• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа объединения Интеллектика первого года обучения для детей 8-10 лет

Рабочая программа объединения Интеллектика первого года обучения для детей 8-10 лет

Данная программа рассчитана на детей первого  года обучения  объединения «Интеллектика», является модифицированной  и  относится к естественнонаучнойнаправленности.Возраст детей, участвующих в реализации программы, 8-10 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.  Программа  рассчитана на 144 часа в год.Программа включает 5 разделов: «Восприятие информации человеком»,  «Развитие логического мышления», « Внимание и память человека»,  «Развитие творческого воображения».
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена Согласовано Утверждена

На заседании МС Заместитель руководителя Приказом МБОУ ДОД

МБОУ ДОД по УВР МБОУ ДОД ЦД(Ю)ТТ

Протокол № ____от __________________ № ________от

«___»______201_г. «___»______201_г. «___»_____201_г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога дополнительного образования

Молозиной Любови Сергеевны



«ИНТЕЛЛЕКТИКА»























Салават

2014- 2015 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа рассчитана на детей первого года обучения объединения «Интеллектика», является модифицированной и относится к естественнонаучной направленности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 8-10 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на 144 часа в год.

Программа включает 5 разделов: «Восприятие информации человеком», «Развитие логического мышления», « Внимание и память человека», «Развитие творческого воображения».

Актуальность. Новизна.

Обычно программы такого направления ориентированы на детей ЗПР, данная программа составлена для детей без отклонения в развитии. Одинаково важное значение придаётся формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью приобретаются, так как эффективное развитие когнитивной сферы возможно только как "сплав" взаимосвязанных и одновременно протекающих процессов отработки когнитивных умений на основе усвоения содержательного материала. Новизной является и включение в содержание программы раздела, посвященного и знакомству с основными понятиями ТРИЗ.

Цель и задачи

Основная цель программы: формирование обучающегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.

Обучающая:

  • Познакомить детей с начальными элементами научной картины мира, начальными знаниями об обществе и месте ребенка в нем.

  • Познакомить детей с предметом логики и основными терминами: понятие, причина, следствие, анализ, синтез, структура.

  • Изучить с детьми приемы развития ассоциативного мышления и приемы фантазирования, использующие ассоциации.

Развивающая:

развивать:

  • мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно- логическое, практическое, теоретическое, реалистическое);

  • воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), творческое);

  • внимание (произвольное и непроизвольное);

  • память (произвольную, механическую, логическую, непроизвольную, оперативную, промежуточную),

  • гибкость мысли, быстроту и критичность ума;

  • мотивацию к познанию окружающего мира.

Воспитывающая:

  • прививать навыки культурного поведения;

  • помочь обучающимся в овладении элементами самовоспитания.

Формы организации занятий:

  • учебное занятие;

  • экскурсии;

  • организация праздников;

  • театрализованное занятие;

  • участие в выставках и конкурсах различного уровня;

  • участие в воспитательных мероприятиях МБОУ ДОД "ЦД(Ю)ТТ".

Должны уметь:

  • находить сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению

  • вычленять более широкие и более узкие, находить связи между родовыми и видовыми понятиями;

  • делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности;

  • уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию;

  • научиться элементам анализа: выявление связей между явлениями и понятиями: противоположность, часть и целое.

  • запоминать и воспроизводить смысл, существо материала, доказательство, аргументацию;

  • преодолевать инерцию мышления;

  • придумывать сказки, используя изученные приемы.

Прогнозируемый результат

Одним из важных конкретных результатов является развитие разных форм и видов процесса мыслительного анализа, под которым понимается процесс выделения в объекте различных сторон, свойств, связей, отношений и соответствующих им форм и видов процессов синтеза. А так же должны овладеть культурой общения в коллективе и нравственными общепринятыми нормами поведения, выработать потребность и ценность к труду.

Формы подведения итогов

При подведении итогов реализации программы используется итоговая диагностика, которая включает в себя анкетирование родителей и учащихся, тестирование психологических процессов у ребят.


Учебно-тематический план


№ п/п






Наименование разделов

и тем



Всего часов




Количество часов

Теоретические

практические

1.

Введение. ТБ.

2

2


Контрольно диагностическое занятие.

2

2


2.

Восприятие информации человеком.

16

8

8

1

Чувства и органы чувств человека.

2

2


2

Восприятие информации с помощью зрения

2

2


3

Восприятие информации с помощью слуха

2

2


4

Восприятие информации с помощью обоняния, осязания, вкусовых ощущений

2

2


5

Составление описания предметов и явлений с использованием наибольшего количества органов чувств.

4


4

6

Упражнения по поддержанию здоровья органов чувств

2


2

7

Контрольно- диагностическое занятие.

2


2

3.

Развитие логического мышления

22

14

8

1.

Понятие - исходная форма мысли

2

2


2

Свойства и признаки предметов (объектов).

4

2

2

3

Принципы сенсорной обработки информации. Чувства и свойства

2

2


4

Единичные, общие, существенные и несущественные признаки предметов.

