Мероприятие Добро и зло

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Добро и зло»


Задачи: расширять знания о таких качествах, как добро и зло; обучать умению вести дискуссию; провести профориентационную работу; развивать творчество; поднять проблему добротворчества; подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела.

Подготовительная работа: подбор литературы по теме; зада­мся по изучению темы; творческие задания; приглашение гостей; работа с психологом (тренинг, тест); распечатка раздаточного раздала; подготовка кинофрагментов. Участники: учащиеся; классный руководитель; гости (человек, спасший чью-то жизнь; работник уголовного розыска); лаборант ТСО.

Ход мероприятия

Мир не без добрых людей.

В начале классного часа ребята получают карточки с перечнем качеств: бережливость, благородство, гуманизм, ум, доброта, непосредственность, ответственность, справедливость, терпимость, щедрость, честолюбие, принципиальность; ребятам предлагается расставить цифры в порядке значимости для них перечисленных качеств.

Цифра перед словом «доброта» обводится кружочком (для быстрого изучения результатов классным руководителем). Все остальное используется для последующего анализа значимости нравственных качеств для учащихся класса.

Воспитатель: Мне приятно осознавать, что такое качество, как доброта, располагается в вашем перечне дале­ко не на последнем месте. С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: «Что такое - хорошо и что такое - плохо?» Хорошо и плохо - это прежде всего добро и зло. Если говорить о них как о моральных качествах, то они обычно рассматриваются в свете отношений между людьми. Те или иные действия одних людей имеют опреде­ленную значимость для других людей: положительную или отри­цательную. При этом надо отметить, что человек - существо ра­зумное, и значит, неся добро или зло, он действует сознательно.

В чем же назначение добра в жизни человека? Для чего оно?

Учащиеся:

- Добро - это особая, отличная от других форма человечес­ких отношений.

- При наличии добрых отношений у людей появляется ду­ховное единение, устанавливается нравственная связь, происходит слияние положительных мыслей, лучших по­рывов человеческой души и конкретных добрых дел.

Воспитатель: Вы правы, ребята, добро важно не в абстрактной форме, не на словах, а именно в своем прояв­лении, в конкретных делах и условиях. Какой вид помощи при этом оказывается?

Учащиеся:

- Если мы говорим о добре в моральном смысле этого сло­ва, то значит, помощь должна оказываться бескорыстная. Обычно человек за такую помощь не ожидает никакого вознаграждения.

- В данном случае люди должны поступать так, как бы они хо­тели, чтобы другие люди поступали по отношению к ним.

Воспитатель: С вопросом бескорыстия мы ра­зобрались. А что мы понимаем под словом помощь?

Учащиеся:

- Это содействие другим людям в каком-то виде деятельнос­ти.

- Иногда мы поддерживаем людей в их взглядах, речах, действиях, сложных жизненных ситуациях.

- Мы защищаем людей от чьих-то нападок, клеветы; выру­чаем их в кризисной финансовой ситуации, предлагаем свою помощь в разного рода делах.

- Человек еще и спасает другого человека. Я говорю сейчас о таком виде помощи, когда спасают человеческую жизнь. Такая помощь помогает избежать трагического исхода.

Воспитатель: Да, ребята, доброта - это при­знак сильной личности. Об одних людях говорят, что они добрые (как о нашем герое), для других подбирают эпитет «добренький». Кто же они, эти «добренькие»? Как их распознать?

Учащиеся:

- Добренькие бывают обычно добрыми только на словах. Они говорят и обещают много, они вам улыбаются, с ними приятно беседовать. Но куда все девается, когда дело доходит до конкретных поступков, непосредственной помощи? Такие люди находят сотню убедительных оправданий свое­му бездействию. Мне пришлось тоже в этом убедиться.

Добрым добренький казался,

Навязался, улыбался,

Клятвы медом поливал.

Но куда все это делось,

Когда слова дошли до дела?

- Добрый человек не пустословен. Он делает добро не для звона, а для блага другого человека. И еще потому, что в нем заложено здоровое нравственное начало. А поэтому, сделав добро другому, он и себя ощущает счастливым. Не зря же говорят, что «злой плачет от зависти, а добрый - от радости». Добро - оно спокойное и немногословное. Народная мудрость гласит: «Добро - не лихо, ходит тихо».

