Статья Омаровой Ботагоз Зиядиновны о лидерстве учителя

Омарова Б.З.                                                   Учитель - Лидер                                                                      Школе нового тысячелетия предстоит пройти                                                                      великий перелом: расстаться с традиционным                                                                      содержанием образования и управления.                                                                      Кто-то сделает это з...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Омарова Б.З.

Учитель - Лидер

Школе нового тысячелетия предстоит пройти

великий перелом: расстаться с традиционным

содержанием образования и управления.

Кто-то сделает это завтра, кто-то сделает это

сегодня. Одним детям повезёт сегодня -

другим через сто лет.

Д.И.Менделеев

Идею технологизации обучения поднимал Ян Коменский уже в семнадцатом веке, призывая к тому, чтобы обучение стало механическим и нашли такой способ обучения, который обязательно приводил бы каждого ученика к положительным результатам по каждой изучаемой теме учебного материала. В своей книге «Великая дидактика» он писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать :

  1. Твёрдо установленные цели

  2. Средства, точно приспособленные для достижения этих целей

  3. Твёрдые правила, как пользоваться»

И в наши дни, сегодня, в период больших перемен в среднем образовании, становится актуальной проблема поиска наиболее эффективных подходов к развитию школы с позиции управления. Одним из современных подходов в мировой практике управления школой является изменение позиции руководства школы от управления к лидерству: стать эффективным руководителем в обучении, лидерство, как оно работает.
Долгое время лидерство понималось, как умение руководить, за все отвечать. Принципиальная разница между управлением и лидерством в том, что управление понимается как система запланированных нами, верно исполняемых действий.
Лидерство же -совсем иное понятие. Это управленческий комплекс, который призван менять ситуацию, улучшая ее. О глобальных вызовах в мире. О необходимости изменений в системе образования.
Если говорить о причинах, вызвавших необходимость изменений в подходах к управлению, то они заключаются в следующем. Технологические изменения, происходящие в мире, оказывают огромное влияние и на изменения в школе. Английский деятель образования Питер Друкер сказал: «школы настоящего времени скоро исчезнут». Это можно понять так, что быстро меняющийся мир заставляет меняться все вокруг. Мы можем согласиться с этим, подтверждая ту мысль, что задача современной школы - учить учащихся как учиться, а не что учить. Только задумайтесь: в современном мире происходят 4 главных движения, которые оказывают влияние на все, происходящее в мире:
1.движение людей в мировом пространстве
2.движение финансов в мировом пространстве
3.движение информации (интернет появился в 1990 г)
4.движение культур (наука, музыка, спорт, мода, ресторанная культура…)
Как это влияет на нас, можно представить. А вот то, что в связи с этим людям необходимо иметь «5 умов», мы должны не только сами понимать, но и донести это до учащихся, так как именно им жить и далее в быстро меняющемся мире. Какие это умы:
1.дисциплинированный разум - изучить какой-либо предмет, науку - это то, как мы видим мир.
2.творческий, креативный разум.
3. аналитический ум - получая различную информацию, мы должны синтезировать и анализировать ее.
4.уважительный разум - мы живем в изменяющемся культурном мире, нам необходимо уважение к другим культурам.
5.этический разум - каждый должен задуматься, что я должен сделать доброго и полезного для людей.
Таким образом, учитывая вышеперечисленные факты, мы еще раз убеждаемся, что и в системе образования необходимы перемены, и они происходят в настоящем, но сегодня мы говорим, в том числе, и о переменах в подходах к управлению. По словам английского профессора в области образования Джона Вэзборна, лидерство - это перемены. Существует много определений понятия «лидер». Но ясно одно - чтобы внести перемены, надо быть лидером. Мир меняется, и мы должны меняться вслед за ним. Лидер не только идет дальше, он трансформируется - изменяется. Перемены - это не просто, мы все люди разные. Для большинства людей перемены - это изменения личностного характера. Таким образом, загвоздка как раз в том, что необходимы личностные изменения. Если лидер хочет внести перемены, то ему необходимо быть вовлеченным в них самому. То есть нам нужно самим задуматься, как управленцам и лидерам, что нам нужно изменить в себе и вокруг себя, чтобы начать перемены.

