Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«чайковский техникум промышленных технологий и управления»










рабочая ПРОГРАММа учебной ДИСЦИПЛИНы



ЕН.03. Экологические основы природопользования


для специальности СПО

150411 «Монтаж и техническая эксплуатация

промышленного оборудования»




















2013 г.

РАССМОТРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией общепрофессиональных дисциплин

____________/Т.Б. Светлакова/

«____»_____________2013г.

Протокол № _____

СОГЛАСОВАНО

Специалист отдела реализации ОП

____________/В.Ф. Шутова/

«___» ______________ 2013г.


Методист

___________/Г.П. Худякова/

«___»_______________2013г.


УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по реализации ФГОС СПО

__________/И.А. Санникова/

«___»____________2013г.


Разработала: Фоминых А.П., преподаватель




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Экологические основы природопользования

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»;

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ЕН.03. «Экологические основы природопользования» относится к циклу математических и общих естественнонаучных дисциплин (ЕН.00).

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение основных знаний об экологической ситуации в мире и в России;

  • развитие экологического мышления, потребности в получении знаний по экологическим дисциплинам;

  • воспитание экологической культуры, уважения к природным компонентам и экосистемам;

  • формирование готовности использовать приобретенные знания в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- объяснять смысл экологических глобальных проблем;

- давать характеристику антропогенного воздействия на оболочки Земли;

- прогнозировать и анализировать отрицательные последствия воздействий

человека на окружающую среду;

- давать характеристику классификации природозащитных мероприятий;

-анализировать статьи Закона РФ «Об охране окружающей природной

среды»;

- определять задачи государственных органов по охране окружающей среды

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- задачи, структуру экологии и природопользования;

- о современном состоянии окружающей среды России и планеты;

- глобальные проблемы экологии;

- о видах антропогенного воздействия на окружающую среду, здоровье человека, источниках, причинах, последствиях, пути решения;

- основные мероприятия по охране окружающей среды;

- виды особо охраняемых территорий;

- задачи природоохранных органов управления и надзора;

- понятие и виды экологического мониторинга;

- виды юридической ответственности за экологические правонарушения

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.










2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

В том числе:

практические работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Учебная нагрузка обучающихся (час.)


Тип и вид занятия

Уровень освоения

Задания для студентов

Максимальная

Самостоятельная работа

Обязательная аудиторная

Всего занятий


В том числе ЛПЗ


Раздел 1. Экология и природопользование


18

6

12

2




Тема 1.1 Введение.


Понятие и виды, формы природопользования. Основные положения рационального природопользования

2


2


Вводное занятие/лекция

1

/1/

Стр. 5-7

Тема 1.2. Современное состояние окружающей среды на планете и в России.

Экологический кризис. Экологическая катастрофа. Разновидности определений «экологический кризис». Прошлые экологические кризисы. Глобальные экологические проблемы. Пути решения глобальных экологических проблем.

4


2


Комбинированный урок/лекция

2

/1/

Стр.13-17

Самостоятельная работа: Глобальные экологические проблемы. Экологические катастрофы


2





Тема 1.3. Общая характеристика загрязнений



Загрязнение. Основные источники загрязнения окружающей среды. Классификация загрязнителей. Влияние отраслей промышленности на окружающую среду

Практическое занятие №1. Семинар на тему: Глобальные экологические проблемы

4


4

2

Комбинированный/ лекция, практикум

2

/2/

Стр. 83-107

Тема 1.4. Влияние негативных экологических факторов на здоровье человека


Понятие «болезнь» и «здоровье». Основные факторы, влияющие на здоровье человека и их процентное соотношение. Загрязнение окружающей среды (атмосферного воздуха, водной среды и почвы) и его влияние на здоровье человека.

4


2


Комбинированный урок/ лекция

2

/3/

Работа со справочниками

Самостоятельная работа: Влияние вредных веществ, поступивших в окружающую среду на здоровье человека


2






Тема 1.5. Твердые бытовые и промышленные отходы. Утилизация и переработка отходов производства и потребления

Бытовые отходы. Сбор и утилизация твердых бытовых отходов (ТБО). Обезвреживание и переработка ТБО. Промышленные методы обработки ТБО. Твердые промышленные отходы и их удаление.

