Дополнительная общеобразовательная программа школьного самоуправления Лидер

Важно осознать, что сегодняшние школьники – завтрашние лидеры общества. Знания и навыки, приобретенные в эти годы, могут быть развиты и отточены в дальнейшем. Качественные программы лидерского курса приносят непосредственную пользу учащимся, поддерживая в каждом желание достичь более высоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании.Предполагается, что через систему занятий, будет происходить обучение подростков навык...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования

детей дом детского творчества Муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ДОД ДДТ

_________________________ И.А. Дикая

_____________________________ 2012 г.

Протокол педагогического совета № ___

От «____» ______________ _____ 2012 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

«ЛИДЕР»

Наименование программы

Школьное самоуправление

Наименование учебной дисциплины

Социально - педагогическая

Направленность

3 года

Срок реализации

Модифицированная

Вид программы

10-17лет (5-11классы)

Возраст обучающихся

Гордиенко Елена Семёновна

Ф.О.И. преподавателя









Пояснительная записка

Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность данной программы состоит в том, современный этап развития общества, с одной стороны, характеризуется значительными преобразованиями в социально - экономической жизни России, с другой - кризисными явлениями в системе воспитание, которые привели к снижению уровня нравственности, дегуманизации ценностей и норм поведения определенной части молодежи.

Одной из причин такого положения дел, безусловно, является сложная социальная ситуация. Однако, не менее важной причиной является отсутствие педагогически грамотно организованной работы по поддержке детской инициативы.

Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретенного в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека.

Прежде всего, речь идет о подготовке детей образования может внести в выполнение этой задачи значительно больший вклад, чем сейчас.

Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. Знания и навыки, приобретенные в эти годы, могут быть развиты и отточены в дальнейшем. Качественные программы лидерского курса приносят непосредственную пользу учащимся, поддерживая в каждом желание достичь более высоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании.

Предполагается, что через систему занятий, будет происходить обучение подростков навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику, критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решение.

Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.

Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование социальной активности культуры, качества личности у детей подросткового возраста на основе их группового взаимодействия. В процессе группового общения, осуществляемого в ходе занятий, происходит естественное развитие лидерских качеств.

Педагогическая целенаправленность программы в том, что она направлена на единство воспитательных и образовательных задач, развитие индивидуально- личностных качеств ребенка. Программа создана с учетом возрастных особенностей и отвечает потребностям детей подросткового возраста. Именно в этом возрасте целесообразно закладывать основы лидерских и организаторских качеств.

Главная цель программы «Школа лидера» - создать условия для приобретения практического опыта воздействия и реализации творческого потенциала личности и коллектива.

Для достижения поставленной цели поставлено несколько задач.

Воспитательные:

  1. Создать условия для нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности.

  2. Воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.

  3. Воспитание уважения к другому человеку, умения слушать и слышать.

Развивающие:

  1. Развитие навыков работы в группе, в команде.

  2. Развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним.

  3. Развитие творческих и индивидуальных способностей.

  4. Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости.

  5. Развитие умения критичности отношения к себе.

  6. Способствовать общекультурному развитию детей.

Обучающие:

  1. Формирование у детей творческих и практических знаний, умений, навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе.

  2. Формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность.

  3. Формирование начальных навыков социального проектирования.

  4. Способствовать формированию лидерских качеств, навыков руководства, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.

  5. Формирование навыков эффективного взаимодействия, приемам публичных выступлений.

Программа рассчитана на работу с детьми 10-17 лет (5-11 классы).

Срок реализации - 3 года.

Формы, используемые на занятиях: беседы, рассказ, обсуждение, рисунок, текст, тренинговые упражнения, деловая игра, ролевая игра, мозговой штурм, упражнения на взаимодействие в группе, проигрывание ситуаций.

Режим занятий: программа реализуется в процессе работы групп, в ней использован деятельный подход, Программа рассчитана на 648 часов. Занятия проходят три раза в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты и способы проверки

Повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала воспитанников; сплочение подростков в процессе организации совместной деятельности; приобретение необходимых коммуникативных навыков.

К концу обучения дети должны

УМЕТЬ:

- владеть навыками публичного выступления;

- владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;

- вести дискуссию, улучшая навыки и приобретая уверенность;

- работать в команде.

ЗНАТЬ:

- основы публичного выступления;

- правила сценической речи и работы с микрофоном;

- стадии формирования и развития коллектива;

- способы сплочения детского коллектива;

- способы саморазвития и саморегуляции.

Способы определения результативности:

- наблюдения педагога;

- анкетирование;

- творческие работы учащихся.

