Музейный урок Посиделки у бабушкиного сундука

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музейный урок «Посиделки у бабушкиного сундука»

Цели урока:

  • воспитание уважения к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному краю;

  • активизировать познавательный интерес, нравственное отношение к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков;

  • развитие творческих способностей.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.

  • Дать представление об избе, о печке - главной части избы.

  • Продолжать знакомить с устным народным творчеством - пословицами, поговорками, прибаутками. Употреблять их в разговорной речи, формировать и обогащать речь детей образными, меткими выражениями русского фольклора.

  • Обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, печь, ухват, чугунок, прялка, лапти.

Оборудование:

музейные экспонаты: сундук, шарманка, шкатулки, прялка, одежда из льна, вышивки, ухват, чугунок, глиняные миска и кувшин, деревянная ложка, утюги, безмены, куклы-обереги; компьютер, карточки с заданием.

План урока:

  1. Введение.

  2. Посиделки

  3. Сборы на посиделки

    1. Одежда

    2. Косметика

    3. Коса

  1. Дом вести - не рукавом трясти (загадки)

  2. Частушки

  3. Старый бабушкин сундук

  4. Игры: «Шутка домового», Хоровод, «Ручеёк»

  5. Чаепитие.



  1. Введение.

Диана:

Добрый день, гости дорогие. Мне очень приятно всех вас видеть сегодня у нас в гостях.

- Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Лена:

В гости нас к себе сегодня пригласил музейный экспонат. Что за экспонат вы сможете узнать, разгадав загадку:

У бабушки сейф.

Он давно уж не новый,

К тому же совсем

Не стальной,

А дубовый.

Он скромно стоит у нее

В уголочке.

В нем бабушка держит

Халаты, носочки,

Отрезы на платья,

Немножечко пряжи,

Пуховый платочек

И пенсию даже.

Но только не дверца,

А крышка на нем.

Тяжелая очень

С висячим замком.

(Сундук)



  1. Посиделки.

Вот мы у этого сундука посидим, поговорим, много нового узнаем.

Так и в старину, когда закончены садово-огородные работы, и капуста порублена, и подсолнухи вышелушены, темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: вязали, вышивали, пряли, плели лапти и корзинки.

Назывались такие встречи - ПОСИДЕЛКИ.

Танец «Во саду ли, в огороде»

Диана:

  1. Сборы на посиделки.

В русских деревнях, когда девушка собиралась на свидание, занавешивались в доме окна, но не изнутри, а снаружи. Чтобы это значило?

(В те времена зеркала были доступны не каждому. Потому-то занавешивали застеклённые окна снаружи, чтобы в них можно было смотреться изнутри как в зеркало.) Готовится к посиделкам начинали заранее. Одевали самую лучшую одежду.

      1. А вы знаете предметы крестьянской одежды? Давайте проверим.

( на экране - предметы одежды: сарафан, рубаха, кокошник, кичка, передник, душегрея, порты, зипун, кафтан, треух, картуз, лапти и онучи).

      1. Чтобы показать свою красоту, девушки использовали косметику.

Давайте попробуем навести красоту при помощи бабушкиных средств.

Конкурс 1. Я ль на свете всех милее. (Из сундука достаю на подносе свекла, морковь, лук, мука, угольки, картофель).



      1. Коса - девичья краса. До замужества девушка ходила с непокрытой головой. А вот замужней женщине опростоволоситься считалось непозволительным. Девушки старались показать своё умение в косоплетении, косы украшали лентами, бусами.

А вы сможете поразить нас таким умением?

Конкурс 2. Коса - девичья краса.

Лена:

  1. Дом вести - не рукавом трясти

А пока наши красавицы собираются-наряжаются, мы с вами совершим путешествие по избе.

Вы видите множество предметов, о каждом из них в народе придумали загадку. Давайте мы их разгадаем.



  • Зимой много ест, Летом много спит,

Тело тёплое, крови нет,

Сесть на неё сядешь,

А не везёт. (Печь)



Печь играла в доме главную роль. Появилась даже такая поговорка «Плясать от печки», т.е. начинать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок… Зимой около неё держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись.

У печи находилась большая часть утвари. Кто знает, что может означать это слово?

- это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.



  • Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам в угол идёт. (Ухват)

Ухват - устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.

Умение подхватить горшки требовало определённых навыков, которые приобретались длительной практикой.

А вы хотите попробовать?

(дети пробуют поднять ухватом чугунок).

А вот ещё одна загадка.

  • Чёрный конь

Скачет в огонь.

(Кочерга, чепела)



Кочерга - приспособление для размешивания углей в печи.

Другом кочерги был предмет, о котором следующая загадка.

  • Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся - чистый пол!

(Веник)

Веник находился тоже возле печи. Именно под веником (по народным поверьям) жил Домовой.

Вот ещё один экспонат, без которого не обходилась ни одна изба.

      • Три братца

Пошли купаться;

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.

(Коромысло)

Да, воду носили на коромысле. Без особой сноровки это было сложно.

Попробуйте и сами в этом убедитесь.

Конкурс 3. Пошла млада за водой.

Звучит песня «Пошла млада за водой»

(Дети переносят два ведра с водой на коромысле).

По диагонали от печи в избе находился красный угол.

Что размещалось в нём, вы узнаете, отгадав загадку.



