• Преподавателю
  • Другое
  • Педагогическая концепция «Развитие познавательной активности и самостоятельности при изучении математики»

Педагогическая концепция «Развитие познавательной активности и самостоятельности при изучении математики»

Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Новохоперская СОШ №2»














Педагогическая концепция

«Развитие познавательной активности и самостоятельности при изучении математики»



Подготовила:

Панова Ирина Викторовна

учитель математики

МОУ «Новохоперская СОШ №2»

















г.Новохоперск, 2015 г.















Содержание:



1. Информация о выборе концепции………………………………........ 1

2. Технология концепции……………………………………………...... 2

3. Результативность концепции………………..……..………………… 8

4. Приложение………………………………………….…………………10

















С древнейших времён человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, каковы границы его возможностей, способен ли он стать хозяином своей судьбы. Современное общество нуждается именно в таких, самостоятельных, творчески мыслящих людях, умеющих делать свободный выбор, нести ответственность за собственные поступки.

Современные системы обучения должны способствовать развитию личности.

Цель системы образования:

воспитание ученика, как личности компетентной, успешной, самостоятельной, творческой, востребованной обществом.

Поэтому каждый учитель должен строить учебный процесс с учётом индивидуальности каждого ребёнка: его потребностей, активности и интеллекта; сотрудничать с учениками и научить их сотрудничать между собой.

Основные цели обучения математике состоят в

  • удовлетворении потребности учащихся в изучении математики и, прежде всего тех, чьи способности и интересы выше среднего;

  • формировании и развитии у них интереса к предмету;

  • побуждении к проявлению творческой активности и самостоятельности мышления в процессе изучения математики;

  • стимулировании воспитания у учащихся целеустремлённости, организованности, познавательной активности.

В связи с этими целями и возникла работа над темой педагогической концепции «Развитие познавательной активности и самостоятельности при изучении математики», которую реализую с помощью личностно-ориентированной технологии обучения. Я ставлю перед собой задачи:

  1. создать комфортные условия для каждого ребёнка, чтобы он чувствовал себя свободно и был готов к самостоятельной, активной деятельности (он должен чувствовать психологическую защищённость);

  2. развивать познавательную активность через творческие и нестандартные задачи;

  3. применять индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;

  4. определение формы дифференциации;

  5. формировать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребёнка.

Современная деятельность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через жизнь», что должно выражаться в смещении акцента в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром, т.е подготовить учеников к испытаниям в мире научно-технического прогресса. Очень важно, чтобы ученики не испытывали страха перед жизнью.

Я могу сказать, что у меня есть свой девиз работы. Этим девизом являются слова Дистервега «Приучи его к тому, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека». Действительно, одним из ведущих качеств личности является самостоятельность, которая выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их собственными силами.

Поэтому на уроках, внеклассных мероприятиях предлагаю ученикам различные направления самостоятельной деятельности, а именно:

  • умение самостоятельно приобретать необходимые ему знания;

  • умение пользоваться учебной и справочной литературой, интернет ресурсами;

  • наличие навыков самообразования.

Реализую я их с помощью проведения:

  • самостоятельных, контрольных, практических работ, тестов, зачетов;

  • проектных работ

  • исследовательских работ

  • рефератов

  • выступлений

  • презентаций

Одной из главных задач своей деятельности я считаю развитие интереса к предмету и поддержание его на протяжении всех лет обучения. Предмет может быть интересен только тогда, когда интересен сам учитель, как личность. Как сказал И. В. Гёте «Учатся у того, кого любят». Увидев в учителе активную, творческую, обладающую чувством юмора личность, понимающую тех, с кем она общается, дети с интересом идут к нему на урок.

Для некоторых людей математика считается скучной наукой и каждый учитель математики задумывается над тем, как разнообразить свою работу, чтобы задания были не такими скучными, т. е. чем бы приукрасить «блюдо», чтобы оно выглядело более аппетитным.

Даже устный счёт можно подать так, чтобы дети увлеклись. Ему я уделяю большое внимание. Цель устного счёта - повышение вычислительной культуры учащихся. Я стараюсь проводить устный счёт на каждом уроке, во всех классах. Не секрет, что чем старше класс, тем хуже дети считают. На устном счёте применяются наглядные и занимательные задания. Например, кому интересно узнать какая рыба без чешуи? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание:

10

-2,7

+7,6

+0,6

-0,3

+1,8

щука - 5,2; сом - 3; карась - 5; налим - 2, 5; окунь - 7,1.

Учащийся должен выбрать рыбу из данного списка, подставить соответствующее ей число в тёмный квадрат и выполнить вычисления, диктуемые блок-схемой. Если в результате получится 10, то, следовательно, ответ найден.

