• Преподавателю
  • Другое
  • Программа учебной дисциплины Основы информационных технологий по профессии Мастер по обработке цифровой информации

Программа учебной дисциплины Основы информационных технологий по профессии Мастер по обработке цифровой информации

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище №60





УТВЕРЖДАЮ

Директор ПУ №60

________ В.Д.Катаев

«___»_______2013г.









ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основы информационных технологий
















2013г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС), примерной программы по учебной дисциплине «Основы информационных технологий» среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС)

230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.

Организация-разработчик:

Областное государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 60

Разработчик:

Погодаев С.А., преподаватель, первая квалификационная категория

Рассмотрено на заседании методической комиссии по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» протокол № ___ от «___» _______ 201_г.

___________ / Погодаев С.А.

(подпись председателя)



СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. условия реализации учебной дисциплины


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основы информационных технологий

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.


  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;

  • работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;

  • работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия: информация и информационные технологии;

  • технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;

  • классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;

  • общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;

  • назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;

  • процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема;

  • периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;

  • операционную систему ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;

  • локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;

  • поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;

  • идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;

  • общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;

  • информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам.

Дополнительные знания и умения

Вариативная часть направлена на расширение и углубление подготовки, определяемой содержание обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Обучающийся в ходе освоения дополнительных знаний должен:

знать:

- информационные процессы как основа информационных технологий;

- понятие и структура информационного процесса;

- взаимодействие информационных процессов в структуре информационной технологии;

- назначение и структура графического интерфейса;

уметь:

- кодировать информацию;

- использовать инструментальные системы для разработки экспертных систем;

- использовать прикладное и инструментальное программное обеспечение;

- устанавливать различные типы драйверов;

- выполнять инсталляцию и реанимацию операционной системы;

- выполнять настройку устройств, системных служб, драйверов, дополнительных программ.



  1. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 94 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

94

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:


практические занятия

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников [1], [2] [3], [4], [5], конспектом лекций;

выполнение индивидуальных заданий, подготовка сообщений, докладов и рефератов поиск информации в сети Интернет;

подготовки к практическим занятиям и контрольным работам,

30

Вариативная часть (внеаудиторная самостоятельная работа)

28

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Основы информационных технологий

Наименование тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Форма урока

Вид контроля

Уровень освоения

1

2

3






94





64




Введение

Введение в специальность.

Техника безопасности. Цели и задачи данного курса. Введение в специальность.

1

Лекция

Устный опрос

1

Тема 1. Информация и информационные технологии

Содержание учебного материала

5




Информация, ее основные свойства.

Информация, ее основные свойства

Формы представления данных

1

Лекция

Устный опрос

2

Классификация информационных технологий.

Классификация информационных технологий по сферам применения.

1

Лекция

Устный опрос

2

Сбор, хранение, передача и обработка информации.

Технологии сбора, хранения, передачи, обработки информации

Основные виды угроз. Способы противодействия угрозам

1

Лекция

Устный опрос

2

Практические занятия

2




Определение качества и количества информации.

2

Практическое занятие

Устный опрос

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.

Составление таблицы соответствия информации её свойствам

Составление сообщения по одной из тем:

Гипертекстовые способы хранения и представления информации

Основные виды угроз.

Способы противодействия угрозам

7



Тема 2. Общие сведения о компьютерах

Содержание учебного материала

6



Назначение компьютера.

Назначение компьютера, логическое и физическое устройство, аппаратное и программное обеспечение. Серверы и персональные компьютеры.

1

Лекция

Устный опрос

2

Процессор, ОЗУ.

Процессор, ОЗУ.

1

Лекция

Устный опрос

2

Дисковая и видео подсистемы

1

Лекция

Устный опрос


Периферийные устройства.

Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы

2

Лекция

Устный опрос

2

Организация данных в ПК.

Организация данных в ПК.

Классы программ. Серверное и клиентское ПО.

1

Лекция

Тест

2

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.

