- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа объединения Интеллектика первого года обучения для детей 8-10 лет
Рабочая программа объединения Интеллектика первого года обучения для детей 8-10 лет
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Молозина Л.С. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрена Согласовано Утверждена
На заседании МС Заместитель руководителя Приказом МБОУ ДОД
МБОУ ДОД по УВР МБОУ ДОД ЦД(Ю)ТТ
Протокол № ____от __________________ № ________от
«___»______201_г. «___»______201_г. «___»_____201_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога дополнительного образования
Молозиной Любови Сергеевны
«ИНТЕЛЛЕКТИКА»
Салават
2014- 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на детей первого года обучения объединения «Интеллектика», является модифицированной и относится к естественнонаучной направленности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 8-10 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на 144 часа в год.
Программа включает 5 разделов: «Восприятие информации человеком», «Развитие логического мышления», « Внимание и память человека», «Развитие творческого воображения».
Актуальность. Новизна.
Обычно программы такого направления ориентированы на детей ЗПР, данная программа составлена для детей без отклонения в развитии. Одинаково важное значение придаётся формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью приобретаются, так как эффективное развитие когнитивной сферы возможно только как "сплав" взаимосвязанных и одновременно протекающих процессов отработки когнитивных умений на основе усвоения содержательного материала. Новизной является и включение в содержание программы раздела, посвященного и знакомству с основными понятиями ТРИЗ.
Цель и задачи
Основная цель программы: формирование обучающегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.
Обучающая:
-
Познакомить детей с начальными элементами научной картины мира, начальными знаниями об обществе и месте ребенка в нем.
-
Познакомить детей с предметом логики и основными терминами: понятие, причина, следствие, анализ, синтез, структура.
-
Изучить с детьми приемы развития ассоциативного мышления и приемы фантазирования, использующие ассоциации.
Развивающая:
развивать:
-
мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно- логическое, практическое, теоретическое, реалистическое);
-
воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), творческое);
-
внимание (произвольное и непроизвольное);
-
память (произвольную, механическую, логическую, непроизвольную, оперативную, промежуточную),
-
гибкость мысли, быстроту и критичность ума;
-
мотивацию к познанию окружающего мира.
Воспитывающая:
-
прививать навыки культурного поведения;
-
помочь обучающимся в овладении элементами самовоспитания.
Формы организации занятий:
-
учебное занятие;
-
экскурсии;
-
организация праздников;
-
театрализованное занятие;
-
участие в выставках и конкурсах различного уровня;
-
участие в воспитательных мероприятиях МБОУ ДОД "ЦД(Ю)ТТ".
Должны уметь:
-
находить сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению
-
вычленять более широкие и более узкие, находить связи между родовыми и видовыми понятиями;
-
делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности;
-
уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию;
-
научиться элементам анализа: выявление связей между явлениями и понятиями: противоположность, часть и целое.
-
запоминать и воспроизводить смысл, существо материала, доказательство, аргументацию;
-
преодолевать инерцию мышления;
-
придумывать сказки, используя изученные приемы.
Прогнозируемый результат
Одним из важных конкретных результатов является развитие разных форм и видов процесса мыслительного анализа, под которым понимается процесс выделения в объекте различных сторон, свойств, связей, отношений и соответствующих им форм и видов процессов синтеза. А так же должны овладеть культурой общения в коллективе и нравственными общепринятыми нормами поведения, выработать потребность и ценность к труду.
Формы подведения итогов
При подведении итогов реализации программы используется итоговая диагностика, которая включает в себя анкетирование родителей и учащихся, тестирование психологических процессов у ребят.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов
и тем
Всего часов
Количество часов
Теоретические
практические
1.
Введение. ТБ.
2
2
Контрольно диагностическое занятие.
2
2
2.
Восприятие информации человеком.
16
8
8
1
Чувства и органы чувств человека.
2
2
2
Восприятие информации с помощью зрения
2
2
3
Восприятие информации с помощью слуха
2
2
4
Восприятие информации с помощью обоняния, осязания, вкусовых ощущений
2
2
5
Составление описания предметов и явлений с использованием наибольшего количества органов чувств.
4
4
6
Упражнения по поддержанию здоровья органов чувств
2
2
7
Контрольно- диагностическое занятие.
2
2
3.
Развитие логического мышления
22
14
8
1.
Понятие - исходная форма мысли
2
2
2
Свойства и признаки предметов (объектов).
4
2
2
3
Принципы сенсорной обработки информации. Чувства и свойства
2
2
4
Единичные, общие, существенные и несущественные признаки предметов.
4
2
2
5
Сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению
2
2
6
Сравнение предметов.
4
2
2
7
Понятие об алгоритме. Нахождение алгоритма построения загадок
2
2
8
Контрольно- диагностическое занятие.
