Программа летней каникулярной площадки Северная палитра творчества

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа летней каникулярной площадки Северная палитра творчестваПрограмма летней каникулярной площадки Северная палитра творчества


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ПРОГРАММА

ЛЕТНЕЙ КАНИКУЛЯРНОЙ ПЛОЩАДКИ


«Северная

палитра творчества»













«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»









Программа летней каникулярной площадки Северная палитра творчества







Программа летней каникулярной площадки Северная палитра творчества











Программа летней каникулярной площадки Северная палитра творчестваПрограмма летней каникулярной площадки Северная палитра творчества



Программа летней каникулярной площадки Северная палитра творчества

Программа летней каникулярной площадки Северная палитра творчества

Надым























Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»










ПРОГРАММА

ЛЕТНЕЙ КАНИКУЛЯРНОЙ ПЛОЩАДКИ

«СЕВЕРНАЯ ПАЛИТРА ТВОРЧЕСТВА»

для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста



Срок реализации программы: 15 дней.























Авторы программы:

Семенчук И.А., заместитель директора по УВР

МОУ ДОД «Центр детского творчества»

Зайчикова В.В., педагог-организатор

МОУ ДОД «Центр детского творчества»





Надым, 2015

Пояснительная записка

«Через творчество - к жизненной миссии»

Актуальность программы. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. В настоящее время в общеобразовательных организациях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Хореография» и т.д., а также с помощью различных факультативов, творческих объединений, по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха, обучения и воспитания детей в условиях летней каникулярной площадки. В рамках осуществления Указа Президента «О проведении в Российской Федерации Года литературы» в плане воспитательной работы особое внимание уделяется мероприятиям, связанным с литературным творчеством («Творческие встречи», «Путешествие в мир сказок», Акции «Лечим книгу» и т.п.) совместно с сотрудниками МУК «Межпоселенческая центральная библиотека», в рамках празднования 85 летия со дня образования ЯНАО и Надымского района запланированы тематические познавательные мероприятия (виртуальные экскурсии по памятным местам родного города, края; с целью сохранение и развитие национальных культур, фольклора, национально - прикладного творчества - совместные мероприятия со специалистами Филиала МБУК «Надымская районная клубная система» - Центр национальных культур), МУК «Музей истории и археологии г. Надыма», эколого-методическим центром «Дом природы»

В системе образования Надымского района функционирование летних площадок различной направленности строится на реализации новых актуальных интерактивных форм взаимодействия взрослых и детей в рамках летней оздоровительной кампании.

Летняя площадка по художественному направлению размещается на базе МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Надыма и предполагает ведение образовательной и досуговой деятельности через реализацию краткосрочных образовательных программ и досуговой программы в форме познавательной игры, в которой и взрослый, и ребёнок - это субъекты-партнёры - системообразующие творческой деятельности.

Организация работы каникулярной летней площадки по художественному направлению - это особая педагогическая система, в которую включены новые формы взаимодействия ребёнка и взрослого, личности и коллектива на основе деятельностного подхода, то есть такой организации взаимодействия, в основе которой лежат субъект-субъектные отношения. Активизируя творческий потенциал детей и подростков на самоорганизацию разносторонней деятельности в рамках летней площадки, осуществляя при этом личностно-ориентированный подход и используя интерактивные формы организации культурно-познавательной деятельности, педагогический коллектив площадки может рассчитывать, как на позитивную динамику личностного роста детей и подростков, расширение эстетического кругозора участников, так и на высокий уровень сформированности временного коллектива.

Разработка программы организации летней площадки была вызвана: повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников; обеспечением преемственности в работе площадки и образовательной организацией дополнительного образования детей; модернизацией старых форм работы в период летней компании; необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Выбор тематики программы «Северная палитра творчества» обусловлен результатами проведённого анкетирования среди учащихся образовательных организаций г. Надыма в возрасте 7 - 17 лет, которое было организовано с целью выявления познавательного интереса к проведению предстоящего летнего досуга.

В результате анкетирования были выделены два направления, особо интересующие респондентов: изобразительное искусство и хореография.

Основной состав площадки - это учащиеся общеобразовательных школ г. Надыма в возрасте 7-17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Комплексность программы «Северная палитра творчества» обусловлена многоплановостью содержания познавательной (образовательной) и воспитательной деятельности, которая включает интеллектуальный, нравственный, познавательный, культурно-эстетический и социальный компоненты. Содержание программы реализуется через внутреннюю интеграцию образовательной и воспитательной деятельности, которая направлена на создание единого информационно - познавательного поля для раскрытия личности и творческой самореализации ребёнка. Тематическая направленность способствует:

  • формированию культурного, творческого поведения и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития;

  • формированию базовых нравственных ценностей: патриотизм, гражданственность, труд, творчество, искусство и т.д.

Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию народов России.