4

2

2

5

Сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению

2

2


6

Сравнение предметов.

4

2

2

7

Понятие об алгоритме. Нахождение алгоритма построения загадок

2

2


8

Контрольно- диагностическое занятие.

2


2

4

Внимание и память человека

8

2

6

1

Внимание и память человека

2

2


2

Упражнения на развитие внимания и памяти.

2


2

4

Игры на развитие внимания и памяти.

2


2

5

Контрольно- диагностическое занятие.

2


2

5

Развитие творческого воображения

20

16

4

1

Понятие о психологической инерции. Воображение и фантазирование.

2

2


2

Понятие об ассоциациях. Ассоциативные игры, упражнения.

2

2


3

Приемы фантазирования: «оживление»

2

2


4

Приемы фантазирования: «увеличение-уменьшение»

2

2


5

Приемы использования приемов в сказках.

2

2


6

«Живые» буквы, слова, понятия.

2

2


7

«Звуковая клякса»

2

2


8

Приемы фантазирования, использующие ассоциации: «Бином фантазии», «Елочка ассоциаций».

2



2







9

Придумывание фантастических рассказов. Придумывание новых объектов.

2










2

10

Контрольно-диагностическое занятие.

2


2

6

Итоговое занятие. Контрольная диагностика.

2


2

ИТОГО

72

44

28


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Введение. ТБ.

Организационные вопросы. Режим занятий. Правила поведения на занятиях объединения «Интеллектика». Контрольно - диагностическое занятие.

2. Восприятие информации человеком.

Чувства и органы чувств человека. Восприятие информации с помощью зрения. Восприятие информации с помощью слуха. Восприятие информации с помощью обоняния, осязания, вкусовых ощущений. Составление описания предметов и явлений с использованием наибольшего количества органов чувств. Упражнения по поддержанию здоровья органов чувств. Контрольно- диагностическое занятие.

3. Развитие логического мышления.

Понятие - исходная форма мысли. Свойства и признаки предметов (объектов). Принципы сенсорной обработки информации. Чувства и свойства. Единичные, общие, существенные и несущественные признаки предметов. Сходство и различие предметов по форме, цвету, веществу, назначению. Сравнение предметов. Понятие об алгоритме. Нахождение алгоритма построения загадок. Контрольно- диагностическое занятие.

4. Внимание и память человека.

Внимание и память человека. Упражнения на развитие внимания и памяти. Игры на развитие внимания и памяти. Контрольно- диагностическое занятие.

Приложение 1.

5. Развитие творческого воображения.

Понятие о психологической инерции. Воображение и фантазирование. Понятие об ассоциациях. Ассоциативные игры, упражнения. Приемы фантазирования: «оживление», «увеличение-уменьшение». Приемы использования приемов в сказках. «Живые» буквы, слова, понятия. «Звуковая клякса». Приемы фантазирования, использующие ассоциации: «Бином фантазии», «Елочка ассоциаций». Придумывание фантастических рассказов. Придумывание новых объектов. Контрольно-диагностическое занятие.

6. Итоговое занятие. Контрольная диагностика.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его этапах ведущими методами выступают отдельные, приведенные ниже методы.

  • Методы обучения:

  • словесные - беседа, рассказ, монолог, диалог;

  • наглядные - демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, моделей, открыток, чертежей и т.д.;

  • практические - решение творческих заданий, изготовление моделей, макетов и др.;

  • репродуктивные - работа по шаблонам, калькам, чертежам;

  • проблемно-поисковые - изготовление изделий по рисунку, по собственному замыслу, решение творческих задач, индивидуальные задания в зависимости от достигнутого уровня развития обучающихся;

  • игровые.

  • Метод проектов используется на занятиях в течение всего периода обучения. Он способствует включению ребят в проектную культуру не только как ее наследников, но и творцов, формированию у обучающихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в социуме.

  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: творческие задания, комфортная структура занятия, познавательные и развивающие, имитационные игры, экскурсии, коллективные обсуждения и т.д. Творческие мастерские.

  • Методы воспитания:

  • беседы

  • метод примера

  • педагогическое требование

  • создание воспитательных ситуаций

  • соревнование

  • поощрение

  • наблюдение

  • анкетирование

  • анализ результатов.

  • Методы контроля - контрольные задания в виде творческих работ в конце каждой темы в процессе обучения, выставки, участие в конкурсах.

Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта обучающихся.









Литература



  1. Гин А. Задачки - сказки от кота Потряскина. - М.: Вита-Пресс, 2002

  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999

  3. Гин С. Мир логики. - М.: 2001

  4. Гин С. Мир фантазии. - М.: 2002

  5. Гин С. Мир человека. - М.: 2003

  6. Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. - СПб.: 2003

  7. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль. «Академия развития», 1998

  8. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов - на - Дону: изд. Ростовского университета, 1993

  9. Огородников В.П. Логика. - СПб., изд. « Питер», 2004

  10. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. - СПб.: 1999

  11. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб: Речь, 2002

  12. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - СПб: Речь, 2002





© 2010-2022