2
2
4
Внимание и память человека
8
2
6
1
Внимание и память человека
2
2
2
Упражнения на развитие внимания и памяти.
2
2
4
Игры на развитие внимания и памяти.
2
2
5
Контрольно- диагностическое занятие.
2
2
5
Развитие творческого воображения
20
16
4
1
Понятие о психологической инерции. Воображение и фантазирование.
2
2
2
Понятие об ассоциациях. Ассоциативные игры, упражнения.
2
2
3
Приемы фантазирования: «оживление»
2
2
4
Приемы фантазирования: «увеличение-уменьшение»
2
2
5
Приемы использования приемов в сказках.
2
2
6
«Живые» буквы, слова, понятия.
2
2
7
«Звуковая клякса»
2
2
8
Приемы фантазирования, использующие ассоциации: «Бином фантазии», «Елочка ассоциаций».
2
2
9
Придумывание фантастических рассказов. Придумывание новых объектов.
2
2
10
Контрольно-диагностическое занятие.
2
2
6
Итоговое занятие. Контрольная диагностика.
2
2
ИТОГО
72
44
28
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Введение. ТБ.
Организационные вопросы. Режим занятий. Правила поведения на занятиях объединения «Интеллектика». Контрольно - диагностическое занятие.
2. Восприятие информации человеком.
Чувства и органы чувств человека. Восприятие информации с помощью зрения. Восприятие информации с помощью слуха. Восприятие информации с помощью обоняния, осязания, вкусовых ощущений. Составление описания предметов и явлений с использованием наибольшего количества органов чувств. Упражнения по поддержанию здоровья органов чувств. Контрольно- диагностическое занятие.
3. Развитие логического мышления.
Понятие - исходная форма мысли. Свойства и признаки предметов (объектов). Принципы сенсорной обработки информации. Чувства и свойства. Единичные, общие, существенные и несущественные признаки предметов. Сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению. Сравнение предметов. Понятие об алгоритме. Нахождение алгоритма построения загадок. Контрольно- диагностическое занятие.
4. Внимание и память человека.
Внимание и память человека. Упражнения на развитие внимания и памяти. Игры на развитие внимания и памяти. Контрольно- диагностическое занятие.
Приложение 1.
5. Развитие творческого воображения.
Понятие о психологической инерции. Воображение и фантазирование. Понятие об ассоциациях. Ассоциативные игры, упражнения. Приемы фантазирования: «оживление», «увеличение-уменьшение». Приемы использования приемов в сказках. «Живые» буквы, слова, понятия. «Звуковая клякса». Приемы фантазирования, использующие ассоциации: «Бином фантазии», «Елочка ассоциаций». Придумывание фантастических рассказов. Придумывание новых объектов. Контрольно-диагностическое занятие.
6. Итоговое занятие. Контрольная диагностика.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его этапах ведущими методами выступают отдельные, приведенные ниже методы.
-
Методы обучения:
-
словесные - беседа, рассказ, монолог, диалог;
-
наглядные - демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, моделей, открыток, чертежей и т.д.;
-
практические - решение творческих заданий, изготовление моделей, макетов и др.;
-
репродуктивные - работа по шаблонам, калькам, чертежам;
-
проблемно-поисковые - изготовление изделий по рисунку, по собственному замыслу, решение творческих задач, индивидуальные задания в зависимости от достигнутого уровня развития обучающихся;
-
игровые.
-
Метод проектов используется на занятиях в течение всего периода обучения. Он способствует включению ребят в проектную культуру не только как ее наследников, но и творцов, формированию у обучающихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в социуме.
-
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: творческие задания, комфортная структура занятия, познавательные и развивающие, имитационные игры, экскурсии, коллективные обсуждения и т.д. Творческие мастерские.
-
Методы воспитания:
-
беседы
-
метод примера
-
педагогическое требование
-
создание воспитательных ситуаций
-
соревнование
-
поощрение
-
наблюдение
-
анкетирование
-
анализ результатов.
-
Методы контроля - контрольные задания в виде творческих работ в конце каждой темы в процессе обучения, выставки, участие в конкурсах.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта обучающихся.
Литература
-
Гин А. Задачки - сказки от кота Потряскина. - М.: Вита-Пресс, 2002
-
Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999
-
Гин С. Мир логики. - М.: 2001
-
Гин С. Мир фантазии. - М.: 2002
-
Гин С. Мир человека. - М.: 2003
-
Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. - СПб.: 2003
-
Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль. «Академия развития», 1998
-
Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов - на - Дону: изд. Ростовского университета, 1993
-
Огородников В.П. Логика. - СПб., изд. « Питер», 2004
-
Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. - СПб.: 1999
-
Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб: Речь, 2002
-
Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - СПб: Речь, 2002
-