Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО Краеведение

« Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прорастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков. Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки».

Д.С. Лихачёв

ВВЕДЕНИЕ.

« Краеведение - это радость подробного узнавания жизни, прорастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.

Малая Родина ребенка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.

Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Творческое объединение младших школьников «Моя малая Родина» помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа родителей и детей в деле охраны и восстановления природы; села, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье), формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящем курсе "Краеведение" предусмотрено реализовать региональный компонент содержания образования по предмету "Внеурочная деятельность". Программа разработана на основе системы учебных курсов с экологической направленностью "Зеленый дом" автор А.А. Плешаков

Данный курс "Краеведения" рассчитан на преподавание в 1-4х классах начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного плана содержит три раздела: "Мы живем в России", "Моя республика", "Мы живём в маленьком поселке". Каждый раздел поделен на темы - модули, каждая тема будет ежегодно расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Представленный курс по "Краеведению" углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.

В процессе преподавания курса "Краеведения" будут проводиться уроки - лекции, уроки - встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по селу, походы. Учащиеся должны будут готовить сообщения, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России.

Основная цель курса: дать учащимся основные знания об истории своего села, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кабардино-Балкарской республики, познакомить с достопримечательностями и, что не мало важно, людьми, строившими и прославившие родную республику.

Изучение "Краеведения" способствует

  • формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;

  • формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родной республике;

  • формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;

В итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии страны, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- работать в читальном зале библиотеки;

- готовить и выступать с докладами и сообщениями;

- работать в семейных архивах;

- умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- бережно относиться к своему селу, к школе, к родному дому.

Изучение программы «Краеведение» способствует воспитанию чувства гордости за свое село, за успехи своих земляков.


Условия для реализации программы.

Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  • Проведение всех занятий вне класса: в библиотеке, в ДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.

  • В библиотеке должны быть оборудованы рабочие места для учащихся и педагога.

  • Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).

  • На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ "КРАЕВЕДЕНИЕ"

п/п


Раздел и тема

Дата

по плану

по факту

Тема 1: Введение



Краеведение - наука о родном крае.



Природа - наш второй дом



Тема 2: Мой край на карте Родины



Россия - Родина моя. Символы государства - герб и флаг. Гимн России.



Символ России - берёза.



Нальчик - частица России. Символика республики.



Село, в котором живем мы.



Исторические корни нашей республики. Легенды и предания.



Знакомство с символикой Кабардино- Балкарии.



Тема 3: Я и моя семья



Профессии моих родителей.



Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»



Моя родословная.



Тема 4: Моя улица



Экскурсия по улицам Малакановского.



Тема 5: Наша школа



Знакомство с историей, традициями своей школы.



Тема 6: Природа нашего края



Полезные ископаемые Кабардино- Балкарии .



Что дает наш край стране.



Климат. Сезонные изменения погоды в Кабардино- Балкарии .



Реки и озера Кабардино- Балкарии .



Растительный мир Кабардино- Балкарии . Лиственные и хвойные деревья региона.



Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.



Лекарственные растения нашей республики.



Викторина «Что это за листья?»



Правила поведения в лесу, в парковой зоне.



Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе».



Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга.



Викторина «Зелёный мир вокруг нас».



Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях.



Животный мир Кабардино- Балкарии .



Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?



Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.



Викторина «В мире животных».



Птицы родного края



Географические названия населенных пунктов нашей местности.



Народные промыслы Кабардино- Балкарии .



Что дает наша республика стране.




ИТОГО: 34





Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);

  • символику страны, края, города, школы;

  • традиции русского народа и семьи,

  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

  • условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

  • технологию изготовления поделок из природного материала.

  • правила ТБ в кружке.

Обучающиеся должны уметь:

  • видеть и понимать красоту живой природы;

  • вести простейшие наблюдения в природе;

  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;

  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

  • любовь к людям и природе;

  • ответственное отношение к окружающей среде;

  • доброжелательность к живым существам;

  • стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

  • стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.


Ожидаемые результаты реализации программы


1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

  • приобретение практических навыков поведения в природе;

  • активная жизненная позиция детей;

  • экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

  • разумное отношение к своему здоровью;

  • сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;

  • способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;

  • направленность личности в профессиональном выборе;

  • сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

  • выбор личных, жизненных приоритетов.

Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.


















Список литературы для педагога.


  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.

  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.

  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г

  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.

  5. Ветлужская сторона, «Кострома», 1995г

  6. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.

  7. В.Блохина. Литературные игры и занятия.- Горький, 1960г.

  8. Б.Болховитинов Твое свободное время.- М, 1975.

  9. В. Володченков Выходи играть во двор.- М.,1989г.

  10. О.С Газман В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.

  11. В. И. Даль Пословицы русского народа,--М, 1957.

  12. Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман.- М.,1989.

  13. Т., Кедрина . Большая книга игр и развлечений.-М., 1992г

  14. М. Литвинова Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада.- М, 1986.

  15. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,-М.,1990.

  16. Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов.- М., 1962.

  17. В.Д. Осиповский Родная старина. - Современник, 1999.

  18. Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.

Список литературы для обучающихся и родителей.


  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.

  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского язык, М., «Русский язык», 1989г.

  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным, М., «Детская литература», 1984г

  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.

  5. Ветлужская сторона, «Кострома», 1995г

  6. Н.В. Морохин Нижегородский топонимический словарь, Нижний Новгород, К и М изд., 1997г

  7. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.

  8. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.



© 2010-2022