Воспитатель: А какие еще пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете? (Ребята говорят, комментируют ).

Учащиеся:

  • Всяк добр, да не до всякого.

  • Добра желаешь- добро и делай.

  • Добро на худо не меняют.

  • Доброе дело без награды не остается.

  • Доброе смолчится, худое молвится.

  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

  • Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.

  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

  • Добрые вести прибавят чести.

  • Добрые чувства - соседи любви.

  • Не ищи красоты, ищи доброты.

  • От твоего бобра никому нет добра.

  • Добро прощай, а зло порицай.

Классный руководитель. Итак, мы остановились на пори­цании зла. Зло противостоит добру. Между ними идет постоянная борьба. И, к сожалению, зло нередко выходит победителем в этой борьбе. Почему же так происходит?

Учащиеся:

  • Потому что для того, чтобы причинить кому-то зло, тре­буется меньше усилий, его совершать проще, чем добро. Делать добро - это значит прилагать усилия своего ума, души, а также усилия физические, финансовые и др. Далеко не каждому это по нраву, а значит, и не по мораль­ным силам. Ведь самое главное в этом процессе добротвор­чества - это ваша душа. Если она у вас трудится постоянно (в моральном плане), если вы не загрязняете ее черными мыслями, завистью, злостью, значит, вы способны на доб­рые дела.

- Я интересуюсь этой темой и прочитал, что иногда воз­никает полемика по вопросу существования добра и зла в качестве двух полюсов моральной действительности. Доходит даже до того, что аргументируют существование добра лишь постольку, поскольку в мире существует зло.

Воспитатель: Ребята, разве можно согласить­ся с тем, что добро имеет смысл только из-за существования зла. Оно, конечно, противостоит существующему злу. Но разве зло всегда обязательно для того, чтобы делать добро? Если зло исчеза­ет, разве добро прекращает свое существование? Добро - категория нравственная. А нравственные качества человека побеждают и даже способствуют предупреждению появления возможного зла.

Учащаяся. Я согласна. Считаю, что зло не имеет права существовать для того, чтобы противопоставлять ему добро, придавать ему (добру) смысл и возвеличивать. Стоит только вспомнить о «лагерях смерти и злодеяниях нацистов во время Второй мировой войны. Неужели можно сказать, что людей надо было сжигать для того, чтобы потом кто-то мог делать добро оставшимся в живых? Это звучит жутко, не по-человечески.

Воспитатель: В людях существует вера, что зло можно победить. Может быть, в будущем они научатся справ­ляться с ним. предупреждать его, как они это делают сейчас с болезнями и некоторыми природными явлениями. В романе Ч. Амирэджиби «Берега» есть такая мысль:«... назначение челове­ка не только в том, чтобы победить зло, но и обратить его в добро!» Ф.М.Достоевский, всегда поднимавший в своих произведениях острые моральные проблемы (и в частности проблемы добра и зла), писал: «Люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».

Учащийся. Но ведь на земле столько зла и злых людей, творящих сто. что невольно начинаешь задумываться о том, каков же человек по своей природе: добрый или злой. Так ка­кой же он, человек?

Воспитатель: Есть три разных мнения по этому вопросу: добрый, злой, и не добрый и не злой. А как вы считаете?

Учащиеся:

- Думаю, что в людях больше зла и зависти, чем доброты. Иначе мир к XXI веку стал бы уже стабильнее и спо­койнее.

- Уверена, что человек по своей природе - существо доброе. Злым его, чаше всего, делают обстоятельства.

- Считаю, что злого человека можно сравнить с больным. Ведь его тоже сжигает своего рода болезнь: зависть, не­удовлетворенность, низменные желания. А если еще все это происходит на фоне успехов человека, к которому злой испытывает антипатию? В этом случае уже мож­но говорить о тяжелой болезни. Но так же как здоровых людей на земле больше, чем больных, так же и добрых больше, чем злых.

