Проектная работа учащихся по теме: Почему портфель тяжелый?

Актуальность: Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата школьников выходит в последние годы на ведущие позиции. Около 40% детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот показатель удваивается. Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей. Цель: •      Узнать, почему портфель школьника тяжёлый. •      Обратить внимание на сбережение своего здоровья путем ежедневного контроля тяжестей за спиной Гипотеза: •   ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Волгоградская государственная академия последипломного образования» (ГАОУ ДПО «ВГАПО»)

МОУ гимназия № 9 Кировского района г.Волгограда


Тема:

«Почему портфель тяжелый?»

Секция: «Экология и здоровьесбережение».


Проектная работа учащихся по теме: Почему портфель тяжелый?

Пенькова Юлия

Трегубенко Светлана

обучающиеся 4 а класса

МОУ гимназии № 15

Руководитель: Т.В.Фадеева

учитель начальных классов

1 категории

Волгоград

2014


Содержание:

Стр.

Введение……………………………………………….3

Эволюция портфеля…………………………………...4

Исследование………………………………………….7

Результаты работы……………………………………14

Приложение……………………………………………15










1.ВВЕДЕНИЕ:

Актуальность:

Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата школьников выходит в последние годы на ведущие позиции. Около 40% детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот показатель удваивается. Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей.

Цель:

  • Узнать, почему портфель школьника тяжёлый.

  • Обратить внимание на сбережение своего здоровья путем ежедневного контроля тяжестей за спиной

Гипотеза:

  • Предположим, портфель тяжёлый потому, что дети носят много лишних вещей.

Задачи:

1.Описать, как влияют тяжелые портфели на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.

2. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.

3. Предложить свои способы решения проблемы

План исследования:

  • Узнать у школьного врача информацию о состоянии опорно-двигательной системы (осанки) ребят нашего класса.

  • Взвесить портфели учеников нашего класса без школьных принадлежностей.

  • Проверить вес учебников, сравнить их с гигиеническими нормами.

  • В течение недели наблюдать за изменением веса портфеля в связи с расписанием.

  • Подвести итоги по критериям:

- Самый правильный портфель

    • Самый легкий портфель

    • Самый тяжелый портфель

    • Самый тяжелый портфель с принадлежностями

  • Дать рекомендации детям, родителям, учителям

Используемые методы исследования:

Теоретический:

  • Изучение энциклопедической литературы по теме;

  • Поиск недостающей информации в Интернет.

Экспериментальный:

  • Интервью с участковым детским врачом.

  • Практическая работа















2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Эволюция портфеля

А знаете, откуда взялись школьные ранцы? Первоначально они были вот такими меховыми.

Проектная работа учащихся по теме: Почему портфель тяжелый?

Их носили за спиной солдаты. Мех предохранял содержимое ранцев от дождя. Да и само слово "ранец" произошло от Ranzen, что означает "брюхо животного". Именно оттуда брался мех для таких сумок-рюкзаков. Говорят, что в Швейцарии до сих пор ученики начальных классов носят меховые ранцы. Ну а в Германии ранцы вошли в обиход школьников в 1850 году. Были они самыми разными. И деревянными

Проектная работа учащихся по теме: Почему портфель тяжелый?

И комбинированными

Проектная работа учащихся по теме: Почему портфель тяжелый?

Как сейчас выглядят ранцы, вы все прекрасно знаете.

Проектная работа учащихся по теме: Почему портфель тяжелый?

Согласно ГОСТу школьный (ученический) ранец - это «кожгалантерейное изделие с плечевыми ремнями, предназначенное для переноски учебников, школьно-письменных принадлежностей на спине». Ученический портфель, по тому же ГОСТу, плечевых ремней (лямок) не имеет и должен носиться в руке. Именно из-за этого ортопеды и не рекомендуют покупать его детям. Постоянная переноска тяжестей в руке может привести к сколиозу и другим проблемам с позвоночником (по этой же причине нельзя позволять детям носить ранцы в руке или на одной лямке).

