Тема: «Человек и экономика»

Урок был  построен в соответствии с программными требованиями.    Свой урок я строила используя информационно-коммуникативные технологии. Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении окружающего мира  – наглядности. Урок содержит большой объем информации. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли  ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситу...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Тема: «Человек и экономика»Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 имени Г. М. Шубникова










Открытый урок

По предмету обществознание

«Экономика и человек»









Провела: 14.04.2012г. учитель Луценко Н. В.

Методист________Емельянова Л. В.








Байконур, 2012 г.

Тема: «Человек и экономика»

Цель:

- повторить и обобщить знания по теме ̎ Человек и экономика̎

Задачи урока:

- знать, что такое экономика, основные проявления экономики, факторы производства, бизнес, реклама, заработная плата, деньги и их функции;

- уметь работать с таблицей, с схемами, делать выводы, поменять полученные знания на практике;

- развивать интерес к предмету

Оборудование: интерактивная доска, проектор, дидактический материал

Урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока

  1. Организационный момент:

проверка готовности к уроку, позитивный настрой на урок

Сообщение темы и цели урока.

  1. Повторение:

- Что такое экономика?

Экономика - это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения.

- Для чего нужна экономика?

Экономика нужна для удовлетворения потребностей человека.

- Назовите потребности человека, используя таблицу

Потребности человека

Примеры

Потребность дышать, питаться, пить, отдыхать, двигаться

Строительство домов, установка железных дверей.

Объединение в клубы по интересам, посещение спортивных секций.

Общение, выражение своего мнения и отстаивание его, желание быть полезным людям.

Творчество, любовь, религия, нравственные нормы.

Потребности человека

Примеры

1. Физиологические

Потребность дышать, питаться, пить, отдыхать, двигаться.

2. Защищенности и безопасности

Строительство домов, установка железных дверей.

3. Уважение и признание

Объединение в клубы по интересам, посещение спортивных секций.

4. Социальные

Общение, выражение своего мнения и отстаивание его, желание быть полезным людям.

5. Самовыражение

Творчество, любовь, религия, нравственные нормы.

- Можно ли полностью удовлетворить потребности человека?

Нет, т.к. человек, удовлетворив необходимые ему потребности, очень скоро нуждается в удовлетворении новых.

-Экономика принимает активное участие в удовлетворении потребностей человека, ее цель - поддержание и продолжение жизни людей. Для этого производятся разнообразные продукты, товары, оказываются услуги.

Экономические продукты создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как натуральное и товарное хозяйство.

Сравните способы хозяйствования:

Вопросы для сравнения

Натуральное хозяйство

Товарное хозяйство

Кто производит?

Производители - члены семьи

Производство с применением наемной рабочей силы

Кто потребляет?

Производство для самих себя

Производится для массового потребления

Как производит?

Традиционными методами

Стремление к повышению качества выпускаемой продукции

Какова производительность труда?

Производительность труда низкая

Стремление производителя постоянно повышать производительность труда.

- Почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования?

Рост накопленных знаний и умений численности населения, совершенствование орудий труда привели к росту производительности труда и потребностей человека. В результате происходит разделение труда, одни люди занимаются сельским хозяйством, другие ремеслами, третьи торговлей. Улучшились условия труда, повысился уровень жизни.

- Что относится к основным проявлениям экономики? (Производство, распределение, обмен, потребление).

Прослушав сказку и стихотворения назовите вид проявления экономики:

  1. Сказка о репке.

Посадил дед репку. Выросла репка большая, пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет - потянет, вытянуть не может! Позвал дед бабку, бабка - внучку, внучка - Жучку, Жучка - кошку, кошка - мышку. Вытянули репку (производство).


  1. Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура. (распределение)

  1. Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

«У меня живот болит!» (потребление)

  1. Сидит белка на тележке,

Продает орешки:

Лисичке - сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопягому,

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку. (обмен).

- Какие проявления экономики связаны со следующими людьми:

Производство Распределение Обмен Потребление

Повар портной официант продавец, покупатель посетитель кафе

кассир в магазине

- Назовите главные лица, действующие в экономике? - производители и потребители.

- Что для своей деятельности использует производитель?

Производитель использует экономические ресурсы (факторы производства).

- Что относится к факторам производства? (Труд, земля, капитал, предпринимательство).

Труд - использование человеком в процессе производства своих физических и умственных способностей;

Земля - все богатства природных ресурсов планеты;

Капитал - средства производства, произведенные продукты (машины, станки, здания) участвующие в производстве товаров и услуг;

Предпринимательство - инициативная, самостоятельная, осуществляемая, от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказание услуг.

- Какие подсказки делает потребитель производителю своими покупками?

Своими приобретениями потребитель подсказывает производителю что, сколько и какого качества производить.

- Что такое производство?

