Рабочая тетрадь по Экологии Республики Коми

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экология Республики Коми

Рабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиРабочая тетрадь по Экологии Республики КомиМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ПРИЛУЗСКИЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. ЧЁРНЫШ



Рабочая тетрадь

Экология Республики Коми

6 класс



Автор - Косолапова Т. А., учитель экологии





Урок 1. Экология как наука.


Задание 1. Вспомни и запиши определение слова «Экология».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Рассмотри схему «Семья экологических наук»




Задание 3. Придумай эмблему одной из экологических наук.

Урок 2. Особенности географического положения Республики Коми.


Задание 1. Заполни пропуски.


Дата образования Республики Коми ___________________________________________.


муниципальных районов ______,

городских округов ____________,

городских поселений __________,

сельских поселений ___________.


Задание 2. Опишите государственный флаг Республики Коми.




Синий цвет __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Зеленый цвет - ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Белый цвет - ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Задание 3. Опишите государственный герб Республики Коми.

В композиции "птица-человек-лось":

хищная птица - _________________________________, лик женщины - ___________________________________

________________________________________________

Образ лося ______________________________________ Сочетание золотого и красного - ____________________________________________________________________________________________________






Задание 4. Запишите с какими регионами граничит Республика Коми.


На севере - ___________________________________________________________________

На юге - ______________________________________________________________________

На западе - ___________________________________________________________________

На востоке - __________________________________________________________________


Задание 5. Запишите координаты крайних точек Республики Коми и протяженность с севера на юг и с запада на восток.


  • Крайняя южная точка - _______________________________________,

  • крайняя северная - ___________________________________________,

  • крайняя западная - ___________________________________________,

  • крайняя восточная - __________________________________________.

Наибольшая протяженность территории Республики Коми:

  • с севера на юг - ______ км,

  • с юго-запада на северо-восток - __________ км,

  • с запада на восток - ________ км.


Урок 3. Рельеф Республики Коми, условия его формирования.

Задание 1. Дополни географические названия недостающими словами. Подпиши их на карте.

_________________________ кряж _______________________________ низменность

_________________________ увалы _______________________________ равнина

_________________________ горы




Задание 2. Разгадай кроссворд, используя имеющиеся буквы.



Задание 3. Подпиши названия полезных ископаемых.

2______________________________

6______________________________

5______________________________

4______________________________

3______________________________

1______________________________


Задание 4. Перечисли экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание: выучить названия основных форм рельефа, реши кроссворд.


«Полезные ископаемые Республики Коми»

















м




и






н







е






р




а









л




Используя имеющиеся буквы, впишите в пустые клетки названия полезных ископаемых и минералов, встречающихся на территории Республики Коми.


Урок 4. Особенности климата Республики Коми. Сезонность.

Своя пора

На каждой широте.

И тот, кто в Коми жил,

Тот знает это:

Когда метель буянит в Воркуте,

В Ухте - весна,

А в Летке - лето.

Задание 1. Запишите основные климатообразующие факторы Республики Коми:

- ___________________________________________________________________________;

- ___________________________________________________________________________;

- ___________________________________________________________________________;

- ___________________________________________________________________________.


Задание 2. Времена года.


Север РК

Юг РК

зима








весна








лето








осень









Урок 5. Игра «Времена года».

Конкурс 1. Отгадай загадки:

1.Пришла без красок

B без кисти

И перекрасила все листья.

_____________

2.Солнце печет,

Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

______________________

3.Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ...

______________________

4.Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

_______________________

5.Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

__________________

6.Шагает красавица, легко земли касается,

Идет на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

_________________________

Конкурс 2. «Веселые шарады».

1.Союз - часть первая шарады,

Вторую - даст копытных стадо

(Его прочти наоборот).

Отгадка - сладкий сочный плод.

_________________

2.Я думал, ног не унесу,

Есть и у храбрости границы!

Сегодня встретилась в лесу

Мне помесь гуся и синицы.

___________________

3.Первое - на земле валяется,

Второе - в Волгу вливается.

А целым птица называется.

_________________________

4.Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта.

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета.

_________________________

5.Одежда имеет две штанины,

От них мы букву «И» отнимем.

Предлог и союз поставим рядом,

И в целом решили мы шараду:

Вышла репа, да не та,

Она и телом не желта,

И корень - с горшок,

И ботвы - с мешок.

__________________________

6.Первый мой слог - повозка большая,

Моральная сила - слог мой второй.

В целом, важнейшую роль играя,

Хоть и невидим, всегда я с тобой.

____________________________

7.Первое - метут метлою,

Глазом назову второе,

Третье - резать хлеб годится,

А четвертое - частица.

___________________

8.Слог первый - в крепости найдем,

В нем букву справа зачеркнем.

В лесу растет конец шарады.

Средь рыб искать отгадку надо.

_____________________

Конкурс 3. Птичьи анаграммы. Представьте буквы и получите название птиц, какие из них улетают в южные края?

  1. ВЕЙЛОСО __________________

  2. ЛИНФИ __________________

  3. НИЦАСИ __________________

  4. РОКАСО __________________

  5. БЕЙРОВО __________________

Конкурс 4. У каждого времени года свои помощники, давайте их отгадаем.

1. Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

2. Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

3. Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?


4. Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

5. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?


6. Теплый, длинный-длинный день.

В полдень - крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка?

7. Жаркий, знойный, душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета.

Что, скажи, за месяц это?

8. Листья клена пожелтели.

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц? Подскажи.


9. Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

10. Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился...

Что за месяц к нам явился?


11. Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц? Подскажи.


12. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.



Ответы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.




Конкурс 5. Народные названия месяцев


Но не всегда братья - месяцы так назывались, я подобрала вам их старорусские названия. Но налетел ветер и перепутал карточки. Помогите мне прикрепить их на свои места.

