Программа по дисциплине Конфликтология

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа «Конфликтология» составлена как программа элективного курса.

В связи с огромной определяющей ролью умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации в развитии личности и всех уровней функционирования общества, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его психологическому изучению.

Программа составлена на основе зарубежного и отечественного психологического опыта анализа конфликтов, по разрешению конфликтных ситуаций, выработке оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Материал программы систематизирован и структурирован в удобной и приемлемой для усвоения форме. Занятия рекомендуется проводить по лекционно- семинарской системе обучения. Выполнение предложенных в программе заданий для самостоятельного изучения позволяет студентам совершенствовать навыки работы с литературой, расширять знания в области конфликтологии.

Программа состоит из двух взаимодополняющих разделов.

Первый раздел программы «Конфликтология как наука» знакомит студентов с историей становления конфликтологии, дает возможность студентам проанализировать роль конфликтов в развитии общества.

Второй раздел «Типологические методики анализа, профилактики и преодоления конфликтов» направлен на вооружение студентов знаниями о конфликте, его сущности, раскрывает типологию конфликтов, причины их возникновения, особенности диагностики и способы разрешения конфликтных ситуаций.

Практические занятия предполагают формирование у студентов умений и навыков поведенческого характера. Большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, диагностике личности и конфликтов, решению проблемных заданий и конфликтных ситуаций.

По окончании курса студенты должны знать:

- историю становления конфликтологии как науки;

- классификацию конфликтных ситуаций;

- функции конфликтов;

- особенности диагностики конфликтов;

- типологические методики анализа, профилактики и преодоления конфликтов.

Уметь:

- анализировать конфликтные ситуации;

- определять рациональный способ разрешения конфликта в зависимости от его типа;

- диагностировать индивидуально- личностные особенности участников конфликта;

- моделировать систему мероприятий по профилактике конфликтов в различных видах деятельности.

Программа рассчитана на 28 часов, 16 из них- лекционные, 12- практические. По окончании курса студенты сдают дифференцированный зачет.

Возможно изменение количества часов в зависимости от учебного плана и учебных недель.

Примерный тематический план



Наименование разделов и тем

Макс нагр.

Кол-во ауд. часов

Сам. раб

Всего

Лекции

Практ.

Введение

2

2

2


Раздел 1. Конфликтология как наука.

6

4

4

-

2

1.1. История становления конфликтологии как науки

2

2

2



1.2. Типы конфликтных ситуаций

4

2

2


2

Раздел 2. Типологические методики анализа, профилактики и преодоления конфликтов

46

38

30

18

8

2.1. Структура, функции, стадии протекания конфликтных ситуаций

4

4

4



2.2. Личностные особенности возникновения конфликтов

14

12

4

8

2

2.3 Поведение индивида в условиях конкуренции.

2

2

2



2.4. Внутриличностные конфликты

8

6

4

2

2

2.5. Конфликтные ситуации в социально- педагогическом процессе

10

8

4

4

2

2.6. Основные модели разрешения конфликтов.

2

2

2



2.7. Стратегия и тактика поведения участников конфликта.

8

6

2

4

2

Итого

54

44

36

18

10


Содержание программы

Введение

Цели и задачи курса «Конфликтология». Значение умений конструктивно решать конфликты на современном этапе развития общества. Связь конфликтологии с другими науками. Основные понятия дисциплины.

Раздел 1. Конфликтология как наука.

Студент должен знать:

- теоретические аспекты проблемы конфликтов в современном обществе;

- историю становления конфликтологии как области научного познания;

- классификацию конфликтов в зависимости от сфер возникновения и проявления.

Уметь:

- определять тип конфликтной ситуации;

- выделять концептуальные основы конфликтологии в соответствие с периодом развития общества .

  1. История становления конфликтологии как науки

История развития науки о конфликтах. Взгляд древних мыслителей на проблему конфликта: древнекитайский подход (Конфуций), понимание природы конфликта в античный период (Гераклит, Платон, Демокрит).

Особенность конфликтологических идей в средние века (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Конфликт и эпоха Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Н. Макиавелли и др)

Социально- культурные условия и общественный уклад Нового времени и эпохи Просвещения в анализе конфликтологических взглядов мыслителей: Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, А. Смит.

