Материал к презентации Характеристика курса ОРКСЭ

   Важнейшей задачей для современной российской школы является формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».       Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образователь...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Характеристика комплексного курса

«Основы религиозной культуры и светской этики»

  1. Вступление.

Слайд №1 Важнейшей задачей для современной российской школы является формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.

  1. Целеполагание. Задачи курса.

Слайд №2 Цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Слайд №3 Основные задачи курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре, морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 учебных часа и носит культурологическую направленность, его преподавание не предусматривает обучения религии, в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий. Это следует постоянно иметь в виду, как в процессе подготовки, так и в ходе проведения учебных занятий, избегая любых намеков на то, что может быть воспринято как признаки навязывания детям любой из религий.

Слайд№4 Учитывая поликультурный и поликонфессиональный характер российского общества, учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» имеет комплексный характер и включает шесть модулей (по каждому модулю разработаны календарно-тематические планы):

1) основы православной культуры;

2) основы исламской культуры;

3) основы буддийской культуры;

4) основы иудейской культуры;

5) основы мировых религиозных культур;

6) основы светской этики.



  1. Структура курса. Примерное тематическое планирование.

Каждый из 6 модулей делится на 4 блока.

1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час);

2. Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).

3. Традиционные религии и этика в России (13 часов);

4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).

Такая конструкция дает возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими блоками, обеспечивая педагогическое единство предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Блок 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе.

Первый блок «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задает тон всем остальным. Особенность его в том, что на нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы - в нашем случае желательно, чтобы это был тандем учителя данного класса и преподавателя ОРКСЭ.

Учащиеся еще не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый предмет все вместе. Они - один класс и у них один предмет, одна школа, одна страна. Первый урок называется именно так - «Наш дом - Россия». Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить ( и эта мысль будет определять все последующее изучение предмета), что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы - народ России - едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Второй блок «Основы традиционных религий и светской этики» будет продолжаться до конца первого полугодия. На второй и последующие уроки учащиеся приходят каждый в свою группу для изучения избранного модуля.

Второй урок - вводный для каждого модуля. Его тема - «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура - второе после России понятие, которое содержательно объединяет все модули. Предлагаю обратиться к тематическому планированию.

Обратите внимание на темы уроков. В каждой из них звучат слова либо культура и религия, либо культура и этика.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующая определенный уровень развития общества.

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Религия - мировоззрение, основанное на вере в существование бога или каких-либо сверхъестественных сил, управляющих миром, а также та или иная вера.

Каждая духовная (религиозная) традиция - православие, ислам, буддизм, иудаизм - или светская этика раскрываются в содержании предмета как традиция, лежащая в основе отечественной культуры1.

Знание этических основ культуры, как религиозных, так и светских, - важное условие успешного усвоения школьником гуманитарных учебных предметов в классах основной и полной (старшей) школы. Рассмотрим для примера возможное понимание учащимися романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Предположим, что школьник не знаком с культурой православия, ислама, иудаизма. Тогда, прочитав роман, согласно школьной программе, он может прийти в недоумение. Раскольников убил никчемную старушку, получил деньги, полиция его не нашла… В чем проблема? Деньги закончатся, добудешь еще. А пока живи и радуйся. Примеры такого поведения, к сожалению, сохраняются и в жизни, и в кинематографе, и в СМИ. Действенными остаются принципы: «Цель оправдывает средства», «Побеждает сильнейший», «Победитель получает все» и т.д. Понимание романов Ф. М. Достоевского, как и всей классической литературы, крайне затруднено без знания истории и культуры мировых религий. Идея покаяния человека, раскаяния после вольно или невольно содеянного зла, внутренняя потребность в нравственном преображении - одна из основных в христианстве, исламе и иудаизме. В Раскольникове просыпается совесть - нравственное самосознание (с точки зрения светской этики), голос Бога (с религиозной позиции), он ужасается тому, что совершил, и его последующие поступки продиктованы потребностью очистить себя от зла, которое он, убив человека, в себя впустил. Как видно, чтение одного и того же художественного произведения способно укрепить нравственные убеждения школьника, но может вызвать непонимание и неприятие классической литературы, опошление ее нравственной проблематики. Много в этом вопросе зависит от знания школьником духовных основ отечественной культуры.

На последующих уроках второго блока учащие должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий - Христа, Мухаммеда, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу религиозного мировоззрения: Бог, человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет представлен образ жизни верующих людей, их религиозно-нравственные, семейные и общественные обязанности.