Разница между ранцем и рюкзаком - в том, что у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий. Жесткий корпус - главное достоинство ранца, он защищает одновременно и ребенка, и содержимое ранца. Твердая спинка не позволяет содержимому давить на спину ребенка. Кроме того, благодаря твердым стенкам и дну школьные принадлежности в ранце можно разместить правильно: тяжелые предметы ближе к спине, легкие - спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково. Наконец, жесткий корпус сбережет содержимое ранца в случае, если ребенок его уронит. Или бросит. Или, например, решит прокатиться на нем с горки.

ППроектная работа учащихся по теме: Почему портфель тяжелый?риходя в школу, Вы всегда можете определить, кто из учеников учится в старших классах, а кто в младших. И сделать это можно, не только сравнив рост и степень уверенности в себе, но и размер портфелей.

Первоклассник ещё не знает, чего он хочет, поэтому носит с собой все учебники и тетради. Ученика младших классов контролируют родители, поэтому в его портфеле всегда все есть. Маленьких школьников не очень заботит то, как они будут выглядеть с большим портфелем. Для них главное, чтобы портфель был ярким, узнаваемым с метров, а то и больше. Старшеклассники же гораздо в меньшей степени подвержены подобному контролю, поэтому носят только то, что считают нужным.

Российский школьник сегодня таскает на своих плечах не менее 4,3 килограмма в младших классах и 5,2 килограмма в старших. Медики в шоке: по их словам, норма должна быть 2 и 4,5 килограмма соответственно. "Школьные портфели отрицательно влияют на здоровье детей - все сколиозы и кифозы. Ведь помимо учебников бедняжкам приходится таскать и сумки со сменной обувью, и спортивную форму".

Наши исследования.

-Чтобы узнать тайну тяжёлого портфеля, мы изучили «Гигиенические требования к ранцам, рюкзакам, портфелям ученическим». Выяснилось, что существуют нормы допустимого веса ранца с принадлежностями: вес ранца не больше 10% веса ученика .

- Благодаря школьной медсестре, мы узнали свой вес и заодно взяли у нее интервью.

1.Интервью у школьного врача.

Вопрос:

Влияет ли портфель на осанку ребенка? Как?

Ответ: Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления

позвоночника, заболевания суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм. А утомление плохо сказывается на трудоспособности: Усталый ребенок не сразу может включиться на работу, успеваемость страдает.

Вопрос:

  1. Есть ли нормы веса портфеля?

Ответ: Недавно в НИИ Гигиены и Охраны Здоровья детей и подростков было проведено исследование по проблемам нарушений опорно - двигательного аппарата. Были приведены любопытные цифры: у школьников начальных классов портфель весит на 2 кг. тяжелее положенного. Зато выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на уроки на легке с 1-2 кг. учебного груза. У каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. Но, как мы уже сказали, есть простой способ вычислить физиологически безопасную норму:

Вес ранца с одержимым не должен превышать 10% от массы тела ученика.

Вопрос:

  1. Существуют ли рекомендации врачей по выбору портфеля?

Ответ: Итак, при покупке школьного портфеля очень важно обратить внимание на три момента:

  1. На конструкцию портфеля.

  2. Материал из которого изготовлен.

  3. Вместимость портфеля.

Относительно первой рекомендации мы медики убеждены: Лучше всего, если ребенок будет носить не сумку через плечо или портфель в руке, а именно ранец на двух плечах. Вес пустого ранца не должен превышать 700 г., а нагруженного тетрадками и книжками 2 кг. Ну а чтобы вес равномерно распределился и не давил плечи, выбирайте ранец с как можно более широкими лямками и специально мягкой прокладкой на спине. Тогда не придется ощущать острые углы учебников, линейки и прочей поклажи.

Далее мы провели практическую работу.

2. Практическая работа.

Цель: Узнать почему портфель школьника тяжёлый

Ход работы

  1. Взвесить портфели своих одноклассников с учебными принадлежностями.

  2. Взвесить пустой портфель.

