• Преподавателю
  • Другое
  • Педагогический проект «Ученический проект как средство формирования универсальных учебных действий»

Педагогический проект «Ученический проект как средство формирования универсальных учебных действий»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект

« Ученический проект как средство формирования универсальных учебных действий»

Участники: обучающиеся 7-х классов

Сроки реализации: 2015-2016гг



Актуальность проекта

Российская школа, верная старым еще советским традициям, наполняет головы своих учеников большим объемом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новое, т.е. применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт- российских школьников не учат.

Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний - бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Этому надо учить в школе.

Целью обучения является не столько вооружение учащихся знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела - компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит в процессе деятельности, в ходе применения знаний на практике. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких- то реальных задач.

Новизна проекта

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

В ходе реализации проекта планируется подготовка и организация ученических проектов исследовательского характера. Так уж случилось, что на протяжении нескольких лет наша школа работает в этом направлении. Дети, с которыми приходилось мне работать, больше создавали и создаем проекты по истории Горного Алтая.

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы над проектом:

  • низкая мотивация к деятельности, подростки быстро теряют интерес, особенно если работа кажется рутинной, а результат не вдохновляет;

  • для семиклассников трудность возникает при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения;

  • противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к уровню универсальных учебных действий (компетенций), с одной стороны, и недостаточной подготовкой учителя по формированию универсальных действий, с другой стороны.

Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий.

Предмет исследования: влияние организации УВП на основе исследовательской деятельности на повышение качества знаний, мотивации обучающихся и формирование универсальных учебных действий.

Гипотеза: можно предположить, что организация УВП на основе исследовательской деятельности на уроках обществознания и во внеурочное время обеспечит:

  • доступность и понимание исследуемого материала,

  • повышение внутренней мотивации учащихся;

  • более высокое качество знаний обучающихся по всем предметам, т.к. формирование УУД дает результат в целом;

Цель проекта: обоснование и экспериментальная проверка исследовательской деятельности в образовании как средства формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания.

Задачи:

  • показать, что способ предоставления знаний в виде организации исследований - объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс;

  • научить самостоятельно искать и перерабатывать информацию и обмениваться ею;

  • способствовать формированию устойчивого интереса к предметам;

  • способствовать формированию умений успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.

Этапы реализации проекта

Подготовительный - актуализация темы проекта, определение целей и задач

Исследовательский - изучение теоретической базы и научной литературы; знакомство с передовым опытом; отбор технологий; подбор материала.

Внедренческий - разработка и применение исследований разного типа на уроках и во внеурочной деятельности в 5 классах

Аналитический - анализ проделанной работы; выявление наиболее эффективных приемов и методов; обобщение опыта; подведение итогов.

Педагогические технологии

Информационно - коммуникационные технологии.

Технология тестового контроля.

Личностно - ориентированные технологии.

Методы и приемы, используемые в работе: словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации; рассказ, лекция, семинар, беседа);

репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления обучением).

Формы работы: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.

Продукты проекта

  • Выступления на педагогических советах и научно - практических конференциях различного уровня

  • Буклеты

  • Презентации

  • Творческие отчеты


Прогнозируемый результат

Развивать у детей навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников. Исследовательские проекты способствуют развитию аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации. Основной упор необходимо сделать на мыслительную компетентность. Творческие проекты позволяют проявить способности учащихся, показать развитие их УУД. Уметь защищать проект в форме презентации т.е. краткого публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы. Итак,

- Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

- Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

- В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

- Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.


© 2010-2022