Второй блок, а вместе с ним и первое полугодие завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

Третья четверть 4 класса начинается с изучения третьего блока «Традиционные религия и этика в России». Если задачей предыдущего блока было знакомство учащихся с общими основами религий и этики, то в этом блоке содержание образования по каждому модулю будет выстраиваться с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. Школьники будут изучать темы: «Христианство на Руси», «История ислама в России», «История иудаизма на территории Древней Руси и России», «История религий в России», «Буддизм у народов России» и другие.

В содержании третьего блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни. Семья рассматривается как нравственная ценность, как духовный союз любящих и заботящихся друг о друге людей, живущих в России.

Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем третьего блока как в историческом, так и в современном контекстах: например, «Служение Отечеству в традициях ратного подвига на Руси», «Любовь к Отечеству как нравственная ценность мусульманских народов», «Отношение к Отечеству в буддизме», «Вклад евреев в развитие российской науки и искусству», «Отношение к отечеству в иудаизме», «Подвиги представителей ислама во имя Родины», «Религия и патриотизм», «Отношение к родной природе» (светская этика»), «Патриотизм» (светская этика).

Второй и третий блоки изучаются учащимися одного класса раздельно, согласно избранным модулям. В то же время, в педагогическом плане модули не отделены друг от друга непроницаемой стеной - их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми ценностями: Отечество (Россия, малая родина), семья и духовная традиция. Традиционные ценности семьи и патриотизма лежат в основе учебно-воспитательного процесса и объединяют школьников, изучающих разные модули в единый по духу классный коллектив, а содержание разных модулей - в один учебный предмет.

Наличие общих базовых ценностей в первом, втором и третьем блоках позволяет плавно перейти к изучению заключительного четвертого блока «Духовные традиции многонационального народа России». Четвертый блок - итоговый и оценочный. Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся. На презентацию приглашаются родители, администрация школы. Таким образом, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства. Так было при преподавании курса ОРКСЭ в 4-5 классах (второе полугодие 4 класса и первого полугодия 5 класса). На сегодняшний день это будет одной из проблем планирования работы по данному комплексному курсу: чем завершить учебный год, ведь это выпускной 4 класс. В любом случае необходимо помнить, что в четвертом модуле учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески-продуктивную фазу.

В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, уже в активной, деятельностной, творческой форме. Столь же активную познавательную позицию занимают школьники, изучавшие другие модули. Например, школьники, усвоившие содержание «Основ исламской культуры» во втором и третьем блоках, слушая доклады своих одноклассников «Семья в православии», «Отношение к Отчеству в буддизме» в четвертом блоке, сопоставляют известные им темы «Семья в исламе», «Отношение к Отечеству в исламе» с аналогичными темами других модулей. Обучающиеся получают, таким образом, возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить, проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая аналитическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.


  1. Учебные пособия

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Непосредственной основой преподавания каждого из модулей курса является учебное пособие по данному модулю, рекомендованное Министерством образования РФ. Содержание пособия определяет направленность и характер обсуждения духовно-нравственных проблем, поднимаемых в рамках курса, а также примерный круг культуроведческих знаний, которые должны стать достоянием четвероклассников и пятиклассников.

Предлагаю вам познакомиться с учебным комплексом издательства «Просвещение»

К основным методическим источникам относятся:

  • Основы религиозных культур и светской этики: Книга для учителя. М., 2009;

  • Основы религиозных культур и светской этики: Брошюра для родителей. М., 2009.

К учебным пособиям относятся:

  • Основы православной культуры: Пособие для учащихся. М., 2009; автор Кураев

  • Основы исламской культуры: Пособие для учащихся. М., 2009;

  • Основы буддийской культуры: Пособие для учащихся. М., 2009;

  • Основы иудейской культуры: Пособие для учащихся. М., 2009;

  • Основы мировых религиозных культур: Пособие для учащихся. М., 2009;

  • Основы светской этики: Пособие для учащихся. М., 2009.


5.Трудности введения и преподавания курса ОРКСЭ

  • ограниченность изучения курса временными рамками

  • терминологическая перегруженность учебно-методических комплексов по всем модулям

  • сложность в преподавании курса ОРКСЭ из-за недостаточности знаний у педагогов, тренеров - преподавателей

  • предмет нуждается в оценивании, но не имеет отметки, что снижает мотивацию к учению, а также затрудняет контроль со стороны родителей

  • воспитательная система школы не учитывает проблематику курса ОРКСЭ

  • необходимо материальное стимулирование педагогов

  • сложности в малокомплектной сельской школе

  • проблемы в организации учебного процесса для 1 или 2 учеников

1

© 2010-2022