- Преподавателю
- Другое
- Конспект открытого занятия по стихосложение на тему Рифма
Конспект открытого занятия по стихосложение на тему Рифма
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бронникова Д.А. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект открытого занятия по дисциплине «Сценическая речь»
Дата проведения: 23.10.2015 г.
Ф.И.О. педагога: Бронникова Д.А.
Курс: 2
Количество студентов:21
Тема занятия: «Стихосложение. Вспомогательный ритмообразующий элемент - рифма»
Цель: Проверить уровень усвоения изученного материала
Задачи:
-
Активизировать имеющиеся знания о стихосложении;
-
Организовать деятельность по определению типа рифм;
-
Организовать творческую деятельность по созданию рифм и стихов;
-
Развивать потребность в реализации собственного творческого начала;
-
Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля;
-
Воспитывать навыки коллективной работы, чувство партнерства.
Приемы:
Беседа, объяснение нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.
Образовательная технология: личностно - ориентированная.
Оборудование:
-
мультимедийный проектор;
-
ноутбук;
-
презентация к уроку;
-
раздаточный материал «Материалы к практическому занятию «Рифмы для составления буриме» (приложение 1);
-
раздаточный материал «Материалы к практическому занятию «Стихи из антологии русской поэзии» (приложение 2);
-
Глоссарий (приложение 3);
План занятия:
-
Организационный момент
-
Изучение нового материала
-
Закрепление материала
-
Физкультминутка
-
Закрепление материала
-
Подведение итогов урока
Ход урока:
№ п/п
Этап проведения практического занятия
Использование образовательных ресурсов
1.
Рифма.
1.1.
Знакомство с темой занятия.
Демонстрация слайда
1.2.
Постановка цели перед учащимися.
Прочтем вслух 2 катрена из разных стихотворений А.Плещеева:
1)Оставь, душа, сомненья и надежды!
Конец борьбе с мирским всесильным злом.
Я чувствую: сомкнутся скоро вежды,
Близка пора заснуть последним сном!
2) Еще один - испытанный боец,
Чей лозунг был: отчизна и свобода,
Еще один защитник прав народа
Себе нашел безвременный конец!
Мы слышим, что ритмический строй их различен, несмотря на то, что стихи сходны по теме, оба четверостишия написаны пятистопным ямбом, в обоих сочетаются мужские и женские клаузулы. Что создает это различие? В первом примере созвучны 1и 3 строки, 2 и 4, а во втором -1 и 4, 2 и 3. В данном случае именно это создает ритмическое отличие - различное положение рифм
Сегодня мы попытаемся разобраться в их многообразии.
1.3.2
Понятие «рифма»
-Какие виды рифм вы знаете из курса литературы? (смежная, перекрестная, кольцевая).
Демонстрация слайдов
2.
Классификация Рифм
Демонстрация слайдов
2.1
По положению в строфе
2.2.
По характеру звучания
2.3
По положению в стихе
2.4
По слоговому объему
2.5
По кратности повторов
3.
Практическое задание:
-придумать рифмы к следующим словам;
-коллективная проверка - знакомство с сайтом Рифмовед.ру
rifmoved.ru/generator-rifm.htm
4.
Найдите рифмы в стихах, определите их виды (стихи на индивидуальных карточках). Выборочный опрос.
Раздаточный материал
5.
Физкультминутка.
Прежде, чем приступить к чтению получившихся стихотворений, мы с вами отдохнем и выполним дыхательные упражнения, ведь от правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса и его тональных оттенков. Дыхательная гимнастика.
6.
Упражнение «Буриме». Выразительное чтение получившихся стихов.
Раздаточный материал
7.
Итог занятия.
- Работая над стихами, вглядывайтесь пристальнее в найденные автором рифмы. Они не бывают случайны. «Проявляйте» рифму - удерживайте паузу после строки, чтобы явственнее чувствовалось определенная рифменная цепь или ее отсутствие. Сочетание рифм - это прием, зная и умея расшифровывать который, вы сможете глубже понять и почувствовать эмоциональную насыщенность стихотворения, а научившись пользоваться им, сумеете передать свое чувство зрителю.
Обращайте внимание на аллитерации и ассонансы, на повторение слов. Выявление звукописи стихотворного произведения поможет прорисовать словом образы, сгустить атмосферу, повысит эмоциональный накал его.
-Спасибо за внимание и активную работу. До новых встреч.
Приложение 1
Материалы к практическому занятию
«Рифмы для составления буриме»
Придумайте собственные буриме на рифмы:
роса - небеса; пес - принес; краски-сказки; ветерки-мотыльки; у реки - глубоки; в лесу - принесу, колдуны - не страшны, холодна - у окна; парить - говорить; пастись - запастись; вернуть - завернуть.
Придумайте собственные буриме на рифмы:
Слог - слёг; завяленный - заваленный; оброк - обрёк; мыло - мило; блуза - блюза; томный - тёмный; забыть - забить; ложа - лёжа; метр - мэтр; грозы - грёзы; минёр - минор; потомки - потёмки; простыл - простил; томен - тёмен; слыть - слить; выселится - виселица; клон - клён.
Придумайте собственные буриме на рифмы:
Раб - араб; буду - позабуду; чары - янычары; дядья - бадья; ведь - медведь; клоп - циклоп; живая - призывая; мир - кумир; взор - позор; волен - доволен; друг - вдруг; награда - виноград; порога - дорога; тятя - дитятя.
Приложение 2
Материалы к практическому занятию
«Поэтическая антология по истории русского стиха»
-
Благословен господь мой бог,
Мою десницу укрепивый
И персты в брани научивый
Сотреть врагов взнесенный рог.
-
Если б милые девицы
Так могли летать, как птицы,
И садились на сучках,
Я желал бы быть сучком,
Чтобы тысячам девочкам
На моих сидеть ветвях.
-
Туман не редеет
Молочною мглою закутана даль,
И на сердце веет
Печаль.
-
Воздух живительный, воздух смолистый
Я узнаю.
Свет не слепит, упоительный, чистый,
Словно в раю.
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристО и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
-
Солнца контур старинный,
Золотой, огневой,
Апельсинный и винный
Над червонной рекой.
-
Легкий лист, на липе млея,
Лунный луч в себя вобрал -
Спит зеленая аллея,
Лишь вверху поет хорал.
-
Смело, друзья! Не теряйте
Бодрость в неравном бою,
Родину-мать защищайте,
Честь и свободу свою!
-
Вперед! Без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!
-
Как мошки зарею,
Крылатые звуки толпятся;
С любимой мечтою
Не хочется сердцу расстаться.
-
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
-
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.