- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калицева Э.И. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
детский дом «Хуры тын»
Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ
на совещании (при директоре) Директор
педагогического коллектива ГКОУ ДД «Хуры тын»
Протокол №
От Тменов Ф.К.
Рабочая программа
по гражданско-патриотическому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Составитель:
Калицева Эльвира Израиловна,
воспитатель первой квалификационной категории
Владикавказ 2015
.
«Для гражданина России особенно важны
моральные устои.
Именно они составляют стержень патриотизма. Без этого России пришлось бы забыть о национальном достоинстве и о национальном суверенитете»
Президент Российской Федерации
В.В.Путин
Пояснительная записка
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей, предназначена для воспитанников интернатного учреждения и представляет собой систематизированное изложение методов и приёмов по воспитанию и формированию патриотического и гражданского сознания.
Сегодня государство называет гражданско-патриотическое воспитание приоритетным направлением в деятельности общества. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения. Оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» признана актуальной и перспективной. Для формирования гражданской позиции растущего человека необходимы знания истории Отечества, воспитание любви к России и к своей малой Родине, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувство сопричастности прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Реализация программы рассчитана на 2015-2016; 2016-2017 учебные года.
Актуальность.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
Система гражданско-патриотической работы в детском доме включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию гражданских и патриотических чувств и сознания воспитанников. Гражданско-патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Регулярные специально организованные развивающие занятия по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и патриотического сознания у воспитанников детского дома.
Цель программы: - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.
Задачи программы:
-
Формирование и развитие патриотических чувств.
-
Организация различного рода деятельности по патриотическому воспитанию.
-
Формировать толерантное сознание воспитанников, позитивные установки в отношении представителей всех этнических групп, проживающих во Владикавказе.
-
Научить аргументировано высказывать свое собственное мнение.
-
Развивать познавательный интерес к отечественной истории.
-
Приобщить детей к мировым культурным ценностям.
-
Воспитать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
-
Проведение методической работы.
Формы мероприятий:
-
уроки мужества;
-
праздники;
-
проекты (учебные, социальные);
-
экскурсии;
-
участие в республиканской акции «Георгиевская ленточка»
-
изготовление презентаций, видеофильмов;
-
написание творческих работ (сочинение);
-
конкурсы рисунков, газет;
-
празднование Дней Боевой славы
-
конкурсы патриотической песни.
Инновационные технологии: ИКТ, исследовательская деятельность, проблемное обучение.
Виды контроля: диагностика, тестирование.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты: К концу 2 года обучения дети должны:
Знать:
-
культурных и исторических достижений народов России;
-
механизмов защиты прав человека на всех уровнях;
-
основ социального проектирования.
Уметь:
-
получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников;
-
выявлять социальные проблемы;
-
отстаивать свое мнение;
-
определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки;
-
работать в группе на основе сотрудничества.
Содержание работы
Календарно - тематический план работы
по гражданско-патриотическому воспитанию
2015-2016 уч.год
№
Месяц
Тема занятия
Цель занятия
1.
Сентябрь
«Я - люблю свой город и горд, что я - Владикавказец!».
-
Расширить знания детей о родном городе, людях живущих и работающих в нём.
-
Воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к родному городу, к родному дому в котором он живет.
-
Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
2.
«Мой любимый детский дом»
3.
«Наша Родина - Россия»
-
Формировать чувство сопричастности к истории страны.
-
Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
4.
«Москва - главный город нашей Родины»
-
Знакомить с историей столицы нашей страны - г. Москва;
-
Расширять исторические знания детей о русских городах.
-
Воспитывать чувство гордости за свою Родину
5.
Октябрь
«С чего начинается Родина? »
-
Расширять знания детей о родной стране.
-
Воспитывать в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
6.
«История символов государственной власти».
-
Расширить исторические знания о символах государственной власти на Руси в разные периоды.
-
Воспитывать интерес к истории страны.
7.
«Моя малая Родина»
-
Знакомство с историческим прошлым Осетии.
-
Воспитание патриотизма через краеведческие знания о своем городе и положительном историческом прошлом Северной Осетии.
