План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

  Тема:  «Вышивка бисером»   Цель: Развить интерес учащихся к декоративно-прикладному  искусству, научить использованию традиционного вида рукоделия  в  современной жизни. Задачи: Образовательные: Ознакомить учащихся с историей вышивания, как вида рукоделия. Сформировать знания о различных техниках вышивания бисером. Развивающие: Развивать творческое мышление обучающихся, фантазию, чувство прекрасного. Развивать познавательный интерес к предмету через исторический экскурс в мир вышивки. Воспита...
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РК


КГУ «Курчумская средняя школа № 1 им. Ю.А.Гагарина»








9 класс



Тема: «Вышивка бисером»






Провела: учитель технологии

Попова Галина Николаевна,
















с. Курчум

2013 г.

«___» __________ 20___ г. ______ класс

Тема: «Вышивка бисером»

Цель: Развить интерес обучающихся к декоративно-прикладному искусству,

научить использованию традиционного вида рукоделия в современной

жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить учащихся с историей вышивания, как вида рукоделия.

  • Сформировать знания о различных техниках вышивания бисером.

  • Актуализировать знания о гармонии цвета.

Развивающие:

  • Развивать творческое мышление обучающихся, фантазию, чувство прекрасного.

  • Развивать познавательный интерес к предмету через исторический экскурс в мир вышивки.

Воспитательные:

  • Воспитание эстетического вкуса, чувства меры.

  • Воспитать настойчивость, находчивость, усидчивость.

  • Приобщить к самодеятельному творчеству посредством художественной вышивки.

  • Воспитывать аккуратность при работе, внимательность и любовь к декоративно - прикладному творчеству.

Оборудование: Компьютер, готовые изделия, схемы для вышивки, материалы и инструменты для вышивки бисером, работы обучающихся и учителя.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: словесный, наглядный.

Форма проведения: презентация, беседа с объяснением нового материала, показ наглядностей, практическая работа обучающихся.

Межпредметные связи: история, ИЗО.

Место проведения: мастерская.

Ход урока.

I. Организационная часть: (3 мин.)

1. Проверить присутствующих обучающихся по списку.

2. Проверка готовности обучающихся к уроку.

II. Изучение нового материала: (20 мин.)

  1. История вышивки бисером (слайд 2).

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче - так появился бисер.
Бисер - великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера - стеклянные бусины - украшали одежду древнеегипетских фараонов.
Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства ( к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.
Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 - 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: «В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны».
Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.
«Золотым веком» бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков - бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.
В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.
К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.

2. Материалы и инструменты для вышивки бисером.

Иглы (слайд 3).

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

Тип и размер используемой иглы зависит от величины отверстия в бусинах. Размер иглы обычно соответствует номеру бисера. Номера игл для

бисера - 10, 12, 13 и 15. Чаще всего используются иглы №12.

Если бисер настолько мелкий, что в него не проходит

бисерная игла, можно поступить следующим образом:
1. Возьмите кусок тонкой проволоки, сложите вдвое, проденьте нитку в образовавшееся отверстие и обрежьте ровно концы проволоки. Продевайте их сквозь бусинки вместе. Этот способ особенно хорош для шитья вприкреп. Если же вы шьете швом, где нужно пришивать каждую отдельную бисеринку, попробуйте делать достаточно толстой иглой отверстие в ткани и продевать сквозь него вашу "иголку" из проволоки. В противном случае вам придется каждый раз снимать проволоку, продевать нитку в иголку и делать стежок по ткани. А затем опять надевать проволоку, чтобы набрать следующую бусинку.
Бывает очень трудно вставить нить в крошечное ушко иглы,

здесь можно поступить следующим образом:
1. Срежьте конец нити под углом и навощите нить у конца, он станет более твердым и нить не будет распускаться.
2. Попробуйте воспользоваться нитковдевателем, который обычно входит в комплект принадлежностей к швейной машине или в набор игл.

Нитки (слайд 4).

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

Используются прочные (капроновые, шелковые) нити, а также мулине. Толщина и цвет используемой нити зависит от размера отверстия в бусине и ушка иглы, а также от способа шитья, схемы цветов, ткани и дизайна вышивки. Любую нитку перед использованием следует продернуть через кусочек воска, чтобы она стала прочнее, пластичнее и не расплеталась в процессе работы.
Больше всего для вышивки бисером по ткани подходят тонкие синтетические нитки.
Нитки должны соответствовать назначению модели. Если изделие будет использоваться в быту или, например, вы делаете бахрому, нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно. Если отверстие в бисеринках достаточно широкое, можно дополнительно укрепить нить очень тонкой леской. Если в вашем изделии используется стеклярус или рубка - велик шанс, что со временем нить перетрется об их острые края. Поэтому заранее позаботьтесь о достаточной прочности нити.

Пяльцы или подрамник (слайд 5).

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

При вышивании бисером очень важно, чтобы полотно было хорошо натянуто. Очень удобны пяльца на стойке и те, которые можно прикрепить к краю стола или на ручке кресла - тогда обе руки будут свободны. Для больших и объемных полотен нужны большие прямоугольные пяльцы, в которых уместится весь рисунок, т.к. объемная вышивка не позволит передвинуть изделие. Если пяльцы велики, то полотно можно "нарастить", приметав по краям дополнительные полоски ткани.
Ткань для изделия, канва или тюль (слайд 6).