Формы подведения итогов:

- работы детей участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях.



















Содержание дополнительной образовательной программы

РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие.

Теория.

Общее понятие по технике безопасности, основы гигиены и безопасности на занятиях. Формирование интереса к занятиям. Знакомство с программой, с правилами работы на занятиях.

Практические занятия. Упражнения: «Оригинальное знакомство», «Представление».

РАЗДЕЛ 2. Структура, функции и средства общения.

Тема 2.1 Общение. Структура и средства общения. Диагностика.

Теория. Ребенок получает материалы курса, тетрадь, которую он будет заполнять в течение курса.

Общение. Стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Интонация. Мимика, жесты, взгляд, язык.

Практические занятия. Тест КОС (коммуникативные и организаторские склонности).

Ролевые игры: «Здравствуй и прощай», «Знакомство с закрытыми глазами», «Ложный портрет»

Упражнения: «Взаимное представление», «Снежный ком».

Тема 2.2. Невербальные средства общения

Теоретические занятия. Основные каналы в общении. Невербальное общение. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство.

Практические занятия. Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?»

Анализ ситуаций. Игра «Сбор по голосам», игра «Стеклянная дверь».

Упражнения: «Счет до 30», «Проводник», «Скала».

Тема 2.3. Речевые средства общения.

Теоретическое занятие. Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения.

Практические занятия. Упражнение «Мячик», «5 - я». Игра «Поиск предметов». «Трактовки», обсуждение.

Тема 2.4. «Противостояние влиянию»

Теория. Как распознать факт манипуляции, противостояние чужому влиянию.

Практическое занятие. Упражнение «Волк и семеро козлят». «Бесконечное уточнение», «Просто скажи нет».

Тема 2.5. Манипулирование. Защита от манипуляции.

Теория. Манипулирование. Причины манипуляции. Типы манипулятивных систем. Трюки манипулятора. Манипулятивные способы поведения и конфликты.

Практическое занятие.

Тест «Манипулятор». Изучение способов манипуляции с помощью технологии «Зигзаг», ролевой игры «Манипуляции».

Тема 2.6. Стили общения.

Теория. Виды общения. Этике.

Практическое занятие.

Игры «Будьте добры», «Кого я возьму на северный полюс», «Симпатии».

РАЗДЕЛ 3. «Условия и технологии эффектной коммуникации»

Тема 3.1. «Мы - команда»

Теория. Основы успешной коммуникации, взаимодействие в группе. Сходства и различия.

Практическое занятие.

Игра «Циферблат», упражнение «Узелок»

Групповая дискуссия «Факты о нас»

Психогеометрический тест

Упражнение «Поиск сходства»

Тема 3.2. Механизмы межличностного восприятия

Теория. Роль первого впечатления. «Эффект ореола». Ошибки привлекательности, превосходства.

Практическое занятие. Упражнение «Скалолаз», «Круг доверия», игра «Путь доверия», рефлексия.

Тема 3.4. Наши сходства и различия

Теория. Понятие «психологическая информация», обоснование невозможности ее однозначного разделения на «хорошую» и «плохую».

Практическое занятие. Упражнение «Построение круга», «Поиск сходства», «Запоминание позы».

Тема 3.5. Активное и пассивное слушание.

Теория. Процесс слушания. Задачи, решаемые во время слушания. Виды слушания. Правила эмпатического слушания.

Практическое занятие.

Игра «Привет себе», проигрывание ситуаций. Тест «Умеете ли вы слушать?», упражнение «Слушание в разных позах».

Тема 3.6. Учимся взаимопониманию

Теория. Понятие «Социальной наблюдательности», «Вербального взаимодействия». Тактичность, отзывчивость, эмпатия.

Практическое занятие.

Игра «Копирование движений», «Бип», «Глаза, рты, уши», игра-загадка «МПС».

Тема 3.7. Поговорим ….. рисунками!

Теория. Обсуждение материалов, необходимых для рисования. Подготовка к практическому занятию.

Практическое занятие. «Достраивание композиций», проект «Групповой коллаж».

Тема 3.8. Наши эмоции и чувства.

Теория. Понятие «Эмоции и чувства», виды, группы, различия.

Практическое занятие. Упражнение «Путаница»

Игра «Угадай эмоцию»

Практическая работа «Польза и вред эмоций».

Тема 3.9. Проявление эмоций и чувств

Теория. Внешние проявления эмоций, их расшифровка.

Практическое занятие. Игра «Хлопки по коленям»

Упражнение «Муха», практическая работа «Внешние проявления эмоций».

Тема 3.10. Психологические защиты

Теория. «Психологические защиты». Вытеснение. Проекция. Замещение. Отрицание.

