- Преподавателю
- Другое
- Педагогический проект «Ученический проект как средство формирования универсальных учебных действий»
Педагогический проект «Ученический проект как средство формирования универсальных учебных действий»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Каятова Т.М. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Педагогический проект
« Ученический проект как средство формирования универсальных учебных действий»
Участники: обучающиеся 7-х классов
Сроки реализации: 2015-2016гг
Актуальность проекта
Российская школа, верная старым еще советским традициям, наполняет головы своих учеников большим объемом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новое, т.е. применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт- российских школьников не учат.
Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний - бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Этому надо учить в школе.
Целью обучения является не столько вооружение учащихся знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела - компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит в процессе деятельности, в ходе применения знаний на практике. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких- то реальных задач.
Новизна проекта
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
В ходе реализации проекта планируется подготовка и организация ученических проектов исследовательского характера. Так уж случилось, что на протяжении нескольких лет наша школа работает в этом направлении. Дети, с которыми приходилось мне работать, больше создавали и создаем проекты по истории Горного Алтая.
Проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы над проектом:
-
низкая мотивация к деятельности, подростки быстро теряют интерес, особенно если работа кажется рутинной, а результат не вдохновляет;
-
для семиклассников трудность возникает при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения;
-
противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к уровню универсальных учебных действий (компетенций), с одной стороны, и недостаточной подготовкой учителя по формированию универсальных действий, с другой стороны.
Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий.
Предмет исследования: влияние организации УВП на основе исследовательской деятельности на повышение качества знаний, мотивации обучающихся и формирование универсальных учебных действий.
Гипотеза: можно предположить, что организация УВП на основе исследовательской деятельности на уроках обществознания и во внеурочное время обеспечит:
-
доступность и понимание исследуемого материала,
-
повышение внутренней мотивации учащихся;
-
более высокое качество знаний обучающихся по всем предметам, т.к. формирование УУД дает результат в целом;
Цель проекта: обоснование и экспериментальная проверка исследовательской деятельности в образовании как средства формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания.
Задачи:
-
показать, что способ предоставления знаний в виде организации исследований - объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс;
-
научить самостоятельно искать и перерабатывать информацию и обмениваться ею;
-
способствовать формированию устойчивого интереса к предметам;
-
способствовать формированию умений успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.
Этапы реализации проекта
Подготовительный - актуализация темы проекта, определение целей и задач
Исследовательский - изучение теоретической базы и научной литературы; знакомство с передовым опытом; отбор технологий; подбор материала.
Внедренческий - разработка и применение исследований разного типа на уроках и во внеурочной деятельности в 5 классах
Аналитический - анализ проделанной работы; выявление наиболее эффективных приемов и методов; обобщение опыта; подведение итогов.
Педагогические технологии
Информационно - коммуникационные технологии.
Технология тестового контроля.
Личностно - ориентированные технологии.
Методы и приемы, используемые в работе: словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации; рассказ, лекция, семинар, беседа);
репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления обучением).
Формы работы: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.
Продукты проекта
-
Выступления на педагогических советах и научно - практических конференциях различного уровня
-
Буклеты
-
Презентации
-
Творческие отчеты
Прогнозируемый результат
Развивать у детей навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников. Исследовательские проекты способствуют развитию аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации. Основной упор необходимо сделать на мыслительную компетентность. Творческие проекты позволяют проявить способности учащихся, показать развитие их УУД. Уметь защищать проект в форме презентации т.е. краткого публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы. Итак,
- Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
- Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
- В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
- Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.