1.ДЕКАБРЬ

1.протальник

2.ЯНВАРЬ

2.травник

3.ФЕВРАЛЬ

3.перелом зимы

4.МАРТ

4.Студень

5.АПРЕЛЬ

5.хмурень

6.МАЙ

6.Снежень

7.ИЮНЬ

7.Разносол

8.ИЮЛЬ

8.Полузимник

9.АВГУСТ

9.грязник

10.СЕНТЯБРЬ

10.хлеборост

11.ОКТЯБРЬ

11.снегогон

12.НОЯБРЬ

12.макушка лета



Конкурс 6. «Кто больше?»

Написать за 2 минуты как можно больше праздников, которые бывают в их время года.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Урок 6. Внутренние воды Республики Коми.


Задание 1. Составь схему:





Внутренние воды Республики Коми












- ___________________

-___________________

- ____________________

- ___________________

-___________________

- ____________________

- ___________________

-___________________

- ____________________

Каспийское море

Белое море

Баренцево мореЗадание 2. Реки бассейнов морей:











Задание 3. Заполните таблицу:

Характеристика рек Республики Коми

название

длина реки

исток

устье

притоки

Печора



Вычегда


Мезень




Домашнее задание: перечислите профессии, которые необходимы для изучения и использования рек и озёр.


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 7. Игра «День воды».

Конкурс «Загадочный»


1. ________________________ 2. ____________________________


3. ________________________ 4. _____________________________


5. ________________________ 6. _____________________________


Викторина.


  1. Сколько на нашей планете океанов?

_________________________________________________________________________

  1. Какой океан самый большой? Самый маленький?

_________________________________________________________________________

  1. Белое, Красное, Черное, Желтое - что это?

_________________________________________________________________________

  1. Какое море является самым соленым на нашей планете?

__________________________________________________________________________

  1. Как называется начало и конец реки?

__________________________________________________________________________

  1. У какого водоема бывают рукава?

__________________________________________________________________________

  1. Какая река является самой длинной на Земле?

__________________________________________________________________________

  1. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты?

__________________________________________________________________________

  1. По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира?

__________________________________________________________________________

  1. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой?

__________________________________________________________________________


«Знаете ли вы?»

1. _______________________________ 2. _________________________________

3. _______________________________ 4. _________________________________

5. _______________________________ 6. _________________________________

7. _______________________________ 8. _________________________________


Задание: Составьте как можно больше слов от слова «Гидросфера»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 8. Почвы Республики Коми.


Задание 1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «почва»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Почва - это ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Задание 2. Прочти рассказ М. Ильина, Е. Сегала «Чудесная кладовая».

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь туда мешок зерна, а осенью вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается богатым урожаем огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунет ветер, и полетит семечко в чудесную кладовую. Полежит там, взойдет, появится росток. Пройдут годы. На том месте, куда упало семечко, будет стоять большое ветвистое дерево.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. А ты догадался, как она называется?»

Вопросы:

  1. Почему почвы называют чудесной кладовой?

  2. Какое основное свойство почвы?

Плодородие - это _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


Задание 3. Рассмотри карту почв Республики Коми (атлас Республики Коми, с.18) и ответь на вопросы.

  1. На каких территориях Республики Коми преобладают тундровые, подзолистые, горные почвы?

  2. Почему на севере Республики Коми почва неплодородная?

  3. Какие почвы встречаются в нашей местности?

  4. Как и когда удобряют и обрабатывают поля и огороды в нашей местности?


*Интересный факт.

*Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего 1 см, а разрушается быстро.

*В чайной ложке почвы больше живых микроорганизмов, чем людей на Земле, а в тонне почвы - в миллиард раз больше, чем звезд в Млечном Пути.

Охрана почв.

  1. Почему нужно «защищать» почвы?

  2. Что способствует разрушению почв?





Реши кроссворд:









6








4







2


3


5




1.






































































































  1. Основное свойство почвы.

  2. Верхний плодородный слой земли.

  3. Почвы, преобладающие в лесной зоне.

  4. Почвы гор Урала.

  5. Почвы на севере Республики Коми.




















Урок 9. Обобщение знаний по теме «Специфика природных условий Республики Коми».

Задание 1. Напиши названия двух-трёх соседних с нашей республикой областей.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Какие цвета флага Республики Коми символизируют:

  • Небо, бескрайние северные просторы - ____________________________________

  • Изобилие, таёжные богатства края - ______________________________________

  • Белизну и чистоту снега, простоту севера - ________________________________

Задание 3. Ответь на вопросы:

  1. Какая вершина Урала расположена за Полярным кругом? ______________________

  2. Самая высокая гора Урала? ________________________________________________

  3. Вид холодного оружия и название одной из вершин Урала? ____________________

  4. Как называются холмистые гряды на юге нашей республики? _______________________________________________________________________

  5. Что является границей Печорской равнины и Мезенско-Вычегодской равнины?

______________________________________________________________________

Задание 4. В данном списке подчеркни названия рек и озёр нашей республики.

Вычегда, Волга, Печора, Лена, Синдор, Мезень, Амур, Байкал, Ямозеро, Ижма, Кама, Илыч, Онежское озеро, Ока, Донты, Обь, Вашка.

Задание 5. Составь пословицы и поговорки. Объясни их смысл.

Снег проникает даже туда,

короткие и светлые

Весенние ночи

куда не попадает дождь

За хвостом гуся

с заячий хвост

Летние ночи

Снег виднеется

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема II. Растительный мир Республики Коми

Урок 10. Растительность тундры и лесотундры.

Общая характеристика природных особенностей Республики Коми

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. заполните таблицу «Характеристика растительности тундры и лесотундры»

Название растения

Краткая характеристика






Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Растения тундры и лесотундры»










































































































Вопросы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест по теме «Растения тундры и лесотундры»


1.Русское название этого слова происходит от старинного глагола «отравлять».

а) Ягель б) Карликовая береза

в) Толокнянка г) Багульник

2. На Севере это растение часто называют ерником.

а) Ягель б) Карликовая береза

в) Толокнянка г) Клюква

3. Ягоды этого растения содержат большое количество витамина «С».