Производство - процесс создания различного вида экономического продукта. Сумма всех расходов на организацию выпуска товаров или оказание услуг составляет затраты производства. Они включают стоимость сырья и материалов, плату за пользование электричеством и теплом, заработную плату работников.

- Дайте характеристику затратам производства.

Общие

Переменные

Величина меняется в зависимости от изменения объема выпуска продукции (расходы на сырье, электроэнергию, транспорт)

Расходы на приобретение всех ресурсов, необходимых для производства определенного количества продукции

Постоянные

Не изменяются в зависимости от объема производства

(плата за аренду помещения)


- Что может сделать предприниматель для снижения затрат производства?

Предприниматель стремится рационально организовать производство, бережно расходовать ресурсы, внедрять технические новшества, новые технологии, повышать квалификацию работников и совершенствовать разделение труда.

- Каким бывает труд?

Труд

Малоквалифицированный

Простой

Дворник, грузчик, официант

Высококвалифицированный

Сложный

Врач, инженер, системный администраторииииииимии

- Производитель старается организовать производство такого товара, чтобы после его продажи получить выручку, дающую дополнительные деньги - прибыль (превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и продажу).

- Решите задачу:

Владелец фирмы по производству и установке пластиковых окон за месяц потратил на развитие своего производства 1 млн. рублей и заплатил налог в размере 200 тысяч рублей. По какой цене он будет устанавливать одно окно, чтобы получить прибыль, если в этом месяце у него есть заказ на установку 100 окон?

Решение:

  1. 1000 000 + 200 000 = 1200 000 руб. - затраты фирмы.

  2. 1200 000 : 100 = 12000 руб. - цена производства и установки одного окна, при которой владелец фирмы возместит свои затраты.

Ответ: цена установки одного окна должна быть более 12 000 руб.

- Что такое бизнес?

Бизнес (предпринимательство) - экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли.

Виды бизнеса

Торговый

Посреднический

Страховой

Финансовый

Производственный

- На основании таблицы сделайте вывод, какая из форм бизнеса наиболее распространена.

Формы бизнеса

Преимущества

Слабые стороны

Индивидуальное предприятие

Простота создания и управления. Предприниматель сам отвечает за успех или неудачу своего предприятия

Ограниченность в возможностях увеличения денежных средств. Многие организационные вопросы трудно решить в одиночку.

Товарищество

Объединение участниками товарищества своих денег, способностей, коллективная ответственность за результат деятельности.

Для крупных проектов не всегда достаточно денежных средств. В рискованных экономических предприятиях возможны разногласия между партнерами.

Акционерное общество

Имеет большие возможности для увеличения денежных средств и расширения сферы деятельности.

Самое дорогое и сложное по организации предприятия бизнеса.

Вывод: Ввиду простоты управления и невысокого стартового капитала наиболее распространенной формой бизнеса является индивидуальное предприятие.

- Какими способами человек может удовлетворить свои потребности?

Изготовить все необходимое для жизни самостоятельно. Обменять часть излишков, созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими.

Регулярный обмен товарами и услугами стал основой торговли.

Торговля- отрасль хозяйства, реализующая товары путем купли - продажи.

- Используя таблицу, назовите виды торговли:

Виды торговли

Примеры

Продажа товаров большими партиями

Продажа единичных товаров или мелкими партиями

Торговля в пределах одной страны

Торговля с зарубежными странами по особым правилам, принятым во всем мире.


Виды торговли

Примеры

Оптовая

Продажа товаров большими партиями

Розничная

Продажа единичных товаров или мелкими партиями

Внутренняя

Торговля в пределах одной страны

Внешняя

Торговля с зарубежными странами по особым правилам, принятым во всем мире.

- Что является ″двигателем″ торговли?

Реклама - информация о потребительских свойствах товара или услуг с целью продажи.

Основными функциями рекламы являются:

  1. Информативная - сообщение о существовании товара, ознакомление с его основными свойствами, параметрами, особенностями, сведения о месте и времени продажи товара;

  2. Психологическая - воздействие на чувства самооценки, соображения престижа, взгляды и предпочтение потребителей;

  3. Стимулирующая - напоминание, побуждение к покупке.

- Назовите участников рекламного процесса:

  • Рекламодатель;

  • Рекламопроизводитель;

  • Рекламораспространитель;

  • Потребитель рекламы.

- Каковы виды рекламы?

Реклама

Письменная

Устная

- Представление рекламы обучающимися.

- Независимо от вида труда, труд должен иметь вознаграждение, т.е. оплачиваться и поэтому работник получает заработную плату - плату за выполненную работу.

Сдельная

Зависит от объема работы или количества продукции, произведенной работником


Повременная

За отработанное времяЗаработная плата

- Чем определяется заработная

  • Сложностью труда и уровнем квалификации.

Чем сложнее труд, тем дольше ему надо обучаться и тем выше оплата труда работников.

