Конспект занятия для старших дошкольников на тему

      Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для старшего дошкольного возраста. «Воспоминание о  г. Сарапуле в годы Великой Отечественной Войны»   Авто: Кузнецова Елена Николаевна Воспитатель Сарапульского района, с. Сигаево                     Сигаево, 2015 г Введение Говорить с детьми дошкольного возраста сложно: об этом для них написано давно и мало, естественно, без учета особенностей современных дошкольников. А с другой стороны идет искажение истории.... Этапы работы № слайда Деятельность педагога Деятельность детей Вводная 1 слайд Ребята, а вы песни любите слушать и петь? Как раньше Ваши дедушки и бабушки слушали музыку? Ответы детей   2 слайд Магнитофонов не было, а были граммофоны, патефоны.   3-4  слайд Я предлагаю вам послушать старые песни. Какие слова вы услышали в песнях?     Что вы чувствовали, когда их слушали?       О чем будем с вами разговаривать? Предполагаемые ответы детей: огонь, птицы не поют, деревья не растут, огонь, бой, дым, война, победа. Предполагаемые ответы детей: страх, слезы, гордость, печаль, грусть, чувство опасности, волнение. Ответы детей: о войне Основная 5слайд С. Михалков «Быль для детей» (отрывок) Летней ночью на рассвете, Гитлер дал войскам приказ  и послал солдат немецких против всех людей советских  - это значит - против нас.  …………………………..Он велел, чтоб разгромили, растоптали и сожгли все, что дружно мы хранили, пуще глаза берегли, чтобы мы нужду терпели, наших песен петь не смели возле дома своего. Чтобы было все для немцев, для фашистов – иноземцев,  а для русских и для прочих,…– НИЧЕГО! Дети слушают стихотворение, смотрят слайды 6 слайд Было лето, выходной день. Люди спали, когда напали на нашу страну. Все люди поднялись на защиту нашей Родины.  На фронт уходили не только наши  солдаты, но дедушки и женщины, даже дети нередко убегали из дома, чтоб воевать с фашистами. Посмотрите на лица людей. Что они выражают?   Дети слушают стихотворение, смотрят слайды             Предполагаемые ответы детей: страх, печаль, горе, слезы, грусть. 7 -8 слайд Что такое война? Предполагаемые ответы детей: это не хорошо, горе, много слез, когда убивают людей, стреляют, много крови, голод, разрушенные дома. 9 слайд Кто стал на защиту нашей Родины?  Каким должен быть солдат?  (  Д/и «Каким должен быть солдат») Предполагаемые ответы детей: солдаты Предполагаемые ответы детей: здоровым, сильным, умным, внимательным, добрым, отзывчивым, смелый, дисциплинированным. Основная 10 слайд  Сейчас  мы узнаем кто из вас самый внимательный. Игра «Повтори за мной!»  Я Вам назову и  покажу картинки. Дети играют в игру 11 слайд Ваша задача перечислить  все изображения на слайде. Предполагаемые ответы детей: солдат, медаль, ветеран, летчик, моряк, танк, военный корабль 12 слайд Как Вы думайте, что происходило в нашем городе во время войны?   Наш г. Сарапул находился в тылу во время войны.  Тыл – это территория позади фронта. Где боевые действия не проходят. Предполагаемые ответы детей: тоже шла война.   13 слайд С первых дней войны к нам эвакуировались люди из других городов, где близко проходили бои. Они приезжали на поездах, приплывали на пароходах и даже прилетали на самолетах. У нас был свой аэродром.  Просмотр презентации 14   слайд Где лечили раненных солдат? Предполагаемые ответы детей: в больнице. 15 слайд Привозили много раненых бойцов. Почему к нам?  Ответы детей 16 слайд Тяжело раненных  военных лечили в госпиталях города, где не было боевых действий.  