Ясно, лидерству необходимо обучаться, развивать в себе черты лидера.
В своей книге «Семь шагов эффективного лидера» Стефан Кови выделил 7 навыков лидера.
1. Про-активность. Человек не должен останавливаться на проблемах, контролировать их, он должен искать возможности, чтобы двигаться вперед и концентрироваться на будущем.
2. «Начинай думать с конечного результата». Думай о том, чего бы ты хотел достичь, каким бы хотел стать ты и твой коллектив, твои ученики.
3. «Лидер ставит все по порядку», т.е. ставит перед собой приоритеты.
4. Развитие навыка «выиграл-выиграл». Развитие мышления, настроенного на победу: и лидер, и его последователи выигрывают.
5. Стремиться понимать, а затем быть понятым. Эта черта поведения наиболее важна в создании отношений, в процессе обучения. Из исследований известно, что учителя и руководители наиболее худшие слушатели, т.к. сами хотят произвести впечатление. Действительно эффективный лидер умеет очень хорошо слушать. Существует правило - 20:80. Говори 20%, слушай 80%.
6.Синергия. Признание того, что другие тоже могут быть энергичными и успешными. Если люди отличаются от нас, это не значит, что они не правы. Руководители должны укреплять доверие и взаимопонимание, чтобы было меньше конфликтов.
7. «Заточите пилу». Эффективные лидеры в течение всей жизни продолжают обучение, учатся новому, разрабатывают стратегии, чтобы хорошо выполнять свою работу.
Есть 3 составляющие в человеке, в его поведении, мировосприятии:
- то, во что мы верим верить
-что мы говорим говорить
- что мы делаем делать
В нас, как в лидерах, все три составляющие должны быть вместе, едины - верить, говорить, делать.
Кроме того, существует 11 стратегий эффективного лидера:
1.Необходимо четко формулировать цели и задачи.
2.Быть последовательным.
3.Быть полным решимости и энтузиазма.
4.Иметь высокие надежды.
5.Укреплять доверие.
6.Контролировать и поддерживать людей, которые решают вопросы.
7.Вырабатывать диалог в обучении.
8.Осуществлять энергичное и эффективное управление.
9.Руководствоваться изменениями и всегда искать методы улучшения.
10.Продолжать заниматься и развиваться профессионально и контролировать, чтобы все подчиненные имели такую возможность.
11.Постоянно развиваться и совершенствоваться культурно.
Лидерство часто связывают с успешностью. На сегодняшний день существует много литературы о лидерстве, которые вы можете найти сами. Одна из книг - работа Дэниэла Гоумена «Эмоциональный интеллект», 1995 г. В ней, в частности, говорится, что самые успешные люди не обязательно самые интеллигентные. А у очень умных людей не обязательно есть все необходимые жизненные навыки. Оказывается - показателем успешности является не только интеллект, но и эмоции - эмоциональный интеллект, который включает в себя посвященность, чувствительность, рефлексивность. У настоящих лидеров высокий эмоциональный интеллект. Самые успешные люди рефлексивны. Кроме того, для лидера важно развитие компетенций, таких как
- персональная компетентность - это то, как мы управляем собой (такие качества, как самосознание, самоуправление: саморегулирование плюс мотивация),
-социальная компетентность - то, как мы управляем отношениями.
Всегда нужно понимать свои «плюсы»стороны и уметь управлять собой. Когда мы научимся понимать себя, мы будем понимать других. А обратная связь, общение с другими дадут возможность управлять собой, своими особенностями, менять себя.
Лидерство, как и успешность, предполагает определенный личностный рост.
GROW-английский глагол «расти», в интерпретации к нашей теме лидерства его можно представить так:
G - goal - цель - чего я хочу
R - reality - реальность - что происходит
O - option - опции - что я мог бы сделать
W - will - будет - что я буду делать
Итак, лидерство выступает как обоснованная необходимость в современной действительности, в том числе в системе образования, так как отвечает современным вызовам и тенденциям, происходящим в настоящее время.
Рассмотрим лидерство в системе образования Великобритании.
Как я уже сказала, на смену управлению в мировой практике образования приходит институт лидерства. В Великобритании процесс развития школы сосредоточен в руках лидеров(из выступления директора «Милайз скул» - национальной школы - Леона Ниттли).Задача руководителя школы-лидера - найти пути ее развития, адаптировать политику государства к особенностям школы. Звание национального лидера - у директора преуспевающей школы.