а) Морошка б) Клюква

в) Земляника г) Черника

4. «Медвежья ягода».

а) Толокнянка б) Морошка

в) Клюква г) Голубика

5. Это самая распространённая ягода в тундре, высоко ценится местными жителями.

а) Клюква б) Морошка

в) Земляника г) Черника

6. «35 сестер - и все от разных матерей» - так в народе говорят об этих грибах.

а) Сыроежка б) Подберезовик

в) Рыжик г) Волнушка

7. Важнейшее кормовое растение для оленей в тундре.

а) Ягель б) Карликовая береза

в) Толокнянка г) Клюква

8. Это растение тундры называют арктическая малина.

а) Толокнянка б) Морошка

в) Клюква г) Княженика

9. Этот гриб в народе называют: волжанка, волвенка, краснуха, красуля, отваруха.

а) Сыроежка б) Подберезовик

в) Рыжик г) Волнушка

10. Эту ягоду используют для приготовления киселей, начинки в пироги и варенья.

а) Клюква б) Голубика

в) Морошка г) Толокнянка


Урок 11. Растительный мир лесной зоны

Общая характеристика лесной зоны Республики Коми

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заполните таблицу:

Тип леса

Разновидности типа леса

Основная порода

Другие представители растительности






Другие типы лесов в республике Коми:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Значение леса в жизни человека

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отгадай загадки:

Посреди дремучего леса

Стоит молодец в красной шапке.

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от ёлки,

Отпадают те иголки.

Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит?

Ягода красна,

Да не так вкусна.

А пришёл мороз -

Сахарку принёс.

Листики - с глянцем,

Ягодки - с румянцем,

А сами кусточки -

Не выше кочки.














Урок 12. Водно-болотная растительность.

2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий.

Задание: какие ассоциации у вас вызывает слово «болото». Запиши несколько:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приметы и поговорки о болоте:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Болото - это __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найди и перечисли растения, растущие на болоте:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Придумай рассказ о жителях болот.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



1






5



2









3







4








5








6





3




7

1











8










8



2





4




















6









9












По вертикали:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.





По горизонтали:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.




Урок 13. Растительность открытых пространств.

Задание 1. Игра «Что растет на лугу».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Луг - это _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Ответь на вопросы:

1. Чем луг отличается от леса?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что общего вы нашли в этих двух природных сообществах?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дополни схему:

ЛУГ








Растения луга:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание: реши экологическую задачу

«Летом 20 учащихся второго класса гуляли на лугу. Возвращаясь домой, каждый ребенок сорвал по 3 ромашки. Сколько растений погубили школьники, если известно, что одна ромашка после цветения образует 100 семян?»

Ответ: ______________________________________________________________________


Легенда о васильке.

В одной из древнеримских легенд говорится, что цветок этот получил свое название в честь синеглазого юноши по имени Цианус, который был поражен его красотой, собирал эти синие цветы и плел из них гирлянды и венки. Юноша даже одевался в платье синего цвета и не покидал полей до тех пор, пока все любимые им васильки не были собраны до единого. Прекрасного юношу однажды нашли мертвым на хлебном поле, окруженным васильками. Узнав об этом, богиня Флора за такое постоянство и в знак особого к нему расположения превратила тело юноши в василек, и все васильки стали называть цианусами (цианус - значит синий).


Задание: нарисуй иллюстрацию к легенде о васильке.















































Домашнее задание: подготовить сообщения «Легенды о цветах».

Тест «Луг - природное сообщество».

  1. Какое утверждение верно?

а) на лугу растут только травянистые растения.

б) На лугу живет множество крупных животных.

в) Мелкие животные на лугу не живут.

Ответ ________

  1. Какие растения растут на лугу?

а) тимофеевка, клевер, колокольчик, тысячелистник.

б) Брусника, черника, ежевика, жимолость

в) Полынь, ковыль, пион, типчак

Ответ ________

  1. Какие грибы растут на лугу?

а) белый гриб, подосиновик, подберезовик

б) шампиньон, дождевик, опенок луговой

в) лисичка, сыроежка, масленок

Ответ ________

  1. Какие растения луга заготавливают для корма домашних животных?

а) мятлик, тимофеевку, клевер

б) валерьяну, подорожник, осоку

в) камыш, кувшинку белую, ягель

Ответ ________

  1. Почему луг называют природным сообществом?

а) потому что на лугу рядом друг с другом растут разнообразные растения

б) потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа

в) потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой.

Ответ ________







Урок 14. Лекарственные растения Республики Коми.

Запиши правила сбора лекарственных трав:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполни таблицу:

Части растения

Примеры растений

Почки




Листья




Трава




Плоды




Корни и корневища




Цветки




Кора





Знаешь ли ты лекарственные растения? Заполни таблицу.


Источники витаминов

Лекарственные грибы

Жаропонижающие растения

«Вяжущие» растения

































Урок 15. Игра «Тайна лесной тропинки».


Урок 16. Красная книга растений Республики Коми.

«Ему предшествуют леса, а сопровождают пустыни»

1902 г. _______________________________________________________________________

1948 г. _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Красные листы

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

Желтые листы

________________

________________

________________

________________

________________

________________

Белые листы

________________

________________

________________

________________

________________

________________


Серые листы

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________


Красная книга - _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Категории редкости таксонов по степени угрозы их исчезновения:


0



1



2



3



4




Принципы охраны природы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



В Красной книге России 1988г. занесено 533растения - некоторые из них:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Красная книга Республики Коми.

Сосудистые растения - _________________

Мхи - _________________________________

Лишайники - __________________________

Грибы - _______________________________

Задание: в данном списке знаком «+» отметь те растения, которые занесены в Красную книгу Республики Коми.


Ирис сибирский

Лиственница

Сон-трава

Примула

Ольха

Кошачья лапка

Башмачок настоящий

Можжевельник

Марьин корень

Ветреница


Домашнее задание: Подготовить сообщение об одном из растений Красной книги Республики Коми



Урок 17. Экскурсия в лес «В поисках загадок леса».