Поэтому и в нашем городе было примерно 15 госпиталей. Этот госпиталь был самым большим в городе и располагался в центре, сегодня это здание Администрации. Просмотр презентации Основная 17 слайд Женщины  меняли свои женские профессии на мужские. Почему?    Предполагаемые ответы детей:  потому что отцы ушли на фронт. 18 слайд А дети, как могли помочь взрослым? Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах. Ухаживали за ранеными,  встали за станки, пахали, сеяли хлеб, собирали грибы, ягоды и лекарственные растения. Ответы детей 19 слайд Многие  предприятия переехали из других городов. Которые захватили немцы. Все предприятия работали для фронта, для Победы.   Просмотр презентации 20 слайд На  швейной фабрике шили одежду для солдат.   Просмотр презентации 21 слайд На  обувной фабрике - обувь.   Просмотр презентации 22-23 слайд Как называется одежда, головной убор солдата?               (  Д/и «Назови...»).   Как называется обувь солдата? ( проводится Д/и «Назови...»).   Предполагаемые ответы детей: гимнастерка, шинель, портянки, пилотки, галифе, брюки, фуражки, шапка, китель, кальсоны. Предполагаемые ответы детей: ботинки, сапоги, валенки. 24 слайд Даже  было пехотное училище.  Где  готовили будущих защитников. Учили военному делу, стрелять, рыть окопы, драться и многое другое. Просмотр презентации 25 слайд Так в мае 42 года к нам приплыл секретный военный  завод на теплоходе                    «Ф. Энгельс».  Очень важный и нужный. На  нем изготавливали детали. Просмотр презентации   Основная 26- 27 слайд Без  этих деталей, не один самолет не взлетит.  В электрических генераторах вырабатывалось электричество для запуска двигателя.  Просмотр презентации 28 слайд Предлагаю вам посмотреть настоящий воздушный бой.  Наш самолет подбит. Нужен новый. Что будем делать?     Просмотр презентации   Предполагаемые ответы детей: построить 29 слайд Из каких деталей будем делать самолет?   Совместное обсуждение в ходе постройки. Конструирование из деревянного конструктора. 30 -31 слайд Обыгрывание постройки. 32 слайд Во время войны было много совершено героических подвигов, многие войны и простые люди и даже дети стали героями.   Просмотр презентации Заключительная                    33 слайд Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания. Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов. Дети встают, минута молчания. 34 слайд С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. Уходит  и память о той войне. А между тем еще остались люди, которые помнят эту войну и могут рассказать о ней, но их  осталось очень мало. Три года назад  их было 154 участника Великой Отечественной войны и 335 тружеников тыла. В нашем селе остался 1  участник. В этом году 9 мая вся наша страна, весь наш народ будет отмечать 70- летие  великой Победы над фашистской  Германией... Просмотр презентации                                       Ответы детей 35 слайд Рефлексия. Если Вам было интересно «приколите» на грудь солдату медаль. Дети анализируют образовательную деятельность                                           Список информационных источников 1.       Примерная  образовательная программа  дошкольного образования «Детский сад 2100» 2.       Красноперова Л. А. «Я в Сарапуле живу» [Текст]: программа реализации регионально – муниципального компонента в ДОУ / Красноперова Л. А., З. П. Глухова  Растет маленький гражданин большой Страны: пособие по воспитанию любви к малой родине в старшем дошкольном возрасте / Л.В. Вахрушева [и др.] – Сарапул: [б.и.], 2013 (МУП г. ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11