  3. Взвесить содержимое портфеля.

  4. Сделать вывод.

Сразу хотим сообщить что, вес пустого ранца не должен превышать 600 гр., а нагруженного тетрадками и книжками-2 кг. (Подтверждено Министерством Здравоохранения).

Описание работы: Мы взвесил школьные учебники, тетради и все школьные принадлежности.


Наименование

Вес

Математика

550 гр.

Русский язык

550 гр.

Окружающий мир

600 гр.

Литература

600 гр.

Дневник

250 гр.

Пенал с принадлежностями

350 гр.

Папка для тетрадей

100 гр.

Английский язык и Рабочая тетрадь для англ.яз

560 гр.

Итого

3 кг 560г

Но в портфеле кроме учебников и школьных принадлежностей много и других вещей:


Наименование

Вес

Бутылочка с водой

500 гр.

Сотовый телефон

250 гр.

Бутерброды

150гр.

Игрушки

200 гр.

Лишние учебники

300 гр.

Вес составил 1 кг. 500 граммов Нам стало интересно. Если к весу школьных принадлежностей прибавить лишний вес + вес пустого портфеля = больше 4 кг.

А максимальный вес груза, который может переносить без ущерба для здоровья ученик начальных классов, составляет 2 кг.

А ведь помимо портфеля приходиться носит ещё и сумку со сменной обувью и спортивную форму.

И мы решил несколько дней взвешивать портфели своих одноклассников.

У нас в классе 22 человека.

У всех ребят такие яркие и красивые портфели есть даже очень большие. А у некоторых вместо портфеля сумки.

Проектная работа учащихся по теме: Почему портфель тяжелый?

А еще мы обратили внимание, что у нас и у наших одноклассников много лишних предметов без которых можно обойтись в течении учебного дня. Мы сделали вывод, что у девочек больше лишнего, чем у мальчиков. А также обратили внимание, что внешне все портфели разные, что даже пустые портфели очень тяжёлые и объёмные.


Ф.И.

Вес пустого портфеля

Выводы

Костенко Николай

900

+300 г слишком тяжелый

Алексанян Асмик

600

норма

Воронин Ростислав

900

+300 г слишком тяжелый

Фирсов Максим

1000

+400 г слишком тяжелый

Гуляева Дарья

700

+100 г выше нормы

Затушевская Анна

600

норма

Илькайдаров Рустам

600

норма

Соловьева Лидия

1100

+500 г слишком тяжелый

Хованскова Елизавета

700

+100 г выше нормы

Олейников Кирилл

1200

+600 г слишком тяжелый

Денисюк Ксения

700

+100 г выше нормы

Алексанян Ашот

700

+100 г выше нормы

Немченко Даниил

1200

+600 г слишком тяжелый

Трегубенко Светлана

1000

+400 г слишком тяжелый

Пенькова Юлия

700

+ 100 выше нормы


- Когда все результаты взвешивания мы занесли в таблицу, то выяснили следующее:

- вес портфелей с комплектом учебных принадлежностей и лишних предметов не соответствует нормам.

- Оказывается у меня и моих одноклассников есть проблема тяжелого портфеля. У всех этих детей действительно много лишних предметов, без которых можно было обойтись в школе. Но еще мы заметили, что у некоторых детей количество учебников не соответствует расписанию на данный день. Эти ребята, боясь что-то забыть, носят все учебники А у других ребят портфели тоже тяжёлые, но в них, казалось бы, на первый взгляд ничего лишнего, а вес превышает норму. Тогда мы подумали и решил, что такие предметы, как пенал, подставка под книги, обложки на тетрадях, папки тоже создают лишний вес.

Вывод: Нужно приобретать удобный и лёгкий портфель. (см. Восемь правил выбора школьного портфеля) Тетради, дневники только в тонком переплёте. Пенал, подставка под книги тоже должны быть лёгкими и удобными. Только, соблюдая всё это, мы сможем добиться цели - не носить тяжёлые портфели.

