• Преподавателю
  • Другое
  • Воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников как одна из целей здоровьесберегающих педагогических технологий

Воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников как одна из целей здоровьесберегающих педагогических технологий

Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников, позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарн...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №50












Воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников как одна из целей здоровьесберегающих педагогических технологий.









Воспитатель: Лебедева Жанна Михайловна

Г.Североморск. Мурманская обл.

Актуальность сохранения и укрепления здоровья дошкольников - проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ.

Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни - одна из основных задач образования». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам образовательного учреждения. В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте.

Здоровье - показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате воспитания. Поэтому основной причиной всеобщего нездоровья при всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических, генетических и пр.) являются изъяны в системе воспитания детей в семье и ДОУ.

Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников, позволяющих самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

На первом этапе был проведён анализ программ по оздоровлению дошкольников, имеющегося программно-методического обеспечения, анализ материально-технической базы, предметно-развивающей среды группы.

На втором организационном этапе было определено содержание работы с дошкольниками, родителями и педагогами, для каждой возрастной группы поставлены цели и задачи, составлены планы работы с детьми, родителями и педагогами; также начато обогащение предметно-развивающей среды в группе; продолжено пополнение тематического методического, наглядного, дидактического материала, предназначенного для использования в воспитательно-образовательной работе с детьми в группе. Результатами работы этого этапа стало: создание поэтапного планирования формирования валеологической культуры дошкольников с 3 до 7 лет.

Приведу пример.

Свою работу я начала с детьми 3-4 лет (2 младшая группа). В начале своей работы была проведена диагностика культурно-гигиенических навыков детей. На основе диагностики разработан перспективный план работы с малышами.

С октября месяца мы с моими подопечными изучали тело человека, используя ориентировку на себе. «Дорисуй человечка» (дорисовать недостающие части тела). Собери человечка из счетных палочек, геометрических фигур, природного материала, веревочек. «Нос, нос, нос» (покажи, что назову). «Где же наши ручки? » (муз. игра).

Затем постепенно, на основе ознакомления детей с различными литературными произведениями детских писателей, бесед о коже человека мы пришли к пониманию, что чистота - залог здоровья, что необходимо выполнять культурно-гигиенические навыки, содержать тело и одежду в чистоте.

Следующим шагом было знакомство детей с необходимостью одежды для человека.

Затем повторение названия и закрепление назначение следующих органов человека: нос, рот, уши, глаза.

В марте месяце для изучения с детьми я взяла тему «Здоровые зубы- здоровью любы».

Проводилось закрепление правил ухода за зубами. Познакомились с правилами: полоскать рот, чистить зубы, показывать их доктору, есть больше овощей и фруктов.

Использовалась сюжетно-ролевая игра «Врач». Проводились практические упражнения на формирование и закрепление навыка полоскания рта после еды. Познакомились с зубной щеткой и пастой. Объяснила, что дети чистят зубы щетками и зубной пастой только для детей.

В апреле закрепляли правила поведения за столом. Познакомила детей с чайной посудой: тарелка, блюдце, чашка, стакан, ложка, сахарница, молочник.

Закрепили с малышами навыки сервировки стола для завтрака.

В мае, на заключительных занятиях мы ещё раз вспомнили для чего необходимо соблюдать чистоту, и в чём заключается соблюдение культурно-гигиенических навыков.

На каждом этапе, начиная со второй младшей группы, работа по формированию валеологической культуры осуществлялась по четырем направлениям:

Работа с детьми: воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Работа с родителями: создание единого воспитательно-образовательного пространства «детский сад+семья» по воспитанию валеологической культуры дошкольника.

Работа с воспитателями: повышение профессионального мастерства в вопросах воспитания валеологической культуры дошкольника; содействие становлению их собственной культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья.

Работа над развитием предметно-развивающей среды: создание оптимальных условий для двигательной активности и мероприятий по закаливанию, наполнение среды нетрадиционным оборудованием, стимулирующим познавательную, творческую, двигательную активность детей.