Некоторые учащиеся показывают свою гибкость ума. Начинают вычисления с конца блок-схемы. Умницы! После выполнения задания даю комментарии о рыбе. Вопросы можно подбирать из любого предмета. Вот вам и преемственность.

a=0,24 b=0,4 c=0,49

a


ac<0




b>c



х=a+b

х=a-c

х=c-b

х=a+c

х

да

нет

да

нет

нет

да






Для повышения интереса к предмету я часто создаю проблемные ситуации. Например: при изучении отрицательных чисел на числовой прямой при перестановке предмета вправо, влево учащиеся обнаруживают, что некуда влево идти. Луч закончился.

0 1 2 3 4 5 6 7 8

Суть проблемного метода состоит в умении включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания. Это может быть догадка, сопоставление фактов, простой вывод. Это может быть трудная задача, связанная с обобщением.

Характерные особенности проблемного обучения - это выдвижение проблемы (вопрос, идея, положение), которую нужно решить, объяснить. Далее выдвигается гипотеза (предположение, догадка, ходы решения). Ход проблемного обучения может быть разным.

- Проблемное объяснение учителя (ученики прослеживают ход научного поиска, становятся соавторами научного открытия).

Это участие в процессе познания, когда учитель все время ставит вопросы, выдвигает проблемы, заставляет задуматься, искать свои варианты, развивает мышление и познавательные интересы.

С помощью различных методик Л. М. Фридмана я изучаю склонности учеников, наличие учебно-познавательных интересов и др.

Уровень развития познавательной активности можно проверить с помощью такого, например, задания-игры.

«Конкурс тяжеловесов»

Тема «Решение квадратных уравнений».

1 балл

2 балла

3 балла

  1. (х - 5) (х + 6) = 0

  2. х2 + 6х = 0

  3. 2 + 7х = 0

  4. х2 - 16 =0

  5. х2 + 5х - 6 = 0


  1. - х2 + 4х + 3 = 0

  2. х2 + 4х + 12 = 0

  3. 6х (2х + 1) = 5х +1

  4. 1/3 х2 + х + 1/4 = 0

  5. 2х (х - 8) = х - 18

  1. 2 - 4х = 0

  2. х2 - (1- р)х - 2р =0

  3. х2 - (2р - 2)х + р2 - 2р = 0

По тому какие задания выбрал учащийся можно судить об уровне развития его познавательной активности. Задания на 1 балл соответствуют алгоритмическому уровню (т. к. их выполнение требует только репродуктивных действий). Задания на 2 балла - эвристическому уровню, т. к. для их выполнения требуется привлечение знаний из других разделов математики. Задания на 3 балла - творческому уровню.

Для развития познавательной активности я использую следующие приёмы:

  • создание ситуации, побуждающей ученика задавать вопросы учителю, товарищам, выяснить неясное;

  • побуждение к поиску различных способов решения задачи;

  • создание ситуации свободного выбора задания;

  • создание ситуации самопроверки.

Повышает у учащихся интерес к математике современное техническое средство - компьютер. Использование компьютерных программ в процессе преподавания математики позволяет нагляднее демонстрировать графики, чертежи. Это активизирует учащихся, делает оптимальным сочетание практических и аналитических видов деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями учеников. И хотя компьютер не заменит труд учителя, но он может сделать его более эффективным, интересным и для детей, и для учителя. Если такая деятельность повышает интерес к предмету, подвигает на творчество, повышает желание учиться, то и результаты обучения становятся выше.

Уроки стали более результативными, после обеспечения кабинета компьютером, интерактивной доской и проектором.

С целью повышения интереса к математике, повышения познавательной активности провожу нетрадиционные уроки. Уроки-семинары, зачёты, смотр знаний, а также игровые уроки.

- Что? Где? Когда?

- Счастливый случай.

- Лабиринт.

- Путешествие на математическом поезде и др.

Простая и ёмкая формула нестандартного урока - это творчество учителя плюс творчество учащегося, воплощённое в общем деле, где учитель сотрудничает с детьми и дети друг с другом. При проведении уроков-семинаров, зачётов я беру за основу опыт Р. Т. Хазанкина. Изучая опыт В. Ф. Шаталова, я на основе его опорных сигналов составила свой справочник, он очень помогает учащимся, ведь всё не запомнишь, а особенно, если не часто используешь. Человеческая память не безгранична. Постоянно занимаюсь самообразованием: посещаю курсы (курсы повышения квалификации учителей математики (очно-заочные) ВОИПКиПРО, 2010г.; курсы повышения квалификации «Актуальные проблемы основного общего образования в контексте введения ФГОС» БГПИ, 2012г.; курсы «Деятельность педагогических коллективов школ по реализации ФГОС основной (5-9 классы) школы» АПКППРО, Москва, 2013г.), семинары, изучаю опыт коллег, которым они делятся на страницах журнала «Математика в школе» - приложении к газете «Первое сентября», в Интернете на педагогических порталах, сайтах, форумах.