Урок 18. Экологический проект «Изучаем здоровье дерева».

Состав проектной группы - учащиеся и родители.

Тип проекта: практико - ориентированный.

Проблема: не наносим ли мы вреда природе, когда губим деревья?

Цели проекта: Выяснить, есть ли взаимосвязь между жизнью человека и деревьев? Изучить деревья своего края.

Шаг 1. Определение объекта исследования.

Мое дерево - ________________________________________________________________

Условие: дерево должно находиться в доступном и безопасном месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений (лучше всего возле твоего дома).

Творчески вырази свое отношение к дереву (фото, рисунок, стих, описание).








Шаг 2.

Придумай имя своему дереву.

Мое дерево зовут ____________________________________________________________

Шаг3. Оформление альбома «Мое дерево»


1.Хорошо ли ты знаешь своё дерево? У тебя есть руки, ноги, другие части тела. А какие части дерева можно выделить? Посмотри внимательно на своё дерево и ответь на этот вопрос. Подумай, какую роль играют в жизни дерева листья, корни, ствол, кора, почки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какой высоты твоё дерево? Оно выше или ниже тебя? Тоньше или толще? Стань рядом с деревом и сравни свой рост с ростом дерева. А если сравнить рост дерева с ростом твоих родителей- кто из них выше? Есть ли рядом с твоим деревом другие деревья, которые выше (ниже) его? Спроси у взрослых, какова высота твоего дерева в метрах. Если не сможешь, запиши приблизительную высоту дерева (например, «дерево в три раза выше меня» или «дерево в три раза выше меня» или «дерево ростом с меня «)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какова «ширина» (диаметр) ствола твоего дерева? Сначала попробуй обхватить его двумя руками, Можешь ли ты сомкнуть руки вокруг дерева? Возьми верёвку и обмотай её кольцом вокруг дерева. Отметь на веревке фломастером место, где конец веревки соприкасается с началом. Приложи верёвку к линейке и посмотри, какая у неё длина. Величина, которую ты отметишь, и будет окружностью ствола твоего дерева; запиши эту цифру в тетрадь, указав число, месяц своих измерений.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.У тебя есть знакомые, друзья, соседи. А у твоего дерева? Кто бегает рядом с ним, прилетает к нему? Внимательно посмотри вокруг и выясни это. Как ты думаешь, твоему дереву нравятся такие соседи? Запиши в тетрадь свои наблюдения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Есть невдалеке от твоего дерева его родственники? Посмотри внимательно и найди его «маму», «папу», «дедушек» «сестрёнку», «братишек». Нарисуй их семейный портрет. Чем они все похожи? Где ты ещё встречал родственников своего дерева.





  1. Есть ли у твоего дерева «детки» - маленькие деревца рядом с ним, его молодые побеги (обычно идущие от ствола)? Сколько их? Они малыши или подростки? Нарисуй их в тетради и дай им имена.




7. Выясни, растут ли такие деревья в твоем крае, или твоё дерево «пришелец» из других регионов. Откуда?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второй этап - исследовательский (исследовать строение дерева)

Шаг 1. «Знакомство с деревом».

а. Предлагаю нарисовать своё дерево.







б. Выполним творческую работу «По словесному портрету ты скажи мне, что же это».

Составим загадки о деревьях.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шаг 2. «Изучение коры, ствола дерева».

1. Найди место, где ствол дерева шире/уже всего;

2. Погладь кору. Какая она: теплая, холодная, шершавая, гладкая, твёрдая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах?

3. Понюхай кору, что напоминает тебе этот запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?

4. Есть ли дупла? Может ли кто-нибудь жить в них?

5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Сколько их: много или мало? Рассмотри их внимательно и нарисуй в тетради.

6. Есть ли на стволе дерева какие-нибудь грибы?

7. Есть ли на коре вашего дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапины от ножа, следы от разрезов для березового сока и т.п. Как вы считаете, смогло ли дерево залечить эти раны?

Составить лист наблюдения, со своим комментарием, ответив на вопросы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шаг 3. Изучение цветков (соцветий)

1. Отметь время появления первых почек, из которых потом вырастут цветы. Похожи они на почки, из которых появляются листья или нет? Чем они похожи и чем отличаются? Зарисуй особенности этой почки, её внешний вид.

_____________________________________________________________________________

2. Отметь время появления на дереве: а) первого цветка, б) когда все цветки распустились, в) когда цветки стали увядать.

_____________________________________________________________________________

Шаг 4. Изучение кроны, листьев

1. Как ты считаешь, у твоего дерева много или мало листьев? Густая у него крона или нет? Обоснуй свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В солнечный день возьми лист бумаги (чем больше лист, тем лучше) и встань под деревом. Много ли солнечных пятен на твоём листе? Или он весь оказался в тени? Заштрихуй затененные участки бумаги. Вот ты и получил «кусочек» тени своего дерева. Рассмотри его внимательно. Можно ли назвать твоё дерево тенистым? Или у него ажурная крона?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Движется ли тень твоего дерева? В солнечный утром отметь контур тени своего дерева (обведи его на земле палкой или оконтурь веревкой). В течение дня следи, как изменяется контур тени, отмечай его движение на земле. Как ты думаешь, почему тень движется?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В жаркий день постой несколько минут на открытом месте, а потом спрячься в тени своего дерева. Где приятнее находиться? Почему? Где выше температура - под деревом или на открытом месте? Где больше солнечных лучей? Постой в тени других деревьев. Какие из них лучше защищают от солнца?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Исследуй листья твоего дерева: погладь листочек руками сначала сверху, а потом снизу. Какой он: гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твёрдый, мягкий? Закрой глаза, когда гладишь листочек. Что ты чувствуешь? Представь, что ты гладишь не лист, а животное. Какое животное это могло бы быть? Если на листочке есть волоски, рассмотри их в лупу.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Аккуратно потрогай кончик листа: он острый или тупой? Мягкий или твёрдый? Проведи пальчиком по окружности листа. Какой у него край: ровный, с зубчиками и выемками? С чем можно сравнить листок по форме? Нарисуй в тетради квадрат и круг приблизительно такого же размера, как твой лист. Положи поочерёдно на них лист. Куда лучше всего помещается лист? Возможно, он вообще не похож ни на круг, ни на квадрат. Тогда на что? Нарисуй лист в тетради. Как прикрепляется лист к ветке? Внимательно рассмотри его черешок. Какой он: округлый или плоский, где он шире - у основания листа или ближе к ветке? Нарисуй его. На листе должны быть особенные линии - жилки. Проведи по ним пальчиком. Нарисуй их на листке в тетради. Возьми листок другого дерева (другого вида) и сравни, как расположены у них жилки: одинаково или нет. В чём разница?