Практическое занятие. Тренинг «Волшебная нить».

Тема 3.11. Барьеры в общении

Теория. Что мешает полноценному общению. Наиболее распространенные барьеры общения.

Практическая работа. Упражнение «Вешалка», «Сделать полезнее», «Только со мной».

Тема 3.12. Приемы расположения к себе. Самопрезентация.

Теория. Знаки внимания. Комплименты. Как правильно делать комплименты. Похвала и поддержка. Самопрезентация.

Практическое занятие. Упражнение «Мои достоинства», игра «Маленькие успехи», «Симпатия группы», «Лучшее в себе», игра «Мне нравится…», «Мы так похожи».

Раздел 4. «Конфликты и их преодоление. Управление конфликтом».

Тема 4.1. Конфликты и причины их возникновения. Стили разрешения.

Теория. Что такое конфликт? Основные стили разрешения конфликтов (стили: конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса).

Практическое занятие. Тест «Тактика поведения в конфликте». Игра «Встреча на узком мостике». Ролевая игра» «Финансовые авантюристы».

Тема 4.2. Пути решения конфликтов

Теория. Разрешение конфликтов.

Практическое занятие. Упражнение «Гвалт». Ролевая игра «Конфликты».

Тема 4.3. Управление конфликтом.

Теория. Пути управления конфликтом.

Практическое занятие. Упражнение «Передерни веревочку», «Хвосты». Игра «Кто без стула?», «Наблюдательные марсиане».

Раздел 5. Навыки уверенного поведения

Тема 5.1. Уверенность в отношениях

Теория. Понятие уверенности. Алгоритм уверенного общения.

Практические занятия. Упражнение «Поймать в круг»

Игра «Кошки - мышки», «Странные ответы». Упражнение «Три способа поведения».

Тема 5.2. Наши достоинства

Теория. Психологический климат, создание позитивного климата в группе.

Практическое занятие. Упражнение «Рекомендация», «Лучшее о себе»,

«Многие боятся», «Мне удается».

Тема 5.3. Самоконтроль

Теория. Понятие самоконтроля, механизмы.

Практическое занятие. Упражнение «Противоположные движения», «Не смеяться», «Психологическое время», «Сядьте так, как…..».

Тема 5.4. Преодоление стрессов

Теория. Понятие стресса, виды, уровни.

Практическое занятие. Игра «Рак - отшельник», упражнение «Спящие львы»,

«Плюсы и минусы».

Тема 5.5. Движение к цели.

Теория. Постановка значимой цели, ее достижение через достижение маленьких целей, оценка результата. Понятие «Ресурсы», их виды.

Практическое занятие. Упражнение «Ресурсы», «До черты», «Лестница достижений». Коллаж «Мои цели и достижения».

Тема 5.6. Навыки уверенного отказа

Теория. Почему не всегда удается сказать «нет»? Право на отказ. Приемы противостояния давлению. Этика отказа.

Практическое занятие. Упражнение «Умение сказать нет», «Не от своего лица». Игра «Молекулы».

Раздел 6. Коллектив и личность.

Тема 6.1. Малые группы и коллектив.

Теория. Роль процесса социализации в развитии личности. Виды групп. Коллектив.

Этапы формирования коллектива. Распределение ролей в коллективе.

Практическое занятие. Игры «Аукцион», «Лестница», «Дорога в горы».

Тема 6.2. Лидерство.

Теория. Кто может стать лидером? Психологические качества лидера. Типы лидеров.

Стили управления.

Практическое занятие. Рисование лидера. Творческая работы «Кто такие лидеры?»

Раздел 7. «Деловое общение»

Тема 7.1. Функции деловой беседы.

Теория. Фазы беседы. Принятие решения и завершение деловой беседы. Фаза анализа. Конструктивная практика. Как воспринимать критику.

Практическое занятие. Ролевая игра «Прием на работу». Упражнение

«Критика литературного героя», «Подарки».

Тема 7.2. Психологические особенности публичного выступления.

Теория. Неречевые компоненты публичного выступления. Начало выступления.

Язык выступающего. Контроль эмоций. Правила работы с микрофоном.

Практическое занятие. Упражнение «Необычное знакомство», «Любишь ли ты

своего соседа?». Игра «Имитация».

Тема 7.3. Спор. Его цели и стратегии.

Теория. Спор. Полемика. Варианты протекания дискуссии - спор. Типы участников спора.

Практическое занятие. Упражнения «Перевоплощение», «Две стороны медали».

Игра «Место в маршрутке», «Телеграф», «Свободный микрофон».

