Международно - правовые стандарты как особый источник российского права

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научный доклад преподавателя юридических дисциплин Степаненко Марины Владимировны г. Минеральные Воды Ставропольского края

на тему:


«Международно-правовые стандарты как особый источник российского права»


В последние годы Россия стала активным участником международных отношений, в связи, с чем международно - правовые стандарты стали неотъемлемой частью российской правовой системы.

Для того, что страны могли найти схожие правовые позиции в особо важных вопросах, таких как охрана окружающей среды, международная безопасность, приоритет защиты прав и свобод человека, организация социального обеспечения и многие другие разработана система международных стандартов, что является залогом успеха существования цивилизованного общества.

За последние годы можно проследить активнуюдинамику внедрения международных стандартов в систему российского права. Возросла значимость международного права в российском праве, к такому выводу можно прийти в связи с увеличением числа международных договоров и национально-правовых актов. Для стремительно развивающегося государства во внешней политике, которым является Россия, очень важно соответствовать международно-правовому уровню.

Российская Федерация закрепляет международно-правовые акты на уровне основного закона государства как источник российского права. В соответствии Конституцией РФ норм международного права в качестве составной части правовой системы страны (ч. 4 ст. 15) .

Международно - правовые стандарты называют особым источником российского прав, это связано прежде всего с тем, что они приобретает особую значимость в связи с происходящими изменениями правовых систем, и связанных спроцессами сближения политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, процессами установления оптимальных связей между относительно самостоятельными социальными объектами происходящими в мировом сообществе. В связи с этим возникла необходимость переосмысления понятия международно-правовых стандартов, специфики их формирования, применения в правовой системе государства в качестве источника права.

Для начала стоит рассмотреть само понятие «международная стандартизация».

Сразу необходимо отметить, что участие «Международной стандартизации»открыто для всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач.

Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что основное предназначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации. Интерес применения международных стандартов присутствует как развитых странах, так и странах, стоящих на пути развития собственной экономики.

Европейская экономическая комиссия ООН определиласледующиеосновныеприоритетныенаправленияизадачидлястандартизации:

  1. здравоохранениеиобеспечениебезопасности;

  2. улучшениеокружающейсреды;

  3. содействиенаучно-техническомусотрудничеству;

  4. устранениетехническихбарьероввмеждународнойторговле, являющихсяследствиемколлизий нормативныхдокументов.

Что касается порядка применениямеждународныхстандартов, то международно-правовые стандартынеявляются обязательными длявсехстран-участниц. Каждая странамиравправедобровольно решать применятьилинеприменятьмеждународно-правовые стандарты. Решениевопросаоприменениимеждународногостандартасвязано, восновном, состепеньюучастиястранывмеждународномразделениитрудаисостояниемеевнешнейторговли.

Так Международная организация по стандартизации (далее -ИСО) занимается стандартизацией во многих областях хозяйственной, производственной и общественной деятельности. В настоящее время разработано свыше 20 тысяч разнообразных стандартов. Свыше 150 стран мира в той или иной степени применяют их на практике. НО тем не менее считается , что около 80 % существующих в данной системе стандартизации нормативных документов еще не нашли своей практической реализации.

Так сами стандарты ИСО предусматривают два возможных способа использования международных стандартов: прямое и косвенное применение.

Прямое применение - это использование международного стандарта независимо от его регулирования любым другим нормативным документом.

Косвенное применение - использование международного стандарта путем утверждения посредством другого нормативного акта, где этот стандарт был ратифицирован.

Государственная система стандартизации РФ предусматривает следующие варианты использования региональных и международных стандартов:

  1. принятие аутентичного (подлинного или достоверного) текста международного стандарта в качестве национального российского нормативного акта (ГОСТ Р) без изменений и дополнений;

  2. принятие текста международного стандарта, содержащего дополнения, учитывающие особенности российских условий и требований к объекту стандартизации (например, ГОСТ ИСО 9001 или ГОСТ ИСО 14001).

Если на национальном уровне не принят общероссийский стандарт, аналогичный тому или иному международному стандарту, то отрасли, предприятия, научные объединения и другие российские структуры могут применять региональные или международные стандарты в качестве стандартов отраслей, предприятий, до тех пор пока не будет принят российский ГОСТ Р.

