- Преподавателю
- Другое
- Технология работы с информацией
Технология работы с информацией
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Замалдинова Р.Ф. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Технология работы с информацией»
Для преподавателей всех дисциплин СПО
Преподаватель информатики и ИКТ
ГБПОУ СахПЦ № 4 Долинск, Сахалинская область
Замалдинова Р.Ф.
Как известно, 20-й век был веком индустриализации, а 21-й век является веком информационных технологий. Это связано с существенным нарастанием информационных потоков. Потоки информации идут из разных источников: от предметов, растений, животных, космических объектов, членов семьи, друзей, учителей, коллег по работе, газет, телевидения, интернет и пр. Информация в прямом смысле витает в воздухе. Она передается телепатическими, энергетическими каналами, в виде электромагнитных волн разной частоты. Вселенная насыщена информацией.
Информация представляет собой совокупность данных, сведений о различных явлениях, событиях, объектах, предметах и пр. информация подтвержденная практикой является знанием. Информация является источником излучения энергии, но она не является носителем энергии.
Вместе с информацией люди либо получают, либо теряют энергию. С одной стороны, информация может вдохновлять, воодушевлять, окрылять, давать положительную, созидательную энергию. С другой стороны, она может вызывать ярость, гнев, злость, то есть давать отрицательную, разрушительную энергию. Информация может также вызывать страх, огорчение, печаль, тоску, скуку, угнетение, разочарование, быть просто безсмысленной и таким образом отбирать ваше внимание и энергию. Информация неотделима от энергии. Поэтому часто говорят об энергоинформационных потоках
Огромные увеличивающиеся потоки информации требует от людей умения поиска нужной им и достоверной информации, ее считывания, понимания, осмысления, анализа, усвоения, запоминания и последующего освоения, применения, принятия различных решений. Чтобы быть здоровым, счастливым, успешным - надо постоянно заботиться о своем здоровье, постоянно трудиться и постоянно учиться! А для этого надо уметь работать с информацией!
Сейчас очень много говорится об умении работать с информацией. О важности навыков работы с информацией. О том, что специалист с этими навыками больше ценится. И о том - как важно уметь работать с информацией для саморазвития.
Работа с информацией - это последовательные этапы (хотя каждый этап может выполняться параллельно с другими). Но главное - это наличие этапов.
В общем виде этапы следующие:
Поиск и сбор: если есть цель, задача, проблема - мы начинаем искать и собирать нужную информации.
Обработка - это следующий этап. Мы систематизируем информацию, т.е. раскладываем ее по рубрикам.
Затем анализируем (преобразовываем информацию в нужный нам вид, получаем выводы, рекомендации).
Далее мы присваиваем ей какое-то обозначение - т.е. кодифицируем.
Использование информации - этот этап заключается в практическом использовании результатов обработки (например - принятие решения).
Хранение информации - на этом этапе мы определяем, в каком виде информации будет храниться, чтобы ее можно было быстро найти при необходимости.
В упрощенном виде я описала все основные этапы.
Остается выяснить - какие методики используются на каждом этапе для эффективной работы с информацией.
Для эффективного обучения и профессиональной деятельности - необходима соответствующая «насыщенная» информационная среда, а также технология работы с информацией, как инструмент достижения запланированного и ожидаемого результата в кратчайшие сроки.
Что же представляет собою технология работы с информацией?
Во-первых, как и всякая технология - технология работы с информацией имеет этапы, которые менять или пропускать нельзя.
Назовем эти этапы:
• Исследования информационного пространства с целью поиска и сбора нужных данных и информации;
• Анализ данных и информации;
• Систематизация данных и информации;
• Кодификация;
• Превращение данных и информации в голове человека в знания и запись этих знаний на каком-либо носителе информации;
• Создание системы управления данными, информацией.
• Оценка знаний.
• Превращение материалов в интеллектуальный продукт, представляющий коммерческую ценность.
• Продажа интеллектуального продукта работодателю или на свободном рынке.
Во-вторых, на каждом этапе необходимо знать приемы, техники, методики - "как делать". Большинство студентов не знают или знают плохо,
• как, например, проводить исследования информационного пространства с целью поиска и сбора нужной информации. Обычно на этот вопрос студенты предлагают источники получения информации (книги, Интернет и т.п.), но никак не техники (методы) сбора информации. Это все равно, что знать отдельные адреса, где взять запчасти для вашего автомобиля, но не знать, как купить эти запчасти.
• или, как анализировать. Очень мало студентов знают основные виды (типы) анализа.
• как систематизировать, кодифицировать, оценивать, запоминать, писать, читать, управлять знаниями и т.д. и т.п..
Здесь необходимо сказать о том, что психически нормальный человек с возрастом и опытом создает свои технологии работы с информацией. И в этом нет ничего плохого, считается, что так и должно быть, потому что у разных людей разные каналы восприятия, организации и обработки информации. Плохо другое, а именно: незнание и непонимание многими людьми того, что при работе с информацией есть этапы, которые менять или пропускать нельзя, а также техники, приемы, методики… - что и как делать на каждом этапе! Плохо то, что каждый создает свою технологию, что равносильно изобретению в наше время велосипеда.
Попробуйте прочитать приводимый ниже отрывок
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.
Ну что, справились с заданием? Уверена, без особых проблем. Но в данном случае это не только размещённый в Интернете тест на узнавание текста, но и серьёзный научный вывод, который нельзя проигнорировать:
По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.
Мы живет в информационную эпоху. Мы тесно связаны с информацией, погружены в нее. Мы работаем с ней, мы ее обрабатываем, мы ее собираем и храним. Информация сейчас значит все. Но как же работать эффективно с той массой новых сведений, которые ежедневно падают на нас? От того, насколько вы научитесь справляться с этой задачей, будет зависеть ваш успех. Иначе вы сами себя поймаете в самый большой капкан на пути успеха.
Вот несколько несложных правил, как работать эффективно с той информацией, что у каждого накапливается на компьютере.
Первое. Проведите ревизию имеющихся у вас на компьютере аудио-файлов. И составьте их каталог. Естественно в него включите только полезные для вас файлы.
Второе. Отбирайте для работы и прорабатывайте только ту информацию, которая находится в ключе вашей темы.
Третье. Переходите к следующему тематическому блоку только тогда, когда вы полностью обработаете данный. Смогу вас заверить, очень часто вы с удивлением увидите, что часть информации, которая раньше казалась откровением, просто пуста и бесполезна для вас. Часть содержит только маленькие крупицы полезности. И только избранные единицы дают вам много-много полезного.
Четвертое. Обязательно критично оцените - нужно ли оставлять данную информацию у себя на компьютере. Конечно, все увеличивающиеся размеры жестких дисков позволяют накапливать ее Гигабайтами. Но нужно ли вам такое ее количество? Здесь хорошо сравнение с домашним шкафом и принципами Фен-Шуй. Суть в следующем: Если в течение года ты не одел какую-то одежду, то смело можешь ее выбрасывать. Дальше ты уже ею не воспользуешься!
Всегда эффективно организовывайте свое пространство и эффективно обрабатывайте свои залежи на компьютере. Не захламляйте свои электронные шкафы! Храните в них только то, что вам нравится, полезно, нужно и что помогает двигаться вперед и расти.
Умение организовывать себя и свои мысли позволяет быстрее достигать успеха. Ибо Закон Подобия говорит: Что внутри, то и снаружи. По какой дороге вам будет более приятно и быстро идти - через мусорные кучи, о которые неуклонно спотыкаешься, или по чистой прямой дороге?!
Удачи вам в ваших начинаниях!