На каждом этапе формирования валеологической культуры дошкольника деятельность педагога предусматривала:

- в начале учебного года (сентябрь) - диагностику - обязательную (диагностику здоровья, валеологических знаний), дополнительную (в зависимости от цели и задач определенного этапа, например проведение социального и биологического анамнеза предусматривается только во второй младшей группе);

- на протяжении учебного года (октябрь-май) - реализацию комплекса обязательных оздоровительных, воспитательных и образовательных мероприятий, и дополнительных, предусмотренных целями и задачами определенного этапа формирования валеологической культуры дошкольника. Обязательными для осуществления являются: план оздоровительной работы в группе, индивидуальный план по оздоравливанию для каждого ребенка, план работы с педагогами, план работы по воспитанию валеологической культуры, план работы по какому-либо отдельному направлению валеологического воспитания (например, План работы по обучению детей ОБЖ). Например, цель работы педагога на первом этапе (во второй младшей группе) - формирование валеологической культуры с помощью двигательной активности и воспитания гигиенических навыков, это предусматривает реализацию комплекса мероприятий по «Скоординированному плану работы специалистов ДОУ по реализации двигательной активности младших дошкольников»; цель работы педагога на втором этапе (в средней группе) - формирование валеологической культуры через обучение основам безопасности жизнедеятельности и формирование навыков здорового образа жизни - предполагает реализацию дополнительных мероприятий со средними дошкольниками согласно «Скоординированному плану работы специалистов по обучению детей ПДД и ОБЖ».

- в конце учебного года (май) - итоговую диагностику, отчёт по результатам работы на итоговом педагогическом совете.

При работе использовались следующие принципы:

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип региональной специфики - предполагает обучение дошкольников с учетом климатогеографических условий

Принцип вариативности - предполагает использование различных оздоровительных технологий в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды группы

Принцип развивающего характера образования - направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности ребенка и происходит в зоне ближайшего его развития

Принцип индивидуализации - предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальный подход к дошкольнику и индивидуальная форма его обучения играют в образовательном процессе главную роль

Принцип доступности - предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методик, используемых в работе

Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Эффективность системы по формированию валеологической культуры дошкольников в ДОУ подтверждается следующей результативностью:

Дети овладели прочными валеологическими знаниями

Повысилась валеологическая компетентность ребенка: готовность самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения. Дошкольники умеют оказать элементарную медицинскую, психолоическую самопомощь и помощь.

Произошло обогащение знаний об ОБЖ, ПДД.

Дошкольники проявляют любознательность, интерес к результату усилий, удовлетворенность от достигнутого, стремятся быть успешными, умеют адекватно оценить свои умения.

Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности; умеют самостоятельно ставить задачи и строить логические выводы, умозаключения, что еще раз подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

Сравнительный анализ заболеваемости в группе за 3 года показывает положительную динамику на снижение количества случаев

Произошла перемена группы здоровья: количество детей с третьей группой здоровья уменьшилось на 3 ребенка, по сравнению с началом занятий.

Апробированная диагностика Деркунской В.А. по формированию валеологической культуры дошкольников способствовала выявлению неравномерности в знаниевом уровне дошкольников, что позволило определить причины отставания или опережения в усвоении валеологических знаний детей и определить дальнейшие перспективы работы.

Были разработаны:

- модели: модель здоровьесберегающих методик и модель двигательной активности дошкольников в группе

- здоровьесберегающая предметно-развивающая среда

Приобщение родителей к выполнению заданий, способствовало сплочению педагогов и родителей по решению проблемы сохранения здоровья детей. Анкетный опрос родителей показал, что 87 % родителей удовлетворены работой ДОУ. Количество семей, игнорирующих советы и рекомендации воспитателя сократилось с 12% до 2 %, что свидетельствует о высоком уровне доверия к его деятельности и признании его компетентности в вопросах укрепления детского здоровья.

Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что предположение об эффективном формировании валеологической культуры дошкольника путём использования в работе современных оздоровительных технологий, поэтапного подхода к валеологическому образованию дошкольника, использования нетрадиционных форм и методов подтверждено.

Работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения.

Воспитатель: Лебедева Жанна Михайловна

Список используемой литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

  2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990.

  3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2006.

  4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. // Т.И.Бабава, В.И.Логинова, Н.А.Ноткина. СПб., 2000.

  5. Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду. СПб., Детство-пресс, 2010.

  6. Баранова М. Л., Копытина М.Г. Практический опыт здровьесберегающей деятельности в ДОУ. Москва, 2008.

  7. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М., Мозаика, 2005.

  8. Бочкарев О.И. Система работы по формированию ЗОЖ. Волгоград, 2008

  9. Брязгунов И.П. Научите детей не болеть. М., ВЛАДОС, 2004.

  10. Вавилова Е.Н Укрепляйте здоровье детей. М., Просвещение, 1986.

  11. Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток, 1996.

  12. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2001.





© 2010-2022