое расположение материала должно быть на стандартных листах (поле слева - 3 см, верхнее и нижнее поле не менее 2-х см).

VI. Оценка реферата.

Может осуществляться:

а) по 5-ти бальной системе, которая включает все компоненты требований по подготовке, написанию и оформлению работы;

б) по системе «зачтено»/«не зачтено». Оценка «не зачтено» выставляется при полном несоответствии выполненного реферата вышеприведенным требованиям.

При проверке реферата преподавателем оцениваются:

  1. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

  2. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

  3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

  4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

  5. Использование литературных источников.

  6. Культура письменного изложения материала.

  7. Оформление работы в соответствии с требованиями.



Модели защиты рефератов


1. «Классическая» - устное выступление, сосредоточенное на принципиальных вопросах:

  • тема исследования, ее актуальность;

  • круг использованных источников и основные научные походы к проблеме;

  • содержание работы - с акцентом на наиболее сильных ее сторонах (изучение малоизвестных источников, выдвижение новой версии, новые подходы к решению проблемы);

  • основные выводы по реферату.

2. «Индивидуальная» - студент раскрывает личностные аспекты работы над рефератом:

  • обоснование выбора темы;

  • способы работы над рефератом;

  • оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;

  • личная значимость проделанной работы;

  • перспективы продолжения работы (исследования).

3. «Творческая» защита предполагает:

  • оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по теме, комментарии к ним;

  • демонстрация слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования;

  • яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.;

  • содержательное, аргументированное объяснение на поставленные проблемные вопросы



Образец оформления титульного листа

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ







Название темы реферата

РЕФЕРАТ

по дисциплине___________________________________________________

(название дисциплины)

Преподаватель

________________ (Фамилия И.О.)

«____»_________________20___г.

Студент группы №______________

________________ (Фамилия И.О.)

«____»_________________20___г.






Великий Новгород

20__г.

Приложение 5


Рекомендации по составлению электронных презентаций


Появление компьютера и мультимедийного проектора позволило перейти к подготовке и показу иллюстративного материала в виде презентации, которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения выступления докладчика, включая звук, видео и анимацию.

Программа PowerPoint, входящая в программный пакет Microsoft Office, предназначена для создания презентаций. С ее помощью пользователь может быстро оформить доклад в едином стиле, таким образом, значительно повысив степень восприятия предоставляемой информации аудиторией.

Презентация или «слайд-фильм», подготовленная в Power Point, представляет собой последовательность слайдов, которые могут содержать план и основные положения выступления, все необходимые таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, входящие в демонстрационный материал. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук.

Перед созданием презентации на компьютере важно определить:

  • назначение презентации, ее тему - следует самому понять то, о чем вы собираетесь рассказывать;

  • примерное количество слайдов - слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться.

  • как представить информацию наиболее удачным образом

  • содержание слайдов

  • графическое оформление каждого слайда

Этапы создания презентации

1. Планирование презентации - определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала

2. Составление сценария - логика, содержание.

3. Разработка дизайна презентации - определение соотношения текстовой и графической информации.

4. Проверка и отладка презентации.

Требования к оформлению презентаций

1. Требования к содержанию информации

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории

  • Слова и предложения - короткие

  • Временная форма глаголов - одинаковая

  • Минимум предлогов, наречий, прилагательных

2. Требования к расположению информации.

  • Горизонтальное расположение информации

  • Наиболее важная информация в центре экрана

  • Комментарии к картинке располагать внизу

3. Требования к шрифтам.

  • Размер заголовка не менее 24 пунктов, остальной информации не менее 18 пунктов

  • Не более двух - трех типов шрифтов в одной презентации

  • Для выделения информации использовать начертание: полужирный шрифт, курсив или подчеркивание

Необходимо использовать так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial или Tahoma), причем размер шрифта должен быть довольно крупный. Предпочтительно не пользоваться курсивом или шрифтами с засечками, так как при этом иногда восприятие текста ухудшается. В некоторых случаях лучше писать большими (заглавными) буквами (тогда можно использовать меньший размер шрифта). Иногда хорошо смотрится жирный шрифт.

Стоит учитывать, что на большом экране текст и рисунки будет видно также (не лучше и не крупнее), чем на экране компьютера. Часто для подписей к рисункам или таблицам выставляется мелкий шрифт (менее 10 пунктов) с оговоркой: "на большом экране все будет видно". Это заблуждение: конечно шрифт будет проецироваться крупнее, но и расстояние до зрителя будет значительно больше.

4. Способы выделения информации.

  • Рамки, границы, заливка

  • Различный цвет шрифта, ячейки, блока

  • Рисунки, диаграммы, стрелки, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например, фон - светлый, а шрифт - темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше. Черный текст - белый фон не всегда можно назвать удачным сочетанием для презентаций, так как при этом в глазах часто начинает рябить (особенно если шрифт мелкий), а, кроме того, иногда не достигается тот визуальный эффект, который необходим для эффективного восприятия материала. Использование фотографий в качестве фона также не всегда удачно, из-за трудностей с подбором шрифта. В этом случае надо либо использовать более-менее однотонные иногда чуть размытые фотографии, либо располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке. Иногда целесообразно использование "тематического" фона: сочетание цветов, несущие смысловую нагрузку и т.п.).

