• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на педсовете с докладом по теме «Организация взаимодействия учителя и обучающихся на уроках английского языка в 11классе»

Выступление на педсовете с докладом по теме «Организация взаимодействия учителя и обучающихся на уроках английского языка в 11классе»

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд1

Тема моего выступления: «Организация взаимодействия учителя и обучающихся на уроках английского языка в 11классе».

Эффективность любого урока во многом зависит от умения учителя организовать совместное педагогическое общение с обучающимися.

Важной функцией такого общения на уроке является установление речевого взаимодействия, взаимодействия обучающихся между собой, между учителем, т.е организацию совместных согласованных действий. Когда мы говорим об организации совместных согласованных действий необходимо учитывать психологические особенности личности ученика.

Слайд2

Поэтому при организации такого вида учебного взаимодействия на уроках иностранного языка учитель сталкивается со многими задачами.

Задачи:

  • создавать условия для активной совместной деятельности обучающихся;

  • создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотрудничества в общении;

  • пробуждать интерес обучающихся в процессе занятий к изучаемой теме;

  • учитывать психологические характеристики совместной учебной деятельности обучающихся и особенности их психики;

  • учитывать уровень обученности владения языком.

Слайд 3

Для того, чтобы решить эти задачи мною применяются следующие методы:

  • Коммуникативный метод - информационный разрыв (information gap), перекодирование информации, интервью (парное, групповое) и другие;

  • Игровая методика - ролевые игры (role play), построенные на аутентичных ситуациях;

  • Проблемная методика - мозговая атака (brainstorming), дискуссии, дебатов, дискуссионные игры.

  • Обучение в сотрудничестве (team learning)

В рамках моего исследования я выделила в качестве ведущих направлений активизации речевого взаимодействия учащихся старших классов обучение в сотрудничестве. Обучение в команде представляется наиболее интересным. Учитель дает одно задание на всю группу, но при его выполнении происходит распределение ролей между членами группы;

  • оценивается работа не одного ученика, а всей группы;

  • учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.

Еще один вариант обучения в сотрудничестве - «учимся вместе» (learning together) ам.методика. Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, являющееся частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Например, весь класс работает над той же темой «Телевидение». Все вместе вырабатывают вид телепрограмм. Затем каждой группе дается задание подготовить свою часть: какие программы существуют для детей; для подростков; подготовить преимущества и недостатки телеканалов и т.д. В результате совместной работы отдельных групп и всей группы в целом достигается усвоение материала в полном объеме. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Надо иметь в виду, что вся необходимая лексика по теме должна быть усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках. Поэтому данный урок отводится чисто речевой практике, коммуникативной деятельности. Это социальное общение, поскольку в процессе его ученики поочередно выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика и т.д.

б) Творческие проекты предполагают договоренность о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинений, видеофильме, драматизации и т.д.)

Слайд 4

Как было сказано выше, учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой сеть взаимодействий по следующим четырем линиям. Давайте рассмотрим виды взаимодействия и сотрудничества учителя и ученика на уроках иностранного языка в 11 классе:

1)"ученик-ученик";

2)"общегрупповое взаимодействие учеников в классе";

3)"учитель-ученик";

4)"учитель - учительский коллектив".

Слайд 5

А какие же формы учебного сотрудничества применяются в учебном процессе?

Формы учебного сотрудничества:

Организация взаимодействия включает шесть форм учебного сотрудничества, меняющихся в процессе становления новой деятельности учащихся:

первая фаза - "приобщение" к деятельности:

1) разделенные между учителем и учащимися действия,

2) имитируемые действия учащихся,

3) подражательные действия учащихся;

вторая фаза - "согласование деятельности" учащихся с учителем:

4) саморегулируемые действия учащихся,

5) самоорганизуемые действия учащихся,

6) самопобуждаемые действия учащихся;

Когда мы говорим об обучении в сотрудничестве нужно выделить и типы организации взаимодействия и сотрудничества учителя и ученика на уроках.