Составление глоссария

2




Тема 3. Операционные системы персонального компьютера

Содержание учебного материала

7



Функции и назначение ОС.

Функции и назначение ОС.

1

Лекция

Устный опрос

3

Файлы и программы управления.

Файлы, форматы файлов, файловые системы.

Программы управления файлами.

2

Лекция

Устный опрос

3

Практические занятия

4




Настройка рабочей среды графической ОС.

1

Практическое занятие

Устный опрос

Операции с папками и файлами.

3

Практическое занятие

Устный опрос

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.

7



Тема 4. Прикладные программы

Содержание учебного материала

26



Текстовые редакторы.

Текстовые редакторы.

2

Лекция

Устный опрос

3

Табличные редакторы.

Табличные редакторы.

2

Лекция

Устный опрос

3

Редакторы презентаций.

Редакторы презентаций.

2

Лекция

Устный опрос

3

Редакторы баз данных.

Редакторы баз данных.

2

Лекция

Устный опрос

3

Техническая документация и файлы справок.

Техническая документация и файлы справок прикладных программ.

1

Лекция

Устный опрос

1

Контрольная работа №1 по теме « Прикладные программы».

1

Контрольная работа



Практические занятия

16




Создание документа в текстовом редакторе.

3

Практическое занятие

Устный опрос

Создание документа в табличном редакторе.

4

Практическое занятие

Устный опрос

Создание документа в редакторе презентаций.

4

Практическое занятие

Устный опрос

Создание документа в редакторе баз данных.

4

Практическое занятие

Устный опрос

Создание документа в текстовом редакторе.

1

Практическое занятие

Устный опрос

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций.

Создание таблицы «горячих» клавиш по каждой программе

7



Тема 5. Сети и сетевые технологии

Содержание учебного материала

19



Локальная сеть.

Понятие локальной сети Цели и характеристики локальной сети.

Топология. Сетевая карта. Концентраторы и коммутаторы. Сетевая архитектура. Логическая структура. Протоколы.

Поиск, пересылка информации в локальной сети.

4

Лекция

Устный опрос

2





Глобальная сеть Интернет.

Общие сведения о глобальных сетях (Интернет)

Адресация, доменные имена, протоколы передачи данных.

Сеть WWW, гипертекстовое представление информации.



4

Лекция

Устный опрос

2

Электронная почта.

Электронная почта.

2

Лекция

Устный опрос

2

Контрольная работа №2 по теме « Сети и сетевые технологии»

1

Контрольная работа



Практические занятия

8




Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей.

2

Практическое занятие

Устный опрос

Авторизация пользователей и ресурсов сетей.

2

Практическое занятие

Устный опрос

Поиск и сохранение найденной информации.

2

Практическое занятие

Устный опрос

Работа с электронной почтой.

1

Практическое занятие

Устный опрос

Дифференцированный зачет.

1



Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], [4], [5], конспектом лекций, поиск в сети информации по заданным условиям и отправление преподавателю по электронной почте.
Составление глоссария

7



Тематика вариативной части (внеаудиторная самостоятельная работа):

Кодирование информации.

Использование инструментальных систем для разработки экспертных систем.

Использование прикладного и инструментального программного обеспечения.

Установка различных типов драйверов.

Выполнение инсталляции и реанимация операционной системы.

Выполнение настройки устройств, системных служб, драйверов, дополнительных программ.



4

4

4

4

6

6





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы информационных технологий»

  1. Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).

    1. Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;

  • проекционный экран;

  • принтер цветной лазерный;

  • принтер черно-белый струйный;

  • компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;

  • сервер;

  • блок питания;

  • источник бесперебойного питания;

  • наушники с микрофоном;

  • сканер;

  • колонки.

3.2. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии;

  • инструкции по эксплуатации компьютерной техники.