В настоящее время патриотическое воспитание символизирует идею исторической преемственности, связи поколений. Организация работы по патриотическому воспитанию средствами художественного образования предусматривает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленного на воспитание подрастающего поколения, формирование у них патриотических убеждений и особую роль в этом играет художественно-творческая деятельность, основанная на изучении региональной культуры.

Выбор эффективных форм совместной деятельности детей и взрослых в условиях города - важная проблема повышения эффективности воспитательной, культурно-досуговой и патриотической работы.

Данные тенденции в практике организации летнего отдыха определяют новизну выбранных форм деятельности, положенных в основу разработки программы летней каникулярной площадки «Северная палитра творчества»:

  • краткосрочные образовательные программы («Юный художник» - включающие учащихся в активную художественную деятельность с использованием различных художественных материалов и техник; «Свободная танцевальная пластика» - искусство сочинения и сценической постановки танца, практическая работа учащихся), построенные с использованием интерактивных и игровых технологий, носящих динамический характер и ориентированные на деятельностный подход;

  • досуговая программа построена в форме познавательной игры, где учащиеся не только будут посещать занятия в учебных объединениях, а также разрабатывать сценарии, открывать чудесный мир в живых красках, учиться танцевать используя различные танцевальные техники и посещать общие воспитательные мероприятия, где согласно выбранной теме погрузятся в необыкновенно прекрасный мир творчества.

Целью данной программы является активизация творческого потенциала детей, их личностного развития через разностороннюю культурно-досуговую деятельность в рамках летней каникулярной площадки.

Для достижения поставленной цели необходимо решение целого комплекса задач:

  • вовлечение детей и подростков в активную культурно-познавательную деятельность;

  • формирование сплоченного, дружного коллектива для работы в период функционирования площадки;

  • организация совместной деятельности детей и взрослых, интеллектуального, познавательного и увлекательного досуга;

  • развитие организаторских, лидерских и коммуникативных способностей детей через участие в совместных творческих делах;

  • воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к культурному наследию родного края, страны;

  • организация полноценного культурно-досугового отдыха детей.

Программа летней площадки опирается на следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.

  2. Принцип сотрудничества: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребёнка, педагога, родителей, которое позволяет учащемуся почувствовать себя творческой личностью.

  3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

  4. Принцип дифференциации, который предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одного дня;

  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики площадки;

  • активное и добровольное участие детей во всех видах деятельности.

  1. Принцип творческой индивидуальности.

  2. Принцип доступности выбранных форм работы.

Содержание. Основная деятельность летней каникулярной площадки направлена на развитие личности ребёнка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Летняя каникулярная площадка, учитывая её специфическую деятельность, даёт детям определённую целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребёнка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Находясь на летней каникулярной площадке, дети ежедневно включаются в познавательно-досуговый процесс, для которого характерен упорядоченный ритм жизни. Результатом осуществления культурно-досуговой деятельности является формирование потребности у учащихся в культурном образовании и воспитании.

Досуговая деятельность на летней каникулярной площадке направлена на вовлечение детей в тематические мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

Методы и средства

Соблюдая методические принципы развивающего обучения («природосообразность», «вариативность», «индивидуализация» и другие), театральная педагогика выдвигает свои принципы проблемности («поиск истины»), противоборства («борьба идей»), творческой свободы, что формирует дидактику творческого взаимодействия: сюжетность занятия, словесная наглядность, проблемность, поисково-творческий характер занятия, занимательность учебного процесса.

В процессе обучения помимо традиционных используются такие формы обучения как: творческие и социо-игровые задания, интерактивные экскурсии, литературные гостиные, познавательные викторины, инсценировки экспромты, выставки, танцевальные батлы, конкурсы, само презентация и т.д., где наглядно прослеживается результат творческой работы учащихся.

Формы организации деятельности: теоретические занятия, практикумы, экскурсии, встречи с интересными людьми, инструктажи, работа в малых группах, КТД.

Среди технологий обучения наиболее приемлемы следующие: технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, технологии самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений, технология коммуникативного обучения.

Занятия по танцевальному искусству разнообразны как по содержанию, так и по выбору применяемых методов: беседа в виде вопросов и ответов, рассказ, объяснение, прослушивание музыки и ее самостоятельный разбор; наглядные методы: наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога; практические методы: разучивание и повторение движений, танцев; проблемно-поисковые методы обучения.

Основной организационной формой, в которой будет происходить реализация досуговой программы, является игра - лучшая форма приобщения ребёнка к познанию.

Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность обучения и воспитания, позволяющая детям приобрести новые знания, умения и навыки.

Во-вторых, - это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на коллектив и личность.

В-третьих, - это метод стимулирования интереса и творческой активности детей в других видах деятельности.

В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности временного детского коллектива.