Первая половина XIX- начало XXвв. (К. Маркс, О. Конт, Г. Зиммель, З. Фрейд и др.)

1.2. Типы конфликтных ситуаций

Классификация конфликтных ситуаций Н.В. Гришиной. Конфликт ценностей, конфликт интересов, конфликт средств достижения цели, конфликт потенциалов, конфликт правил взаимодействия. Функциональные (конструктивные), дисфункциональные (деструктивные) конфликты. Нереалистические конфликты. Общая характеристика внутриличностного конфликта, конфликта между личностью и группой, межгруппового конфликта. Социальный конфликт.

Классификация конфликтов в зависимости от сфер возникновения и проявления (социально- политические; межэтнические; конфликты в сфере управления; семейные и супружеские конфликты; конфликты в сфере производства, услуг и торговли; конфликты в научных, воинских подразделениях; конфликты в условиях изоляции) и модели их развития.


Самостоятельная работа

Составление конспекта статей:

  1. Дж. Тернер. Ключевые положения Зиммеля, касающиеся остроты конфликтов

  2. Дж. Тернер. Функции социального конфликта по отношению к участвующим в нем сторонам (по Зиммелю)

  3. Р. Дарендорф. Элементы теории социального конфликта

Литература:

Психология конфликта. Хрестоматия/ сост. Н.В. Гришина.- М., 2001

Раздел 2. Типологические методики анализа, профилактики и преодоления конфликтов

Студент должен знать:

- структуру, функции, стадии протекания конфликтных ситуаций;

- особенности конфликтных личностей;

- основные психологические концепции внутриличностного конфликта,;

- причины возникновения конфликтов в социально- педагогической среде;

- модели разрешения конфликтов.

Уметь:

- использовать методы диагностики предрасположенности личности к конфликтам;

- определять индивидуально- психологические особенности личности и возможные модели поведения в конфликтных ситуациях;

- моделировать систему мероприятий по профилактике конфликтов в различных видах деятельности.

2.1. Структура, функции, стадии протекания конфликтных ситуаций

Конфликт как многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально- психологическое явление.

Свойства конфликта: наличие противоречий, противоборство, противоречие субъектов конфликта, негативные эмоции и чувства как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

Структура конфликта: стороны (участники); количество участников и масштаб распространения; предмет конфликта; образы конфликта.

Функции конфликтных ситуаций: разрушительная, созидательная, диагностическая. Стадии протекания конфликта: предконфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта.

2.2. Личностные особенности возникновения конфликтов

Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов: природные свойства личности (темперамент). Типы конфликтных личностей. Виды психологических механизмов защиты личности. Процесс формирования субъективных причин конфликта. Применение теории «социальных ролей» для определения причин возникновения конфликтов.

2.3. Поведение индивида в условиях конкуренции.

Особенности поведения в конфликтных ситуациях людей различных сфер деятельности, зависимость конфликтности от степени конкурентности организаций .

Практическое занятие

Определение индивидуально- психологических

особенностей личности

  1. Тест «Иерархия потребностей личности по А. Маслоу»

  2. Тест по определению темперамента личности

  3. Решение конфликтных ситуаций.


Практическое занятие

Диагностика предрасположенности к конфликтам и поведения личности в конфликтных ситуациях

План

  1. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (Методика К. Томаса)

  2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.

  3. Тест толерантности

2.4. Внутриличностные конфликты

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов Понятие внутриличностного конфликта. З. Фрейда, теория комплекса неполноценности А. Адлера, учение об экстраверсии и интроверсии К.Юнга, концепция «экзистенциальной дихотомии» Э.Фромма, теория психосоциального развития Э.Эриксона. Мотивационные конфликты и классификация внутриличностных конфликтов К. Левина.

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов Отрицание, Вытеснение, Проекция, Идентификация, Регрессия, Реактивные образования, Рационализация, Замещение, Изоляция.

2.5. Конфликтные ситуации в социально- педагогическом процессе

Причины возникновения конфликтов в социально- педагогическом процессе. Состояние и перспективы конфликтологии образования. Степень распространенности различных причин конфликтов в учительской среде.

Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов в социально- педагогическом процессе. Разрешение конфликтной ситуации. Прямой путь разрешения конфликта. Косвенные пути ликвидации конфликта: объективизация конфликта, угашение эмоционального возбуждения, авансирование похвалой, раскрытие «секрета» рефери, воспроизведение сказанного соперником, опора на духовность и интеллект конфликтующих. Механизмы избегания конфликтных ситуаций: вытеснение, рационализация, компенсация, идентификация, проекция.


Практическое занятие

Диагностика внутриличностных конфликтов.

  1. Диагностические методики по исследованию наличия внутриличностных конфликтов

  2. Методы и средства профилактики ситуаций, вызывающих внутренние противоречия

Семинарское занятие

Основы педагогической конфликтологии

План

  1. Понятие конфликта в педагогике.

  2. Стрессогенные конфликты в зарубежной педагогике.

  3. Конфликтно- стрессовые ситуации в младших классах.

  4. Конфликтно-стрессовые ситуации в работе с подростками.

  5. Конфликтно- стрессовые ситуации в работе с учащимися старших классов

Литература:

Журавлева В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник.- М., 1995

Самостоятельная работа

Составление конспекта статьи Кузьменковой О.В., Митиной Л.М. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя.

Литература

Психология конфликта. Хрестоматия/ сост. Н.В. Гришина.- М., 2001

2.6. Основные модели разрешения конфликтов.

Понятие «модель разрешения конфликтов». Зависимость выбора модели решения конфликта от его диагноза. «Силовая модель», условия ее применения, возможности и ограничения, условия для использования. «Компромиссная модель», критика идеи безграничных возможностей компромисса. «Интегративная модель», ее универсальность, эффективность и сложность. Взаимосвязь моделей решения конфликтов со стратегией и тактикой поведения участников конфликта.

2.7. Стратегия и тактика поведения участников конфликта.

Значение понятий «стратегия» и «тактика» в конфликтологии. Классификация стратегий поведения. Сущность стратегии: оптимизация («конструктивизация») конфликта, предотвращение инцидента конфликта, трансформация («смещение») конфликта, ослабление («смягчение») конфликта, преодоление конфликта. Позиционные и ситуационные ограничения в применении, целесообразность их дополнения.

Конфликтологическая типология переговоров. Тактики взаимных уступок, встречных Шатов, сглаживания острых проблем, переключения на более значимые ценности, рационализация целей.

Специфика конфликтологического посредничества.


Практическое занятие

Технологии рационального поведения в конфликте

План:

  1. Общая характеристика способов рационального поведения в конфликте

  2. Упражнение «Самооценка рационального поведения в конфликте»

  3. Упражнение Самооценка «мудрого поведения» в конфликте

  4. Упражнение «Развитие эмпатии»

  5. Упражнение Деструктивное (разрешительное) поведение

  6. Дидактический тренинг «Овладение искусством критики»


Практическое занятие

Технологии управления конфликтами

План

  1. Тест «Оценка глубины конфликта»

  2. Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта»

  3. Моделирование Кодекса поведения в конфликте.






Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология.- М., 2001

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.- М., 1999

  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения.- М., 200

  4. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций.- М., 2001

  5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь- справочник.- М., 2001

  6. Журавлева В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник.- М., 1995

  7. Игры. Обучение, тренинг, досуг/ под ред.В.В. Петрусинского.- М., 1994

  8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологии..- М., 2001

  9. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя.- С-Пб., 1999

  10. Межличностное общение. Хрестоматия. / сост.Н.В. Казаринова.- С-Пб., 2001

  11. Мощенко А.В. Конфликтология.- М., 1998

  12. Психология конфликта. Хрестоматия/ сост. Н.В. Гришина.- М., 2001

  13. Рамедник И.Л. и др. Психологический практикум.- М., 2002

  14. Социальная психология/ под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача.- М., 2001

  15. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. - Ростов-на- Дону.- 2001

  16. Сулимова Т,С. Социальная работа и конструктивные разрешения конфликтов.- М., 1996


© 2010-2022