Конспект образовательной деятельности

по социально-коммуникативному развитию

для старшего дошкольного возраста.

«Воспоминание о г. Сарапуле в годы Великой Отечественной Войны»


Авто: Кузнецова Елена Николаевна

Воспитатель

Сарапульского района, с. Сигаево






Сигаево, 2015 г

Введение

Говорить с детьми дошкольного возраста сложно: об этом для них написано давно и мало, естественно, без учета особенностей современных дошкольников. А с другой стороны идет искажение истории. Люди пытаются представить нас русских, как оккупантов. «Эхо» той войны с каждым годом становиться все тише и тише и однажды наступит такой год, когда мы не услышим его.

Особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является произвольность, что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения. Поэтому воспитание нравственно - патриотических качеств личностипроисходит благодаря целенаправленному педагогическому воздействию, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Россия самое большое в мире государство. Есть ли у него будущее? Я думаю: да. Будущее России зависит от поступков каждого человека. Именно за молодым поколением - будущее нашей страны. Наша задача как педагогов воспитать патриотов своей страны.

Данная разработка позволяет расширить представления детей о родном крае, направлена на воспитание патриотизма. Дети знакомятся с историей города в годы Великой Отечественной Войны. Может быть, полезно воспитателям старших групп

Цель: развитие основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного города.

Задачи: расширять знания детей об историей города Сарапула в годы Великой Отечественной войны. Развивать нравственно-патриотические качества. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и участникам трудового фронта. Формировать чувство гордости за народ - освободитель.

Предварительная работа:

Посещения музея «Сорокового артдивизиона» в Сигаевской средней школе;

Чтение рассказов Т. Б. Пегановой серия Сарапульское детство «По реке плывет завод»;

Рассматривание фотографий памятников Великой Отечественной Войны в городе Сарапуле и селе Сигаево;

«Образы Родины». Живопись мастеров Российской Федерации 1960-1980. Том 1. В. А. Леняшин, Е. В. Мужоховская;

Посещения музея Истории и Культуры Среднего Прикамья.

Ход образовательной деятельности:

Этапы работы

№ слайда

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная

1 слайд

Ребята, а вы песни любите слушать и петь?

Как раньше Ваши дедушки и бабушки слушали музыку?

Ответы детей

2 слайд

Магнитофонов не было, а были граммофоны, патефоны.


3-4 слайд

Я предлагаю вам послушать старые песни. Какие слова вы услышали в песнях?

Что вы чувствовали, когда их слушали?

О чем будем с вами разговаривать?

Предполагаемые ответы детей: огонь, птицы не поют, деревья не растут, огонь, бой, дым, война, победа.

Предполагаемые ответы детей: страх, слезы, гордость, печаль, грусть, чувство опасности, волнение.

Ответы детей: о войне

Основная

5слайд

С. Михалков «Быль для детей» (отрывок)

Летней ночью на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ

и послал солдат немецких против всех людей советских

- это значит - против нас.

…………………………..
Он велел, чтоб разгромили,

растоптали и сожгли все,

что дружно мы хранили,

пуще глаза берегли,

чтобы мы нужду терпели,

наших песен петь не смели возле дома своего.

Чтобы было все для немцев, для фашистов - иноземцев,

а для русских и для прочих,…- НИЧЕГО!

Дети слушают стихотворение, смотрят слайды

6 слайд

Было лето, выходной день. Люди спали, когда напали на нашу страну. Все люди поднялись на защиту нашей Родины. На фронт уходили не только наши солдаты, но дедушки и женщины, даже дети нередко убегали из дома, чтоб воевать с фашистами.

Посмотрите на лица людей. Что они выражают?

Дети слушают стихотворение, смотрят слайды



Предполагаемые ответы детей: страх, печаль, горе, слезы, грусть.

7 -8 слайд

Что такое война?

Предполагаемые ответы детей: это не хорошо, горе, много слез, когда убивают людей, стреляют, много крови, голод, разрушенные дома.

9 слайд

Кто стал на защиту нашей Родины?

Каким должен быть солдат?

( Д/и «Каким должен быть солдат»)

Предполагаемые ответы детей: солдаты

Предполагаемые ответы детей: здоровым, сильным, умным, внимательным, добрым, отзывчивым, смелый, дисциплинированным.

Основная

10 слайд

Сейчас мы узнаем кто из вас самый внимательный. Игра «Повтори за мной!» Я Вам назову и покажу картинки.

Дети играют в игру

11 слайд

Ваша задача перечислить все изображения на слайде.

Предполагаемые ответы детей: солдат, медаль, ветеран, летчик, моряк, танк, военный корабль

12

слайд

Как Вы думайте, что происходило в нашем городе во время войны?

Наш г. Сарапул находился в тылу во время войны. Тыл - это территория позади фронта. Где боевые действия не проходят.

Предполагаемые ответы детей: тоже шла война.

13 слайд

С первых дней войны к нам эвакуировались люди из других городов, где близко проходили бои. Они приезжали на поездах, приплывали на пароходах и даже прилетали на самолетах. У нас был свой аэродром.

Просмотр презентации

14 слайд

Где лечили раненных солдат?

Предполагаемые ответы детей: в больнице.

15

слайд

Привозили много раненых бойцов. Почему к нам?

Ответы детей

16

слайд

Тяжело раненных военных лечили в госпиталях города, где не было боевых действий. Поэтому и в нашем городе было примерно 15 госпиталей.