8.
«Я служу России»
-
Повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
-
Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
9.
Ноябрь
«История символов власти современной России».
Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации герба, Гимна, Флага.
10
«Символы Северной Осетии и Владикавказа»
Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Северной Осетии и города Владикавказ.
11
«Стихи, рожденные в Осетии…»
Содействие эстетическому воспитанию воспитанников, привлечение молодого поколения к красоте искусства и творчества в целом.
12
«Инвалид - не инвалид, люди так не делятся».
День инвалидов.
-
Расширить знания и понимание жизни людей с ограниченными возможностями, пароолимпийские игры - что это?
-
Воспитывать в детях уважение и сострадание к людям с ограниченными возможностями, побуждать в них желание оказывать помощь.
13
Декабрь
«Наше государство - Российская Федерация».
День Конституции РФ.
-
Создать атмосферу уважения к Конституции России, законам, нормам общественной и коллективной жизни.
Утверждать в сознании детей социально значимые ценности и взгляды, убеждения к историческому прошлому России.
14
«Гражданин и просто человек».
Воспитывать чувство гражданской ответственности, гордость за свою страну, республику.
15
«Школа выживания».
День спасателя.
Отработка поведения в экстремальных ситуациях. «Формировать знания о профессии - спасатель, службы спасения.
16
«Обычаи и традиции осетинского народа -Джеоргуыба».
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям. Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
17
Январь
«Золотые купола России».
Расширение представлений о городах России, «Золотое кольцо».
Формировать у воспитанников первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению.
18
«Город - герой Ленинград».
Снятие блокады.
-
Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
-
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
19
«Города - герои».
Формирование у детей основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
20
«Город - герой Сталинград».
Сталинградское сражение 1943год.
21
Февраль
Викторина «Владикавказ - город воинской славы, Россия - моя Родина!»
22
«Наши защитники».
-
Познакомить детей с разными видами войск российской армии;
-
развивать интерес к защите отечества;
-
повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.
-
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну Россию.
23
«Элитные войска РФ».
Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
24
«Обычаи и традиции русского народа - Масленица».
25
Март
«Россия - многонациональное государство»
Развитие интернациональных чувств у детей. Учить с уважением относится к людям разных национальностей. Воспитывать толерантность, дружеские отношения.
«Двуязычие».
Развитие интернациональных чувств у детей.
Учить детей создавать проект по данной теме. Формировать умение и желание самостоятельно выполнить работу. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.
26
«Владикавказ - многонациональный город».
27
«Ю.А. Гагарин - человек мира».
День космонавтики.
28
29
Апрель
«Обычаи и традиции русского народа - Пасха».
Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям
-
Формировать представление о героическом прошлом русского и осетинского народах, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
-
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
30
«Сильны и могучи богатыри славной Руси и древней Осетии»
31
«Этот День Победы»
-
Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;
-
Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов, сражавшихся на фронте;
-
Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления.
-
Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
32
Участие в республиканской акции «Георгиевская ленточка»
33
Май
«Умейте дружбой дорожить»
34
«Граница России».
День пограничника.
35
36
Содержание работы
календарно - тематический план работы
по гражданско-патриотическому воспитанию
2016-2017 уч.год
№
Месяц
Тема занятия
Цель занятия
1.
Сентябрь
«День города!».
-
Расширить знания детей о родном городе, людях живущих и работающих в нём.
-
Воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к родному городу, к родному дому в котором он живет.
-
Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
2.
«Дом, в котором я живу»
3.
«Наша Родина - Россия»
-
Формировать чувство сопричастности к истории страны.
-
Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
4.
5.
Октябрь
«Владикавказ и его почётные жители».
-
Учить детей создавать проект по данной теме, искать информацию, распределять обязанности по выполнению работы.
-
Воспитывать умение трудиться в коллективе, толерантность.
6.
«С чего начинается Родина?»
-
Расширять знания детей о родной стране.
-
Воспитывать в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
7.
«История символов государственной власти».
-
Расширить исторические знания о символах государственной власти на Руси в разные периоды.