  • Условиями труда. Тяжелое и вредное производство компенсируется повышением зарплаты.

  • Социальной значимостью труда. Величина зарплаты может определяться тем, насколько данный труд нужен обществу.

  • Степенью риска при занятии данным трудом. Работник может рисковать жизнью, здоровьем, вложенными в дело деньгами.

  • Уникальностью труда. Талант и популярность.

  • Качеством и количеством труда. Как работник трудился и сколько он сделал продукции.

- Оплата труда производится в денежном эквиваленте.

Что же такое деньги?

Деньги - особый товар, восполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

- Сообщения обучающихся.

Функции денег

Средство обращения

Мера стоимости

Средство платежа

Мировые деньги

Средство накопления

Выполняя свои функции, деньги обеспечивают обмен товарами и услугами, в которых мы нуждаемся. Каждый день сталкиваемся с ценами на товары, выраженными в денежном эквиваленте, обмениваем деньги на необходимые нам товары и услуги. Если денег не хватает на покупку прямо сейчас, то мы сохраняем их, откладывая покупку на будущее. Деньгами мы расплачиваемся за предоставленные банками кредиты, оплачиваем денежные ссуды. Деньги позволяют осуществлять расчеты на международном уровне.

- Мы убедились, что экономика невозможна без человека, она появилась с человеком для удовлетворения его потребностей. Важнейшим человеческим коллективом является семья. У любой семьи есть свое хозяйство.

Назовите ресурсы семьи?

  • Сбережения в банке;

  • Подсобное хозяйство;

  • Семейный бизнес;

  • Собственность.



Ресурсы семьи:

  • Материальные;

  • Энергетические;

  • Трудовые;

  • Финансовые;

  • Информационные;

- Можете ли вы помочь своим родителям расширить ресурсы своей семьи?

Помогая выполнить работу по дому, каждый ребенок увеличивает трудовые ресурсы семьи. С 14 лет подросток имеет право устроиться на работу. Продолжительность трудовой смены 14 - 16 летнего подростка не превышает 2, 5 часа, 16 - 18 летнего 3, 5 часа в день, ночной труд запрещается.

- Что такое семейный бюджет?

Семейный бюджет - предварительно составленная роспись доходов и расходов семьи на определенный период времени.

- На какие группы можно условно разделить все расходы семьи?

Расходы семьи

Обязательные

Расходы на питание, одежду, оплату жилья и коммунальных услуг, транспорт, лечение, образование

Произвольные

Приобретение товаров и услуг, обличающих ведение домашнего хозяйства, предметов роскоши

- Каковы важнейшие принципы ″домашней экономики″?

  • Строгий учет потребностей и имеющихся ресурсов.

  • Экономное их использование с целью достичь наилучших результатов с наименьшими затратами.

  • Взаимовыручка сплачивает семью, сохраняя силы и средства для совместного досуга - спорт, путешествия, экскурсии.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Выставление оценок.

  3. Домашнее задание: повторить определения.





Решите тест:

  1. Наука об ограниченных возможностях и безграничных потребностях человека

а) экономика б) философия в) обществознание

  1. Кто рискует ради получения прибыли

а) предприниматель б) покупатель в) продавец

  1. Трудовое денежное вознаграждение

а) зарплата б) квартплата в) все ответы верны

  1. Натуральный обмен одной вещи на другую без денег

а) торговля б) бартер в) получение прибыли

  1. Лицевая сторона монеты

а) аверс б) реверс в) гурт

  1. Оборотная сторона монеты

а) реверс б) аверс в) гурт

  1. Боковая сторона монеты

а) гурт б) реверс в) аверс

  1. Общеевропейская валюта

а) евро б) рубль в) доллар

  1. В каком государстве стали впервые чеканить монеты

а) Китае, Лидии б) Монголии, Китае в) Греции, Лидии

  1. Роспись доходов и расходов на определенный период:

а) бюджет б) реклама в) курс






Угадай слово

  1. - Стоит дорого, но есть кое-что и дороже

- Люди прошли из-за него много пота и крови

- Оно имеет отношение к деньгам (золото)

2) - Она всегда желанна и приятна

- Достается не всем работникам, а выбирает достойных

- Является добавкой к зарплате (премия)

3) - Без нее товар не существует

- Она зависит также от спроса потребителя на рынке

- Увеличение ее всегда беспокоит население (цена)

4) - Это связано с деньгами

- Касается государства, региона, семьи

- Состоит из доходной и расходной частей (бюджет)

5) - Они могут стать выходом из затруднительного материального положения

- С ними могут быть связаны и неприятности

- Их необходимо возвращать (долги)

6) - Она может быть следствием материальных потерь

- Она определяет жизненный уровень во многих странах Африки

- В борьбе с ней государство разрабатывает специальные программы (бедность)



© 2010-2022