9. Какого цвета твой лист? Светло-зелёный, тёмно-зелёный, есть ли на нём пятнышки? С чем можно сравнить этот цвет? Все ли листья на дереве одинакового зелёного цвета? Или их цвет отличается по оттенкам?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Аккуратно разотри в руках небольшой кусочек листа. Чем он пахнет?

11. Сравни цвет, форму своего листа и листьев других деревьев. Чем они похожи и чем непохожи?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Есть ли следы погрызов на листьях? Какие насекомые это могли сделать? Попытайся обнаружить их на дереве.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Сравни размеры листьев, которые растут: а) в нижней части кроны и в верхней (если это возможно), б) внутри кроны дерева и снаружи. Отметь, есть ли у них различия, какие из них более крупные?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Отметь дату появления первых почек на деревьях и время появления первых листьев. Измерь размер листа ранней весной и в конце лета. На сколько листья выросли за лето?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Ранней весной начни наблюдения за почками, из которых потом появятся листья. Потрогай их аккуратно, какие они: пушистые, гладкие, клейкие? Можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут? Нарисуй, как из почки появляется листик.


16. Как меняется цвет листьев твоего дерева с весны до осени? Нарисуй свой лист в разное время года.




17. Осенью собери сухие листья под деревом и поставь их в вазу. Они будут напоминать тебе о твоём дереве. Можешь засушить их на память: ведь целую зиму твоё дерево будет стоять без листьев.

18. Летом отметь, есть ли пыль на твоих листочках. Сначала протри их пальцем и посмотри, осталась ли на нём пыль. Проведи исследование: возьми клейкую бумагу (ленту), приложи к ней листочек. Затем сними его с бумаги. Посмотри, остался ли на бумаге пыльный след. Если пыль есть, как ты думаешь, откуда она могла взяться?

Шаг 5. Изучение корней

1. Обними своё дерево и попробуй вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле?

_____________________________________________________________________________

2. Найди место, где ствол дерева постепенно «переходит» в корни. Видны ли корни у твоего дерева? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, деревянистые? Как ты думаешь, как они растут под землёй - в стороны и в глубину?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Если твоё дерево старое, обследуй близкие к нему участки. Может быть, ты обнаружишь, что некоторые корни выходят на поверхность земли.

Шаг 6. Изучение плодов, семян

1. Исследуй семена своего дерева, какие они - легкие, тяжёлые, большие, маленькие, мягкие, твердые и т.п.? Если семена «летучие» (клен, липа, ясень, береза, вяз, тополь), понаблюдай, как они разносятся ветром. Куда он их уносит, далеко ли от дерева? Попробуй «помочь» улететь такому летучему семечку. Что помогает ему летать? Нарисуй его в тетради. Если у твоего дерева - плоды, ягоды, найди внутри них семена, посчитай, сколько семечек в яблоке, в ягодке рябины и т.д. Как ты думаешь, а кто разносит семена таких деревьев? Для чего на деревьях бывают вкусные, сочные плоды, яркие ягоды?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Использует ли как-нибудь человек семена, плоды таких деревьев, как ваше? В каких целях?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Третий этап - Научный

Шаг 1.

1) утепли дерево с наступлением холодов.

2) сделать кормушку для птиц, чтобы дереву не было скучно и одиноко.

Отрадно отметить, что кто-то уже наверняка позаботился о подготовке своего дерева к зиме и эту работу выполнил соответственно раньше.

Шаг 2.

Собрать информацию о дереве, обращаясь к книгам, журналам, энциклопедиям, узнай что-то новое. Запиши интересные сведения о своем дереве в тетрадь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шаг 3.

Приведи примеры известных сказок разных народов, где деревья выступают в роли героев сказок или помогают им.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Шаг 4. Изучение животных, связанных с деревом

1. Какое дерево - это столовая и дом для многих животных. Выясни, какие животные обитают на твоём дереве. Какие птицы прилетают к нему? Нет ли на дереве гнёзд? Отметь день, число, когда ты видел на своём дереве птицу. Когда птиц бывает больше - весной, осенью, зимой, летом? Когда они поют? Сидят ли они на дереве с утра, днем, вечером? Или прилетают в любое время? Если ты повесил кормушку на дерево, понаблюдай за птицами, которые прилетают поесть.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Детально обследуй кору, листья дерева, цветы. Каких насекомых и пауков ты обнаружил? Посчитай, сколько их. Какого они цвета? Легко ли их заметить на коре или листьях дерева? Используй для исследований лупу. Если на твоем дереве есть гусеницы, рассмотри их окраску. Какая она - яркая или под цвет листьев (коры)? Почему гусеница яркая? А почему многие насекомые стараются быть незаметными на твоем дереве? Попробуй какое-нибудь зеленое насекомое положить на лист, а затем на кору дерева. Где оно будет заметнее?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Разложи под деревом большой лист бумаги или кусок светлой ткани. Аккуратно потряси над ним одну их веток своего дерева. Рассмотри при помощи лупы или увеличительного стекла всех насекомых, пауков, упавших на бумагу. Затем аккуратно верни их на место, на ветку - в дом, в котором они живут. Запиши в тетрадь, сколько «жильцов» дерева ты обнаружил. Нарисуй кого-нибудь из них. Кто тебе больше всего понравился?




