Из опыта работы мамы тьютора ребенка с ОВЗ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нет случайно родившихся детей.

Ни один Путник Вечности случайно не рождается.

Каждый ребенок есть явление в земной жизни.

Он родился потому, что должен был родиться.

Родился потому, что именно его не хватало миру.


Я обращаюсь к вам, к мамам и папам, к вам, здоровым людям, не имеющим инвалидности ни у себя, ни у своих детей. Рождение ребенка - это долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с тяжелой патологией либо становится инвалидом из-за хронического заболевания. Такое явление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. По воле Божией так случилось и в моей семье. Через что я прошла вместе со своей дочкой, известно только мне. Это сейчас я могу более- менее спокойно говорить об этом. Мысль о том, что мой ребенок не такой, как все, беспокоила меня: как она будет жить, учиться, общаться?

Сейчас существуют противоречивые мнения о том, следует ли детей с ограниченными возможностями здоровья обучать в обычных школах. Честно сказать, многие родители высказываются резко против того, чтоб их «нормальный» ребенок обучался, а это значит - и общался, с «инвалидом». Наверное, такие родители хотят, чтоб их ребенок видел мир «красивым» и идеальным, без каких бы то ни было изъянов.

Но эта позиция родителей является не только ошибочной, но и, на мой взгляд, очень страшной, губительной в вопросах воспитания детей. Ведь мир далеко не идеален, как всем бы хотелось. И далеко не всегда, физически здоровый человек является успешным и самодостаточным, в то время как люди с ограниченными возможностями здоровья достигают побед в олимпиадах, конкурсах и в жизни. Если воспитывать ребенка, ограждая его от трудностей, жизненных проблем, несовершенств, то скорее всего он вырастет слабым, депрессивным, не способным принять реальную действительность. Это громко сказано, но это правда!

Я хочу донести до вас мысль, что когда общество отказывается от совместного обучения здоровых детей с детьми, имеющими ограниченные возможности, оно не может являться совершенным и в итоге проигрывает.

Почему? Да потому, что никто не застрахован от получения инвалидности, а продолжать жить и радоваться жизни нужно в любом состоянии тела.

А представьте теперь, как ваш ребенок, которого вы сознательно вырастили в «идеальном» и «правильном» мире, где нет больных и ограниченных людей, будет относиться к вам в старости, если вы, не дай Бог, окажетесь в инвалидной коляске или вообще прикованными к постели. Возможно, он не изменит свое к вам отношение и будет любить и уважать вас, как и раньше. Но, что гораздо чаще встречается, вдруг он посчитает вас недочеловеком, недостойным жизни?! Вдруг его подсознание напомнит ему, как вы реагировали на детей и людей с ограниченными способностями, и неосознанно он проведет черту между миром, в котором он рос и миром, в котором вы оказались?! И в этом будет ВАША заслуга, от которой вы будете пожинать горькие плоды.

Моя дочь обучается в школе №7 г.Мичуринска с 2013 г. К тому времени наша школа стала участником областной программы «Доступная среда». Благодаря чему, была полностью изменена архитектурная среда первого этажа и вход в школу: преобразился фасад здания, сделан пандус, отдельный вход и туалет для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, оборудована отдельная раздевалка с камерами хранения, комната отдыха для детей инвалидов и их родителей, в классах установлены интерактивные доски, в рекреация стоят яркие мягкие диванчики для отдыха и др.

В нашей школе обучаются 37 детей с ОВЗ. Однако совместное обучение детей-инвалидов со здоровыми детьми пока остается редкостью. Конечно, по Закону «Об образовании» сегодня каждая школа должна создать условия для обучения детей с ОВЗ. Хотя в области уже в 30 школах создана доступная среда, фактически начали работать по инклюзиву только единицы. Школа№7 имела опыт работы с детьми центра социальной помощи, поэтому педколлектив морально был готов начать работу с нашими детьми. Как говорила директор, больше всего она боялась, что родители обычных детей не захотят, чтобы их дети учились в таком классе. Но, к счастью, ее опасения оказались напрасными. Этот факт родительское сообщество смогло преодолеть, ни один ребенок из класса не ушел. Да и сегодня (это уже четвертый набор) отбоя от желающих обучаться в нашей школе нет. В следующем учебном году вместо привычных двух, планируется набрать 3 первых класса. Обучение совместно с детьми с ОВЗ никого не пугает. Конечно, сыграло роль еще и то, что на первом этаже школы проведен капитальный ремонт в рамках как раз «Доступной среды», созданы все условия для обучения детей. Правда, вопрос о ремонте 2 других этажей не решен, и это боль директора, т.к. уже через год туда придут детишки с ОВЗ.

Представьте себе обычный класс, в котором учится больше 25 «обычных» детей - в меру шумных, в меру успевающих… И вот в этот класс приходят дети с ОВЗ - с ограниченными возможностями здоровья. Сценарий дальнейшего развития событий, увы, непредсказуем, все зависит от огромного количества факторов. Чтобы получился идеальный вариант и новый ученик «вписался» в жизнь класса, должны соблюдаться как минимум несколько условий: во-первых, сам ребенок и его родители должны быть подготовлены к приходу в общеобразовательную школу. Второе условие - готовы к обучению «особых» детей должны быть педагоги, причем речь идет не о двухнедельных курсах повышения квалификации, а о знании методик работы с детьми разных диагнозов - будь то расстройства аутистического спектра, нарушения опорно-двигательного аппарата, речи, слуха, зрения и т.д.

