Выступление детей по программе ОРКС ОПК брошюра

Введение в общеобразовательной школе курса ОРКСЭ осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией РФ, Закона «Об образовании» и т.д. [1]Изучение предмета, в соответствии с Конституцией РФ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) учащихся, не предусматривает обучение религии, поэтому основой содержания является культурное наследие и духовно-нравственные ценности Отечества. [2]Модуль Основы православной культуры является частью ...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт преподавания модуля «Основы православной культуры»

Учитель истории и обществознания МОАУ гимназии №25 Фоменко Т.В.

Введение в общеобразовательной школе курса ОРКСЭ осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией РФ, Закона «Об образовании» и т.д. 1

Изучение предмета, в соответствии с Конституцией РФ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) учащихся, не предусматривает обучение религии, поэтому основой содержания является культурное наследие и духовно-нравственные ценности Отечества. 2

Модуль Основы православной культуры является частью курса ОРКСЭ, входит в обязательный образовательный стандарт обучения, предполагает начать изучение предмета в 4 и продолжить в 5 классе.

В Основной школе учащиеся начинают изучать новые предметы, появляются разные учителя, курс ОРКСЭ вполне вписывается в программу истории и обществознания, для учителей история религий является изучаемым в рамках вузовской программы предметом.

Введение нового курса в 2012-2013 учебном году - эксперимент. Родители учащихся гимназии были осведомлены о введении данного курса, в конце 2012 года проведена предварительная работа в соответствии со всеми предусмотренными рекомендациями: родители получили информацию в выпускных 4-х классах о введении нового курса, проведен опрос и дано свободное право родителям выбрать любой модуль по желанию, и написать заявление. По итогам было сформировано 3 группы: 58 учащихся изучают Основы светской этики, 30 - Основы мировых религиозных культур, 16 - Основы православия и 1 ребёнок - Основы исламской культуры - индивидуально. Принцип добровольности был реализован в полной мере. Учащиеся обеспечены на 100% учебными пособиями и информационными ресурсами, учителя прошли дополнительную профессиональную подготовку в Амурском областном институте развития образования.

Целью преподавания модуля Основы православной культуры является приобщение учащихся к историческому и культурному наследию. Православие - это наша культура, которая пропитала своими корнями всю нашу историю, литературу, архитектуру, живопись и даже быт. Более того, тысячелетняя история православия в нашей стране сформировала огромное культурное наследие, которое не только изучается в основной школе, но и является базовыми ценностями нашего народа и государства.

Первый год преподавания предмета показал достаточно высокий уровень интереса к данному предмету учащихся, педагогов и родителей. Курс оказался нестандартным, многообещающим и востребованным, учащиеся легко впитывают новые знания, формируются связи с историей и культурой, правилами поведения и взаимодействия, успешно осваивают программу модуля, участвуют в открытых уроках, семинарах, практических занятиях, экскурсиях.

Содержание модуля «Основы православной культуры» позволяют приобщить учащихся к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурно-историческому наследию России, способствуют формированию национальной идентичности, патриотизма, традиционным представлениям о добре и зле, т.д. 3

Например, в теме «Молитва» учащиеся приобщились не только к пониманию значения молитвы в жизни христианина, но и выяснили значимость и символ её в жизни народа и Отечества. На опыте всеобщей молитвы на Бородинском поле, накануне битвы раскрывались исторические и духовно-нравственные ценности России, формировалась любовь к Родине и патриотизм, чувство сопричастности героям и победе. Это громадный воспитательный потенциал.

В ходе подготовки и проведения семинара «Народные традиции празднования православных праздников» учащиеся приобщались к православным традициям встречи праздников, истории своего народа, уже не учителю, а друг другу рассказывали удивительные истории, семейные предания, делились рецептами, показывали поделки, игры и забавы. А это наша тысячелетняя история и культура.

Урок - погружения в историю, Масленица. Напекли блины, вспомнили массу интересных забав и забытых игр, и это тоже наша культура.

И, конечно, неподдельный интерес приобрела экскурсия в храм, это и знакомство с архитектурой храмостроительства, убранством, традициями иконописи, малой Родиной. А также самовоспитание и самодисциплина, храм - это иное пространство, своя культура поведения, свои правила, таинства, в котором сохраняется тысячелетняя история нашего народа. Вот и приобщение к истории, воспитание культуры общения и толерантность. Это не только архитектура - это народный дух, этническая общность и народная память.

Логично, что курс следует продолжать углубляя в старших классах, для многих родителей непонятно, почему на следующий год предмета не будет.

Педагогический интерес представляет изменение отношения учащихся к учебной деятельности. Безотметочная система стимулировала активность школьников, проявилась готовность привлечь внимание к уроку родных, желание видеть на уроке гостей, проводить открытые уроки.

Второй важный момент - исчезла напряженность ожидания оценки - это раскрепощает творческий потенциал и результативность готовности повышается.

В-третьих, приближённость объекта изучения к каждому ученику позволила сделать получаемые знания по истории и культуре личностно-значимыми. То есть воспитание гражданской идентичности и приобщение к национальным духовно-нравственным ценностям носит продуктивный характер.

Сложилась и достаточно быстро система оценивания достижений учащихся. Система безотметочная, что носит щадящий характер, оценивается уровень освоения предмета в качестве участия в классно-учебных мероприятиях, работе с рабочей тетрадью, подготовки к открытым урокам, семинарам, успешном выполнении индивидуальных и групповых заданий, умении использовать полученные знания на экскурсиях и в практической деятельности.

С одной стороны всё достаточно прозрачно, воспитание культурой, мотивация нравственного поведения, гуманного отношения к личности и обществу, преемственность культурных традиций и ценностей. 4

Однако возникает противоречие - культура как знание не может воспитывать мораль, а воспитание в течение последних 20 лет усиленно вымывается из учебных учреждений. В итоге мы можем получить еще большую проблему в лице очень образованных, но бездуховных людей, взрастить новых фарисеев. Знания сами по себе нейтральны, не несут ни добра, ни зла, и приложить их можно в разных направлениях.

Во-вторых, что может дать один год обучения, любое воспитание - это система. А курс рассчитан на данный момент только на один год. Да и это тоже неплохо, но только неплохо, может быть как то в какой то, момент эти знания и спасут хоть некоторых, а может быть - это еще худший вариант, если человек не знает, спрос с него не так высок.

В-третьих, возникает еще одно противоречие на уровне реализации программы курса, в методических рекомендациях по организации изучения курса ОРКСЭ четко и определённо отмечается, что «Личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующая в преподавании», она должна способствовать обеспечению «мировоззренческого и культурного выбора, образовательного заказа семьи», что реально невозможно. Сошлюсь на педагогические труды К.Д. Ушинского, «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».5

Итак, противоречий много, а школа - это не полигон для испытания. Может, конечно, сложиться впечатления, что я противник введения курса ОРКС (Основы православной культуры) в школе, однако это неверно. Курс введен даже с опозданием, любой вакуум бездуховности заполняется, в школе это проявляется более чем наглядно. Поэтому проблема в другом - сделать курс системой духовно-нравственного воспитания, заложить тем самым основы для культурного возрождения России, прививать изначально и постоянно гордость за своё Отечество и сопричастность к её культурному наследию, воспитание патриотизма и любви, создать системообразующее воспитывающее пространство.

1 Конституция РФ

2 Закон «Об образовании»

3ФГОС: Основное общее образование // standart.edu.ru/

4 Методические рекомендации по организации изучения в 4 классах комплексного учебного курса «основы религиозных культур и светской этики»

5 Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968.

© 2010-2022