    1. Программное обеспечение:

  • текстовый редактор-конвертор Hieroglyph для перевода текстов из одной кодировки кириллицы в другую;

  • текстовый редактор StarOffice Writer;

  • программы для тестирования параметров соединения с Интернетом AnalogX HyperTrace, VitalAgent, Modemgph;

  • интегрированные приложения для работы в Интернете Microsoft Internet Explorer, Сибкон Коммутатор, NeoPlanet, Opera, Интернет-утилита NetSonic, ускоряющая загрузку Web-страниц;

  • менеджеры загрузки файлов Go!Zilla и Regent, FTP-клиенты AceFTP и CuteFTP, off-line браузеры WebDowloader и WebZip;

  • программа русификации приложений ICQ, мультимедиа-проигрователи RealPlayer, Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch Jukebox;

  • звуковой редактор Cool Edit 2000;

  • растровый графический редактор StarOffice Image;

  • векторный графический редактор StarOffice Player;

  • мульмедийных презентаций StarOffice Impress;

  • проигрователь презентаций StarOffice Player;

  • программы перевода единиц измерения Versaverter и Advanced Converter;

  • калькуляторы Wise Calculator, NumLock Calculator (для произведения вычислений в различных системах счисления);

  • система управления базами данных StarOffice Base.

3.4. Информационное обеспечение обучения

3.4.1. Основная литература:

  1. Е.В.Михеева Информационные технологии в профессионольной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2011

  2. Е.В.Михеева Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2011

  3. М.С. Цветкова Информатика и ИКТ, Издательский центр «Академия», Москва, 2011

  4. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 511 с.: ил.

  5. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - 3-е изд. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 394 с.: ил.

3.4.2. Дополнительная

  1. Немцова Т. И., Назарова Ю.В, Практикум по информатике, часть 1и 2, М., ИД «Форум», - ИНФРА-М, 2008

  2. Могилёв А.В., Листрова Л.В., Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2010

  3. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е., Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учебное пособие - М.:Академия, 2008

  4. Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007.

  5. Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.

  6. Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.

  7. Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.

  8. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 10(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.

  9. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 11(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.

  10. Михеева Е.В. Практикум по информатике. 4-е изд. - М.: Академия, 2007.

  11. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. - М.: Академия, 2006.

3.4.3. Интернет-ресурсы:

  1. edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование

  2. edu - "Российское образование" Федеральный портал

  3. edu.ru - ресурсы портала для общего образования

  4. school.edu - "Российский общеобразовательный портал"

  5. ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"

  6. fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"

  7. allbest - "Союз образовательных сайтов"

  8. fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений

  9. ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".

  10. obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"

  11. mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

  12. rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".

  13. http://www.km.ru - Мультипортал

  1. http://www.intuit.ru/ - Интернет-Университет Информационных технологий

  2. claw.ru/ - Образовательный портал

  3. ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия

  4. msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов

  5. dreamspark.ru/ - Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


Работать с графическими операционными системами ПК: включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера.

  • Комбинированный: тестирование; практические занятия № 2, №10.

Работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, практические занятия № 3, №11, №12

Работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;

  • Комбинированный: поиск информации в сети Интернет, сохранение и преобразование информации, тестирование; практические занятия № 4-9;

Знания:


Основные понятия: информация и информационные технологии;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление таблицы соответствия информации её свойствам, практическое занятие №1;

Технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия № 4-9; контрольная работа № 1

Классификация информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), сообщение по теме

Общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)

  • Групповой: заслушивание рефератов

Назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)

  • Групповой: заслушивание рефератов

Процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)

Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта)

Операционная система ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия №2 и №3

Локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), контрольная работа №2, составленный глоссарий

Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практическое занятие № 9

Идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практическое занятие № 10

Общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресация, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World WideWeb (WWW), электронная почта, серверное и клиентское программное обеспечение;

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), практические занятия № 11 и №12, контрольная работа №2, задание по поиску информации в Интернете, пересылка информации по электронной почте

Информационная безопасность: основные виды

  • Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта),

  • Групповой: заслушивание рефератов.

Разработчик:

ОГАОУ НПО «ПУ № 60»

преподаватель

С.А.Погодаев

(место работы)

(занимаемая должность)


(инициалы, фамилия)



© 2010-2022