- Преподавателю
- Другое
- Конспект открытого урока по классу аккордеон на тему: Исполнительская интерпретация как форма самовыражения
Конспект открытого урока по классу аккордеон на тему: Исполнительская интерпретация как форма самовыражения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ковалёва С.В. |
Дата | 30.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок
преподавателя МБОУ ДО Локотская ДШИ
Ковалёвой Светланы Викторовны
с обучающимся 3 класса Коньковым Дмитрием (аккордеон)
по теме:
«Исполнительская интерпретация
как форма самовыражения»
Дата проведения урока - 5 декабря 2014 г.
Цель урока: показать при помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый исполнитель выражает своё отношение к музыке (и не только) в процессе исполнения.
Задачи урока:
Образовательные:
-
формирование у обучающегося основ разносторонних знаний.
Развивающие:
-
развитие эстетического вкуса;
-
развитие образного мышления;
-
музыкально - исполнительское и идейно - художественное развитие.
Воспитательные:
-
воспитание у обучающегося внимания, целеустремлённости и настойчивости в овладении приёмами и навыками игры на инструменте;
-
умение анализировать своё выступление.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная.
Методы обучения: наглядные, практические, словесные, сравнение, прослушивание музыкальных произведений.
Педагогические технологии:
-
информационная;
-
личностно - ориентированное обучение;
-
индивидуализация обучения;
-
здоровьесберегающая.
Оснащение урока:
Оборудование:
-
нотная литература;
-
музыкальный инструмент - аккордеон;
-
ноутбук;
-
пюпитр;
-
стулья.
Используемая литература:
-
В. Лушников «Школа игры на аккордеоне» изд. «Советский композитор» Москва 1982 г.
-
Сост. Е. Левин «Любимая классика» изд. «Феникс» Ростов - на - Дону 2013 г.
Ход урока.
-
Организационный момент. Приветствие. Представление учащегося. Эмоционально - психологический настрой. Озвучивание темы урока - «Исполнительская интерпретация как форма самовыражения».
-
Основная часть.
Вступительное слово педагога: «Сегодня я хочу посвятить наш урок очень важной теме - личному мнению.
Часто ли мы соглашаемся со своими друзьями, близкими во всём? Приходится ли нам ежедневно отстаивать своё мнение? Конечно, бывает, что согласны, а бывает, что и нет. Все мы разные - по внешности, предпочтениям, вкусам. Книга, прочитанная одним, может совсем не заинтересовать другого. Аромат, доставляющий одному удовольствие, может вызвать у другого головную боль, и так до бесконечности. Каждый человек по - своему воспринимает различные события и по - своему реагирует на них. Даже одну и ту же фразу каждый из нас произносит по - своему и вкладывает в эту фразу свой смысл.
А как ты думаешь, как и при помощи чего выразить своё отношение при исполнении музыкального произведения?
Ответ учащегося: должны прозвучать - изменения темпа, силы звука, способа звукоизвлечения, смена регистра.
Педагог: Совершенно верно. Наша задача на сегодня - проследить, как меняется произведение в зависимости от интерпретации исполнителя. Хочу напомнить, что интерпретация - это творческое освоение художественных произведений, связанное с его изобразительным прочтением (порой спорным). А творческий подход - это обязательное выражение собственного мнения.
У музыки гораздо больше возможностей по сравнению с литературой. Если ставится условие сохранения темпа и стиля, то можно поменять динамику, тембровое звучание. Если мы имеем дело с классикой, это уже сложнее. Здесь не допускаются кардинальные изменения, но иногда можно найти приёмы для самовыражения.
Давай послушаем, как и за счёт чего это получилось на примере произведения Вольфганга Амадея Моцарта «Турецкое рондо».
(Прослушивание фрагментов в нескольких вариантах: фортепиано, вокализ, духовой оркестр)
Педагог: Как ты думаешь, какой из фрагментов отличается большей свободой интерпретации и почему? (обсуждение)
Я думаю, что ты согласишься со мной, что каждый из вариантов исполнения по - своему убедителен и имеет право на существование.
А сейчас предлагаю применить знания, приобретённые ранее на практике.
Работа над «Вариациями на тему русской народной песни «Посею лебеду на берегу» В. Иванова.
-
Учащийся проигрывает выученное произведение.
-
Обсуждение исполнения: передан ли характер произведения, обоснованы ли смены темпа и т. д.
-
Напомнить учащемуся, что такое вариации. Вариации -музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).
-
Чтобы лучше прочувствовать характер - прослушивание русской народной песни «Посею лебеду на берегу» в аудиозаписи в исполнении Л. Зыкиной.
-
После анализа исполнения работа над недочетами.
-
Сравнение своего исполнения с аудиозаписью этого же произведения на одном из конкурсов юных музыкантов.
Педагог: А как ты считаешь, почему не бывает одинаковых исполнителей?
Ответ учащегося: должны прийти к выводу, что у каждого человека своя точка зрения на жизнь и различные события, свой характер и т. д.
Педагог: Хорошо. А в конце нашего сегодняшнего урока я бы хотела вернуться к произведению «Турецкое рондо» В. А. Моцарта и предложить тебе исполнить его под минусовую фонограмму.
Учащийся исполняет произведение.
Педагог: Согласись, что в этом варианте пьеса зазвучала намного интересней, насыщенней, можно сказать - более современной.
-
Подведение итогов. Анализ.
-
Оценка работы на уроке.
-
Домашнее задание.