  1. Какие домашние животные прибегают к твоему дереву? Для чего?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Четвёртый этап - исследовательский (исследовать окружающую территорию местности, где живет ваше дерево)

Шаг 1. Изучение почвы.

1. Каждую осень с твоего дерева на почву опадают листья. Как ты думаешь, куда они деваются, если люди не убирают их? Запомни, какими были эти листья осенью, и посмотри на них внимательно весной, после таяния снега. Что изменилось?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проверь, живет ли кто-нибудь в почве под деревом. Возьми лупу и рассмотри всех, кого ты обнаружишь. Все они связаны с твоим деревом, так как улучшают почву, из которой оно берет питательные вещества. Перед дождем проверь, не появились ли под деревом дождевые черви. Не убивай их! Они рыхлят почву, перерабатывают гниющую листву, а значит, тоже оказывают помощь дереву. Если червяк неосторожно выполз на тропинку, где ходят люди, возьми его и перенеси под свое дерево, спаси его.

3. Возьми палочку и попробуй воткнуть ее в почву возле дерева. Легко или трудно это сделать? Почему? Если земля очень сухая, полей ее, чтобы дерево могло напиться. Не дай ему погибнуть от жажды. Но не переусердствуй: сначала выясни, любит ли твое дерево воду или может обходиться долгое время без нее.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. «Покорми» свое дерево: закопай под ним остатки кожуры разных овощей, фруктов, яичную скорлупу. Если есть навоз или птичий помет, который ваша семья использует для улучшения почвы на огороде, дачном участке, внеси в почву и его (лучше это сделать со взрослыми). Чем больше питательных веществ будет в почве, тем лучше будет расти твое дерево.

Шаг 2. Изучение снега

1. Отметь дату, когда первый снег появился под твоим деревом. ___________________

2. Поздней осенью, зимой и весной измеряй глубину снега при помощи линейки или палочки. Где больше снега: под деревом или на открытом месте? Где снег рыхлый, а где - утоптанный? Как ты думаешь, почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что делают зимой животные, обитающие в почве? Помогает ли им снег?

_____________________________________________________________________________

4. Как снег помогает дереву?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Где снег растаял раньше - под твоим деревом или на открытом месте? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какого цвета снег под твоим деревом: чисто белый, сероватый? Видны ли на нём следы грязи? Проведи опыт. Возьми литровую банку и набери в неё снега. Поставь банку со снегом в комнате. Когда она растает, посмотри, чистая ли вода в банке. Можешь взять кусочек промокательной бумаги или другой фильтр и аккуратно процедить через него воду. Теперь вода стала чистой, но посмотри, какой осадок остался на фильтре. Как ты думаешь, что это может быть? Действительно ли снег оказался под деревом чистым или он только казался таким на первый взгляд? Если хочешь, сравни чистоту снега под деревом и возле дороги.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая деятельность.

  • Уход за деревом в течение всего периода работ - полив при необходимости, рыхление почвы, удобрение её, уборка мусора.

  • Изготовление кормушки или скворечника, подкормка птиц зимой.

  • Если дерево небольшое и находится вблизи дорог, можно для него сделать оградку.

  • В случае необходимости подвязать ветку или залечить ранки, оставленные человеком; особенно это касается берёз, у которых люди берут сок.

  • Посадить рядом травянистые растения - цветы.

  • Рассказать малышам о своём дереве, о том, как и почему его нужно беречь.

Пятый этап - обобщение материалов

Правила поведения на природе:

  • Отправляясь отдыхать на природу, оставь магнитофон дома, чтобы громкой музыкой не испугать животных;

  • Понаблюдай за жизнью муравейника, не разрушай его;

  • Выбирай в лесу протоптанные дорожки, не мни свежую траву;

  • Послушай пение птиц, отгадай, какие звуки какой птице принадлежат, не разрушай их гнёзд и не бери в руки их яйца или птенцов, иначе твой запах отпугнёт птицу - мать от гнезда.

Права растений:

  • Получать из природы всё необходимое для жизни: свет, тепло, воздух;

  • Заселять территории с разными условиями окружающей среды;

  • Распространять свои семена разными способами: по воздуху, по воде, «выстреливанием», с помощью животных и человека;

  • Иметь разные свойства: быть колючими, жгучими, ядовитыми;

  • Требовать сохранения и восстановления «краснокнижных» редких и исчезающих видов.

Обязанности растений:

  • Украшать природу и дарить человеку радость;

  • Вырабатывать кислород и очищать воздух от углекислого газа, задерживать пыль и шум;

  • Обеспечивать укрытие и питание животных;

  • Предоставлять лекарственное сырьё для человека и животных;

  • Служить человеку в качестве продуктов питания, материалов для изготовления одежды, мебели и других вещей.

Словарь:

  • Природное сообщество - участок природы, где живые организмы связаны друг с другом и с условиями среды.

  • Окружающая среда - всё, что окружает живой организм.

  • Пищевая цепь - связь, которая показывает, кто чем (кем) питается.

  • Экологическая катастрофа - бедствие, несущее гибель животным организмам, возникшее в результате неправильной хозяйственной деятельности человека.

  • Экологический прогноз - предсказание последствий вмешательства человека в законы природы.

  • Заказник - территория, где разводят какие - либо виды растений и животных по заказу государства с разрешением частичного сбора или охоты, а также занимаются акклиматизацией животных, завезённых из других стран или регионов нашей страны.














Урок 19. Обобщающий урок - экологическая игра «Тайны лесной тропинки».


Урок 20. Животный мир тундры и лесотундры».

Факторы, влияющие на животный мир тундры и лесотундры

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Животный мир












Заполни таблицу:

Животное

Характеристика






















Перечислите основные виды приспособлений зверей и птиц к условиям обитания в тундре.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________























1

Ж









2

И












3

В








4

О










5

Т




6

Н







7

Ы











8

Е



















9

Т









10

У





11

Н






12

Д







13

Р




14

Ы









Вопросы:

  1. Это морской великан - неутомимый и быстрый пловец.

