Урок самопознания (5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН УРОКА САМОПОЗНАНИЯ


Область

Алматинская

Район

Енбекшиказахский

Школа

КГУ средняя школа имени акына М.Макатаева с ДМЦ

Педагог:

Сенотрусова Лиана Семёновна

Тема урока:

«Красота души человека»

Ценность:

Праведное поведение

Качества:

хорошие манеры, доброжелательность, пунктуальность, говорить правду, выполнение долга, уверенность в себе, избегание вредных привычек.

Класс:

5 «В»

Язык обучения:

русский

Количество учащихся:

22

Цель:

расширять представление учащихся о внутренней красоте человека.

Задачи:

  • раскрытие значения понятия «красота души чело­века»;

  • развитие умения видеть красоту души человека, кра­соту его поступков;

- воспитание стремления к нравственно-духовному совершенствованию.

Ресурсы:

красивая мягкая игрушка, презентация по теме урока, «Слова песни кота Леопольда» (слова А.Хайта, музыка Б.Совельева), ватман- поляна (для рефлексии), пословицы - полосками.

ТСО:

ноутбук, колонки, запись песни «Кота Леопольда».

Ход урока:

I. Организационный момент. Позитивный настрой. (Слайд 4)

Приглашаю учеников пройти в центр класса и встать в круг. Затем предлагаю доброжелательно улыбнуть­ся друг другу и произнести добрые и теплые слова привет­ствия, передавая красивую игрушку.

II. Позитивное высказывание. (Слайд 5)

Цитируя четверостишие, пред­лагаю ученикам по содержанию его определить тему урока.

И. Бехер

Красиво жить - не просто звук пустой.

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой, тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой!

Проверка чувств: - что вам понравилось в данном четверостишии?

- Что почувствовали?

- Что или кого представили рядом?

III. Беседа.

1. Предлагаю вниманию учеников вопросы бесе­ды, помещенной в рубрике учебника «Размышляем, бесе­дуем». Цель беседы - акцентировать внимание учеников на внешних и внутренних проявлениях красоты и гармонии человеческой личности.

- Какого человека вы можете назвать красивым? По­чему?

- Как вы понимаете выражение «красота души чело­века»?

2. Чтение в учебнике текст рубрики «Узнаем новое» и прокомментиро­вать его смысл. Подытоживая размышления учеников, я акцентирую их внимание на мысли о взаимосвязи люб­ви и красоты. Красота пробуждает любовь в сердцах людей, а любящее сердце все видит красивым.

Красота человека и его души начинается с красивых мыслей и желаний. Именно из мыслей и желаний человека появляются слова и поступки. Если мысли человека краси­вы, то слова и поступки тоже станут красивыми. А если мысли и желания безобразны, то и слова, и поступки пере­стают быть красивыми. Внутренняя красота делает чело­века добрым, любящим, заботливым, дружелюбным.


IV. Позитивное высказывание. Цитата (Слайд 6)

Красота человека заключается в его делах. Народная мудрость

- Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?

V. Творческая деятельность, групповая работа.

Собери пословицу (слайд 7)

На полосках напечатаны пословицы, поделенные пополам. Задача детей найти вторую половину пословицы.

Правильно сложенную пословицу, необходимо наклеить на доске.


VI. Чтение рассказа (слайд 8)

1. Рассказ «Стакан молока» А. Могилевской, позво­лит расширить и углубить понятие «красота души», понять с чего начинается красота человека и его души.

Стакан молока А. Могилевская

Мальчик, разносивший товар по домам, чтобы зарабо­тать себе на обучение, был очень беден. Однажды у него в кармане осталось всего несколько центов, а он был очень голоден. Он решил зайти в ближайший дом и попросить по­кормить его. Дверь открыла молодая обаятельная девушка. Мальчик совсем растерялся и решился попросить у нее лишь стакан воды.

Девушка поняла, что мальчик был голоден, и принес, а ему большой стакан молока. Он медленно его выпил и спро­сил: «Сколько я Вам должен?».

«Вы ничего мне не должны», - ответила девушка. - Наша мама учила нас никогда ничего не брать за добрые дела».

«В таком случае - сердечно благодарю», - ответа он.

Когда мальчик вышел из дома, он почувствовал себя не только физически, но и морально крепким, поверив в добро­ту людей. Эта история произошла в детстве известного вра­ча Ховарда Келли, (так звали мальчика).

Прошло много лет, и молодая женщина серьезно заболе­ла. Местные врачи не знали, что делать. В конце концов они решили послать её в большой город на обследование. Док­тора Келли пригласили на консультацию. Когда он услышал название городка, из которого приехала эта женщина, его глаза наполнились непонятным светом. Он сейчас же под­нялся и пошёл в её палату. Врач сразу же узнал её. После об­следования он вернулся в свой кабинет с твердым решением сделать всё возможное, чтобы спасти её.

