Ноябрьские Тезисы или Замечания сердитого педагога

                                    НОЯБРЬСКИЕ ТЕЗИСЫ                          (или Замечания сердитого педагога)   Очень многим педагогам дополнительного образования (и далеко не им одним!)  приходится рано или поздно столкнуться с выездным мероприятием – конкурс «Наша классная-самая классная», ЮИД, агитбригады, выступления театрального коллектива или вокалистов и т.п. И сколько раз мы слышим от педагогов, вернувшихся с подобных мероприятий, о тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться «на...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Очень многим педагогам дополнительного образования (и далеко не им одним!) приходится рано или поздно столкнуться с выездным мероприятием - конкурс «Наша классная-самая классная», ЮИД, агитбригады, выступления театрального коллектива или вокалистов и т.п. И сколько раз мы слышим от педагогов, вернувшихся с подобных мероприятий, о тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться «на выезде». Об этом и поговорим сегодня.

Итак. Всё начинается с получения приглашения для участия в конкурсе, где чёрным по белому прописаны условия конкурса, обязательные и желательные для исполнения. Одним из пунктов очень часто бывает такой: «Подать заявку до…числа, в противном случае ….». Это справедливое требование, ведь для подготовки мероприятия принимающей стороне необходимо время и расчёт финансовой и материально-технической поддержки. Но.. Если мероприятие, допустим, конкурс агитбригад по пожарной безопасности, запланировано на 20 ноября, а заявка приходит 8-го, то на подготовку командам остаётся маловато времени и тут уже не о качестве выступления приходится думать. Ведь работа эта ведётся после учебного дня, с уставшими детьми, которые просто уже хотят домой. А если это октябрь и конец четверти? Вывод: планирующие структуры должны учитывать сроки проведения, корректировать их и давать на подготовку никак не меньше трёх недель. И уж если такие сроки «спустили» сверху, - извините, коллеги районного значения - вставайте на дыбы, а не покорно кивайте головой… Далее. Возраст участников - это серьёзная тема. Мне неоднократно приходилось видеть, как заявленные в условиях конкурса возраст и количество участников нарушаются, что совершенно не мешает команде-нарушителю участвовать в конкурсе и занимать места. Баллы, которые должны сниматься с команды, почему-то не мешают победить, а иногда даже и занять призовое место! И вот тут мы подходим к одной из больных тем - а судьи кто? Очень часто в Положении о конкурсе встречаются слова: … «оценивается сценическое мастерство, умение работать с микрофоном, с залом, использование сценического света,» …ну и прочие театральные премудрости. Удивительно, но на таких конкурсах, по крайней мере, на районном уровне, редко в жюри можно встретить человека с театральным образованием. А по каким критериям тогда судить некомпетентным в данном вопросе членам жюри? Только по личному восприятию (а это уже - вкусовщина, как говорили когда-то в СССР) или…по политическим соображениям. А это уже и неприятно и нечестно.

Про умение работать на сцене: я считаю, что принимающая сторона обязательно должна извещать приглашённых участников прямо в Положении о следующем:

