- Преподавателю
- Другое
- Музейный урок Посиделки у бабушкиного сундука
Музейный урок Посиделки у бабушкиного сундука
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Галичина Е.П. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Музейный урок «Посиделки у бабушкиного сундука»
Цели урока:
-
воспитание уважения к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному краю;
-
активизировать познавательный интерес, нравственное отношение к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков;
-
развитие творческих способностей.
Задачи:
-
Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.
-
Дать представление об избе, о печке - главной части избы.
-
Продолжать знакомить с устным народным творчеством - пословицами, поговорками, прибаутками. Употреблять их в разговорной речи, формировать и обогащать речь детей образными, меткими выражениями русского фольклора.
-
Обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, печь, ухват, чугунок, прялка, лапти.
Оборудование:
музейные экспонаты: сундук, шарманка, шкатулки, прялка, одежда из льна, вышивки, ухват, чугунок, глиняные миска и кувшин, деревянная ложка, утюги, безмены, куклы-обереги; компьютер, карточки с заданием.
План урока:
-
Введение.
-
Посиделки
-
Сборы на посиделки
-
Одежда
-
Косметика
-
Коса
-
-
Дом вести - не рукавом трясти (загадки)
-
Частушки
-
Старый бабушкин сундук
-
Игры: «Шутка домового», Хоровод, «Ручеёк»
-
Чаепитие.
-
Введение.
Диана:
Добрый день, гости дорогие. Мне очень приятно всех вас видеть сегодня у нас в гостях.
- Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Лена:
В гости нас к себе сегодня пригласил музейный экспонат. Что за экспонат вы сможете узнать, разгадав загадку:
У бабушки сейф.
Он давно уж не новый,
К тому же совсем
Не стальной,
А дубовый.
Он скромно стоит у нее
В уголочке.
В нем бабушка держит
Халаты, носочки,
Отрезы на платья,
Немножечко пряжи,
Пуховый платочек
И пенсию даже.
Но только не дверца,
А крышка на нем.
Тяжелая очень
С висячим замком.
(Сундук)
-
Посиделки.
Вот мы у этого сундука посидим, поговорим, много нового узнаем.
Так и в старину, когда закончены садово-огородные работы, и капуста порублена, и подсолнухи вышелушены, темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: вязали, вышивали, пряли, плели лапти и корзинки.
Назывались такие встречи - ПОСИДЕЛКИ.
Танец «Во саду ли, в огороде»
Диана:
-
Сборы на посиделки.
В русских деревнях, когда девушка собиралась на свидание, занавешивались в доме окна, но не изнутри, а снаружи. Чтобы это значило?
(В те времена зеркала были доступны не каждому. Потому-то занавешивали застеклённые окна снаружи, чтобы в них можно было смотреться изнутри как в зеркало.) Готовится к посиделкам начинали заранее. Одевали самую лучшую одежду.
-
-
-
А вы знаете предметы крестьянской одежды? Давайте проверим.
-
-
( на экране - предметы одежды: сарафан, рубаха, кокошник, кичка, передник, душегрея, порты, зипун, кафтан, треух, картуз, лапти и онучи).
-
-
-
Чтобы показать свою красоту, девушки использовали косметику.
-
-
Давайте попробуем навести красоту при помощи бабушкиных средств.
Конкурс 1. Я ль на свете всех милее. (Из сундука достаю на подносе свекла, морковь, лук, мука, угольки, картофель).
-
-
-
Коса - девичья краса. До замужества девушка ходила с непокрытой головой. А вот замужней женщине опростоволоситься считалось непозволительным. Девушки старались показать своё умение в косоплетении, косы украшали лентами, бусами.
-
-
А вы сможете поразить нас таким умением?
Конкурс 2. Коса - девичья краса.
Лена:
-
Дом вести - не рукавом трясти
А пока наши красавицы собираются-наряжаются, мы с вами совершим путешествие по избе.
Вы видите множество предметов, о каждом из них в народе придумали загадку. Давайте мы их разгадаем.
-
Зимой много ест, Летом много спит,
Тело тёплое, крови нет,
Сесть на неё сядешь,
А не везёт. (Печь)
Печь играла в доме главную роль. Появилась даже такая поговорка «Плясать от печки», т.е. начинать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок… Зимой около неё держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись.
У печи находилась большая часть утвари. Кто знает, что может означать это слово?
- это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
-
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам в угол идёт. (Ухват)
Ухват - устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.
Умение подхватить горшки требовало определённых навыков, которые приобретались длительной практикой.
А вы хотите попробовать?
(дети пробуют поднять ухватом чугунок).
А вот ещё одна загадка.
-
Чёрный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга, чепела)
Кочерга - приспособление для размешивания углей в печи.
Другом кочерги был предмет, о котором следующая загадка.
-
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся - чистый пол!
(Веник)
Веник находился тоже возле печи. Именно под веником (по народным поверьям) жил Домовой.
Вот ещё один экспонат, без которого не обходилась ни одна изба.
-
-
-
Три братца
-
-
Пошли купаться;
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли.
(Коромысло)
Да, воду носили на коромысле. Без особой сноровки это было сложно.
Попробуйте и сами в этом убедитесь.
Конкурс 3. Пошла млада за водой.
Звучит песня «Пошла млада за водой»
(Дети переносят два ведра с водой на коромысле).
По диагонали от печи в избе находился красный угол.
