Статья на тему Экология

Изменение целевых установок современного экологического образования в школе  приводит к необходимости наполнения его содержания социально значимыми делами, что актуализирует вопросы формирования экологической компетентности детей и подростков. В работе представлен опыт использования метода проектной деятельности, его значение в формировании экологической компетентности обучающихся.Данный опыт работы является результатом организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 3 пгт.Тымовское по формиров...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Организация проектной деятельности школьников во внеурочное время как средство формирования экологической компетентности»


И.А.Манько

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 пгт.Тымовское»


Аннотация: Изменение целевых установок современного экологического образования в школе приводит к необходимости наполнения его содержания социально значимыми делами, что актуализирует вопросы формирования экологической компетентности детей и подростков. В работе представлен опыт использования метода проектной деятельности, его значение в формировании экологической компетентности обучающихся.

Экология обычно рассматривается как подотрасль биологии, общей науки о живых организмах. Что же изучает экология и какое отношения имеет эта наука к современному образованию школьников? По определению немецкого биолога Эрнеста Геккеля экология (от греч. οικος - дом, хозяйство, обиталище и λόγος - учение) - совокупность понятий и явлений, связанных с окружающей средой, а также наука, занимающаяся этой сферой.

В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятом 10 января 2002г., раздел XIII посвящен экологическому воспитанию, образованию и формированию экологической культуры. В этом разделе отмечается, что в целях повышения экологической культуры общества устанавливается система всеобщего комплексного и непрерывного экологического образования. Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ таких знаний.

По моему убеждению, работа в данном направлении особенно актуальна, так как обеспечивает понимание учащимися роли и места человека в биосфере, формирует активную гражданскую позицию, способствует воспитанию личности, способной к экологически адекватному поведению в ситуации морального выбора, развивает эмоциональное восприятие природы и её объектов. Экологическую компетентность можно определить как осмысленную способность, потенциал и опыт личности в осуществлении сложных экологосообразных видов действий, способность пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

В своей работе по формированию экологической компетентности школьников отдаю предпочтение и системно использую технологию проектной деятельности. По моему мнению, проектный метод помогает показать детям, как их личная заинтересованность в приобретаемых знаниях, может и должна пригодиться им в жизни. Но для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Я, как учитель, могу подсказать источники информации, либо просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В 2011 году в МБОУ СОШ № 3 было создано экологическое объединение «Эко-Класс!», основным методом работы которого является создание и реализация экологических проектов. В объединении занимаются ребята в возрасте от 10 до 16 лет, что создаёт условия для их успешной социализации и разновозрастного взаимодействия. Это дети с разной успеваемостью по предметам, но главное то, что это дети, у которых есть мотивация на активную созидательную и практическую экологическую деятельность.

Мои ученики выполняют разные виды проектов:

1)Проблемно-реферативные работы- это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, либо информации, полученной в результате бесед, например, проект «Жизнь без бактерий», выполненный учеником 7 класса Скрынник Никитой.

2) Экспериментальные проекты - работы, выполненные на основе эксперимента, описанного в науке, и имеющего известный результат (например, проект по теме «Взаимное влияние растений», выполненный учениками 5 класса, которые в лабораторных условиях выявляли влияние растений друг на друга через изменение среды, в результате выделения в нее продуктов своей жизнедеятельности.

3) Натуралистические и описательные проекты- творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления (например, групповые проекты в 5- ых классах на уроках природоведения по темам: «Вода - уникальное вещество на Земле», «Жизнь в морях и океанах», «Виды воды», «Приспособления организмов к среде обитания».)

4) Информационные проекты были направлены на сбор информации о каком - либо явлении, происшествии. В этих проектах предполагается анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Например, проекты, направленные на развитие экологического просвещения школьников: «Загрязнение воздуха Сахалинской области», «Пожары Сахалинской области летом 1998 года», «Что такое пыль?», «День моря», «День защиты морских млекопитающих».Статья на тему Экология

Также в копилке нашей экологической группы есть:

5)Исследовательские проекты - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. (Например, долгосрочный групповой проект «Загрязнение посёлка Тымовское бытовым мусором», цель которого - воспитание экологической культуры школьников, «Вкус жизни», - направленный на формирование культуры питания, «Вода для всех!»- цель которого - воспитание бережного отношения к природным ресурсам, «Это просто праздник какой-то!», реализовавший идею экопросвещения в школе. Все эти проекты требовали большой временной подготовки, т.к. для достижения цели ребятами были поставлены самые разнообразные задачи: познавательные, описательные, сравнительные, экспериментальные, творческие, воспитательные. С проектами «Загрязнение посёлка Тымовское бытовым мусором», и «Это просто праздник какой-то!», ребята приняли участие в областном конкурсе проектно-исследовательской деятельности школьников и в 2011 и 2015гг. соответственно, и заняли в конкурсе 2 место.