Раздел 8. Творчество как стиль жизни

Тема 8.1. Креативность и ее развитие.

Теория. Понятие, значение творчества в современной жизни, пути развития.

Практическое занятие. Упражнение «Скрепки», «Любопытный».

Тема 8.2. Воображение и выразительность.

Теория. Понятие, различия, развитие.

Практическое занятие. Упражнение «Что делает буква», «4 буквы», «Мое отражение».

Тема 8.3. Необычное в обычном

Теория. Легко ли увидеть необычное в самых обычных вещах.

Взгляд на вещи с другой стороны.

Практическое занятие. Упражнение «Странные отгадки». Игры «Ошибка», «Кругом вода».

Тема 8.4. Наш стиль жизни

Теория. Понятие личностного роста, саморазвития.

Практическое занятие. Упражнение «Шведский стол». Упражнение «Рыбалка»,

«4 возраста».

Раздел 9. Итоговое занятие.

Подведение итогов года. Заполнение анкеты. Ролевая игра «Творческая жизнь».

«Рисунки с продолжением», «Подарки группе».









МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Формы организации деятельности детей.

  • Фронтальная (используется в теоретической части занятия).

  • Групповая (дети объединяются в группы, в которых взаимодействуют друг с другом, а также используется для выполнения коллективных работ).

  • Индивидуальная (каждый ребенок выполняет индивидуальное задание, пользуясь конструкцией и помощью педагога).

Методы организации учебно-воспитательного процесса.

Необходимо искать и внедрять в практику наиболее активирующие деятельность детей методы обучения. Программа состоит из ряда взаимосвязных занятий по принципу «от простого к сложному», Педагогу необходимо применять всевозможные методы, которые могли бы заинтересовать ребенка, помогающие наглядно и доступно объяснить изучаемый материал.



  • Словесный метод.

Устное изложение темы - педагог рассказывает об истории отношений между людьми, о понятиях, необходимых для проведения занятий.



  • Беседа.

Совместное обсуждение темы занятия, решение спорных моментов.



  • Наглядные методы обучения. Педагог показывает, как правильно делать то или иное действие и т.д. Используются рисунки, схемы, показ видеофильмов (метод демонстрации и иллюстрации). Для такой работы отбирается посильный для воспитанников материал (т.е. такой материал, который на данном уровне общего развития, степени учебной подготовленности к работе данного вида соответствует состоянию обучающегося).



  • Практический метод обучения. Выполнение детьми упражнений и заданий.



  • Репродуктивный метод. Дети получают готовую информацию, например, о понятиях психологии.



  • Частично - поисковый. После освоения основ дети должны самостоятельно при обсуждении понять более сложные «Спорные» моменты.

Дидактический материал

  1. Видео и аудио - материал.

  2. Схемы.

  3. Рисунки на бумаге и изделия.

  4. Игры.

Техническое оснащение

Оборудование:

  1. Столы, стулья.

  2. Раковина с водой.

  3. Компьютер.

  4. Звуковое устройство.

Инструменты:

  1. Ножницы.

  2. Карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, краски.

Материалы:

  1. Бумага в клетку.

  2. Вода.

  3. Бумага А-4.

  4. Бумага А - 3.

  5. Бумага А - 1.

  6. Цветные стикеры.

  7. Стиральные резинки.

  8. Краски.

  9. Клей ПВА.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для учащихся и педагогов

  1. Де Анжелес Б, Как изменить свою жизнь .Формула счастья.

  2. Вачков В. И.Психологический тренинг.М. « Эксмо» . 2010г

  3. « Воспитание школьников» .М. «Школьная пресса»,2006 №8

  4. «Воспитание школьников».М. «Школьная пресса», 2001г №8

  5. « Воспитание школьников» М. « Школьная пресса», 2006,№9

  6. « Восптание школьников» М. «Школьная пресса»,2009,№5















Согласовано: Утверждаю:

Заместитель директора по УВР МОУ ДОД ДДТ

ст. Камышеватская

Е.В.Новикова______________ И.А. Дикая_____________

«___» ________________2012г. «___» ____________ 2012 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН



КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2013 - 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД



ОБЪЕДИНЕНИЕ _________»Лидер»_______________________________________________________

Год обучения ________________________________ группа №__________________________

Количество часов: всего __________216_____________; в неделю _____6___________

Количество индивидуальных часов: всего ________; в неделю _________________________

Педагог дополнительного образования: _____________________________________________



Планирование составлено по программе педагога дополнительного образования (Ф.И.О.)

Гордиенко Елены Семеновны

Утвержденной решением педагогического совета № _____ от ___________ года

© 2010-2022