Акцент английских школ на сотрудничестве, а не на соревновательности, поэтому у них существуют союзы школ - альянсы с целью оказания помощи друг другу. Активное сотрудничество школ помогает их росту и развитию. Идея сотрудничества зародилась в Лондоне и улучшения были зарегистрированы правительством, которое решило расширить этот опыт, отсюда пошло название - национальные школы.
В этой связи развито стимулирование тех школ, которые оказывают поддержку другим школам в их развитии. Развита Национальная система лидерства в образовании, национальная поддержка школ. Успешные школы отвечают за слабые школы, получая аккредитацию, как помощники для других школ.
В Великобритании существуют такие виды школ, как обучающие, бесплатные, академии, альянсы и сети. Большая автономность школ дает возможности для большей результативности.
Что в английских школах:
1.Самостоятельность, автономность в организации внутренней работы в школе.
2.Распределенное лидерство в действии - управляющая система школы иная, чем у нас - директор, 6 помощников, 1 менеджер, 1 заместитель.
3.организация учебного дня учащихся водну смену + послеобеденные занятия с упором на спортивные занятия (при количестве учащихся до 1600)
4.практическая направленность занятий (неделя творчества)
5.высокий уровень толерантности в коллективе педагогов и учащихся.
6. 15 минут чтения по всей школе ежедневно.
7.ключевое слово в школе как лозунг для каждого ВДОХНОВЛЯТЬ - пропагандировать достижения и успехи детей.
8.самостоятельный выбор стратегии обучения в школе.
9. свободное передвижение учащихся в классе- это показатель ответственности и доверия между учеником и учителем.
10. работа школы с обществом, социумом (ролик в метро).
11.высокая автономность - высокая ответственность (директор берет на себя ответственность, но подотчетен во всем).
12.педагог занимается учебным процессом - в школе работают, н-р, 104 педагога и 134 человека обслуживающего персонала.
Каковы же уровни лидерства в образовании Великобритании?
В Великобритании развиты такие уровни лидерства, как Национальные лидеры, лидеры в образовании и специалисты. Задача - выбрать национальные школы и лидеров этих школ. Отбор происходит под контролем Национального колледжа по школьному лидерству.
Национальные обучающие школы должны самостоятельно продемонстрировать свои успехи (для этого существует официальная стандартизованная оценка системы Ofsted), как сильные в категории общей эффективности, преподавания и обучения, лидерства и управления, а также продемонстрировать
- высокий уровень обучения,
-участие в сети партнеров,
- располагают ли они лидерами старшего и среднего звена, которые могут:
1.внести вклад в обучение других преподавателей,
2.осуществлять эффективное профессиональное развитие в области обучения и лидерства,
3.оказывать поддержку слабым школам в рамках партнерства или сети,
4.предоставить доказательства улучшения, подтверждаемые самооценкой, менторством, коучингом.
5.пройти на университетском уровне внешнюю оценку,
6.продемонстрировать вовлеченность в исследования.
Национальные обучающие школы реализуют различные программы:
1.подготовку будущих учителей
2.профессиональную подготовку коллектива
3.поддержку других школ
4.развитие будущих лидеров
5.исследование и развитие
В британских школах широко развито распределенное лидерство и соответственно его уровни:
- директор - внешние связи,
- заместители директора - внутренние процессы, развитие школы, ведение всех внутришкольных процессов,
- руководители кафедр,
- лидеры в среде педагогов (помощники директора по различным вопросам, н-р, за работу с классными коллективами и др.)
Адаптация учителя в школе.
В школах Великобритании каждый учитель делает ежегодный обзор работы за год и обсуждает это с лидером с целью улучшения практики преподавания, определения трудностей, чтобы учесть это в следующем году. Эти же задачи ставятся перед учителями других школ, аккумулируя общие проблемы.
