Статья по теме Ненецкая культура

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕНЕЦКИЕ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ


  1. Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения.

Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: «Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой», - не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические, эстетические и этические правила поведения.

С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом - пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи».

А свистеть и петь подавно нельзя за столом - достатка не будет. Примета гласит: «Все пропоешь, все просвистишь».

Бывают моменты, когда чум ломится от гостей. Мамы стараются накормить детей и отправляют их на улицу играть. Вдруг в это время сытый ребенок становится напротив сидящих за столом гостей и начинает буквально пожирать их глазами. С грустью замечали, что его ожидает либо сиротство, либо большая нужда родителей.

Часто в тундре гости торопятся, а стол еще не убран. В этом случае ничего не остается, кроме одного, чтоб предотвратить плохую примету. Хозяйка должна взяться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи. Только после этого они имеют право выйти из-за стола. Хорошо воспитанный ненец сам должен попросить об этом хозяев, извиняясь за спешку.

Некоторые гости очень любят угождать: убирают со стола, моют и вытирают посуду. Очень мягко, без упрека, хозяйка не должна позволить им этого, иначе помощь гостьи обернется для нее неудачей. Говорят, стол обеднеет, все удачи в добыче перейдут гостье.

А о тех людях, которые постоянно жалуются на нехватку пищи и прибедняются, говорят: «Нужда их ждет в ином мире, никто и никогда не будет приходить на могилу этого человека. Невольно он будет забыт навечно».

Приметы, используемые в воспитании детей, имели не только предупреждающий характер, но также прививали детям самоуважение.

В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником. Старики с улыбкой говорят: «Звери и птицы издали услышат скрип кастрюль и сковородок, с которых ты скреб остатки пищи. И звон посуды, которую мыл, им не по нраву".

Также будущий рыбак не должен есть хвостовую часть рыбы, иначе будет неудачником и всегда последним ставить сети на использованные рыбные места.

Будущий хозяин не должен проходить под веревкой, иначе он будет бесхарактерным нюней, вечно сонным и вялым. А также он должен содержать нож в идеальной чистоте, иначе будущая жена будет неопрятной.

И девочкам родители делали замечания, если видели после разделки рыбы и мяса грязный инструмент. «Не забывай вытирать нож. Когда ты станешь мамой - будешь неряхой, а детки твои не будут вылезать из грязи и вони», - так строго предупреждали, прививая им правила жизни.

Как только у девочек наступают «критические дни», для них начинает существовать ряд ограничений, вроде таких, что нельзя ходить вокруг чума, наступать на вещи и предметы быта, но особенно надо быть внимательной к мужским вещам.

Есть и правила-приметы, связанные с шитьем:

- нельзя шить одежду на себе;

- если девочка без причины прокалывает и втыкает несколько раз иголкой на себе одежду - это к покойнику;

- грех накладывать шов на другой, старый шов, - ослепнешь в будущем;

- нельзя забывать в конце шва делать узелок, иначе жизнь не будет иметь смысла;

- если с пальца соскакивает наперсток, то у будущего мужа будет вторая жена или первый брак хозяйки наперстка разрушит соперница.

Частенько некоторые девочки, ожидая, пока мать проверяет качество работы, то ли от волнения, то ли еще по какой причине, начинают ковырять во рту концом ножа. Но это не ускользает от взгляда вроде бы занятой мамы. «Убери изо рта нож, став взрослой, будешь объектом для сплетен и всю жизнь будешь чувствовать себя, как на остром конце ножа», - строго скажет мать, возможно, желая, чтоб дочь не поранилась и не привила бы себе дурную привычку.

С малых лет внушают девочкам об ответственности их роли создательницы нового очага, новой жизни. В течение нескольких столетий благодаря им, прекрасной половине человечества, ненецкий народ создавал, соблюдал и сохранял свои добрые традиции.

Татьяна Лар, //Красный Север.-1999.-11 марта (№28).-С.20.


  1. У ненцев существует почтительное отношение к пище и множество примет, связанных с ней. Вот некоторые правила обращения с ней.

