- Преподавателю
- Другое
- Программа учебной дисциплины Основы информационных технологий по профессии Мастер по обработке цифровой информации
Программа учебной дисциплины Основы информационных технологий по профессии Мастер по обработке цифровой информации
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Погодаев С.А. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Областное государственное автономное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
Профессиональное училище №60
УТВЕРЖДАЮ
Директор ПУ №60
________ В.Д.Катаев
«___»_______2013г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основы информационных технологий
2013г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС), примерной программы по учебной дисциплине «Основы информационных технологий» среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС)
230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.
Организация-разработчик:
Областное государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 60
Разработчик:
Погодаев С.А., преподаватель, первая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании методической комиссии по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» протокол № ___ от «___» _______ 201_г.
___________ / Погодаев С.А.
(подпись председателя)
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
условия реализации учебной дисциплины
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основы информационных технологий
-
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;
-
работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;
-
работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные понятия: информация и информационные технологии;
-
технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;
-
классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;
-
общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;
-
назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;
-
процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема;
-
периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;
-
операционную систему ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;
-
локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;
-
поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;
-
идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;
-
общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;
-
информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам.
Дополнительные знания и умения
Вариативная часть направлена на расширение и углубление подготовки, определяемой содержание обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Обучающийся в ходе освоения дополнительных знаний должен:
знать:
- информационные процессы как основа информационных технологий;
- понятие и структура информационного процесса;
- взаимодействие информационных процессов в структуре информационной технологии;
- назначение и структура графического интерфейса;
уметь:
- кодировать информацию;
- использовать инструментальные системы для разработки экспертных систем;
- использовать прикладное и инструментальное программное обеспечение;
- устанавливать различные типы драйверов;
- выполнять инсталляцию и реанимацию операционной системы;
- выполнять настройку устройств, системных служб, драйверов, дополнительных программ.
-
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 94 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
94
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
в том числе:
практические занятия
32
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников [1], [2] [3], [4], [5], конспектом лекций;
выполнение индивидуальных заданий, подготовка сообщений, докладов и рефератов поиск информации в сети Интернет;
подготовки к практическим занятиям и контрольным работам,
30
Вариативная часть (внеаудиторная самостоятельная работа)
28
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы информационных технологий
Наименование тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Форма урока
Вид контроля
Уровень освоения
1
2
3
94
64
Введение
Введение в специальность.
Техника безопасности. Цели и задачи данного курса. Введение в специальность.
1
Лекция
Устный опрос
1
Тема 1. Информация и информационные технологии
Содержание учебного материала
5
Информация, ее основные свойства.
Информация, ее основные свойства
Формы представления данных
1
Лекция
Устный опрос
2
Классификация информационных технологий.
Классификация информационных технологий по сферам применения.
1
Лекция
Устный опрос
2
Сбор, хранение, передача и обработка информации.
Технологии сбора, хранения, передачи, обработки информации
Основные виды угроз. Способы противодействия угрозам
1
Лекция
Устный опрос
2
Практические занятия
2
Определение качества и количества информации.
2
Практическое занятие
Устный опрос
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.
Составление таблицы соответствия информации её свойствам
Составление сообщения по одной из тем:
Гипертекстовые способы хранения и представления информации
Основные виды угроз.
Способы противодействия угрозам
7
Тема 2. Общие сведения о компьютерах
Содержание учебного материала
6
Назначение компьютера.
Назначение компьютера, логическое и физическое устройство, аппаратное и программное обеспечение. Серверы и персональные компьютеры.
1
Лекция
Устный опрос
2
Процессор, ОЗУ.
Процессор, ОЗУ.
1
Лекция
Устный опрос
2
Дисковая и видео подсистемы
1
Лекция
Устный опрос
Периферийные устройства.
Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы
2
Лекция
Устный опрос
2
Организация данных в ПК.
Организация данных в ПК.
Классы программ. Серверное и клиентское ПО.