Профессиональное развитие - это активность самого учителя, готовность обучаться. Важно - каждому учителю вести исследование в действии в рамках класса, школы. Задача лидеров - заместителей и помощников директора - научить учителей с помощью лидеров, прошедших уровневые курсы, заниматься исследованием в действии.
Культура учителя в том, что он должен быть готов быть открытым в учебном процессе, поэтому важным является изменение культуры в школе. Для этого необходимо построить отношения на доверии, партнерстве, проявлении профессиональной щедрости, открытости коллектива в целом и каждого учителя в отдельности. Способность развиваться зависит от каждого учителя и коллектива в целом (доверие и ответственность во взаимодействии). Важно - определить видение школы (цель, образ) и развивать доверие в сотрудничестве.
Майкл Фуллан в своей работе «Нравственный императив» отметил, что нужны возможности, чтобы повысить свой потенциал и потенциал коллектива школы.
Кто и как должен организовать эту работу?
Источник решения проблем - распределенное лидерство. Лидер - дирижер оркестра, в котором каждый выдает свою партию, но в целом получается общая музыка. Современный руководитель-лидер должен уметь распределять руководство. Задача руководителя-лидера - развитие лидерства на всех уровнях. Как это осуществить?
Развитие лидерства на всех уровнях в школе происходит через повышение квалификации лидерства для учителей. В английских школах работают внутришкольные и межшкольные программы развития лидерства среди молодых учителей, а также других групп учителей.
Для руководителя - лидера важно иметь видение, образ своей школы, перспективу ее развития и подчинить всю свою работу и работу педагогического коллектива, как единой команды, достижению этой цели. Одно общее видение для всего коллектива, которое поможет достичь поставленной цели. Задача руководителя-лидера - дать коллективу навыки по достижению этой цели, мотивировать их.
В продвинутых странах, где результаты исследований PISA высокие, подход к обучению очень индивидуален - фокусируется на творческом обучении. Здесь возможны риски, но это своего рода плюсы - учиться на своих ошибках, здесь главное - ответственность и доверие. Культура доверия складывается из понятия - «я выполняю ради себя, а значит - выполняю ради других».
В школе с высоким уровнем доверия всегда хорошие показатели. Что является показателем доверия в коллективе - степень открытости и степень готовности к риску.
Руководитель является стражем доверия в коллективе. От высокого уровня контроля - к высокому уровню доверия. Люди, которым вы доверяете, должны знать, что они должны делать и отвечать за свои дела, иметь ответственность. Как лидер, руководитель может и должен полагаться на других, проводя изменения. Нужно разговаривать с коллективом о предстоящих изменениях. Необходимо потратить время на убеждение людей и обучение изменениям. «Люди более счастливы, готовы к сотрудничеству и работе, к позитивным переменам, когда руководители осуществляют перемены вместе с людьми, а не над ними…» - цитата из международного института восстановительной практики…Если Я, как лидер, постоянно учусь, слежу за обучением коллег, провожу диалог с коллегами, возможны изменения к лучшему.
Управление инновациями в школе
Считается, что лучшая практика - это опыт, который уже применяли, и он дает хорошие результаты где-то, а я вношу его в свою практику. А есть инновации - как что-то полностью иное, то, чего еще не было раньше. Чтобы развиваться, мы должны использовать какой-либо опыт, но изменения происходят тогда, когда мы вносим трансформационные изменения - меняя что-то полностью.
Лидер должен задать себе 7 вопросов:
1.что является серьезной проблемой
2.зачем я должен внести изменения, почему (мы должны еще и объяснить людям, почему и зачем нужны изменения)
3.кого нам вовлечь в процесс изменений
4.чего мы хотим достичь, где хотим оказаться
5.какие у нас есть варианты, выбор
6.как нам это сделать - планирование работы
7.каких результатов мы хотим достичь и когда мы хотим их достичь
Выделяют 6 областей профессиональной практики, в которых может проявить себя лидер:
-лидерство в преподавании и обучении,
- развитие себя и других,
-осуществление изменений,
- инновации и перемены,
- осуществление управления школой,
- вовлечение и работа с сообществом.
Чтобы происходили перемены, каждый член коллектива должен делать что-то из этих 6 обязанностей!