Если носить только нужные принадлежности, согласно расписанию, ежедневно наводить порядок в портфеле, слушать советы взрослых, тогда , мы сможем сохранить своё здоровье и осанку.

Для этого существуют семь правил для школьного портфеля. (Памятка для родителей).






3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:

  1. Мы выяснили и узнали, почему портфель бывает тяжёлым. Гипотеза подтвердилась. Причины тяжелого портфеля:

  • Вес пустого портфеля превышает предельную норму ( выше600 гр.)

  • Ученики носят лишние предметы, без которых можно обойтись в школе, учебники не соответствуют расписанию.

  • Вес учебников превышает допущенные

  • Научились правильно собирать портфель.

3. В результате проведённой практической работы и общения с врачом мы сделали вывод: если правильно выбрать школьный портфель и правильно собрать школьные принадлежности, не носить лишние предметы, то надолго можно сохранить своё здоровье и осанку!

Приложение.

Существует семь правил выбора школьного портфеля.

Восемь правил выбора школьного портфеля

Проектная работа учащихся по теме: Почему портфель тяжелый?

Правило 1. Главное, чтобы «спинка» была твердой

Подробно рассматривайте «спинку» ранца. Поищите на этикетке изделия указатель «Ортопедический». Портфель должен иметь такую конструкцию, чтобы при носке он располагался на спине школьника. Поэтому он должен иметь жесткую спинку, фиксирующую позвоночник ребенка, и прочное днище. Жесткость спинки ранца и ее обивка должны предотвращать давление содержимого ранца на спину школьника. Современные производители указывают на своих портфелях, что они ортопедические.

На спинке должна быть мягкая прокладка из сетчатой ткани, что предотвращает запотевание спины школьника.

Правило 2. Ткань должна быть прочной и водонепроницаемой

Остановите свой выбор на ранцах и рюкзаках из водонепроницаемой прочной нейлоновой ткани. Даже если ваш школьник прольет на него сок или уронит в лужу, портфель можно будет протереть или постирать.

Сомните рюкзак в руках: если на ткани остаются полосы, то рюкзак из такого материала быстро придет в негодность. А вот если у портфеля есть еще и неприятный запах, значит, ткань была изготовлена из низкокачественного сырья, что может повредить здоровью вашего школьника.

Правило 3. Табу на рюкзаки с одной лямкой

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок имел проблемы с позвоночником, а также почками и т. д., не покупайте ему портфель, который носят в одной руке. Это должен быть обязательно ранец с двумя лямками.

Правило 4. Чем легче, тем лучше

Возьмите в руки ранец и обратите внимание на его вес. Взрослые обычно определяют вес рюкзака «на глаз». Это неправильно. Серьезные производители указывают вес и размеры своих сумок и дают рекомендации.

Для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. Но пустой ранец должен весить не больше 500­-800 граммов. Вместе с учебниками - не больше 10 процентов от веса самого ребенка.

Правило 5. Проверяем лямки и ремешки

Они должны иметь регулирующую пряжку, которая позволяет менять их длину в зависимости от одежды и по мере роста ребенка ( не забывайте, что зимой придется удлинять лямки, регулируя их под одежду).

Лямки ранца должны быть обиты дополнительным слоем мягкого материала, чтобы они не врезались в плечи.

Кроме того, лямки должны быть крепкими, прошитыми несколькими строчками, и ни в коем случае не приклеенными.

Ширина ремней должна быть не меньше 4 см.

Важная деталь: у некоторых моделей есть дополнительные ремни. Ремни для пояса или бедер снимут примерно половину нагрузки с плеч.

Правило 6. Проверьте наличие светоотражателей

Чтобы не произошло беды на дороге, обратите внимание на наличие у ранца светоотражающих элементов. Ремни ранца должны быть яркими, бросаться в глаза; по бокам и в центре портфеля должны быть светящиеся значки или светоотражатели.

Правило 7. Без примерки не обойтись

Будущий школьник должен обязательно примерить ранец (причем не пустой, а с книгами). Не стесняйтесь попросить продавца наполнить портфель, таким образом, вы сразу увидите все недостатки (перекосы швов или неправильное распределение «груза знаний»).