Слайд 6

Типы организации взаимодействия:

  • jigsaw в форме jigsaw-reading и jigsaw-speaking- процесс деятельности разделен на части, и каждый ученик, находясь в группе, выполняет индивидуально часть общегруппового процесса одновременно со всеми или по очереди;

  • ситуации, при которых моделируются статусные отношения членов групповой деятельности (сценки- диалоги, разыгрываемые учениками, должны носить реальный, жизненный характер. )

  • «коллективное решение вербальных задач» по теме (Взаимодействия в этом типе организации сотрудничества направлены на распределение функций в соответствии со склонностями и способностями учеников и организацию эффективного хода решения. Типичным примером такого типа взаимодействия является использование мозговой атаки.

  • развернутая дискуссия учеников по общему для коллектива предмету (Этот тип предполагает создание ситуаций решения собственно коммуникативно-познавательных задач можно отнести широкий спектр моделирования ситуаций в рамках симуляции (simulation), дебатов, диспутов и конференций, различных интервью. При подготовке таких ситуаций учитель определяет темы, формирует задания для самостоятельной подготовки учениками материалов будущих дискуссий, является ее организатором. Участники же дискуссии (то есть учащиеся) должны не только уметь сформулировать свою точку зрения и ее обосновать, но прежде всего должны уметь слушать и понимать суждения партнеров, видеть сходства и различия мнений, должны уметь формулировать вопросы для уяснения содержания высказываний. При организации дискуссии учитель следит не только за правильностью речи выступающих, ее лексическим и грамматическим богатством, но и за правильностью понимания содержания выступающих другими участниками дискуссии. Он дает возможность учащимся высказывать самые разнообразные точки зрения, обращая внимание на противоречивые и альтернативные высказывания по поводу одного общего предмета. Учитель также обобщает и демонстрирует общие результаты дискуссии. Темы обсуждения должны соответствовать жизненным и познавательным интересам учеников, как, впрочем, и все содержание обучения иностранному языку.

Слайд7

Роли учителя при организации взаимодействия

1. При организации взаимодействия учитель вступает в качестве Организатора: «организовывать взаимодействие учащихся и их деятельность (коммуникативную, познавательную, творческую) во взаимодействии», принимая во внимание способности и возможности обучающихся с целью адекватной организации их деятельности;

  • организует мысль учащихся для проблемы обсуждения в виде вопроса, утверждения или тезисы, точки зрения по проблеме ,раскрывая её содержание.

Учитель даёт своеобразные ориентиры деятельности учеников: прочитайте, прослушайте, сделайте вывод.

  • Организатор дифференцирует процесс обучения, т.е. распределяет задания соответственно способностям и возможностям каждого учащегося.

Например, при обучении в команде (технология обучения в сотрудничестве) слабому учащемуся дается менее сложное или меньшее по объему задание, но он должен выполнить это задание как можно лучше, потому что в этом случае он сможет заработать для команды больше очков (баллов).

  • А также учитель-организатор создает обстановку сотрудничества, доброжелательности, соревнования, т.к. это способствует реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

2. На этапах формирования и совершенствования навыков иноязычного общения учитель выступает в качестве помощника: помогает учащимся в процессе устно-речевого взаимодействия т.е «передавать учащимся способы работы, а не конкретные знания, т.е. не преподавать, а учить»; определять цель урока и пути его достижения так, чтобы «она соответствовала реальным целям общения»

3. На заключительном этапе развития речевых умений учитель выступает в качестве наблюдателя: контролирует уровень сформированности навыков говорения как в диалогической так и монологической форме;

Слайд 7

Для того, чтобы внедрить эти методы и создать речевое взаимодействие необходима иная роль учителя: «в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания». Психологи настаивают на тезисе: "Пусть они (учащиеся) говорят то, что им хочется сказать". Исходя из всего этого, следует отметить, что организация взаимодействия учителя и обучающихся требует от учителя колоссальной работы.

Слайд8

Вывод:

  • Пробуждать в обучающихся интерес к изучаемой теме, опираясь на реальные познавательные интересы и желания учеников;

  • Учитывать психологический аспект учебного взаимодействия на уроке;

  • Создавать ситуации открытости и условия для осваивания языка как средство общения;

  • Передавать способы работы, а не давать готовые ответы;

  • Уметь общаться, быть хорошим речевым партнером; Успешное выполнение всех этих функций при реализации речевого взаимодействия требует от учителя не только личностных качеств, но и высокого уровня его профессиональной квалификации

  • Владеть высоким уровнем профессиональной квалификации;

Слайд9

Спасибо за внимание.

5


© 2010-2022