4


2


Контрольно-учетный урок/тестирование

2

/2/

Стр. 225-252

Самостоятельная работа: Безотходное производство


2





Раздел 2. Природные ресурсы и рациональное использование


30

10

20

4



Тема 2.1. Природные ресурсы и их классификация

Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Ресурсосберегающие технологии

2


2


Комбинированный урок/ урок с использованием ИКТ

2

/1/

Стр. 17-21

Тема 2.2. Рациональное использование и охрана водных ресурсов

Водные ресурсы и их распространение. Круговорот воды в природе. Основные загрязняющие вещества и поставщики загрязнений. Рациональное использование водных ресурсов. Меры по предотвращению их загрязнения. Правовая охрана водных ресурсов.

4


2


Комбинированный урок/лекция

2

/1/

Стр. 58-76

Самостоятельная работа: Схемы очистных сооружений и оборотных систем водоснабжения


2





Тема 2.3. Рациональное использование и охрана недр

Полезные ископаемые и их распространение. Использование минеральных ресурсов человеком. Основные направления по рациональному использованию и охране минеральных ресурсов.

Практическое занятие №2. Семинар на тему: Правовая охрана минеральных ресурсов

4


4

2

Комбинированный/ лекция, практикум

2

/1/

Стр. 77-93

Тема 2.4. Рациональное использование и охрана атмосферы

Атмосфера. Загрязнение атмосферы. Основные меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха. Правовые основы охраны атмосферы.

4


2


Комбинированный урок/лекция

2

/1/

Стр. 37-57

Самостоятельная работа: Меры по предотвращению загрязнений атмосферного воздуха от автомобильного транспорта


2





Тема 2.5. Рациональное использование земельных ресурсов

Определение «почва». Ее состав и строение. Хозяйственное значение почв. Виды эрозии почв. Мероприятия по защите земельных ресурсов от эрозии. Антропогенное воздействие на почвы и меры по ее охране. Правовая охрана почв.

4


2


Комбинированный урок/лекция

2

/1/

Стр. 94-114

Самостоятельная работа: рекультивация и восстановление нарушенных земель


2





Тема 2.6. Рациональное использование лесных ресурсов и животного мира

Лесные ресурсы и их распространение. Антропогенное воздействие на лесные ресурсы и его последствия. Причины сокращения лесных ресурсов. Рекреационное значение лесов. Рациональное использование и охрана лесов. Правовая охрана растительности.

Роль животных в природе и жизни человека. Воздействие человека на животных. Причины исчезновения животных. Правовая охрана животного мира

4


2


Комбинированный урок/лекция

2

/1/

Стр.133-157

Самостоятельная работа: Мероприятия по сохранению лесных ресурсов


2





Тема 2.7. Охрана ландшафтов. Особо охраняемые природные территории

Ландшафт. Особо охраняемые природные территории. государственные заповедники. Заказники. Национальные и природные парки. Памятники природы. Дендрологические парки и ботанические сады. Лечебно - оздоровительные местности и курорты.

4


2


Комбинированный урок/лекция

2

/1/

Стр. 159-170

Самостоятельная работа: Особо охраняемые территории мира и России


2





Тема 2.8. Организация рационального природопользования и охраны природы в России

Аспекты охраны природы. Принципы и правила охраны природы. Основные законы, которые регулируют деятельность предприятий и организаций в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Практическое занятие №3. Анализ ФЗ «об охране окружающей среды»

4


4

2

Комбинированный/ лекция, практикум

2

/1/

Стр. 171-174

Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования и охраны природы

24

8

16

2



Тема 3.1. Экологическое образование, воспитание и культура

Понятие «экологическое просвещение и воспитание». Экологизация учебных предметов. Роль экологического образования в процессе обучения и воспитания студентов.

2


2


Комбинированный урок/лекция

2

/1/

Стр. 183-200

Тема 3.2. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Международные организации, занимающиеся охраной окружающей среды. Участие России в международном сотрудничестве. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения.