После долгой и упорной борьбы доктор одержал победу над болезнью молодой женщины. Затем он попросил под­готовить ему счет за лечение. Когда ему принесли счет, врач что-то написал внизу и попросил отнести в её палату. Полу­чив счет, женщина боялась его развернуть. Она была увере­на, что ей придётся платить по нему всю свою оставшуюся жизнь. В конце концов, пересилив себя, она открыла счет и прочитала надпись:

«Полностью оплачено стаканом молока. Доктор X. Кел­ли». Слёзы радости навернулись на её глаза, и сердце напол­нилось теплом и благодарностью.

Обобщив ответы учащихся, учитель акцентирует внима­ние детей, что красота души человека начинается с красивых мыслей и желаний. Именно из мыслей и желаний человека появляются слова и поступки. Внутренняя красота делает человека добрым, любящим, заботливым, дружелюбным, такой человек приятен, с ним хочется дружить.

2. Беседа по вопросам:

- Что помогло мальчику поверить в доброту людей?

- Как изменилась жизнь мальчика?

- Как вы понимаете выражение «Каждое доброе дело возвращается»?

- Согласны ли вы с мнением, что все прекрасные чувства в мире весят меньше, чем одно доброе дело?


VII. Чтение истории (беседа). Подарок. (Слайд 9)

1. Я хочу прочитать вам рассказ А. Лопатиной «Цветок кактуса».

Задача учителя - подвести учеников к пониманию важности умения не обидеть человека, не ра­нить его душу, несмотря даже на его кажущуюся непривле­кательность, умения отыскать в нем присущую только ему индивидуальность (неповторимость), увидеть его внутрен­нюю красоту.


Цветок кактуса А. Лопатина

Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день оди­наково знойные, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье росли выносливыми, неизбалованными. Кактусы умели тер­петь, не задавая лишних вопросов.

Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сна­чала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. «Интересно, можно ли утонуть в песках? - спрашивал кактус. А небо - это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?».

Его мать сердилась и ворчала: «Ты спрашиваешь слиш­ком много для кактуса. Ты должен молчать и терпеть, как все мы!»

Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами - с далекими звездами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других...

  • Другие! Вот бы увидеть их! - мечтал кактус.

Пески рассказывали ему о людях. О людях они знали; бесконечно много! Это были увлекательные истории: веселые и печальные, тревожные и даже страшные.

  • Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них; иглами, - вздыхал мечтатель.

  • Ха-ха-ха, - смеялись звезды. - Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно... Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой... навсегда, - так говорили звезды.

«Пески рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как мы...», - размышлял кактус.

«Да, они не молчат... Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа», - говорили кактусу звезды.

«Душа! Что это? Есть ли это у нас, кактусов?!» - думал кактус.

И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: «Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как при­ветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми...».

Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нем дей­ствительно выступили капли слез, просочившиеся через ча­стые иглы. «Смотри-ка, плачущий кактус! - заметил один из людей и прикоснулся к нему. - Его иглы совсем не колются, это, наверное, какой-то новый вид неколючих кактусов. Ин­тересно, много их тут?» - и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же отдернули руки - острые иглы больно поранили их пальцы! «Да, видно он один здесь такой, неж­ный!» - говорили люди, возвращаясь к удивительному как­тусу. Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они при­ближались, лица их озарялись восторгом: «Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не

снится ли это нам!» - и люди замерли перед необычным кактусом в безмолвном восхищении.

«О чем это они? Люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают передо мной в восхищении», - удивлялся кактус. И его прекрасный цветок - чудо кра­соты, так восхитивший этих странных людей, продолжал источать нежный аромат. Все пространство вокруг кактусов благоухало.

Была ночь. Небо, усыпанное звездами, раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса.

При звездном мерца­нии он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: «Теперь ты увидел душу... Твой цветок открыл ее в людях... Ты счастлив».

2. Беседа по содержанию.

- Какие изменения произошли с кактусом? Почему?

- Как изменились чувства людей при виде цветущего кактуса?

VIII. Упражнение (Слайд 10)

Составьте свою формулу человеческой красоты. Вместо точек найдите слагаемые этой суммы:

«Красивый человек»

Например: (сердечность + чистота помыслов + человеколюбие и т.д.).

У детей на столе листочки розового цвета, написав свою формулу, подходят к доске и прикрепляют листок. Учитель читает выборочно.

Молодцы! Все справились с заданием.


IX. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему: «Что есть красота».

X. Групповое исполнение песни (Слайд 11)

«Слова песни кота Леопольда».

Слова А.Хайта, музыка Б.Совельева.


XI. Рефлексия (Слайд 12)

Раздаются кружки жёлтого цвета. Задание: нарисовать «Смайлика», который показал бы как прошёл урок.

- Скучно

- Хорошо

- Отлично, всё понравилось.

Минута тишины. Дети определяют оценку уроку.

Благодарю всех за творческую работу на уроке.

Желаю вам успехов в учёбе.

До новых встреч. Урок окончен.




© 2010-2022