  2. Крупные перелётные птицы.

  3. Хищник тундры, сопровождающий стада оленей.

  4. Эта птица - ночной хищник.

  5. Животное, которое большую часть времени проводит в воде, имеет толстый слой подкожного жира.

  6. Основной корм этих животных - лишайник ягель.

  7. Как называют группу животных, устраивающих «базары» в тундре.

  8. Мышевидный грызун тундры.

  9. Водоплавающие птицы.

  10. Эта птица носит оперение под цвет снега. Она и спит в снегу.

  11. Ценный промысловый зверек.

  12. Крупное животное - его называют хозяином Арктики. Некоторые самцы весят тонну.

  13. Хищная птица.

  14. Ценное промысловое животное. Полярная лисица.






Урок 21. Животный мир тайги.

Заполни таблицу:

Животное

Характеристика










































Задание: проверь свою наблюдательность. Соотнеси коми и русские названия животных.


Коми название


Русское название

1

уркай

А

рысь

2

пыста

Б

лось

3

вöркань

В

воробей

4

пышкай

Г

белка

5

руч

Д

клёст

6

кöин

Е

медведь

7

кöч

Ж

синица

8

ош

З

заяц

9

йöра

И

лисица

10

ур

К

волк

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. В данном списке выдели тех животных, которые появляются в лесах республики в последние годы, переселяясь из других мест:


Лось

Заяц-русак

Кабан

Серая куропатка

Тетерев

Американская норка

Куница

Хорёк

Рысь

Перепел

Росомаха

Щегол


Домашнее задание. Подготовить презентацию «Промысловые рыбы Республики Коми»


Урок 22. Животный мир водоемов. Промысловые рыбы Республики Коми.

Задание: перечисли обитателей водоема.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Промысловые рыбы Республики Коми:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Охрана рек.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание: составить кроссворд по теме «Промысловые рыбы Республики коми»
































































































































Вопросы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Урок 23. Познавательная игра «Наши пернатые друзья».

1 апреля - Международный день птиц.

Конкурс «Загадки»


1.У нее глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.

2.Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

3.Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сам мал, а за морем бывал.

4.Он прилетает каждый год,
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.

Спинкой зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка,
И полоска галстучка.

По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.

Чёрный, проворный,
Кричит «крак», червякам враг.

Гнездо своё он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения!

Прилетел к нам наконец
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет.

Мать, отца не знаю,
но частенько называю,
Детей знать не буду,
чужим сбуду.

Каждый год я к вам лечу -
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко красный галстук мой.


Конкурс 2. Вычеркните вписанные в сетку филлворда слова из списка. Из оставшихся восьми букв составьте слово.


скворец
кукушка
дятел
павлин
гусь

орёл
цапля
соловей
попугай
грач

Ответ _______________________________________________________________________

Конкурс 3. Загадочная картинка

Попробуйте отыскать 13 птиц, которые скрылись на картинке.


Ответы:

1.

6.

11.

2.

7.

12.

3.

8.

13.

4.

9.


5.

10.



Итог занятия

Почему люди заботятся о птицах?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как они это делают?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Домашнее задание

По чертежам со своими родителями попробовать сделать скворечники.




Урок 24. Экологический проект «Помоги птицам».


Урок 25. Красная книга животных Республики Коми.

Задание. Впиши слова: кол, нора, рак, хор, тень, ель, ус, сук, ля, кок - в пустые клетки так, чтобы получились названия зверей и рыб, занесенных в Красную книгу нашей республики.

у

с


о

н

о

к














к


а

й

м














ё

к


к

о

с

у















б

а

р


н

м

а


Урок 26. Обобщающий урок - экологическая игра «Крестики - нолики».



Урок 27. Классификация особо охраняемых природных территорий Республики Коми.

Особо охраняемые природные территории - это ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








ООПТ















Заповедник - это ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Заказник - это _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание: по карте Республики Коми (атлас РК) стр. 179 (1997 г.), стр. 72 (2001 г.) выделите типы заказников Республики Коми.








Заказники РК










Задание:

Соотнеси названия заказников и наиболее ценные объекты природы, находящиеся в них.

1.

Заказник Сабля

а)

Леса, пороги, «ворота»

2.

Заказник Щугорский

б)

Скалы, пещеры, источники

3.

Заказник Уньинский

в)

Кедровник

4.

Заказник Адак

г)

Водопад, крупный порог

5.

Заказник Сусъёль

д)

Горный массив

Ответы:

1.

-


2.

-


3.

-


4.

-


5.

-



Памятник природы - ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание: по карте Республики Коми (атлас РК) стр. 181 (1997 г.), стр. 74 (2001 г.) выделите типы памятников природы Республики Коми.




Памятники природы

водные

ботанические










геологические





Задание: допиши недостающие слова в названия памятников природы Республики Коми.


Ледяная ___________________________________

Медвежья__________________________________

Качающиеся_______________________________

Живописные скалы «_______________________»



Урок 28.Печоро - Илычский государственный заповедник.


Печоро - Илычский биосферный заповедник образован - _________________________

Общая площадь заповедной зоны - _____________________________________________

Основные задачи заповедника:

  1. __________________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________________

  4. __________________________________________________________________________

Особенности природы заповедника.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр фильма «Вечные красоты Печоро-Илычского заповедника»


Урок 29.Печоро - Илычский государственный заповедник.


Задание: напиши названия ценных животных, которые охраняются в заповеднике.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое животное было переселено из Воронежского заповедника? Подчеркни:

Выдра, куница, бобр, соболь, рысь, енот.

Какое животное было одомашнено на ферме заповедника? Подчеркни.

Олень, лось, косуля, соболь, рысь, росомаха.

Урок 30. Национальный парк «Югыд-ва».