4





2


Комбинированный урок/лекция

2





/1/

Стр. 175-182

Самостоятельная работа: Участие России в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды


2






Тема 3.3. Основы экологического права

Экологические права и обязанности граждан. Экологические права и обязанности граждан. Право на благоприятную среду. Правовые гарантии экологических прав. Обязанности государства по обеспечению экологических прав граждан. Определение экологического правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения, ее задачи и виды. Дисциплинарная, материальная, административная и гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения. Уголовная ответственность за экологические правонарушения.

4


2


Комбинированный урок/лекция

2

/1/

Анализ закона

Самостоятельная работа: Правовые гарантии экологических прав граждан


2





Тема 3.4. Экономический механизм управления природопользованием


Экономический механизм охраны окружающей среды. Плата за природные ресурсы. Государственный учет ресурсов, Экологические фонды. Экологическая лицензия и лимиты. Экологическое стимулирование и страхование.

4


2


Комбинированный урок/тестирование

2

/2/

Стр. 330-338

Самостоятельная работа: Экологическая экспертиза


2





Тема 3.5. Мониторинг состояния природной среды

Мониторинг. Экологический мониторинг. Цели и задачи экологического мониторинга. Виды и система мониторинга. Объекты его исследования. Организация государственного мониторинга в России.

Практическое занятие №4. Структура экологического мониторинга в России

4


4

2

Комбинированный/ лекция, практикум

2

/2/

Стр.310-318

Тема 3.6. Государственное регулирование

природоохранной деятельности

Система органов управления и надзора по охране окружающей среды; органы общей компетенции; органы специальной компетенции; цели и задачи органов управления и надзора по охране природы.

4


2



2

/3/

Стр.238-243

Самостоятельная работа: структура государственных органов РФ по охране окружающей среды


2





Контрольная работа по пройденному курсу «Экологические основы природопользования»

2


2


Контрольно-учетный урок/ контрольная работа

3


Всего:

72

24

48

8




3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины «Экологические основы природопользования» требует наличия учебного кабинета «Экологии».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- нормативно-правовые документы

- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования»


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. - М.: Академия, 2009

2.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник.-М.: Издательство «Феникс», 2010.- 220 с.

3. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010

Дополнительные источники:


  1. Журналы «Экология и жизнь»

  1. Журналы «Использование и охрана природных ресурсов в России»

  1. Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология./ под ред. М.Аксенова. - М.: Аванта+, 2007 г.

4. Интернет-ресурс. Экология. Курс лекций. Форма доступа: ispu.ru

5. Интернет-ресурс. Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству (on-line версия). Форма доступа: msuee.ru

6. Интернет-ресурс. Основы экологии. Форма доступа: gymn415.spb.ru

7.Интернет-ресурс. Информационно-аналитический сайт о природе России и экологии. Форма доступа: biodat.ru - BioDat


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, практических заданий и творческих.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

- объяснять смысл экологических глобальных проблем;

- давать характеристику антропогенного воздействия на оболочки Земли;

- прогнозировать и анализировать отрицательные последствия воздействий

человека на окружающую среду;

- давать характеристику классификации природозащитных мероприятий;

-анализировать статьи Закона РФ «Об охране окружающей природной

среды»;

- определять задачи государственных органов по охране окружающей среды

Усвоенные знания:

- задачи, структуру экологии и природопользования;

- о современном состоянии окружающей среды России и планеты;

- глобальные проблемы экологии;

- о видах антропогенного воздействия на окружающую среду, здоровье человека, источниках, причинах, последствиях, пути решения;

- основные мероприятия по охране окружающей среды;

- виды особо охраняемых территорий;

- задачи природоохранных органов управления и надзора;

- понятие и виды экологического мониторинга;

- виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Устный опрос

Письменный опрос

Работа со справочниками, письменный опрос

Составление характеристики

Анализ статей закона

Письменный опрос


Устный опрос

Тестирование

Письменный опрос

Составление характеристики

Составление графиков, схем и структур

Подготовка докладов и рефератов

Составление схемы

Устный опрос

Письменный опрос



© 2010-2022