Ранец не должен быть очень широким - не шире спины ребенка. И не очень длинным, чтобы не оттягивать плечи малыша, когда будет нагружен учебниками. Санитарные врачи советуют: верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бедер.

Правда о школьном портфеле.

Когда - то давно был один размер школьного портфеля сейчас их великое множество. Поэтому правильно нужно подобрать размер портфеля. Нужно запомнить одно не сложное правило, когда будем выбирать портфель, лучше всего приобрести ранец.

Верх ранца не должен находиться выше линии плеч, а низ ниже бёдер.

Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка.

Важно чтобы задняя стенка ранца была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться.

Ученикам младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Далее обращаем внимание на материал, из которого изготовлен портфель. Чем он легче, тем легче его будет носить.

Виниловые или тканевые ранцы, портфели не менее прочные, чем кожаные, но более лёгкие по весу. Нужно посмотреть, как выглядят ремни. Они должны быть не менее 8 см. шириной и хорошо подгоняться под рост, того кто будет носить ранец. Неправильно подобранные ремни могут передавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение. Поверхность прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт.

Эффективной мерой распределения веса нагрузки портфеля является использование ремней для пояса или бедер. Тогда 50%-70% нагрузки снимается с плеч и переносится на нижние части тела. Кстати , для того, чтобы все поместилось и удобно и удобно расположилось в ранце, нужно выбирать модель с большим количеством самых разнообразных по форме и размеру отделений для письменных принадлежностей, для учебников и альбомов.

Что же касается ткани, то она, конечно же, должна быть плотной. Желательно пропитанной специальным, не пропускающим воду составом. Практически лучше выбирать тот материал, который не потрескается в зимние морозы.

Зачем нужен портфель?

Действительно, зачем он нужен? В него можно положить много интересного и полезного: книги, тетради, ручки и т.д. Но ведь это все можно хранить и в пакете, а некоторые умудряются хранить все полезную информацию и в голове! Следовательно, вполне можно обойтись и без портфеля.


Заглядывая в будущее!

Возможно, уже не за горами то время, когда мы будем ходить в школу вовсе не с портфелями. На Тайване уже создали планшетный мини- компьютер, в который входит всё, чем ныне богат школьный портфель: учебники, тетради, дневники, ноты. С помощью такого компьютера можно не только просматривать все учебники, но и полностью изменить учебный процесс: раздавать ученикам индивидуальные задания, тут же проверять их.

Например: Специальным образом запрограммированные сотовые телефоны, для осуществления обратной связи с преподавателем и компьютером. С помощью такого сотового телефона и компьютера заболевший ученик может следить за всем, что происходит на уроке не выходя из дома. У каждой школы будет сайт и внутренней Интернет, почтовые ящики для учащихся и учителей. Классный журнал и дневник станут виртуальными, а сведения об успеваемости наши родители смогут получать на сотовый телефон, либо зайдя на нужную страничку во Всемирной паутине.

Пока виртуальная школа лишь развивается без портфеля по прежнему никуда. Ну что ж! Будем ждать и мы чудо-ранец.

Ведь нам жить в век новых технологий!

Не за горами то время, когда школьный портфель канет в Лету, его место займет ноутбук.

Проектная работа учащихся по теме: Почему портфель тяжелый?

Памятка для родителей.


Правило 1: ребёнок должен самостоятельно собирать-разбирать портфель.

Чтобы хорошо ориентироваться в собственном портфеле, ребёнок должен собирать-разбирать его самостоятельно. Иначе, вместо того чтобы слушать учителя, он будет большую часть урока искать в портфеле необходимые вещи. Даже если в портфеле всего одно отделение (хотя в большинстве современных ранцев их как минимум три), ребенку потребуется не менее 10-15 минут, чтобы найти нужную вещь в незнакомых недрах портфеля.

Правило 2: портфель надо собирать ежедневно.

