- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Менеджмент
Рабочая программа по дисциплине Менеджмент
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шашкина Ю.А. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 230701 - Прикладная информатика (по отраслям)
Организация-разработчик: ОГБОУ СПО «Скопинский электротехнический колледж»
Разработчик:
Шашкина Юлия Александровна
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6 ДИСЦИПЛИНЫ
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 10
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
-
Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
230701 - Прикладная информатика (по отраслям)
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
-
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
-
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
-
анализировать организационные структуры управления;
-
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-
принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
-
учитывать особенности менеджмента (по отраслям);
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
-
методы планирования и организации работы подразделения;
-
принципы построения организационной структуры управления;
-
основы формирования мотивационной политики организации;
-
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
-
внешнюю и внутреннюю среду организации;
-
цикл менеджмента;
-
процесс принятия и реализации управленческих решений;
-
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
-
систему методов управления;
-
методику принятия решений;
-
стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 22 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
70
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
20
контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
22
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
22
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы менеджмента
14
Тема 1.Сущность
современного
менеджмента
Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям)
2
1
Тема 2. Организация и ее среда
Организация, как форма существования людей. Условия возникновения организации. Организация как открытая система. Внешняя и внутренняя среда организации. Внутренние элементы организации. Значение и показатели внешней среды.
2
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Школы менеджмента.
Факторы внешней среды организации. Социальная ответственность и этика менеджмента.
10
Раздел 2. Функции менеджмента
22
Тема 3. Цикл менеджмента
Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.
2
1
Тема 4. Планирование и организация деятельности коллектива
Содержание и организация стратегического планирования. Методы планирования и организации работы подразделения.
4
2
Организация взаимодействий в управлении. Понятия структура управления. Принципы построения организационной структуры управления.
2
Практические занятия
6
Построение и анализ организационной структуры управления конкретного предприятия. Использование на практике методов планирования и организации работы подразделения с учетом особенностей менеджмента (по отраслям).
Тема 5. Мотивация сотрудников
Значение и основные элементы мотивации. Первичные и вторичные потребности. Основы формирования мотивационной политики организации.
2
3
Практические занятия
2
Выполнение работы по мотивации трудовой деятельности персонала и принятия решений с учетом особенностей менеджмента (по отраслям).
Тема 6. Контроль в управлении
Сущность и необходимость контроля деятельности экономического субъекта. Виды контроля. Процесс контроля: установление стандартов, сравнение результатов и
2
3
корректирующие действия.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Основные теории мотивации. Практика мотивации труда.
6
Раздел. 3. Методы управления
34
Тема. 7. Система методов управления
Система методов управления. Экономическое, административное и социально- психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления.
4
1
Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально- психологические отношения.
3
Практические занятия
2
Изучение 4-х типов темперамента, составление анкеты по определению характера.
Тема. 8. Деловое общение
Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации. Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения.
2
3
Практические занятия
2
Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций.
Тема. 9.
Управленческое
решение
Процесс принятия и реализации управленческих решений. Методика принятия решений.
2
2
Практические занятия
4
Разбор ситуаций и принятие эффективных решений с использованием системы методов управления.
Тема. 10. Руководство в организации
Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Неформальный лидер и работа с ним.
2
1
Практические занятия
6
Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Информационные технологии в сфере управления. Барьеры общения и пути их устранения.
Управление конфликтами. Управление стрессами.
Управление неформальной организацией.
6
Дифференцированный зачет
ИТОГО
2
70
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации»
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
альбом наглядных пособий по «Менеджменту»
Технические средства обучения:
-
интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
-
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
-
Коргова М.А. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
-
Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2007.
-
Назаров Ю.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. М.: Глобус; Волгоград: Альянс, 2006.
Дополнительные источники:
-
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.
-
Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Омега Л., 2008.
-
Друкер П.Ф. Практика менеджмента/ Пер. с англ. - М.: Издат. дом «Вильяме», 2006.
-
Ломакин А.Л. Управленческие решения. - М.: Форум, ИНФРА-М, 2005.
-
Лукашевич В.В., Астахов Н.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
-
Мэддакс Р. Успешная команда: как ее создать, мотивировать и развивать. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
-
Томпсон А.А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: Пер. с англ.: Вильямс, 2005.
-
Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2008.
-
Чудновская С.Н. Управленческие решения: Учебник. - М.: Эксмо, 2007.
-
Интернет ресурсы:
-
mevriz.ru/
-
rjm.ru/
-
new-management.info/
-
top-manager.ru/
-
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
практические занятия
анализировать организационные структуры управления;
практическое занятие
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
практическое занятие
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
практическое занятие
принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
практическое занятие
учитывать особенности менеджмента (по отраслям);
практическое занятие
Знания:
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
индивидуальное задание
методы планирования и организации работы подразделения;
практическое занятие
принципы построения организационной структуры управления;
практическое занятие
основы формирования мотивационной политики организации;
практическое занятие
особенности менеджмента в области
практическое занятие
профессиональной деятельности (по отраслям);
внешнюю и внутреннюю среду организации;
индивидуальное задание
цикл менеджмента;
тестирование
процесс принятия и реализации управленческих решений;
практическое занятие
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
индивидуальное задание
систему методов управления;
тестирование
методику принятия решений;
индивидуальное занятие
стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
тестирование