  • Перед ней свеча горит,

С неё на нас святой глядит. (Икона)

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. Здесь же находился и этот предмет.

  • Есть спина, а не лежит,

Ноги есть, а не бежит,

Всегда стоит,

Всем сидеть велит. (Стол)

Прежде, чем сесть за стол необходимо было воспользоваться этим предметом:

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается.

(полотенце).



На стол выставлялась посуда. Чаще всего она была глиняная и деревянная.

  • Многих кормил;

Упал - пропал,

Никто костей не собрал. (Горшок)



  • Она бывает глубока,

Она бывает мелка,

Но только это не река,

Зовут её ….(тарелка).



  • Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой,

Ждёт лошадка у ворот -

Открывай пошире рот.

(ложка)

И без этого предмета жизнь человека немыслима.

  • То взад, то вперёд,

Ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе,

Продырявит море.

(утюг)

Скорее всего, первыми утюгами были тяжёлые камни, которыми придавливали ткань. Потом появились утюги чугунные (литые). Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался.

Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.

А в 1882 году американец Генри Сили изготовил утюг с электрическим нагревателем.

Следующий экспонат был необходим при покупке, например, сахара или муки.

Сам худ, голова с пуд.

(безмен).

Диана:

Итак, мы с вами совершили небольшое путешествие в мир русской избы. А что же наши красавицы?

Красавицы готовы!

Как описывали девицу в летописи:

Ходит плавно - будто лебедушка,

Смотрит сладко - как голубушка,

Молвит слово - соловей поет.

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием.

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются.

(Красавицы проходят мимо жюри)

Лена:

  1. Частушки

На праздничных посиделках любимым развлечением были частушки.



              1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

              1. Не в деревне мы живем,

Сушки-пряники жуем.

Мы частушек много знаем,

И сейчас для вас споем.

              1. Хлебом-солью всех встречаем

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

2. Ты расти, расти, коса,

до шелкова пояса,

Как ты вырастешь, коса,

Будешь городу краса.

(проигрыш)

  1. Наши девы - молодицы,

На все руки мастерицы:

Вяжут, шьют, прядут и ткут

И умело дом ведут.

  1. Ах, мое приданое

Крепкое, не рваное -

Вышивала я узор

На свой свадебный убор.

  1. В сундуке моем добро

Бережно хранится.

Когда времечко придет,

Доченьке сгодится.

  1. Старый бабушкин сундук...

Тайны жизни в нем живут,

Наша женская судьба

Место в нем свое нашла.

Вместе: Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли

Мы бы очень все хотели

Чтобы нам похлопали!

Диана:

  1. Старый бабушкин сундук

В бабушкином доме, в дальнем уголке.

Притаилось чудо в старом сундуке.

Очень любопытно, что хранится в нем?

Что же прячет бабушка в сундуке своем?

Обещала бабушка показать добро,

хоть не накопила злато-серебро.

Лена:

Чего только не хранилось в бабушкином сундуке. (Открываю крышку, перебираю вещи.)

Раньше девушка не могла выйти замуж, пока не приготовит себе сундук приданого. Там должно было быть постельное бельё, полотенца, скатерти, одежда. Всё украшалось вышивками.

В сундуке хранились и дорогие вещи: письма от родственников, украшения, редкие покупные игрушки, которые доставали по праздникам.

(Достаю куклу-оберег.)

Куклы в древности служили обрядовым символом.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Кукла «Бессонница» - когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала его в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессоница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой…

Такая кукла оставалась в доме навсегда. (Показ куклы)

Конкурс 4. Кукла-оберег.

Давайте попробуем сделать такую куклу, куклу-пеленашку.

Лена:

  1. Игры.

Конкурс "Шутка домового".

А вот посмотрите, тут у нас еще какая-то тарелка! Только в ней все перемешано, перепутано! Наверное, это домовой над нами подшутил! Давайте разберем все по сортам.

(Реквизит: 2 блюдца с перемешанными рисом и горохом, две пустые тарелки. Музыка: народная песня "Я горошек молочу".)

Диана:

Девицы, красавицы,

Душеньки, подруженьки,

Разыграйтесь, девицы,

Разыграйтесь, милые!

Затяните песенку.

Песенку заветную,

Заманите молодца

К хороводу нашему.

(Исполняется «Цыганочка».)

  1. Чаепитие

Заканчивались посиделки чаепитием. Все знают о японских и китайских чайных церемониях. Но и у наших предков тоже были свои традиции, связанные с чаем. Очень любили травяные чаи. И мы предлагаем участникам наших посиделок заварить чай по старинным русским рецептам.

  1. Определить, что завариваем (в мисочках разные виды трав)

  2. Показать, как пили чай наши предки (с блюдечка, из чашки, вприкуску)

  3. Выбрать из предложенного посуду для чаепития.

Диана:

А сейчас мы приглашаем всех на чаепитие с пирогами.

Гостей и близких привечаем

Мы ароматным сладким чаем.

От всех невзгод, от всех болезней

Вкусный чай всегда полезней.

Наш гость сегодня не скучай,

Пей от души горячий чай.

Лена:

Отдохнули все по праву.

Мастерам воздали славу.

Что ж, теперь домой пойдем.

Что узнали, не забудем,

долго-долго помнить будем,

дело по душе найдем!



© 2010-2022