Кроме того допускается при создании российских нормативных документов, делать ссылки или включать отдельные пункты международных стандартов в такие документы. Но это не говорит о том, что был принят международный стандарт.

Но мы можем, к примеру, ориентироваться на некоторые положения, принятые крупнейшей международной организацией - ООН.

Источниками международного права являются в одном из Статутов Суда данной структуры, в частности, дан перечень документов, которые могут применяться при рассмотрении различного рода споров. Согласно соответствующим положениями, источниками международного права являются: - конвенции; - обычаи, имеющие признаки правовой нормы; - общие принципы, которые признаны в цивилизованном мире; - некоторые решения судов, а также доктрины квалифицированных экспертов.

Многие юристы, вместе с тем, акцентируют внимание на том, что данная классификация не носит официального характера. Но ее вполне можно задействовать субъектам правоотношений на мировой арене как ориентир при выборе оптимального формата разрабатываемых источников норм, необходимых для эффективного выстраивания сотрудничества с партнерами

Международно - правовые стандарты делятся на универсальные, т.е. признанные во всем мире (как правило, это нормативные акты, принятые ООН) и региональные, действие которых распространяется на определенный регион, обычно на территории какого-либо межгосударственного объединения (Совет Европы, Европейский Союз, СНГ и пр.) Региональные стандарты часто бывают более конкретными, предусматривающими более строгую ответственность в рамках межгосударственного объединения для государств-нарушителей этих стандартов.

Международные стандарты бывают в виде деклараций, международных договоров (пакты и конвенции), резолюций международных организаций, руководящих принципов.

Декларации принимаются обычно итоговым документом совещаний межгосударственных органов (например, резолюцией Генеральной ассамблеи ООН) и не имеют обязательной силы. Декларация - это свод принципов, определяющий дальнейшее направление развития международных отношений в определенной сфере. Государство может стараться приводить свое законодательство в соответствии с декларацией, но не обязано это делать.

Основу международной системы защиты прав человека составляют международные договоры (соглашения) - пакты и конвенции. Эти формы международно-правовых актов носят общеобязательный характер для всех государств, их ратифицировавших или к ним присоединившихся. На основе договоров создаются специализированные международные органы для контроля за соблюдением условий соглашений.

В рамках Совета Европы действует Европейский Суд по правам человека - орган, призванный восстанавливать нарушенные права, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Но не менее важная функция Суда - выработка стандартов в области прав человека путем толкования указанной Конвенции и придания нового смысле содержащимся в ней положениям, включая содержание конкретных прав и свобод.

К основополагающим документам в области прав человека относятся Устав ООН, Международный Билль о правах человека, Европейская конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия.

Одним из главных достижений стало то, что Устав ООН заложил основы для вывода проблемы соблюдения прав человека из-под исключительной внутренней юрисдикции государства и создал предпосылки для эффективного регулирования этого вопроса непосредственно международным правом.

Рассматриваемый тип источников права характеризуется некоторыми отличительными особенностями. Наиболее явно они прослеживаются, если сравнивать их с национальными законами и нормами.

Источники международного права, прежде всего, можно отметить, что источники международного права, как правило, содержат нормы, устанавливаемые в процессе формирования компромисса между соответствующими субъектами правоотношений, который обычно достигается в ходе дипломатических переговоров.

Национальные законы же принимаются посредством парламентских процедур, подразумевающих совершенно иной формат диалога между субъектами правоотношений.

Другая особенность, которой характеризуются источники международного права - наличие одновременных юридических обязательств для всех субъектов правоотношений. В случае с национальными нормативными актами это не всегда так, они в ряде случаев носят однонаправленный, директивный характер.

Подвод итог вышесказанному, хочется отметить, что Конституция РФ закрепляет в ст. 15 положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международно-правовым актам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека.

Возрастание значимости взаимодействия международного и внутригосударственного права в современном мире проявляется в увеличении числа международных договоров и национально-правовых актов, посвященных аналогичным или близким предметам регулирования, в усилении роли и значения унифицированного регулирования. Посредством этого государства стремятся соотносить свое внутреннее право и законодательство с международно-правовыми стандартами.

Признание Конституцией РФ норм международного права в качестве составной части правовой системы страны (ч. 4 ст. 15) ставит задачу новых подходов в общей теории права и в теории международного права, в законодательстве и на практике к определению места и роли международно-правовых стандартов во внутригосударственной сфере.



© 2010-2022