Ежедневно в портфеле скапливается большое количество ненужных бумажек, крошек всевозможных «ценных», но абсолютно ненужных в школе вещей. Следите, чтобы, ребенок ежедневно вынимал из портфеля содержимое, выкидывал мусор и складывал обратно в портфель только необходимые вещи.

Правило 3: ничего лишнего.

Задача родителей следить, чтобы ребенок не носил с собой лишних тяжестей, По действующим санитарным нормам больше трех килограммов поднимать первоклассникам не рекомендуется. Кроме положенных по программе 2-3 учебников и 2-3 тетрадей, в ранце первоклашки обязательно будут обязательно лежать пенал с ручками и карандашами, дневник, счетные палочки, подставка для книг и завтрак. В результате набирается как раз около трёх килограммов. Первое время родителям придётся контролировать, что ребёнок кладёт в портфель, а потом он буде делать это самостоятельно.

Правило 4: гигиенические принадлежности.

Даже в платных школах туалетная бумага часто отсутствует, не говоря уж о муниципальных заведениях. Поэтому в портфеле всегда должен лежать небольшой рулончик туалетной бумаги и упаковка влажных салфеток. Если ребёнок стесняется доставать в школе туалетную бумагу, положите её в непрозрачный пакет.

Правило 5: отдельные контейнеры для еды.

Практически детям во всех школах недостаточно стандартных школьных завтраков и родителей просят давать ребенку с собой дополнительный завтрак - несколько бутербродов, сок, печенье. Независимо от того, какую еду вы будете давать ребенку, для неё нужны специальные контейнеры с плотно закрывающейся крышкой. Часто родители упаковывают еду в фольгу или в полиэтиленовые пакеты. Но упакованная таким образом еда может раскрошиться. К тому же, если носить её без контейнеров, все содержимое портфеля пропахнет пищей. Объясните ребёнку, что, перекусив, он должен все обертки и пустые пакеты положить назад в контейнер и плотно закрыть его.

Правило 6: игрушки остаются дома.

Игрушкам в портфеле делать нечего. Если ребёнок очень настаивает, договоритесь, что он будет доставать игрушки из портфеля только на перемене, а перед началом урока опять уберет их в портфель. Можно, например, заключить соглашение, что при первой жалобе учителя по поводу игр на уроках - игрушки остаются дома.

Правило 7: минимум дорогих вещей.

Вопрос, давать или нет в школу мобильный телефон, до сих пор остается спорным. Мобильный телефон (и прочие дорогие вещи) не являются предметами первой необходимости. В большинстве школ в вестибюлях установлены телефоны-автоматы. В крайнем случае ребёнок может позвонить из канцелярии или с пункта охраны. Если вы все-таки считаете, что телефон ему необходим, объясните ему, что на время уроков необходимо отключать звук и убирать телефон в портфель. Кроме, того необходимо помнить, что телефон может потеряться или быть украденным. Это относится и к наручным часам, которые дети часто снимают на физкультуре и забывают надеть.



Список литературы.

1.Большая Семейная медицинская энциклопедия от доктора Ужегова.

2.«Сестринское дело» 2008 г. Учредитель: ООО «Издательство «Медицинский курьер».

3.Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов\Пер.К.мишиной, А Зыковой.-М.:Эксмо, 2007.-512с.: ил.

4. Первушина Е.В.Как выжить в начальной школе.? Книга для умных родителей. (Текст)-СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007.- 252 с.-(Лучшая книга о ребенке).

Сайты в Интернете:


  1. Интернет - сайт «Первоклашка» 1form.ru/category/portfel/shkola-portfel/

Иллюстрации:


  1. forum.say7.info/topic8558.html

  2. afishka31.ru/news/culture/1726.html

  3. 1sentyabrya.ru/novosti/2011/08/27/novosti_18465.html

  4. vgoroden.ru/?id=33201&page34615=367

  5. 1sentyabrya.ru/novosti/2011/08/27/novosti_18465.html




© 2010-2022