У учащихся не только разные способности, но и мышление (отражение действительности), память. Поэтому объяснение материала необходимо вести на основе трех видов мышления:

- словесно-логическое (учитель рассказывает, разъясняет);

- наглядно-образное (учитель показывает, демонстрирует, чертит, изображает);

- практически действенное (решаются задачи, выполняются упражнения, составляются схемы).

Задача учителя - сделать объяснение активным процессом, способствующим запоминанию материала, развитию мышления и самостоятельности учеников.

Среди приоритетов образовательной политики России - создание таких условий для повышения качества общего образования, как опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, а не только знания, умения, навыки (ЗУНы).

Под новым качеством образования понимается достижение учащимися таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности. К числу таких образовательных результатов относятся:

- развитие способности ориентироваться в окружающей действительности;

- формирование ключевых компетенций (социальные, коммуникативные, информационные, самообразование).

Учащиеся должны уметь самостоятельно приобретать и совершенствовать знания, от этого зависит успешность обучения. Задатки самостоятельного мышления есть у многих, всё зависит от создания условий для их развития.

Самостоятельность проявляется в способности ставить перед собой конкретные цели, обсуждать пути их достижения, а затем принимать самостоятельные решения. Результатом самостоятельной деятельности является самодвижение. Информация, добытая самостоятельно, порождает новую, пока не получится нужный результат.

Исследование подтвердили истинность древнего изречения «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу, я понимаю; когда я действую, я учусь». В среднем человек запоминает 1/5 из того, что слышит, и 3/5 из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснениями, он может запомнить 4/5. Только «делание» может обеспечить 100 % усвоение.

Научившись самостоятельно работать, добывать знания, делать выводы, учащийся всегда найдёт самостоятельно выход из любой жизненной ситуации.

Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой задачи:

  1. Создать условия для самостоятельной активной деятельности и психологической защищённости учителю и каждому ученику.

  2. Организовывать деятельность учащихся по приобретению конкретных математических знаний, саморазвития, самоутверждения, самореализации.

  3. Развивать познавательную активность через творческие и нестандартные задачи.

Математическое образование получают все школьники с первого до последнего класса. Нет сомнения, что математиками станут очень немногие из них, но применять математические методы, пусть в самом примитивном виде, станут все.

Решать практические задачи приходится всем. Сколько краски, обоев, листов ДСП и т. д. купить. В селе приходится знать сколько сена в стоге, тюке, дров в спиленном дереве. Вот и пригодятся умения применения формул объёма, площади, объёма конуса, цилиндра, усечённого конуса и т. д.

Самостоятельность мышления сказывается в том, что ученик не придерживается образца (алгоритма) решения, а находит своё решение. Учащийся начинает мыслить не по трафарету, не заучивает доказательства, а вникает в их суть, стремится при решении задач придумать собственные подходы, ищет способы кратчайшего получения результатов. Это важный элемент самостоятельность мышления - это привычка понимать новые знания, а не бездумно их запоминать. Его творческое воображение не опирается на описание, чертёж. Оно свободно. Человек совершенно самостоятельно создаёт образы на основе имеющихся знаний. Такой ученик не успокоится, если что-то не сошлось. Есть у меня такие «дотошные». Я люблю их за упорство и настойчивость.

Самостоятельной работе я уделяю время на каждом уроке. Часть урока работаю одновременно со всеми, обучая их, остальное время использую для самостоятельной работы. В это время и идёт индивидуальная работа с отдельными из них. Это могут быть и специальные уроки:


  1. Урок изучения нового материала (работа с учебником, справочниками, выполнение графиков, чертежей, составление конспектов.

  2. Урок закрепления знаний (решение задач, выполнение упражнений, практических работ).

  3. Урок повторения, проверки знаний, умений и навыков.

Чтобы ученик мог работать самостоятельно, я учу его как читать и вычленять главное, писать конспекты, работать с пособиями и т. д. Для этого я провожу различные виды, типы и формы уроков.

Виды самостоятельных работ.

- работа с книгой;

- выполнение практических работ;

- письменные работы (обучающие, контролирующие, проверочные, обзорные, срезовые, итоговые);

- работа с задачей;

- доклады, рефераты, сочинения.

Типы самостоятельных работ.

- репродуктивные (перечисление фактов, вывод формул);

- проблемные.

Формы самостоятельных работ.

- индивидуальные;

- групповые.

В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:

1) обучающими;

2) тренировочными;

3) закрепляющими;

4) повторительными;

5) развивающими;

6) творческими;

7) контрольными.

Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ - развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, дают себя знать пробелы в знаниях. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил. По результатам проверки учитель определяет нужно ли ещё заниматься данной темой.

Очень важны повторительные работы. Перед изучением новой темы важно знать, подготовлены ли школьники, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы могут затруднить изучение нового материала.

Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определённые темы. На уроках - это подготовка к олимпиадам, самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.

Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых нестандартных ситуациях.

Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. Они позволяют учащимся продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.

Перед проведением работы определяю степень самостоятельности учащихся, форму проведения, уровень познавательной активности (умение самостоятельно добывать знания). Это может быть минимальный уровень (решение задач образовательного стандарта), ответы на вопросы и т. д.

- общий (решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального уровня, составление конспекта);

- продвинутый (решение задач повышенного уровня, самостоятельное доказательство теоремы).

В настоящее время самостоятельная работа в системе учебных занятий стала необходимой формой обучения, обеспечивающей учащимся прочные знания и устойчивые умения. Активизировать самостоятельную деятельность учащихся можно, например, с помощью итогового повторения курса математики средней школы. Так в процессе повторения и подготовки к экзаменам полезно проводить с учащимися такие уроки, на которых обучаемые демонстрируют результаты своей самостоятельной деятельности, приобретают коммуникативные умения, умеют объяснить друг другу непонятное. Особенность таких уроков заключается в том, что каждый учащийся получает индивидуальное задание, которое включает подготовку докладов, решение задач, воспроизведение теоретического материала.

Учащиеся должны хотеть учиться. Для этого создаю условия комфортности, атмосферу уважительности друг к другу на уроках, пресекаю насмешки над не понявшими, поощряю творчество, учу не бояться ошибаться, создаю обстановку, свободную для творчества, разрешаю отвечать с места, подходить за консультацией ко мне или сильному ученику. Это вовсе не означает, что на уроке хаос, дисциплинарной проблемы у меня нет. Мы единый коллектив и работаем над одной проблемой - научиться. На уроке работают все, не зависимо от способностей и склонностей.

Педагогический результат можно измерить не только процентным содержанием качества обучения (хотя я не считаю этот показатель совершенным), но и тем, принимают ли учащиеся участие в олимпиадах, конкурсах, вечерах, повысился ли уровень самостоятельности, их интерес к математике и др. показатели. Если ученик стал учиться на твёрдую тройку, это уже качество. Если повысилась познавательная активность - это качество. Все эти виды деятельности порождают в умах детей поиск, жажду нового. В свою очередь это выливается в стремление оценить полученные знания. И следует отметить, что сегодня существует большое количество мероприятий, где каждому ученику предлагается такая возможность. И теперь обратимся к конкретным примерам, к результатам решения моей педагогической концепции.

Творчество учащихся

  • проектные работы («Метод координат» Воронова А, «Степень с натуральными показателями» Буйвалов А.,«Четырехугольник» Гусынина А., «Окружность» Войнова И, «Неравенства» Никитина С.)

  • исследовательские работы ( «Иллюзия обмана» Сагова Д., «Магия числа Пи» Филиппова И.)

  • рефераты («Жизнь и деятельность С.В.Ковалевской» Лаенко А., «Математика и Н.И.Лобачевский»., «Женщины-математики» Каньшина Л., «Биография Г.Ф.Лейбница» Загубин П.)

  • выступления («Призма» Петренко С., «Возникновение математики в древности» Морозова Д., «История системы мер» Чернов И., «Происхождение единицы измерения углов» Житенева О.)

  • презентации ( «Многоугольники» Спесивцева П.,)


  • участие в олимпиадах школьных, районных, общероссийских; Буйвалов Алексей 4 место в Общероссийской олимпиаде по математике «Олимпус», диплом лауреата + книга в подарок

  • участие в творческих конкурсах (4 ученика), Филиппова Ирина - победитель межрегионального творческого конкурса «Весенняя капель»

  • участие в окружной конференции ( 10 учеников),

Сагова Диана II место

Педагогическая концепция «Развитие познавательной активности и самостоятельности при изучении математики»

Педагогическая концепция «Развитие познавательной активности и самостоятельности при изучении математики»


Таким образом, стратегия саморазвития нужна нашим школьникам для успешной самореализации, она необходима для развития его навыков самоорганизации, самопознания, самоопределения. Дети, привыкшие к самостоятельной учёбе, к старшим классам выглядят состоятельными и способными к самообразованию. И наша задача, как учителя, состоит в том, чтобы содействовать творческому восприятию учащимися учебного материала и их желанию самосовершенствоваться. Недаром Жан Жак Руссо сказал: "Зачем приспосабливать ребёнка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребёнку?".




Приложение




Защита концепции в виде видеописьма «Обращение учителя к своей матери»



Вступительное слово: Меня мама учила: «Добро неси, добру учи! Добивайся цели через трудности. Любовью истине служи. Я называю это мудростью!». Но теперь она далеко, а слова её как завет… Неумолимо время, но вновь и вновь, милая мама, я обращаюсь к тебе…далее видео…

© 2010-2022