1
Лекция
Тест
2
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.
Составление глоссария
2
Тема 3. Операционные системы персонального компьютера
Содержание учебного материала
7
Функции и назначение ОС.
Функции и назначение ОС.
1
Лекция
Устный опрос
3
Файлы и программы управления.
Файлы, форматы файлов, файловые системы.
Программы управления файлами.
2
Лекция
Устный опрос
3
Практические занятия
4
Настройка рабочей среды графической ОС.
1
Практическое занятие
Устный опрос
Операции с папками и файлами.
3
Практическое занятие
Устный опрос
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.
7
Тема 4. Прикладные программы
Содержание учебного материала
26
Текстовые редакторы.
Текстовые редакторы.
2
Лекция
Устный опрос
3
Табличные редакторы.
Табличные редакторы.
2
Лекция
Устный опрос
3
Редакторы презентаций.
Редакторы презентаций.
2
Лекция
Устный опрос
3
Редакторы баз данных.
Редакторы баз данных.
2
Лекция
Устный опрос
3
Техническая документация и файлы справок.
Техническая документация и файлы справок прикладных программ.
1
Лекция
Устный опрос
1
Контрольная работа №1 по теме « Прикладные программы».
1
Контрольная работа
Практические занятия
16
Создание документа в текстовом редакторе.
3
Практическое занятие
Устный опрос
Создание документа в табличном редакторе.
4
Практическое занятие
Устный опрос
Создание документа в редакторе презентаций.
4
Практическое занятие
Устный опрос
Создание документа в редакторе баз данных.
4
Практическое занятие
Устный опрос
Создание документа в текстовом редакторе.
1
Практическое занятие
Устный опрос
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.
Создание таблицы «горячих» клавиш по каждой программе
7
Тема 5. Сети и сетевые технологии
Содержание учебного материала
19
Локальная сеть.
Понятие локальной сети Цели и характеристики локальной сети.
Топология. Сетевая карта. Концентраторы и коммутаторы. Сетевая архитектура. Логическая структура. Протоколы.
Поиск, пересылка информации в локальной сети.
4
Лекция
Устный опрос
2
Глобальная сеть Интернет.
Общие сведения о глобальных сетях (Интернет)
Адресация, доменные имена, протоколы передачи данных.
Сеть WWW, гипертекстовое представление информации.
4
Лекция
Устный опрос
2
Электронная почта.
Электронная почта.
2
Лекция
Устный опрос
2
Контрольная работа №2 по теме « Сети и сетевые технологии»
1
Контрольная работа
Практические занятия
8
Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей.
2
Практическое занятие
Устный опрос
Авторизация пользователей и ресурсов сетей.
2
Практическое занятие
Устный опрос
Поиск и сохранение найденной информации.
2
Практическое занятие
Устный опрос
Работа с электронной почтой.
1
Практическое занятие
Устный опрос
Дифференцированный зачет.
1
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций, поиск в сети информации по заданным условиям и отправление преподавателю по электронной почте.
Составление глоссария
7
Тематика вариативной части (внеаудиторная самостоятельная работа):
Кодирование информации.
Использование инструментальных систем для разработки экспертных систем.
Использование прикладного и инструментального программного обеспечения.
Установка различных типов драйверов.
Выполнение инсталляции и реанимация операционной системы.
Выполнение настройки устройств, системных служб, драйверов, дополнительных программ.
4
4
4
4
6
6
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы информационных технологий»
-
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).
-
Технические средства обучения:
-
-
мультимедийный проектор;
-
проекционный экран;
-
принтер цветной лазерный;
-
принтер черно-белый струйный;
-
компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
-
сервер;
-
блок питания;
-
источник бесперебойного питания;
-
наушники с микрофоном;
-
сканер;
-
колонки.