Познавательная игра сочетается с творческим трудом, дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Игра помогает увидеть учащихся в особой ситуации: в условиях творческого напряжения, помогает самоутвердиться в кругу товарищей и в собственных глазах. Игра является культурным феноменом и выполняет в программе следующие функции: педагогическую, коммуникативную, эстетическую и ряд других.

Программа летней каникулярной площадки «Северная палитра творчества» состоит из 3 этапов:

  1. Ознакомительный: 1 день пребывания (формирование детского коллектива; ознакомление с правилами и режимом пребывания на площадке; проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и коммуникативных способностей; запуск программы, погружение в игру: игровые и тематические мероприятия, познавательные викторины, стендовые презентации и т.д.);

  2. Практический: 2-11 день пребывания (реализация краткосрочных образовательных программ; мероприятий воспитательного характера: развлекательно - познавательные игры, концерты, викторины, станционные игры, тематические встречи, экскурсии, соревнования и т.д.).

  3. Обобщающий: 12-13 день пребывания (итоговые мероприятия: мониторинг качества реализации краткосрочных образовательных программ, выступление детей, презентации о проделанной коллективной творческой работе, театрализованная игровая программа и танцевальный батл, выработка перспектив деятельности площадки, анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесённых в организацию деятельности будущей площадки).

Участники программы летней каникулярной площадки

  • 33 учащихся в возрасте 7-17 лет (зачисление детей производится на основании заявления родителей или лиц, их заменяющих);

  • директор площадки; завхоз; педагог-организатор; педагоги дополнительного образования; концертмейстер; звукооператор; рабочий по КОиРЗ.

Работники летней площадки несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностями.

Структура площадки. Режим работы

Летний период в организации деятельности площадки создает особенно благоприятные условия для общения детей между собой, обмена эмоциональными ценностями, личностными интересами.

В 2015 году летняя площадка «Северная палитра творчества» будет работать 13 дней: 02.06. - 17.06.2015г. с 10.00 до 14.00 часов ежедневно, кроме воскресенья. Дети самостоятельно будут добираться из дома до летней площадки (Центр детского творчества) и покидать ее по окончанию работы. Более 30 учащихся младшего, среднего и старшего возраста будут погружены в культурно-досуговую деятельность, через участие в работе учебных объединений («Юный художник», «Свободная танцевальная пластика») и в совместных воспитательных мероприятиях познавательного и досугового характера.

В 2015 году деятельность летней площадки будет организована в форме познавательной игры «Северная палитра творчества». Все действия будут происходить в творческих студиях:

  • «Юный художник», учащиеся будут осваивать основы изобразительного искусства, к закрытию смены будет организована выставка творческих работ учащихся;

  • «Свободная танцевальная пластика», учащиеся будут осваивать искусство сочинения и сценической постановки танца, а к концу смены сами покажут совместные постановки.

Дважды в неделю осуществляется сбор в «культурном центре» на общее мероприятие, где ребята смогут стать участниками игровых и конкурсных программ, воспитательных мероприятий, встреч с интересными людьми, тематических экскурсий и т.п.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  1. Чёткое представление целей и постановка задач.

  2. Конкретное планирование деятельности.

  3. Кадровое обеспечение программы: директор площадки; завхоз; педагог-организатор; педагоги дополнительного образования; концертмейстер; звукооператор; рабочий по КОиРЗ.

  4. Методическое обеспечение программы:

  • программа летней каникулярной площадки «Северная палитра творчества»;

  • должностные инструкции сотрудников площадки;

  • программно-методическое обеспечение программы;

  • методические разработки, сценарный материал в соответствии с планом работы;

  • методический материал для педагогических работников площадки;

  • краткосрочные образовательные программы педагогов дополнительного образования «Юный художник», «Свободная танцевальная пластика» с учебно-методическим комплексом соответственно тематике и сюжету площадки;

  • документация для осуществления деятельности площадки (план-сетка, локальные акты (положения), инструкции т.д.);

  • мониторинговая система отслеживания результатов и подведения итогов работы летней каникулярной площадки.

  1. Педагогические условия:

  • отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;

  • организация различных видов деятельности;

  • добровольность включения детей в организацию деятельности площадки;

  • создание ситуации успеха;

  • организация различных видов стимулирования.

  1. Материально-техническое обеспечение:

  • привлечение средств материально - технической базы Центра детского творчества для оптимального функционирования летней площадки;

  • кабинеты для ведения образовательной и досуговой деятельности: кабинеты № 5, 7, 24);

  • материалы для оформления площадки и творческой деятельности детей;

  • наличие канцелярских принадлежностей;

  • аудио и видеотехника: фотоаппарат, компьютер, принтер, копировальный аппарат, музыкальный проигрыватель, видеокамера, видеомагнитофон, телевизор, караоке-центр, микрофон;

  • аудиоматериалы, видеоматериалы.