Воспитатель: Согласна с тобой в то\, смысле, что добрый человек является нравственно здоровым человеком, а злой - это аномалия и нравственная болезнь. Нравственность рождается вместе с человеком. Она сопро­вождается добром и хорошими поступками. Пранравственность можно наблюдать даже в поведении животных, значит, она имеет биологические корни. Если же люди нравственно больны, то это никак не означает, что они нравственно не­здоровы уже с момента своего рождения. Незакаленные в нравственном отношении (из-за пробелов в воспитании, пос­тоянных стрессов и других неблагоприятных жизненных об­стоятельств) умы, сердца и души людей начинает разъедать злость. Случалось ли подобное с вами? Задумывались ли вы над тем, насколько вы добры?

Психолог. Все мы, конечно, разные: сочувствующие и беспощадные, готовые отдать последнее обездоленному и те, у которых снега зимой не выпросишь. К какой категории вы от­носите себя?

(Психолог предлагает проверить себя тестом «Добры ли вы?»)

Тест «Добры ли вы?»

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?

  3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?

  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы под­нять им настроение?

  5. Любите ли вы злые шуточки?

  6. Вы злопамятны?

  7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас со­вершенно не интересует?

  8. Умеете ли вы на практике применять свои способности.

  9. Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?

  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слу­шать аргументы оппонента?

  11. Вы охотно выполняете просьбы?

  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9,10,12.

Вы наорали больше 8 очков.

Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас. наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми - всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.

Вы набрали от 4 до 8 очков.

Ну что же, ваша доброта - вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но. наверное, надо стараться быть ровными со всеми, что­бы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков.

Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто му­кой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелатель­нее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

Психолог. А сейчас вы можете сверить свои мысли и пред­ставления о себе как о человеке с результатами анкетирования. Так ли вы добры, как вам это казалось? Или вам еще предстоит заниматься добротворчеством, чтобы соответствовать высокому званию «человек?»

Классный руководитель. Есть такой термин «доброт­ворчество». А что он означает применительно к нашей повсед­невной жизни?

Учащиеся:

- Думаю, что это - работать добросовестно, заботиться о своих близких и не мешать делать то же самое другим людям. Может, кто-то скажет, что этого мало. Но я при­держиваюсь иного мнения, потому что жить именно так может далеко не каждый. Так получается только у людей с доброй душой и чутким сердцем.

- Некоторые люди, идя к своей цели, сметают, как говорит­ся, все и вся на своем пути. Человек может достичь своей цели и в каком-то смысле может быть даже полезен обще­ству. Но ведь общество - это мы, люди. В таком случае, как насчет тех, кого он обижал, унижал, расталкивал, что называется, локтями, идя к своей цели?

- Согласен, каждый человек стремится достичь определенных благ. Разумеется, что он делает это не без корысти. Но если он добивается многого, не принося другим зла, то считаю, что ему и дальше можно идти по жизни с чистой совестью.

- И еще есть категория людей, которые делают добро просто по доброте душевной. Это какая-то внутренняя потребность. Ведь человек не ожидает ни награды, ни благодар­ности за все сделанное. Вот оно, это проявление природ, ной нравственности (ребята приводят примеры из жизни своих близких, друзей, знакомых).

Далее идет просмотр эпизодов художественного кинофиль­ма «Заплати другому» об идее добротворчества американского школьника, его конкретных делах и той цепной реакции добро­ты, которую они вызвали. При обсуждении делается акцент на мысли о том, что некоторым людям нужна помощь для осознания необходимости сделать доброе дело или поступок. Потому что не­которые люди просто не решаются действовать. Надо помочь им осознать все положительные или отрицательные (в результате их бездействия или нерешительности) последствия своего поведения в определенных жизненных ситуациях.

После обсуждения учащиеся продолжают:

- Но зло в мире существует. И его не так мало, чтобы отно­ситься к этому вопросу спокойно и надеяться на добрые дела и поступки добрых людей. Вот и финал этой мелодра­мы печальный. Что же делать, как с ним (злом) бороться?

Классный руководитель. Л.Н. Толстой говорил о непро­тивлении злу насилием. Он прав в том смысле, что в большинстве случаев в жизни больше нормального, чем аномального, больше доброты, чем зла. Но есть люди, которые посвящают всю свою жизнь борьбе со злом. Для некоторых это стало профессией. Вот и сегодня я хочу вас познакомить с таким человеком. Это сотрудник уголовного розыска... (Ф.И.О.).