Что размещалось в нём, вы узнаете, отгадав загадку.
-
Перед ней свеча горит,
С неё на нас святой глядит. (Икона)
В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. Здесь же находился и этот предмет.
-
Есть спина, а не лежит,
Ноги есть, а не бежит,
Всегда стоит,
Всем сидеть велит. (Стол)
Прежде, чем сесть за стол необходимо было воспользоваться этим предметом:
На стене висит, болтается,
За него всяк хватается.
(полотенце).
На стол выставлялась посуда. Чаще всего она была глиняная и деревянная.
-
Многих кормил;
Упал - пропал,
Никто костей не собрал. (Горшок)
-
Она бывает глубока,
Она бывает мелка,
Но только это не река,
Зовут её ….(тарелка).
-
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой,
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.
(ложка)
И без этого предмета жизнь человека немыслима.
-
То взад, то вперёд,
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе,
Продырявит море.
(утюг)
Скорее всего, первыми утюгами были тяжёлые камни, которыми придавливали ткань. Потом появились утюги чугунные (литые). Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался.
Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.
А в 1882 году американец Генри Сили изготовил утюг с электрическим нагревателем.
Следующий экспонат был необходим при покупке, например, сахара или муки.
Сам худ, голова с пуд.
(безмен).
Диана:
Итак, мы с вами совершили небольшое путешествие в мир русской избы. А что же наши красавицы?
Красавицы готовы!
Как описывали девицу в летописи:
Ходит плавно - будто лебедушка,
Смотрит сладко - как голубушка,
Молвит слово - соловей поет.
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием.
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются.
(Красавицы проходят мимо жюри)
Лена:
-
Частушки
На праздничных посиделках любимым развлечением были частушки.
-
-
-
-
-
-
-
Начинаем петь частушки,
-
-
-
-
-
-
Просим не смеяться,
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
-
-
-
-
-
-
-
Не в деревне мы живем,
-
-
-
-
-
-
Сушки-пряники жуем.
Мы частушек много знаем,
И сейчас для вас споем.
-
-
-
-
-
-
-
Хлебом-солью всех встречаем
-
-
-
-
-
-
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
2. Ты расти, расти, коса,
до шелкова пояса,
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.
(проигрыш)
-
Наши девы - молодицы,
На все руки мастерицы:
Вяжут, шьют, прядут и ткут
И умело дом ведут.
-
Ах, мое приданое
Крепкое, не рваное -
Вышивала я узор
На свой свадебный убор.
-
В сундуке моем добро
Бережно хранится.
Когда времечко придет,
Доченьке сгодится.
-
Старый бабушкин сундук...
Тайны жизни в нем живут,
Наша женская судьба
Место в нем свое нашла.
Вместе: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли
Мы бы очень все хотели
Чтобы нам похлопали!
Диана:
-
Старый бабушкин сундук
В бабушкином доме, в дальнем уголке.
Притаилось чудо в старом сундуке.
Очень любопытно, что хранится в нем?
Что же прячет бабушка в сундуке своем?
Обещала бабушка показать добро,
хоть не накопила злато-серебро.
Лена:
Чего только не хранилось в бабушкином сундуке. (Открываю крышку, перебираю вещи.)
Раньше девушка не могла выйти замуж, пока не приготовит себе сундук приданого. Там должно было быть постельное бельё, полотенца, скатерти, одежда. Всё украшалось вышивками.
В сундуке хранились и дорогие вещи: письма от родственников, украшения, редкие покупные игрушки, которые доставали по праздникам.
(Достаю куклу-оберег.)
Куклы в древности служили обрядовым символом.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Кукла «Бессонница» - когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала его в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой…
Такая кукла оставалась в доме навсегда. (Показ куклы)
Конкурс 4. Кукла-оберег.
Давайте попробуем сделать такую куклу, куклу-пеленашку.
Лена:
-
Игры.
Конкурс "Шутка домового".
А вот посмотрите, тут у нас еще какая-то тарелка! Только в ней все перемешано, перепутано! Наверное, это домовой над нами подшутил! Давайте разберем все по сортам.
(Реквизит: 2 блюдца с перемешанными рисом и горохом, две пустые тарелки. Музыка: народная песня "Я горошек молочу".)
Диана:
Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь, девицы,
Разыграйтесь, милые!
Затяните песенку.
Песенку заветную,
Заманите молодца
К хороводу нашему.
(Исполняется «Цыганочка».)
-
Чаепитие
Заканчивались посиделки чаепитием. Все знают о японских и китайских чайных церемониях. Но и у наших предков тоже были свои традиции, связанные с чаем. Очень любили травяные чаи. И мы предлагаем участникам наших посиделок заварить чай по старинным русским рецептам.
-
Определить, что завариваем (в мисочках разные виды трав)
-
Показать, как пили чай наши предки (с блюдечка, из чашки, вприкуску)
-
Выбрать из предложенного посуду для чаепития.
Диана:
А сейчас мы приглашаем всех на чаепитие с пирогами.
Гостей и близких привечаем
Мы ароматным сладким чаем.
От всех невзгод, от всех болезней
Вкусный чай всегда полезней.
Наш гость сегодня не скучай,
Пей от души горячий чай.
Лена:
Отдохнули все по праву.
Мастерам воздали славу.
Что ж, теперь домой пойдем.
Что узнали, не забудем,
долго-долго помнить будем,
дело по душе найдем!