Ожидаемые результаты реализации программы

Участие в программе «Северная палитра творчества» предполагает благотворное влияние на интеллектуальное, нравственное, художественно-эстетическое развитие детей, формирование творческого мышления, познавательных процессов, лидерских и организаторских навыков, расширение кругозора. Организация деятельности с использованием предложенных в программе форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков учащихся, что окажет существенное влияние на формирование познавательного интереса к различным видам культурной, творческой, созидательной деятельности.

По окончанию функционирования летней каникулярной площадки предполагается достижение следующих результатов:

  • создано единое информационно-познавательное поле для раскрытия личности и творческой самореализации ребёнка в рамках реализации программы площадки;

  • на 100% удовлетворены детские потребности в полноценном отдыхе и организации досуга в летнее каникулярное время;

  • более 50% учащихся продолжат обучение в учебных группах художественно-эстетического направления Центра;

  • качество реализации краткосрочных образовательных программ составило более 80% (хороший уровень);

  • на хорошем уровне (более 80%) сформированы специальные и ключевые компетенции учащихся в области культуры и искусства:

  • специальные: овладение знаниями тематической лексики и практическими навыками;

  • учебно-познавательные: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, овладение креативными навыками;

  • информационные - владение навыками работы с различными источниками информации, навыки оперативного сбора информации и её обработки;

  • личностного самосовершенствования - готовность к постоянному самосовершенствованию, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию и самореализации;

  • социально-коммуникативные - обретение многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогут самовыражению в социуме, готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе;

  • сформирован устойчивый познавательный интерес подростков к самообразованию и самореализации;

  • уровень организаторских и коммуникативных способностей детей возрос на 40%;

  • сформирован сплоченный временный творческий коллектив детей (стадия «Алый парус» по А.Н Лутошкину), способный как к совместному, так и к самостоятельному поиску и решению образовательных задач и организации увлекательного досуга;

  • организована творческая и культурно-досуговая деятельность для детей через реализацию досуговой и краткосрочных образовательных программ;

  • более 30 детей и подростков вовлечены в культурно-познавательную деятельность, что составляет 100% от запланированного количества участников площадки.

Критерии эффективности программы

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • постановка реальных целей и планирование результатов программы;

  • заинтересованность педагогов и детей в реализации и освоении программ, благоприятный психологический климат;

  • уровень качества реализации краткосрочных образовательных программ;

  • удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;

  • творческое сотрудничество взрослых и детей;

  • уровень сформированности специальных и ключевых компетентностей учащихся в области культуры, театра, искусства, хореографии;

  • уровень организаторских и коммуникативных способностей учащихся;

  • готовность к дальнейшему обучению в учебных группах художественно-эстетического направления Центра.

В качестве критериев оценки эффективности и успешности реализации программы применяется следующий инструментарий:


МЕТОДОЛОГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ


Период площадки,

Педагогические задачи

Формы и методы организации деятельности

Результат


  1. Организационный период (1 день)

Педагогические задачи:

  • знакомство, создание психологически безопасной атмосферы,

  • формирование коллективных ценностей и правил,

  • работа над созданием учебных групп,

  • поддержка позитивного эмоционального подъёма

  • Встреча детей и подростков,

  • проведение диагностики по выявлению общих интеллектуальных, лидерских и творческих способностей,

  • запуск программы «Северная палитра творчества», знакомство с правилами поведения на летней площадке;

  • подготовка и торжественное открытие летней каникулярной площадки.

  • Оформление межличностных отношений детей в группах и с педагогическими работниками,

  • Эмоциональная включённость детей и педагогических работников в работу летней площадки.

  1. Основной период

(10 дней)

Педагогические задачи:

  • создание условий для индивидуального и коллективного развития,

  • реализация основной идеи летней площадки.


  • Организация и проведение коллективных, групповых совместных творческих дел,

  • занятия в ИЗО и хореографической студиях (по программам педагогов дополнительного образования),

  • экскурсии, творческие выставки, познавательные и развлекательные мероприятия.


  • Оформление группы как социального организма со своими принципами и законами,

  • установление межгрупповых связей,

  • принятие детьми принципов общей культуры и правил поведения на летней площадке.

  1. Заключительный период (2 дня)

Педагогические задачи:

  • организация конструктивного взаимодействия на площадке.

  • подведение личных и коллективных итогов,

  • анализ деятельности летней площадки.


  • Подведение итога совместной деятельности площадки;

  • подготовка к закрытию летней площадки;

  • анализ качественных изменений, личностного роста участников;

  • анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по развитию летней каникулярной площадки;

  • корректировка перспектив деятельности площадки;

  • составление аналитического материала по итогам работы площадки.

  • Установление атмосферы единства, взаимопомощи и поддержки;

  • личностный рост, осознание своего творческого потенциала.



© 2010-2022