Гость рассказывает о борьбе с преступностью как об одном из зол нашего общества, приводит примеры. Но заостряет вни­мание на том, что обычный человек, не профессионал, не может и не в состоянии отдавать все свои силы борьбе со злом. Иначе он будет переполнен отрицательными эмоциями, лишит себя нормальной жизни. Это совсем не означает, что не надо бороть­ся против конкретных случаев проявления зла. А наилучшим способом является профилактика, его предотвращение (рассказывает о проводимых мерах, заостряя особое внимание на необходимости нести здоровый образ жизни).

Если ребят заинтересовал гость и его профессия, они могут задавать вопросы:

_ В каком плане вам труднее: материальном или мораль­ном?

_ Почему выбрали эту профессию?

- Какие качества необходимы, чтобы работать в уголовном розыске?

- Где можно этому научиться?

  • На какие предметы надо больше обратить внимание?

  • Как нормирован ваш рабочий день? Ведь не зря же о вас говорят, что у вас «служба - дни и ночи»?

  • Какие еще трудности?

- Не возникала ли у вас мысль о перемене профессии?

Классный руководитель. Философ И.А. Ильин утверждает, что со злом надо бороться силою, т.е. применяя насильственные действия. Он прав в том смысле, что в жизни есть и такие ситуации, когда по-иному разобраться просто невозможно (например, освободительные войны). А если говорить о повседневной жизни, то чадо отметить, что человек по своей натуре все-таки добр. Мы уже слышали, что бывает так, что преступление совершается и не по злому умыслу. Другое дело, что преступление - это всегда преступ­ление и, естественно, что совершивший зло должен быть наказан.

Учащиеся:

- Хоть и не так много, но в жизни все-таки встречаются злые люди, я считаю, просто от природы. Им плохо, когда кому-то хорошо. Им хочется захватить все: деньги, славу, почести, и если бы они могли, то прихватили бы и удачу. Да в радость ли она, такая жизнь?

Он мрачен, зол, завистлив,

Не в радость все ему.

Всю славу, деньги, почесть -

Все только одному.

Но так же, как поутру

Не зря горит заря,

Разделено все в мире

Между людьми не зря.

Одни прославятся в труде,

Другим - за подвиг слава.

Таким вот равновесием

Крепка наша держава.

Распределяет жизнь добро,

Чтоб каждому в чем-то везло.

Сделай добро - сам станешь лучше.

Радость от этого получишь.

-

-

- Во многом согласна с тобой. Но ведь есть такая пословицу «За добро злом платят». Я раньше думала, что такое невозможно, пока не столкнулась с таким фактом в своей жизни (пример оглашается по желанию выступающего). Как быть в таком случае?

Классный руководитель. Прежде всего надо учиться житейской мудрости и не расстраиваться. Каждый знает, что в жизни далеко не всегда все гладко и правильно. Не надо расстраиваться из-за того, что ты не в силах изменить. А если один человек не смог оценить по достоинству твой поступок, то это еще ничего не значит. Возможно, твоя помощь отозвалась добром в ком-то другом? Ведь не зря же в последнее время все чаще приходят К МЫС­ЛИ, что добро - это какой-то особый вид энергии, который еще не изучен в достаточной мере. Энергия вашей доброты не исчезает. Она накапливается и потом вдруг приходит к вам, возвращает­ся благодарностью. Это то, что мы иногда называем удачей. Мы говорим в таких случаях: «Здорово! Мне повезло!», а может, к вам просто вернулась ваша доброта?

Учащийся. Считаю, что, по крайней мере сегодня мы не имеем никакого морального права просто поговорить о добре и разойтись. Потому что одно из правил добра - это его выражение в поступке. Вот я и предлагаю закрепить наш разговор таким пос­тупком. Добро предполагает милосердие.

(Учащиеся намечают конкретные дела: помощь в больнице, ве­теранам и т.д.)

Классный руководитель. Ребята, вот нам и представит­ся возможность подтвердить народную мудрость: «Мир не без добрых людей».





© 2010-2022