• Преподавателю
  • Другое
  • Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»

Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Методический семинар»

«Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»

Перед школой поставлены задачи подготовки выпускников, способных реализовать себя в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно находить источники необходимых знаний, применять их в жизни; творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно развивать нравственность, интеллект, культурный уровень.

Сегодня передо мной, как и перед каждым учителем начальной школы стоит проблема: как обеспечить реализацию новых стандартов образования, как сделать процесс подготовки младшего школьника максимально продуктивным и психологически комфортным? На развитие каких личностных качеств необходимо сделать акцент, какими механизмами воспользоваться?

Младший школьный возраст является сензитивным для формирования коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность предполагает овладение видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками общения в жизненно важных ситуациях. То есть объектом пристального внимания становится устная и письменная речь ученика, слушание, говорение. Понимание этого определило и выбор моей методической темы.

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

  1. эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);

  2. когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

  3. поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию личности и формированию коммуникативной компетентности. Это умения:

  1. межличностной коммуникации;

  2. межличностного взаимодействия;

  3. межличностного восприятия.

В своей многолетней работе я апробировала некоторые технологии и их сочетание. Использую технологию уровневой дифференциации (работу с пословицами и поговорками, здоровьесберегающий творческий подход в обучении), а так же игровые технологии, технологии проблемного обучения.

Я предположила, что процесс формирования коммуникативной компетенции у младших школьников будет протекать более эффективно, если в учебном процессе реализуется следующее:

  • содержание образования обогащено ситуациями социального взаимодействия;

  • используются элементы проектной технологии;

  • систематически отслеживается уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся.

Опыт подсказывает, что одной из технологий, наиболее полно и результативно используемых для формирования коммуникативной компетенции, является проектная технология, которая реализуется с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» младшими школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся. Данная технология предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания помогают формировать коммуникативную компетентность учащихся. Мои ученики с удовольствием общаются, работают в парах, группах; участвуют в ролевых диалогах (в инсценированнии отрывков). Большое внимание уделяю созданию учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, творческих заданий.

Проектируя занятия, учитываю, что эта технология всегда строится на самостоятельной деятельности учащихся - индивидуальной или групповой, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути.

Применение данной технологии обеспечивает достижение предметных, личностных, метапредметных планируемых результатов.

Разнообразная тематика проектов способствует расширению кругозора учащихся, развитию устной и письменной речи. С 2013 по 2015г.г. моими учениками были реализованы следующие проекты: «Я и моя семья», «Моя родословная», «Компьютер друг или враг», «Мои домашние питомцы», «Моя малая родина» и др.

Мои ученики выступают на школьных, городских конференциях, представляя защиту своей работы.

Использование проектной деятельности может значительно повысить коммуникативную компетентность обучающихся. Эффективными педагогическими средствами развития коммуникативной комптентности в проектной деятельности являются: вопросы, направляющие проект; организация сотрудничества и общения учащихся при самостоятельном поиске ответов на проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности; вовлечение обучающихся в рефлексивно-оценочную деятельность; использование различных технологических приемов (использование самопрезентации, интерактивных методов, заданий на сотрудничество и др.).

Я твердо уверена, что сформированность коммуникативной компетенции вооружает личность, поможет ребенку быть успешным в социальной сфере, реализовать себя в любой деятельности в течение всей жизни. Умение мыслить продуктивно, творчески, нестандартно, готовность донести свою точку зрения проблемы до партнера, оппонента - это и есть умелое владение коммуникативными навыками.

Одним из основополагающих компонентов развития коммуникативных умений учащихся является формирование потребности в самовыражении. Участие моих учеников в различных конкурсах - необходимое условие для развития их творческих способностей и самореализации. Считаю необходимым мотивировать учащихся на участие в таком виде творческой деятельности. Всегда учитываю ресурсы личности, а также максимальные возможности развития каждого ученика. Стараюсь раскрыть эти возможности, создать ситуацию успеха, чтобы ученик почувствовал свою значимость и необходимость. Результат - призовые места моих учеников в конкурсах и мероприятиях разных уровней. Результативность работы можно подтвердить высокой активностью моих учеников в олимпиадах, творческих конкурсах, хорошими показателями качества обучения и социализированости.



Показатель

Результат

(участники/призёры)

2 класс

3 класс

4 класс

Научно-практические конференции

2/2

3/2

4

Качество обучения

77%

80%

81%

Олимпиады

7/5

8/7

10

Проектная деятельность

3/2

4/3

4

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся посредствам проектной деятельности в начальной школе оптимальна. Исходя их этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников.

Более того, предложенные методы и приёмы проектной технологии в работе позволяют решить главную задачу начальной школы - поддерживать, развивать интерес школьников к учению, сделать этот процесс необратимым на протяжении всей жизни человека.

Проблема, освещенная в данном опыте, является актуальной для современности. У детей постепенно вырабатывается объективная самооценка, происходят значительные изменения в развитии познавательных интересов, формируется логическое мышление и, в конечном итоге, развитие коммуникативных способностей решает проблему адаптации в обществе.













Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»



Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»











Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»



Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»













Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»





Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»











Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»





Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»













Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»





Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»











Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»





Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»











Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»





Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»











Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»





Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»











Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»





Методический семинар «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами проектной деятельности (технологии)»









© 2010-2022