-
Воспитывать интерес к истории страны.
8.
«Органы государственной власти»
Формировать знания и представления детей об органах государственной власти. Их роль в управлении государством.
9.
Ноябрь
«Я служу России»
День призывника.
-
Повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
-
Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
10
«Президент - правитель, защитник интересов России в мире».
Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания к президенту России.
11
«Органы государственной власти в Северной Осетии».
Формировать знания и представления детей об органах государственной власти. Их роль в управлении Северной Осетией.
12
«Основы социализации»
Формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому; коррекция мышления на основе упражнений в анализе - синтезе.
13
Декабрь
«Люблю отчизну я…»
-
Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям: Мать, Родина-Мать, родное Отечество.
14
«Наше государство - Российская Федерация».
День Конституции РФ.
-
Создать атмосферу уважения к Конституции России, законам, нормам общественной и коллективной жизни.
-
Утверждать в сознании детей социально значимые ценности и взгляды, убеждения к историческому прошлому
России.
15
«Законодательство страны».
Знакомить детей с основными законами РФ.
16
«Службы спасения».
.
-
Отработка поведения в экстремальных ситуациях.
-
Формировать знания о профессии - спасатель, службы спасения.
17
Январь
«Обычаи и традиции русского народа - Крещение».
Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
18
«России верные сыны»
Расширение и углубление знаний ребят о выдающихся людях России.
19
«Город - герой Ленинград».
Снятие блокады.
-
Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
-
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
20
« Города - герои» - виртуальное путешествие.
21
Февраль
«Город - герой Сталинград».
Сталинградское сражение 1943год.
22
«Паспорт - основной документ гражданина России»
-
Формирование у детей основы патриотизма, гражданственности.
-
Расширить исторические знания детей о появлении паспорта, его значимости.
-
Воспитывать чувство ответственности и гордости за свою гражданственность.
23
«Воинская честь».
-
Познакомить детей с разными видами войск российской армии;
-
развивать интерес к защите отечества
-
повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.
-
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну Россию.
24
«Сверхсрочная служба».
25
Март
«Моя семья»
Воспитание уважения к старшему поколению, на основе развития интереса к истории своей семьи, воспитание уважительного отношения к окружающим семьям, толерантности.
«Борьба женщин разных стран за свои права».
-
Расширить исторические знания детей о борьбе женщин за свои права.
-
Воспитывать уважение к женщинам разных профессий, вероисповедания и социального положения.
26
«Двуязычие».
-
Развитие интернациональных чувств у детей.
-
Учить с уважением относиться к людям разных национальностей.
-
Воспитывать толерантность, дружеские отношения, уважение ко всем народам Кавказа.
27
«Народы Кавказа».
28
29
Апрель
Покорители космоса
День космонавтики.
-
Учить детей создавать проект по данной теме.
-
Формировать умение и желание самостоятельно выполнить работу.
-
Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.
30
«История зарождения космонавтики».
31
«Обычаи и традиции русского народа - Пасха».
Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
32
"Религия. Каждый человек имеет право на свободное вероисповедание".
33
Май
«Этот День Победы»
-
Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;
Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов, сражавшихся на фронте;
-
Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления.
Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
34
«Дети войны - в тылу, на фронте, в лагерях».
35
«Когда музы не молчали»
36
«Славься Отечество»
Список литературы:
-
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы», М.: 2006.
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков. Российская академия образования. - М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).
-
Воронова Е.А. «Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры/-Изд.».-Ростов н/Д: Феникс, 2008.
-
Агапова И.А. «Мы - патриоты!» Классные часы и внеклассные мероприятия: М.:ВАКО, 2006. - 368 с.
-
Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е. В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.
-
Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.
-
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).
-
Караковский В. А., НовиковаЛ. И., СеливановаН. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! - М., 2000.
-
Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова - М.: Москва. 1999.-796с.
-
Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника// "Воспитание школьников" 4. 2002.
-
Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Москва, 1998.- 222с.
-
Степанов Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. /Под редакцией Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.
-
Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 222с.
19