Статья «Детский туризм как способ патриотического воспитания»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №13 Тракторозаводского района Волгограда»

















«Детский туризм как способ патриотического воспитания»

Караваева Марина Николаевна

(учитель физики)

Раздел

«Историческое краеведение как ресурс Патриотического воспитания»



Статья «Детский туризм как способ патриотического воспитания»











Волгоград, 2015г.

"Поход и подготовка к нему помогали добиваться высокого воспитательного, образовательного и оздоровительного эффекта. Своим опытом работы в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко доказал, что в каникулярный период «...нет лучше метода развития и образования молодежи как летние походы»[1]. "

Становление правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского и патриотического воспитания молодежи. О его значимости неоднократно говорилось в Посланиях Президента России В.В. Путина Федеральному собранию РФ. В Национальной доктрине образования в РФ определена не только государственная политика в области образования, но и предъявлен социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, способствующих духовно-нравственному становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Человек остается только тогда человеком, когда знает историю своего родного края, историю семьи, чтит память предков, изучает культурное наследие своего народа [2].

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. Вот как писал об этом один из известнейших критиков XIX века В.Г. Белинский: «…Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою Родину - значит, пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

В формирование современной гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должны внести учреждения дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля и кружки спортивно-туристической направленности на базе муниципальных образовательных учреждений, поскольку туристско-краеведческая работа является эффективным комплексным видом воспитания и социализации личности.

Воспитательная роль данной деятельности базируется на воспитании патриотического сознания. Участие в военно-спортивных мероприятиях, ознакомление с природой края, народным творчеством, традициями своего народа не только развивает физические и эстетические качества людей, но и их духовно-нравственную культуру. Туристские походы и туристские экскурсии с детьми занимали значительное место в практике многих советских педагогов[2] . А. С. Макаренко организовывал коллективные походы в целях воспитания; новую традицию выдающийся педагог использовал как стимул, подарок коллективу за успехи учебного и трудового года. Важным и необходимым звеном учебно-воспитательного процесса и рассматривался ежегодный летний поход как «перспективная точка впереди».

Элементы системы детско-юношеского туризма:

  • детский спортивно-оздоровительный туризм (слёты и соревнования, походы и экспедиции, подготовка общественного актива для клубной работы и проведения лагерей);

  • музейная педагогика;

  • краеведческая работа, в том числе природоохранная, экологическая;

  • экскурсионная работа;

  • лагерное дело (туристские палаточные лагеря, каникулярные познавательные и оздоровительные программы)

Сочетание этих элементов на местах, в учреждениях, в общественных организациях даёт свое неповторимое качество и содержание краеведческо- туристской работы с учащимися. Но в связи с макроэкономическими ситуациями в стране произошел распад системы детско-юношеского туризма. Множество центров и станций юных туристов было закрыто, что привело к снижению эффективности изучения краеведения на местах. Но на сегодняшний день ситуация меняется, хотя все равно данная область дополнительного образования финансируется недостаточно.

В практике нашего образовательного учреждения - МОУ Гимназии № 13 Тракторозаводского района Волгограда - уже на протяжении нескольких лет плодотворно работает кружок «Юный турист». Всем известно, что туризм как форма активного отдыха полезен каждому ребенку. Для детей туризм - это способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для учителей это средство лучше узнать своих учеников и активнее повлиять на их развитие. Кроме того, это прекрасный способ наглядного изучения истории России. Ведь краеведение носит творческий характер. Краеведческая подготовка - немаловажная часть подготовки туриста-школьника. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом, знакомством с наиболее интересными объектами, уникальными природными комплексами, формированием у ребят умений и навыков в организации и проведении наблюдений с их последующей обработкой и анализом. Она помогает воспитанию в душе у ребенка с самого раннего возраста любви к Родине.

Как и любая деятельность в педагогике, так и туристско-краеведческая работа с детьми имеет свою ценность:

1. Образовательная: знакомство с малой родиной, особенностями ландшафта, животного и растительного мира, формирование общих представлений о временах года, об изменениях в природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об её охране. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация у каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, анализировать взаимосвязи, делать выводы, правильно оценивать результат своей деятельности[3].

2. Развивающая: преодоление походных трудностей подталкивает учащихся к развитию морально волевых качеств, стремление к общей цели - прохождению маршрута всей группой как одной командой, развитие взаимопомощи и взаимовыручки. Так же участие в соревнованиях по спортивному туризму способствует развитию физической подготовки учащихся, в первую очередь это навыки связанные с координацией движений, выносливостью, способность к грамотному распределению собственных сил и планированию нагрузок. Подготовка к походу, проработка маршрута подбор снаряжения и тактики прохождения препятствий способствует развитию логического мышления, и сообразительности у учащихся.

3. Воспитательная: поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к ближнему, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценивать свои поступки и действия сверстников. Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учиться экономным приёмам работы. Воспитываются такие качества как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и спортивному инвентарю. Физическая и морально-волевая подготовка помогает детям лучше адаптироваться к конкретным условиям. Общение с людьми разных возрастов способствует приобретению детьми коммуникативных навыков.

В курсе нашего кружка учащиеся в течение года изучают не только технику и виды разного туризма, но и планируют и составляют спортивно-туристические маршруты совместно с педагогом, что способствует развитию интереса к познанию своего края. Туристская подготовка является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания детей; она предусматривает теоретические и практические занятия по таким разделам как знакомство с топографией и ориентирование на местности, общефизическая подготовка, обеспечение безопасности при проведении туристских мероприятий. Многие ребята нашей школы активно участвуют в написании исследовательских работ в области краеведения после завершения туристического похода. Такая форма деятельности развивает культуру умственного труда. Таким образом наши учащиеся изучают историю не только по книгам, но и проходят тот маршрут, который они рассматривают. Это позволяет глубже проникнуть в познания истории нашей страны (села, города).

Все это позволило создать школьный туристско-краеведческий проект «Маршрутами земли Российской», в ходе реализации которого мы уделяем внимание следующим мероприятиям:

- многодневные походы, направленные на развитие и пропаганду туризма среди учащихся, оздоровления и физического развития детей, изучение культуры и природы родного края. Походы проходят различными маршрутами по населённым пунктам области и не только. В рамках походов проводятся соревнования, Вахты памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии в школьные музеи и музеи истории посещаемого края, собирается краеведческий материал;

- палаточные лагеря различного профиля для учащихся, туристские походы. Природное окружение способствует воспитанию любви к Родине, укреплению физического и психического здоровья школьников, развитию эстетических и нравственных сторон личности;

- районный конкурс туристских проектов «Пройдись по земле Российской». Одной из главных задач этого конкурса является воспитание чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной культуре, народным традициям, обычаям, обрядам, традиционным промыслам. Данный конкурс находится в совместной разработке с учителями истории и географии.

Итак, спортивный детский туризм, безусловно, имеет огромное значение в патриотическом воспитании молодежи. Участие в различных туристских маршрутах сближает учащихся, делает коллектив сплоченным и дружным, воспитывает толерантность в группах, воспитывает бережное и уважительное отношение к памятным местам родной области, т .к. зачастую не все они доступны для частого посещения (например, горные районы). Детский туризм является эффективным и результативным средством обучения и воспитания детей и имеет широкие перспективы применения в образовательных учреждениях.

Используемая литература:

А. А. Остапец. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. - М., РМАТ, 2001. - 87 с.

Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // Фундаментальные исследования. 2005. №4. С. 35

Имангулова Т.В., Омарова Н.А. Направления организации туристско-краеведческой деятельности в образовании: Материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», М: 2013 г.

© 2010-2022