Мы, родители детей с ОВЗ, в жизни и в школе сталкиваемся с рядом проблем:

-изолированность родителей от родительской общественности,

-отсутствие контакта ребенка со сверстниками;

-страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;

-отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;

-нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.

Моя дочь имеет нарушения опорно - двигательного аппарата (без нарушения интеллекта). Мы с Ариной пришли в первый класс в прошлом году. Безусловно, я волновалась о том, как мы будем учиться, как примут ее учителя, одноклассники, как будут относится родители к тому, что вместе с их детьми будет обучаться особый ребенок. По началу, дети обходили Арину стороной, так как во время урока разговаривать нельзя, а на перемене им хотелось побегать, отдохнуть в коридоре. Дочка оставалась в классе одна. «Мама, я хочу быть с детьми, хочу с ними познакомиться!». Мы с учителем искали компромисс и решили, т.к. дочка очень любит рисовать и раскрашивать, мы будем приносить в школу фломастеры и раскраски, чем она и стала заниматься во время перемен. А одноклассники начали проявлять интерес к ней и ее занятиям, стали помогать рисовать и многие всю перемену проводили вместе с Ариной.

Но на смену одним волнениям пришли другие. Ариша, как и большинство детей с ОВЗ с сохранным интеллектом, очень ответственно относится к своим ученическим обязанностям, старается все выполнить идеально, стремится получать только отличные оценки, но из-за своих психо-физических особенностей ей трудно достичь завышенных требований к себе. Это новое разочарование и нервно - психические перегрузки для неё, а для педагогов новая проблема, требующая разрешения.

Большим плюсом, за что я очень благодарна, стало и то, что директор школы предложила мне стать тьютором для своего ребенка, введя меня в штат школы. Так как моему ребенку не требуется помощь в течение урока, а лишь на переменах при переходе из класса в класс, до столовой, библиотеки, то я стала тьютором и для другого ученика в этом классе, которому нужна помощь и поддержка на уроке. Это ребенок со сложной структурой дефекта: помимо основного диагноза ЗПР, у него присутствуют расстройства аутистического спектра и множество соматических заболеваний. Моё сотрудничество, сотворчество, соразвитие, содвижение с Федором строилось не просто. Сначала он не позволял до него дотрагиваться, не воспринимал мою помощь, но со временем привык ко мне. Во время урока я организую его контакт с классом, помогаю включиться в активную работу, дублирую задания данные учителем (иногда по нескольку раз), помогаю при письме, в решении примеров. В нашей работе необходимо поддерживать тесное сотрудничество с учителем, родителями, специалистами службы сопровождения. Так, например, мне никак не удавалось решать с Федором примеры. Я принесла счетные палочки, но и они не помогли. После разговора с мамой, выяснилось, что мой подопечный дома привык считать по линейке и это у него прекрасно получается. После этого работа пошла. И таких нюансов множество. Чтобы прийти к цели, необходимо перепробовать множество способов её достижения. В этом мне, да и любому тьютору, помогают: вера в ребенка, искренний интерес к его личности, принятие его особенностей, доброжелательность и терпение.

Как специалисту мне хочется сказать о проблемах инклюзивного образования, которые пока остались не решенными:

1.​ Вопрос о наполняемости инклюзивных классов общеобразовательной школы. Сейчас инклюзивные классы у нас переполнены, мы считаем, что такой класс должен быть до 20 человек, из которых 2-3 - дети с ОВЗ.

2.​ Утвержден, но не вступил в силу Федеральный Государственный Стандарт начального образования для детей с ОВЗ (вступает с 01.09.2016г.), а Федерального Государственного Стандарта основного образования для детей с ОВЗ нет даже в проектах. Хотя дети уже есть и уже обучаются.

3.​ Как выводить ребенка на стандарт, если в ИПР прописано, что объем изучаемого материала составляет 60 %?

Личная боль и мытарства с ребенком - инвалидом сподвинули меня поднять вопрос о создании городского клуба родителей и детей - инвалидов «Вера, Надежда, Любовь», в котором мы очень нуждались. Мэр города Виктор Никитич Макаров лично способствовал его развитию. Сейчас клуб посещают более 50 семей, которые духовно наставляются иереем Романом (Утешевым). Клуб и объединение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, созданное в школе помогают нам и нашим детям решать юридические, образовательные, досуговые проблемы и морально поддерживают нас. Ежегодной традицией работы школьного объединения стало проведение обучающих семинаров - дискуссий, круглых столов, творческих выставок детей и родителей, праздников, встреч с разными специалистами, в том числе представителями духовенства.

Нам хочется поблагодарить за неравнодушие, понимание, поддержку и сотрудничество Елену Леонидовну Чичканову, Валентину Михайловну Чернышову и специалистов ОПМПК.

Поверьте, наши дети сильны духом, очень старательны и терпеливы, они любят без корысти и зависти, они открываются всем, кто не унижает их. Надо просто их любить и принимать такими, такие они есть, быть рядом, поддерживать и ненавязчиво помогать. Благодаря нашей с вами любви и заботе, они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг, и достигают немалых побед.



© 2010-2022