6)Прикладные проекты, которые отличаются чётко обозначенным результатом деятельности его участников и ориентированы на социальные интересы самих участников. (Проекты по созданию коллажей фотографий к экологическим праздникам, изготовление буклетов «Тымовское- наш дом! Пусть будет чисто в нём!», оформление фотовыставок «Мой любимый питомец»). Оформляют такие проекты члены экологического объединения, а фотоработы и предложения приносят учащиеся школы.

7)Ролевые проекты - для их реализации отводятся роли, присутствуют элементы костюмов, придумывается ситуация. (Например, литературно-музыкальная композиция «Сохраним нашу Землю!», театральная постановка ко Дню работников леса «Это лес, волшебный лес!», выступление перед классами в роли гепарда и амурского тигра в день экологического праздника, посвящённого охране этих животных, пантомима «Ценители природы».)

8)Творческие проекты -праздники: «Красная книга, красная! Значит природа в опасности!», «Праздник каши», «Человек есть то, что он ест!», «День эколога» - такие проекты готовят старшеклассники для детей младшей школы, и они направлены на создание условий для успешной совместной деятельности детей, желающих проявить и развить свои интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские способности.

В качестве диагностических процедур по формированию экологической компетентности школьников использую такие методы как: наблюдение за обучающимися в разных ситуациях, требующих осознанного экологического поведения, анализ и рецензирование проектных работ, групповые и индивидуальные беседы, участие ребят в конкурсах и анализ результативности разного рода экологических мероприятий.

На сегодняшний день вовлечённость школьников в работу детского экологического объединения «Эко-Класс!» составляет 15 % от общего числа изучающих предмет биология, что на 7% больше, по сравнению с первым годом работы объединения.

Статья на тему Экология

2011г. 2015г.

Результатами использования проектной деятельности, как средства формирования экологической компетентности моих ребят, являются:

ежегодное участие членов группы «Эко-Класс!» в региональных мероприятиях СООО «Родник» - форуме «С заботой о будущем» и традиционном фестивале «Зелёный калейдоскоп», организация и активное участие в экологических акциях посёлка, проведение в школе разнообразных мероприятий экологической направленности в течение учебного года, реализация экологических проектов, ежегодное участие в муниципальных краеведческих конференциях. Ребята группы «Эко-Класс!» это призёры и победители конкурсов экологической направленности различного уровня: школьного, муниципального, регионального.












Статья на тему Экология

Фото1. Акция в День Эколога.

По моему убеждению, проектное обучение относится к технологиям, которые явно направлены на развитие деятельности, а не накопление фактов, для которых важен приоритет человеческой личности, установка на самоактуализацию, самореализацию. Учащиеся группы усвоили не готовые представления и понятия о взаимоотношениях в природе, но свои представления о мире, научились искать необходимую информацию, решать разнообразные задачи. В результате приобрели бесценный опыт:

-самостоятельных экологических действий;

-принятия решений при выборе варианта действий, руководствуясь экологическими, нравственными и правовыми императивами; интересами ресурсосбережения, экологической безопасности и здоровья;

-ценностного отношения к опыту экологической культуры человечества, собственному жизненному опыту;

-соблюдения в повседневной жизни экологических прав и обязанностей гражданина;

-проектирования и организации индивидуально, совместно и в команде экологически безопасной деятельности в реальных жизненных ситуациях.

Работа по реализации принципов экологического образования будет непременно продолжена. Видеть счастливые лица детей после успеха на любом мероприятии, акции, конкурсе, чувствовать их уверенность в себе при публичных выступлениях, наблюдать их правильное поведение в природе в любых ситуациях. Что ещё нужно учителю? Этот успех закономерно приходит к тому, кто добросовестно трудится, с ответственностью относится к порученному делу, идёт дорогой проб и ошибок.

Литература:

1.Алексеев С.В. Экологическое образование в базовой школе. СПб.: Специальная литература,1999.

2.Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция- новый планируемый результат экологического образования.//Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы//, 2007.№ 3.


© 2010-2022