- Нельзя смеяться над едой.

- Нельзя доедать еду за старыми людьми, будешь болеть.

- Если упал кусок. Надо бросить его около очага или печки. Это означает, что ушедшие в Нижний мир хотят есть.

Харючи Г.П., // Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса/ Под ред. Н. В. Лукиной.- Томск.: Изд-во Томского университета,

2001. - С.64


  1. Приметы, связанные с бережным отношением к природе, с запретами жизни тундры, которые должны выполняться беспрекословно взрослыми и детьми:

- Не мучай зверя, животного, насекомого - тебя могут постигнуть страшные мучения.

- Не кидай камни, комья земли или снега в реку, озеро, водоём - ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь.

- Не тревожь воду, потому что, не миновать беды- может подняться ураганный ветер и разбуженная вода может натворить много бед.

- Не стреляй из лука, не имея мишени - твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.

- Не учись сквернословить - плохие слова на твоём языке оставляют запахи зловония.

- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности, боль земли - это боль сердца твоего.

Хэно В. // Северный луч. - 1999.- 5 ноября (№45).-С.18


  1. Приметы-наказы предков о бережном и осторожном отношении к собственным словам:

- Собственный язык может тебя возвысить, спасти в несчастье, сделать виноватым или оправдать.

- Доброе слово летит как сокол, лживое слово плетётся мышиными шагами.

- Доброе слово лечит душу, злое слово её тяжело ранит.

- Злые языки рождают слова, похожие на нож с двумя лезвиями.

Приметы-наказы предков об отношении к жизни, людям, к животным:

- Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он- смысл твоей жизни.

- Не смейся над чужой бедой: она на тебя обернётся.

- В какую бы беду ни попал - голову не вешай, ум не теряй.

- Если ты соблюдал традиции народа и наказы предков, то старость не страшна: ты будешь жить в достатке, и у тебя будет много друзей.

Мухачёв А. //Ямальский меридиан. - 2002.- №11.- С.34-35


  1. Если в дом придёт чужая блудная собака - к добру, к счастью.

Если в доме злые собаки - и люди там неуживчивые.

Не берите собаку бесплатно - она на новом месте не приживётся.

Если собака, стоя на ногах, качается - хозяину предстоит дорога.

Нельзя собаку вечером звать по кличке - воры придут.

Нельзя переступать через собаку - растопчешь своё счастье.

Собака воет, подняв голову кверху - будет пожар, неурожай, несчастье.

У старых удачливых охотников на медведя бытовало поверье: «Сороковой -роковой». Поэтому многие старались не ходить на сорокового.

У охотника нельзя спрашивать, куда он идёт, нельзя желать удачи. Лучше сказать: «Ни пуха ни пера», а рыбаку: «Ни хвоста, ни чешуи».

Если вышел за порог, да вернулся, забыв что-то, удачи в пути не будет.

Чёрный кот перешёл дорогу - быть беде.

Женщина с пустым ведром на пути - тоже к беде.

Во сне пожар увидеть - к ссоре, к скандалу.

Увидишь во сне яйца - в дом гости явятся.

Много ягод на рябине - к тёплой зиме.

Облака начали долгие кочевья - перед ненастной погодой.


  1. СЛОВАРЬ НЕНЕЦКИХ СЛОВ:

Аргиш - обоз оленьих упряжек

Аркан - приспособление для ловли животных

Вертлужок - приспособление из дерева или кости для крепежа нарт

Кисы - меховые сапоги из оленьих шкур

Макодан - отверстие вверху чума, через которое выходит дым

Малица - верхняя одежда из шкур с капюшоном и рукавицами

Нюк - меховое покрытие чума

Паница - верхняя женская одежда из меха молодого оленя, украшенная меховым узором, с воротником из меха песца или зайца

Пимы - меховые сапоги

Скребок - инструмент для выделки шкур

Хорей - шест, которым погоняют оленей при езде

Чум - жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами или берестой


© 2010-2022