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

Старайтесь выбирать такой материал для вышивки, чтобы он не был сильно мнущимся, марким, не требовал частой стирки и утюжки. Учтите, что вышивка стеклянными бусинками по тонкой ткани может деформировать изделие под тяжестью бусинок. Поэтому обычно стараются шить по ткани, которая способна выдержать вес бисера.
Перед началом работы нужно аккуратно скопировать рисунок на ткань при помощи копировальной бумаги, мела или мыла. Для перевода рисунка на трикотаж нужно прикрепить к ткани лист кальки, на котором предварительно сделана копия рисунка, и прошить рисунок. Потом осторожно оборвать бумагу, не вытягивая нитей, которыми прошит рисунок.
По канве можно вышивать картины и панно, используя готовые наборы со схемами, которые можно купить в отделах по рукоделию, либо взять схемы с интенета. Также можно вышить бисером рисунок, а фон вышить нитками мулине. При работе по канве необходимо точно подобрать размер бисеринок к клеточкам канвы.

Ножницы (слайд 7).

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

Маленькие ножницы с острыми загнутыми концами, для обрезания кончиков нитей. Обычные ножницы, для обрезки кожи при создании украшений на кожаной основе. Лезвия маленьких ножниц должны быть длинной не более шести сантиметров.

Наперсток (слайд 8).

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

Металлический или пластмассовый, должен хорошо надеваться на средний палец. Используется для проталкивания иглы через материал на плотной основе.

3. Полезные советы при вышивке бисером.

1. Если вы хотите украсить вышивкой одежду, имейте ввиду следующее. При интенсивной носке бисер может потускнеть или вообще облезть. Поэтому перед началом работы протестируйте свой бисер - потрите некоторое время несколько бусинок между пальцами и посмотрите, не слезет ли с него краска при трении. Если это произойдет, лучше выберите другой бисер, а этот примените в вышивке, которая не будет подвергаться подобным испытаниям. Включите ее в настенное панно или картину.
2. Подержите на солнечном месте неделю-две небольшое количество бисера, который вы хотите включить в вышивку, а затем сравните его с таким же бисером, но не лежавшем на солнце. Если цвет бисера значительно изменился, подумайте, хотите ли вы видеть свою вышивку такой. Это относится к вышивке, которая периодически будет находиться на открытом солнце (на блузке, джинсах и т.д.). Если на солнце бисер сильно тускнеет, не расстраивайтесь. Используйте его для картин, они, как правило, висят на стене в комнате и не подвергаются воздействию прямых солнечных лучей.
3. Если вы хотите украсить вышивкой одежду, иногда полезно сделать ее съемной (особенно это касается больших и объемных вышивок). Выполните ее не на одежде, а на ткани, которую потом приметайте к одежде. Это позволит облегчить стирку изделия (на время стирки просто отпорите ткань с вышивкой, а потом приметайте обратно).
4.Основные приемы работы.

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

Шов «Вперед иголку» (слайд 9).

Шов "Вперед иголку" знаком нам еще с уроков труда в школе. Почему бы не украсить его бисером? Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны, и опять нанижите бусину.

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

Шов строчной (слайд 10).

Этот шов по исполнению может быть похож как на шов "Вперед иголку", так и на шитье вприкреп - вы сами варьируете расстояние между бусинами. Если вы хотите придать вашей вышивке жесткость или зафиксировать бусины на прямой или гладкой извилистой линии, то после завершения стежка пройдите иглой в обратном направлении, тогда бусины встанут ровнее.

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

Шов стебельчатый (слайд 11).

При этом способе шитья вышивка получается довольно жесткой. Наберите 2 бусины и пройдите иглой сквозь ткань на изнанку около второй бусины. Выведите иглу на лицевую часть между первой и второй бусинами, пройдите сквозь отверстие второй бисерины. Нанижите третью бисерину и снова пройдите иглой на изнанку вблизи от только что нанизанной бисерины. Продолжайте, пока не достигнете желаемой длины строчки.

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

Шов вприкреп (слайд 12).

Для шитья вприкреп бисер сначала нанизывают на нитку, которую затем пришивают к ткани короткими стежками между бусинами. Шитье вприкреп позволяет быстро изготовить изделия из бисера, не случайно североамериканские индейцы дали этому способу шитья название "Ленивая жена". Уложите нить с бисером на ткань. Другой нитью пришейте низку бисера через каждую бусину (см. рисунок) или через 2-3 бисерины.

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

Шов «Монастырский» (слайд 13).

На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке, делается диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусине. На изнанке делается вертикальный стежок, нить снова выходит на лицевую сторону и делается еще один диагональный стежок с бисеринкой. Таким образом, с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные.

5. Значение цвета в вышивке бисером (слайд 14).