Этот госпиталь был самым большим в городе и располагался в центре, сегодня это здание Администрации.

Просмотр презентации

Основная

17

слайд

Женщины меняли свои женские профессии на мужские. Почему?

Предполагаемые ответы детей: потому что отцы ушли на фронт.

18

слайд

А дети, как могли помочь взрослым?

Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах. Ухаживали за ранеными, встали за станки, пахали, сеяли хлеб, собирали грибы, ягоды и лекарственные растения.

Ответы детей

19

слайд

Многие предприятия переехали из других городов. Которые захватили немцы. Все предприятия работали для фронта, для Победы.

Просмотр презентации

20 слайд

На швейной фабрике шили одежду для солдат.

Просмотр презентации

21

слайд

На обувной фабрике - обувь.

Просмотр презентации

22-23 слайд

Как называется одежда, головной убор солдата? ( Д/и «Назови...»).

Как называется обувь солдата? ( проводится Д/и «Назови...»).

Предполагаемые ответы детей: гимнастерка, шинель, портянки, пилотки, галифе, брюки, фуражки, шапка, китель, кальсоны.

Предполагаемые ответы детей: ботинки, сапоги, валенки.

24 слайд

Даже было пехотное училище. Где готовили будущих защитников. Учили военному делу, стрелять, рыть окопы, драться и многое другое.

Просмотр презентации

25 слайд

Так в мае 42 года к нам приплыл секретный военный завод на теплоходе «Ф. Энгельс». Очень важный и нужный. На нем изготавливали детали.

Просмотр презентации

Основная

26- 27 слайд

Без этих деталей, не один самолет не взлетит. В электрических генераторах вырабатывалось электричество для запуска двигателя.

Просмотр презентации

28 слайд

Предлагаю вам посмотреть настоящий воздушный бой. Наш самолет подбит. Нужен новый. Что будем делать?

Просмотр презентации

Предполагаемые ответы детей: построить

29

слайд

Из каких деталей будем делать самолет?

Совместное обсуждение в ходе постройки. Конструирование из деревянного конструктора.

30 -31

слайд

Обыгрывание постройки.

32 слайд

Во время войны было много совершено героических подвигов, многие войны и простые люди и даже дети стали героями.

Просмотр презентации

Заключительная

33

слайд

Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания. Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов.

Дети встают, минута молчания.

34

слайд

С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. Уходит и память о той войне. А между тем еще остались люди, которые помнят эту войну и могут рассказать о ней, но их осталось очень мало. Три года назад их было 154 участника Великой Отечественной войны и 335 тружеников тыла. В нашем селе остался 1 участник.

В этом году 9 мая вся наша страна, весь наш народ будет отмечать 70- летие великой Победы над фашистской Германией.

Как вы считаете, может ли нам пригодиться полученная информация о трудовом подвиге наших земляков, факты о ВОВ?

Просмотр презентации









Ответы детей

35

слайд

Рефлексия. Если Вам было интересно «приколите» на грудь солдату медаль.

Дети анализируют образовательную деятельность

















Список информационных источников

  1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100»

  2. Красноперова Л. А. «Я в Сарапуле живу» [Текст]: программа реализации регионально - муниципального компонента в ДОУ / Красноперова Л. А., З. П. Глухова Растет маленький гражданин большой Страны: пособие по воспитанию любви к малой родине в старшем дошкольном возрасте / Л.В. Вахрушева [и др.] - Сарапул: [б.и.], 2013 (МУП г. Сарапула «Сарапульская типография»). - 228 с.: ил.

  3. С чего начинается Родина? Часть I. Под ред. проф. Ю.С. Мануйлова.- Нижний Новгород: Центр научных инвестиций,2015. - с. 288: ил.

  4. Журнал «Дошкольное воспитание» 2015/1.

  5. «Образы Родины». Живопись мастеров Российской Федерации 1960-1980. Том 1. В. А. Леняшин, Е. В. Мужоховская

  6. Т. Б. Пеганова серия Сарапульское детство «По реке плывет завод». 2013.

  7. С. Михалков «Быль для детей» (отрывок)

  8. Всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист» «Сарапул - город госпиталей»







© 2010-2022