Планирование развития школы
Лидерство напрямую связано с развитием, так как несет в себе позитивные изменения, движение вперед, внутреннее развитие человека, системы. Поскольку речь идет о развитии школы, оно обязательно должно быть управляемым, планируемым.
Создание плана развития должно быть доступно всему коллективу. При разработке плана развития школы важно учитывать темпы изменений, критерии успеха, барьеры, которые могут возникнуть, риски. Преимущество такого подхода к планированию в том, что оно управляемо, инспектируемо, так как позволяет предугадывать ожидания, положительные и отрицательные стороны хода развития.
До начала планирования мы должны потратить время на тренинги, дискуссии, встречи, обсуждения, направленные на изменения в поведении людей, их сознании, на что согласитесь, мы не всегда вообще обращаем внимание. Результаты необходимо прослеживать в процессе.
Если на промежуточном этапе прослеживается, что часть коллектива не следует изменениям, то мы отправляем их на начальную стадию, начав с ними новый путь. На начальном этапе важно продумать, какие вклады мы должны делать, какие мероприятия должны проводить по пропаганде планирования развития. Таким образом, в планировании развития школы важно соблюдать последовательность.
Как вовлечь заинтересованные стороны в общее планирование - учителей, родителей, учащихся? На помощь может прийти соглашение между участниками образовательного процесса об основных принципах (н-р, согласны ли мы все, что у каждого ребенка должно быть одинаковое право на обучение). Это очень важно в практике работы. Разделенные ценности плюс высокий уровень ответственности каждого плюс эффективное поведение каждого (доверие как самый сильный фактор эффективного поведения).
Таким образом, важным становится создание общего языка ценностей и социального языка между членами коллектива, партнерами в общем процессе. Лидеры школы должны постоянно общаться с членами коллектива для достижения наибольшего доверия. Если лидерство означает перемены, то вопрос - как лидеры могут помочь измениться школе?
Любые изменения идут через культуру, так как улучшение практики преподавания возможно через личностное и профессиональное развитие учителя. Все еще бытует мнение, что диплома достаточно для работы на долгие годы. Нет, учитель должен повышать свой профессиональный уровень, учиться, как его ученики. В Европе - если ты считаешься хорошим учителем, ты должен постоянно доказывать это. Если ты не развиваешься и не работаешь над собой и своей практикой, ты не можешь и не должен работать. Если мы хотим изменить систему, изменить свою школу, способствовать ее развитию - мы должны изменить себя - начни изменения с себя.
Лидеру важно мотивировать людей на их собственное развитие. Необходимо создавать такие условия работы в своем коллективе, чтобы каждый двигался в сторону доверия. Если мы хотим улучшить качество преподавания для каждого ребенка, нам придется измениться.
Как же мы можем улучшить практику преподавания учителей? Мы должны следовать определенной последовательности:
1. иметь «меню и рецепты» на обучение и преподавание, такие, которые будут отражать согласованные единые действия, ресурсы и подходы.
2. проводить рефлексию с учителями, говоря об их опыте, практике преподавания (н-р, «существуют более эффективные методы преподавания, которые вам стоит применять на практике»).
3. необходимо поддерживать стандарты, критерии. Учителя и ученики будут лучше работать, если будут знать, что от них требуется.
Таким образом, для достижения результата лидер должен делать три правильные вещи - осуществлять эффективное, успешное лидерство, четко знать свою цель и обговаривать ее с коллективом и следовать тому, что обучение и преподавание являются самым важным в школе. У успешного лидера все 3 критерия вместе, у неуспешного - разрознены.
Управлять качеством образования, значит, уметь прогнозировать результаты, анализировать вчерашний день, контролировать сегодняшний и предвидеть завтрашний. В заключении хотелось бы вспомнить слова великого педагога В.Сухомлинского : «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребёнке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы».




© 2010-2022