План урока на тему: «Вышивка бисером» (9класс)

В любой вышивке большое значение имеет цветовое решение.
За основу гармоничного подбора цветов берётся цветовой круг, называемый иначе - спектром. Спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Эти цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. Визуально цветовой круг разделяется по диаметру пополам, где в одну половину входят тёплые цвета, а в другую - холодные.

Цветовой тон - это цветность, по нему отличают один цвет от другого.
Яркость - степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые будут цвета, близкие к белому.

Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Все цвета классифицируются на хроматические и ахроматические.

Любые рядом стоящие цвета влияют друг на друга и могут производить различное впечатление. Всякий цвет в окружении более тёмных цветов кажется светлее, а в окружении более светлых - темнее.

Немаловажным при выборе цвета является его свойство зрительно видоизменять форму и величину предмета. Так, если смотреть на поверхность, покрытую красными и синими пятнами, возникает иллюзия, будто красные пятна расположены ближе к зрителю, чем синие. Светлые и тёплые цвета кажутся нам ближе, чем тёмные и холодные. Поэтому тёплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его.

Сочетание цветов (слайд 15)


Основной цвет

Цвета для сочетаний

Красный

Чёрный, жёлтый, серый, коричневый, бежевый, оранжевый, небольшое количество синего.

Синий

Серый, голубой, бежевый, коричневый, жёлтый, золотистый, небольшое количество красного.

Жёлтый

Коричневый, бежевый, чёрный, красный, оранжевый, серый, синий, голубой, лимонный, фиолетовый.

Зелёный

Тёмно-жёлтый, лимонный, салатный, серый, бежевый, коричневый, жёлтый, оранжевый, золотистый, чёрный.

Фиолетовый

Сиреневый, бежевый, небольшое количество красного, жёлтый, золотистый, чёрный.

Коричневый

Бежевый, чёрный, жёлтый, розовый, лимонный, красный, голубой, синий, оранжевый, сиреневый, золотистый, серый.

III. Практическая часть. (35 мин.)

1. Вводный инструктаж.

  • сообщение названия практической работы;

  • цель практической работы: научиться выполнять простейшие швы: «вперед иголку», строчной, стебельчатый, вприкреп, «монастырский»;

  • ознакомить обучающихся с объектом труда: образцы вышивки вышеперечисленными швами;

  • ознакомить обучающихся с материалами, инструментами и приспособлениями, с помощью которых будет выполняться задание;

  • провести инструктаж по технике безопасности.

Правила техники безопасности при работе с бисером.

1. Опасности в работе:

повреждение пальцев иглой; травма руки ножницами; травма глаз.
2. Что нужно сделать до начала работы:

посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

3. Что нужно делать во время работы:

быть внимательной к работе; вкалывать иглы и булавка только в игольницу; иглу не бросать, а класть в специально от веденную для этого коробку, класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
4. Что нужно сделать по окончании работы:

посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.

2. Самостоятельная работа обучающихся.

3. Текущий инструктаж.

  1. проверка организации рабочих мест обучающихся;

  2. проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;

  3. инструктирование по выполнению задания;

  4. оказание помощи отстающим обучающимся.

IV. Заключительная часть: (12 мин.)

  1. анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;

  2. разбор типичных ошибок обучающихся;

  3. выяснение причин допущенных обучающимися ошибок;

  4. оценка результатов работы обучающихся.

V. Уборка рабочих мест. (2 мин.)

VI. Рефлексия: (10 мин.)

На данном уроке обучающиеся познакомились с историей возникновения вышивки бисером. Посмотрели творческие работы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки бисером. Самостоятельно, используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки бисером, приступили к выполнению работы.

  1. С какой новой вышивкой вы познакомились?

  2. Как давно зародилась вышивка бисером?

  3. Какие виды швов вы сегодня рассмотрели?

  4. Какие ткани можно использовать для основы при вышивке бисером?

  5. Где можно применить этот вид творчества?

VII. Оценка работы: (6 мин.)

  1. сообщить обучающимся о достижении целей урока;

  2. оценить результаты индивидуального труда обучающихся на уроке;

  3. выставить оценки в журнал.

VIII. Домашнее задание: (2 мин.)

  1. ткань, канва

  2. бисер;

  3. игла, ножницы, пяльцы, нитки или мулине;

  4. рисунок для вышивки.













Рекомендуемая литература для учителя

1. В. Кэмпбелл-Хардинг, П. Уоттс «Шьём бисером» Издательство: Ниола-21 век Год: 2009.

2. Вышивка бисером №12 2011 Автор книги: коллектив Издательство: Пресс-экспресс Год: 2011.

3. С. Леви «Вышивка бисером и блестками. Новые техники и узоры» Издательство: «Мир книги» г. Москва Год: 2005.

4. И. Наниашвили, А. Соцкова «Вышивка нитью и бисером» Издательство: ООО Книжный клуб «Клуб семейного досуга» Год: 2009.

Рекомендуемая литература для обучающегося

1. И. Наниашвилли «Вышивка бисером: шаг за шагом» Издательство: Книжный клуб «Клуб семейного досуга» Год: 2007.

2. Вышивка бисером №7 2009 Издательство: ООО «Пресс-экспресс» Год: 2009.


© 2010-2022