3.2. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
-
правила техники безопасности и производственной санитарии;
-
инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
-
-
Программное обеспечение:
-
-
текстовый редактор-конвертор Hieroglyph для перевода текстов из одной кодировки кириллицы в другую;
-
текстовый редактор StarOffice Writer;
-
программы для тестирования параметров соединения с Интернетом AnalogX HyperTrace, VitalAgent, Modemgph;
-
интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Сибкон Коммутатор, NeoPlanet, Opera, Интернет-утилита NetSonic, ускоряющая загрузку Web-страниц;
-
менеджеры загрузки файлов Go!Zilla и Regent, FTP-клиенты AceFTP и CuteFTP, off-line браузеры WebDowloader и WebZip;
-
программа русификации приложений ICQ, мультимедиа-проигрователи RealPlayer, Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch Jukebox;
-
звуковой редактор Cool Edit 2000;
-
растровый графический редактор StarOffice Image;
-
векторный графический редактор StarOffice Player;
-
мульмедийных презентаций StarOffice Impress;
-
проигрователь презентаций StarOffice Player;
-
программы перевода единиц измерения Versaverter и Advanced Converter;
-
калькуляторы Wise Calculator, NumLock Calculator (для произведения вычислений в различных системах счисления);
-
система управления базами данных StarOffice Base.
3.4. Информационное обеспечение обучения
3.4.1. Основная литература:
-
Е.В.Михеева Информационные технологии в профессионольной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2011
-
Е.В.Михеева Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2011
-
М.С. Цветкова Информатика и ИКТ, Издательский центр «Академия», Москва, 2011
-
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 511 с.: ил.
-
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - 3-е изд. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 394 с.: ил.
3.4.2. Дополнительная
-
Немцова Т. И., Назарова Ю.В, Практикум по информатике, часть 1и 2, М., ИД «Форум», - ИНФРА-М, 2008
-
Могилёв А.В., Листрова Л.В., Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2010
-
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е., Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учебное пособие - М.:Академия, 2008
-
Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007.
-
Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
-
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
-
Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
-
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 10(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.
-
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 11(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.
-
Михеева Е.В. Практикум по информатике. 4-е изд. - М.: Академия, 2007.
-
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. - М.: Академия, 2006.
3.4.3. Интернет-ресурсы:
-
edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
-
edu - "Российское образование" Федеральный портал
-
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
-
school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
-
ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
-
fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
-
allbest - "Союз образовательных сайтов"
-
fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
-
ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
-
obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
-
mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
-
rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
-
http://www.km.ru - Мультипортал
-
http://www.intuit.ru/ - Интернет-Университет Информационных технологий
-
claw.ru/ - Образовательный портал
-
ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия
-
msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
-
dreamspark.ru/ - Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
Работать с графическими операционными системами ПК: включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера.
-
Комбинированный: тестирование; практические занятия № 2, №10.
Работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;
-
Комбинированный: тестирование, устный опрос, практические занятия № 3, №11, №12
Работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;
-
Комбинированный: поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации, тестирование; практические занятия № 4-9;
Знания:
Основные понятия: информация и информационные технологии;
-
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление таблицы соответствия информации её свойствам, практическое занятие №1;
Технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;
-
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия № 4-9; контрольная работа № 1
Классификация информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;
-
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), сообщение по теме
Общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;
-
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)
-
Групповой: заслушивание рефератов
Назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;
-
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)
-
Групповой: заслушивание рефератов
Процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема;
-
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)
Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;
-
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)
Операционная система ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;
-
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия №2 и №3
Локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;
-
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), контрольная работа №2, составленный глоссарий
Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;
-
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практическое занятие № 9
Идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей;
-
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практическое занятие № 10
Общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресация, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World WideWeb (WWW), электронная почта, серверное и клиентское программное обеспечение;
-
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия № 11 и №12, контрольная работа №2, задание по поиску информации в Интернете, пересылка информации по электронной почте
Информационная безопасность: основные виды
-
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта),
-
Групповой: заслушивание рефератов.
Разработчик:
ОГАОУ НПО «ПУ № 60»
преподаватель
С.А.Погодаев
(место работы)
(занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)