5. Объем информации и требования к содержанию.

  • На одном слайде не более трех фактов, выводов, определений

  • Ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде

Слайды не надо перегружать ни текстом, ни картинками. Лучше избегать дословного "перепечатывания" текста на слайды - слайды, перегруженные текстом, вообще не смотрятся. Лучше не располагать на одном слайде более 2 - 3 рисунков, так как иначе внимание слушателей будет рассеиваться.

Не стоит вставлять в презентации большие таблицы: они трудны для восприятия - лучше заменять их графиками, построенными на основе этих таблиц. Если все же таблицу показать необходимо, то лучше оставить как можно меньше строк и столбцов, привести только самые необходимые данные. Это также позволит сохранить необходимый размер шрифта, чтобы учебная таблица не превратилась в таблицу медицинскую для проверки зрения. При той легкости, с которой презентации позволяют показывать иллюстративный материал, конечно же, хочется продемонстрировать как можно больше картинок. Однако не стоит злоупотреблять этим.

В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, так как музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание трудно одновременно слушать лектора и музыку.

В принципе тоже относится и к анимационным эффектам: они не должны использоваться как самоцель. Не стоит думать, что чем больше различных эффектов - тем лучше.

Чаще всего неудобочитаемые быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи не вызывают ничего кроме раздражения. Анимация допустима либо для создания определенного настроения или атмосферы презентации (в этом случае анимация тем более должна быть сдержанна и хорошо продумана), либо для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе просто не возможно (например, для поэтапного вывода на экран рисунка). Если презентация предназначена только для показа (не для печати), то целесообразно "сжимать" картинки до экранного разрешения (76 точек на дюйм), а также использовать рисунки в формате джипег (расширение ".jpg"). Это уменьшит объем презентации и значительно ускорит и упростит работу.

Гибкость - одна из основ успешной презентации. Будьте готовы внести изменения по ходу презентации в ответ на реакцию слушателей. Современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.




Приложение 6

Рекомендации по написанию доклада

Доклад представляет собой краткое изложение содержания научного труда, или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления.

Задача доклада - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы.

Чтобы написать содержательный доклад необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Очень важно выбрать тему. Она не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы (15-30 страниц) не позволит раскрыть ее.

  2. Когда выбор сделан, следует приступить к чтению соответствующей литературы. Чтение научной литературы требует специфических навыков и подходов. При встрече с непонятными терминами нужно заглянуть в словарь.

  3. Составьте краткий план доклада, который позволит вам изложить материал логично, последовательно, не повторяясь.

  4. В плане должны найти отражение разделы:

а) введение (необходимо указать актуальность темы доклада, и его практическую значимость),

б) основную часть (изложение материала),

в) выводы (четко и кратко сформулированные),

г) список используемой литературы.

5. Желательно составление кратких конспектов прочитанного.

6. Полезно делать выписки фрагментов текста, которые потом могут быть использованы в работе.

7. Необходимо сразу же составлять библиографические карточки. Выбрав тему, сделав выписки из литературы и составив план, можно приступить к написанию доклада. Работу рекомендуется сначала написать на черновике, на одной стороне листа с полями слева, чтобы при необходимости можно было делать текстовые вставки на полях. Излагать материал в докладе рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Работа должна быть написана грамотно, литературным языком. Доклад должен быть правильно и аккуратно оформлен, текст (рукописный, машинный, компьютерное оформление) разборчивым, без стилистических и грамматических ошибок. Сокращение слов не допускается. Текст должен быть разделен на логические части - абзацы. Работа выполняется на вертикально расположенных листах. Все страницы доклада, исключая титульный лист, нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляется вверху в центре страницы. Объем доклада в среднем 15-20 страниц. В приложения рекомендуется включать материал, заимствованный из литературы или самостоятельно составленный автором доклада. Таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, словарь терминов, фото, ксерокопии, рисунки. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию доклада. Само приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста.

В качестве критериев студенческого доклада могут выступать:

  1. соответствие содержания заявленной теме;

  2. актуальность, новизна и значимость темы;

  3. четка постановка цели и задач исследования;

  4. аргументированность и логичность изложения;

  5. научная новизна и достоверность полученных результатов;

  6. свободное владение материалом;

  7. состав и количество используемых источников и литературы;

  8. культура речи, ораторское мастерство;

  9. выдержанность регламента

Образец оформления титульного листа

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ



Название темы доклада

ДОКЛАД

по дисциплине___________________________________________________

(название дисциплины)

Преподаватель

________________ (Фамилия И.О.)

«____»_________________20___г.

Студент группы №______________

________________ (Фамилия И.О.)

«____»_________________20___г.







Великий Новгород

20__г.




ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Номер изме-нения

Номер листа

Всего листов в документе

ФИО и подпись ответственного за внесение изменения

Дата внесения изменения

Дата введения изменения

измененного

замененного

нового

изъятого





























© 2010-2022