1. Размеры сцены (чтобы можно было рассчитать и отрепетировать перестроения и танцевальные номера), 2. Освещение сцены и зала: наличие рампы и рампового света, световых пушек и софитов (раз уж в Положении конкурса говорится об умении использовать сцену- значит должно быть!) 3. Звуковое оборудование: количество микрофонов шнуровых, - тех, которые на стойках стоят на сцене, количество радиомикрофонов или микрофонов головных. Это важно при работе над сценарием - как и в какой микрофон должен говорить действующий персонаж. Однажды я услышал от одного из членов жюри такую фразу: «Артист должен говорить громко без микрофона, чтобы весь зал слышал!» Ну, во первых, наших учеников сценической речи не обучают, а потом - все мы знаем: если учитель у доски говорит тихо, в классе начинаются разговоры, а уж на конкурсах, где в зале сидят приехавшие издалека дети, стоит просто гвалт. Поэтому наличие микрофонов в большом зале - обязательно! И уметь работать с ними, правильно передавать друг другу - это важно и просто необходимо. А если это спектакль, где артисты говорят с разных точек сцены? В театре для этого есть подвесные микрофоны-невидимки. Тогда, раз уж взялись устраивать конкурс и судить по профессиональным меркам - давайте и техническую сторону делать профессиональной. Я слышал, как возмущённая педагог-руководитель агитбригады выговаривала членам жюри, что её дети работали даже без микрофонов и прекрасно выглядели при этом. А то, что детей, говорящих текст из глубины сцены в середине зала не было слышно - это уже не важно? Идём дальше и подходим к ещё одной больной теме: сценарии и тексты. В этом году (наконец-то!) в Положении об одном из конкурсов прочитал: Запрещается брать из интернета сценарий целиком, можно использовать идею и интерпретировать её. Неоднократно был свидетелем горестного зрелища, когда три команды выходят с одним и тем же сценарием выступления, «найденным» в сети и бедные дети уже без настроения и какой-либо отдачи «отрабатывают» выступление. Вина за подобные вещи ложится непосредственно на нас, взрослых. Да, нам некогда и горы тетрадей и куча работы, но это - тоже работа педагогическая. После подобного выступления этих детей уже ничем на сцену не заманишь, комплекс останется на всю жизнь! А вы обращали внимание на тексты стихотворений - переделок, которыми завален интернет? Большая часть написана абсолютно безграмотно, с нарушениями темпоритма и размера, с ошибками…Зато на нужную тему… И это безобразие дают детям читать со сцены и корят их на уроках за отсутствие вкуса к чтению и безграмотность….Последняя тема, на которую хотел бы обратить ваше внимание, коллеги: музыкальный материал, используемый в постановках, агитбригадах, спектаклях… Ну сколько можно использовать пусть прекрасные, но уже набившие оскомину произведения 40-летней давности! Мы стараемся переделать тексты и положить их на ту музыку, которая близка нам, - взрослым, которая была у всех на слуху в наши молодые годы. Но нынешнему восьмикласснику петь что-то на мотив «Песни Чебурашки» или «Бременских музыкантов» - не нравится. Он стесняется и этой музыки и самого себя. А мы заставляем его ломать себя, вместо того, чтобы среди современного музыкального хлама найти более менее подходящий материал, близкий этому поколению, а не нам. Поверьте, хорошей музыки и сейчас много, просто нужно мыслить немножко по другому…И заставлять себя - копаться в этой музыке. Или дать задание ребятам - на их любимые мелодии сделать нужные по теме тексты. Пусть поработают ради того, чтоб не стыдно было выйти на сцену перед своими одноклассниками - это тяжелее, чем один раз выступить в чужой школе, где тебя не знают и больше не увидят. Такой ещё момент интересный встречал: в Положении о вокальном конкурсе написано, что участник должен выслать в жюри не позднее, чем за две недели аудио и видеозаписи своего номера. Вроде бы это нужно для грамотного составления программы. А если, (не хочу никого обидеть,) эти материалы увидят конкуренты, тем более, что принимающая сторона как раз и заинтересована в том, чтобы сделать свой номер лучше всех… Лично мне не нравится такое условие конкурса. Последний, вопиющий пример …даже не знаю, как это назвать. Выходит команда из 15 старшеклассников (от лица принимающей стороны) спеть приветственную песню участникам мероприятия. Им включают плюсовую (!!!) фонограмму - т.е. с голосом исполнителя, а не минусовую инструментальную фонограмму - причём песню из репертуара «Радио Шансон» и дети изо всех сил стараются пропеть слова типа - «Мы встречаем вас на фестивале…» в то время, как из колонок раздаётся голос певца: «Я вчера откинулся из зоны…..». Не думаю, что кому-то это было радостно слушать…

Из всего вышесказанного следует вывод: если уж мы проводим мероприятия, связанные с какими-то областями искусства, то готовить их надо и планирующей и принимающей и приезжающей сторонам - ответственно, с привлечением профессионалов из соответствующих областей - театра, эстрады и т.д. чтобы дети получали удовольствие от выступлений и процесса подготовки, чтобы это было действительно на хорошем уровне. Вот.

© 2010-2022