Особенности географического положения национального парка:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные направления деятельности национального парка:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напиши природные ценности национального парка «Югыд ва»:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это интересно.

*Издавна славилась Печорская земля своими богатствами, особенно животным миром. Но в 1918 году в районе Печоры был истреблен последний бобр. В 1938 году из Воронежского заповедника были завезены и расселены бобры на «земле предков». Начались работы по восстановлению его численности в Печоро-Илычском заповеднике.

*Река Щугор - достопримечательность Национального парка «Югыд ва». Пойма реки прерывается живописными громадами Верхних и Средних ворот Щугора (скалами). Величественные берега, часто переходящие в отвесные скалы, пронизаны множеством гротов, пещер, ущелий. В одном из ущелий тугим потоком падает с высоты щугорский водопад. Щугор - изумительный памятник природы.

Урок 31. Флора и фауна национального парка «Югыд-ва».

Урок 32. Особо охраняемые природные территории Прилузского района.

Задание. Составь Красную книгу Прилузского района.

С этой целью собери мнение одноклассников о том, какие растения, животные (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, а также беспозвоночные - бабочки, стрекозы, жуки и др.) должны быть занесены в Красную книгу Прилузского района. Для этого заполни следующий опросный лист:

Фамилия, имя опрашиваемого

Предложение в Красную книгу

Фактор, угрожающий численности вида








Антропогенные факторы, представляющие угрозу численности видов животных и растений:

  1. Разрушение или деградация местообитания.

  2. Переэксплуатация.

  3. Влияние интродуцированных видов.

  4. Потеря, сокращение или ухудшение кормовой базы.

  5. Уничтожение для защиты сельскохозяйственных растений, домашних животных, объектов промысла.

  6. Случайная (попутная) добыча.

Урок 33. Экологический проект «Семь тайн жизни».

Урок 34. Игра «Экологический светофор».

Задачи:

- привлечение внимания к экологическим проблемам современности;

- поиск путей устранения (предотвращения) проблемы;

- воспитание бережного отношения к природе;

- формирование экологической культуры


1. Инструкция

Обозначения карточек:

Карточки зеленого цвета - Человек. Природа.

Карточки красного цвета - экологические проблемы современности

Карточки желтого цвета - пути решения проблемы - предотвращение

Карточки черного цвета - экологические катастрофы 20-21 веков

Карточки белого цвета - экологические международные (всемирные) праздники

Карточки синего цвета - экологические природоохранные акции.


Правила игры:

Карточки зеленого, желтого, красного цветов (карточки - «светофоры») связаны между собой: зеленый цвет «сильнее» желтого, желтый - «сильнее» красного, красный - «сильнее» зеленого.

Черные, белые и синие карточки принимают участие в игре 1 раз, после разыгрывания они убираются из пачки.

Ход игры.

1 тур.

Все карточки перемешиваются и выкладываются в центре стола одной пачкой, «рубашкой» вверх. Игроки разыгрывают порядок ходов. Ход переходит от одного игрока к другому по часовой стрелке. Первый игрок берет из пачки верхнюю карточку, переворачивает ее лицевой стороной и кладет перед собой. Второй игрок берет следующую карточку из пачки и кладет ее перед собой. Если у обоих игроков карточки - «светофоры» (красного, желтого или зеленого цветов), они разыгрывают их между собой: игрок, у которого более «сильная» карточка, забирает обе карточки себе. Если у обоих игроков карточки одного цвета - каждый игрок забирает только себе свою карточку. Далее второй игрок разыгрывает карточки с третьим игроком и так далее, пока на руках у игроков не соберутся все карточки.

Если в процессе игры игрок открывает черную карточку, он пропускает ход и все игроки отдают 1 любую свою карточку - снова возвращают их в общую пачку.

Если игрок открывает белую карточку - он берет у каждого игрока по 1 карточке, ход переходит к следующему игроку.

Если игрок открывает синюю карточку - он долен быстро (за 10 секунд) назвать любую природоохранную акцию, в которой он принимал или может принять участие (например, сбор макулатуры, раздельный сбор мусора и т. п.). Акции в течение игры повторять нельзя. Если игрок вовремя успевает назвать акцию, он берет следующую из пачки карточку себе. Если не успевает - кладет в пачку 1 из своих карточек.

Примечание: если на момент отдачи карточек (он или другие игроки открыли синюю или черную карточки) у игрока их нет, то, соответственно, он ничего не отдает.

2 тур.

Все карточки - «светофоры» находятся на руках у игроков. Игроки проверяют свои карточки - переворачивают к себе лицевой стороной.

Задача игрока - собрать как можно больше «светофоров» - причинно-следственных цепочек: природа - экологическая проблема - предотвращение эко угрозы.

Для этого можно воспользоваться «подсказкой» (в комплекте игры предусмотрена таблица цепочек).

Если у игрока на руках находятся все 3 необходимые карточки, он собирает их вместе и кладет пачкой(3 карточки) перед собой. Игрок выкладывает все получившиеся тройки.

Оставшиеся на руках карточки игроки разыгрывают следующим образом:

Первый ход делает игрок, который взял последнюю карточку пачки в 1 туре игры.

Он выкладывает 1 любую карточку. Следующий игрок может продолжить его цепочку вправо или влево своей карточкой, если она подходит по значению (см. подсказку). Если у него такой карточки нет, он может выложить любую свою карточку следующим рядом. Третий игрок также может продолжить цепочку (в этом случае его карточка будет третьей и он заберет весь «светофор» себе) или начнет новую, положив свою карточку в новый ряд.

Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество «светофоров».

Урок 35. Обобщение знаний по курсу «Экология Республики Коми».

Напиши свой отзыв на уроки Экологии Республики Коми. Что ты узнал, запомнил, понравилось и др.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты много узнал интересного о Республике Коми, познакомился с природными богатствами нашей республики, с заповедными уголками. Продолжай изучать свой край. Люби и береги его!

Успехов тебе!

5



© 2010-2022