Основы духовно-нравственной культуры народов России

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по Основам духовно - нравственной культуры народов России составлена на основе:

  1. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);

  2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования ( Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

  3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2015-2016 учебный год;

  4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  5. Программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. - М.: Вентана-Граф, 2013

  6. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Отрадненская СОШ» Брянского района

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.


Основными целями и задачами реализации указанной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Структура Рабочей программы: 1. Пояснительная записка, 2. Общая характеристика учебного предмета, курса, 3.Описание места ученого предмета, курса в учебном плане, 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, 5. Содержание учебного курса, 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, 7. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса, 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

ІІ. Общая характеристика учебного предмета

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном

соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков.

Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию

подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства - толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне

жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина - часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда - один из элементов

общероссийской культуры.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета - развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.


ІІІ. Описание места учебного предмета «ОДНКНР» в учебном плане

В соответствии с ФГОС и школьным учебным планом курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе в течение первого полугодия один час в неделю, общее число часов 17.

ІV. Планируемые результаты обучения

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

V. Содержание учебного курса


В программе курса 5 класса представлены следующие содержательные линии:

«В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура - плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры - представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек - творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности - часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий - патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде - красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья - хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка - главные семейные ценности. О

юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья - первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) - золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть - часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора - Пятикнижие Моисея. Синагога - молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности - составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.






























VІ. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности курса ОДНКНР


п/п

Тема урока

)

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Примечания

Дата

предметные

личностные

метапредметные

план

факт


В мире культуры (2 часа)



1

Величие многонациональной российской культуры

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России».

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость»

2

Человек - творец и носитель культуры

Чтение и обсуждение текста учебника «Человек - творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек - носитель культуры», «Человек - творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов).

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России


Нравственные ценности (7 часов)



3

«Береги землю родимую, как мать любимую»

Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур - стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Ответить на вопросы.

4

Жизнь ратными подвигами полна

Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Ответить на вопросы

5

В труде - красота человека

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Объяснить значение пословиц

6

«Плод добрых трудов славен»

Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формулирование вывода по материалам урока.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Подобрать пословицы и поговорки народов России о труде

7

Люди труда

Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?» Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Готовить проекты

8

Бережное отношение к природе

Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций материалом (учебник, с. 53).

Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Ответить на вопрос, сообщение о заповеднике

9

Семья - хранитель духовных ценностей

Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей».

Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь - главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?»

Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации

Подобрать примеры произведений УНТ своего народа о нравственных качествах человека


Религия и культура (5 часов)



10

Роль религии в развитии культуры

Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности

11

Культурное наследие христианской Руси.

Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Сообщение-презентация о царь-колоколе

12

Культура ислама

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

Сообщение-презентация об исламе

13

Иудаизм и культура

Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток»Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи» (учебник,

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.

Сообщение-презентация об иудаизме

14

Культурные традиции буддизма

Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка».

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Сообщение-презентация о буддизме


Как сохранить духовные ценности (2 часа)



15

Забота

государства о сохранении духовных ценностей

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

Сообщение-презентация о храмах, мечетях, синагогах Астраханской области

16

Хранить память предков

Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова). Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории.

Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами

Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.


Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.


Подготовить ответы на вопросы


Твой духовный мир (1 час)



17

Твой духовный мир

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете».

Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.


Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.


Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.








VIІ. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. - М.: Вентана-Граф, 2013 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:

  • Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. - М., 2001.Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. - М., 2000.

  • История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. - М., 2002.

  • Поснов М.Э. История христианской церкви. - М., 2005.

  • Хопко Ф. Основы православия. - Минск, 1991.

  • Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. - М., 2003

  • Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. - М., 1983.

  • Введение в буддизм. - СПб., 1999.

  • Беляева Е.В. Этика: курс лекций. - Минск, 2004.

  • Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. - СПб., 2005.

  • Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М., 2005.

  • Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. - М., 2004.


  • Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов -

  • experiment-opk.pravolimp.ru/lessons

  • Методические пособия по всем курсам ОРКСЭ -orkce.org/method-cabinet

  • Презентации к урокам по ОРКСЭ -proshkolu.ru/club/opk/list/1-11112-70096/

  • Методическая копилка по ОРКСЭ -tata4010.taba.ru/Metodicheskaya_kopilka/ORKSE

  • Притчи -pritchi.ru/

VIІІ. Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

- различать культовые сооружения разных религий;

- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей.

• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.


К концу обучения учащиеся смогут научиться:

• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

• Работать с историческими источниками и документами.



© 2010-2022