• Преподавателю
  • Другое
  • Военная история родного края. МБОУ Чепчуговская средняя общеобразовательная школа Высокогорского мунициального района РТ

Военная история родного края. МБОУ Чепчуговская средняя общеобразовательная школа Высокогорского мунициального района РТ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Где обрели крылья

(Военная история края)

Лето 1941 года. Немецко-фашистские войска быстрыми темпами приближаются к Ленинграду. Наши города, в том числе и Ленинград, оказались беззащитными с воздуха от немецких самолетов. Нужны современные самолеты, нужны отважные, бесстрашные летчики. Подготовкой летного состава занимались Ленинградские, Псковские, Новгородские аэроклубы. Однако аэродромы этих аэроклубов с их учебными самолетами в конце лета 1941 года оказались в опасности. Был получен приказ перебросить их на восток, на территорию Татарии. В августе 1941 года на лугах колхоза «Пробуждение» (потом совхоз «Дружба», ныне ЗАО «Бирюлинский Зверосовхоз») появились тренировочные самолеты.

Эвакуированных курсантов вначале разместили в Казани, затем отправили в Чепчуги. Их было более 500 человек. Они строили аэродромные сооружения. Взлетные полосы, учились летать. Аэродром работал с раннего утра до позднего вечера.

Жили будущие летчики вначале в нетопленных брезентовых палатках; столовая для них была организована в здании церкви, которая до 1941 года была клубом. Когда выпал снег, и пошли настоящие холода, курсантов и инструкторов разместили в домах колхозников. Летчики, оставшиеся в живых, и сейчас вспоминают добрым словом чепчуговских жителей, хотя всем в то время было трудно. Не хватало еды, не было топлива. Все эти трудности переносили вместе, помогая друг другу.

Многие летчики Чепуговского аэроклуба впоследствии воевали на Балтийском, Северном флотах. Они защищали небо Ленинграда, Мурманска, Архангельска.

Одним из отважных летчиков того поколения был полковник морской авиации летчик-истребитель Лашкевич Анатолий Иванович. Со своей женой Людмилой Ивановной он приезжал в село Чепчуги и в течение недели жил в том доме, где в далеком 1941 году вместе с семьей Логаниных ( хозяина дома звали Тихон Тихонович) делил все трудности военного времени.

Анатолий Иванович с 1942 по 1945г. служил в 13-м Краснознаменном истребительном авиаполку Балтийского флота. За годы войны совершил 286 боевых вылетов, в том числе 96 вылетов в разведку. (Ему не хватило 4 вылета, чтобы получить звание Героя Советского Союза.) во время разведывательного полета он фотографировал вражеские укрепления, огневые позиции, военные и транспортные суда противника. По его фотоснимкам тяжелые бомбардировщики наносили бомбовые и торпедные удары по вражеским объектам. Анатолий Иванович провел 30 воздушных боев и лично сбил 12 самолетов противника, уничтожил более 500 вражеских солдат и офицеров.

За боевые заслуги Лашкевич награжден четырьмя орденами Красного Знамени, с орденом Отечественной войны, 15 медалями СССР.

Анатолий Иванович служил командиром эскадрильи, командиром авиационного полка, заместителем начальника авиадивизии, военным атташе в Румынии, в последние годы работал в научно-исследовательском институте по телевидению. Участвовал в создании телевизионной аппаратуры по фотографированию обратной стороны Луны.

Прославленный летчик вел большую общественную работу, был членом президиума ветеранов военно-воздушного и Военно-морского флотов, председателем совета ветеранов 14 гвардейского истребительного Краснознаменного ордена Ушакова авиаполка, членом партбюро и председателем товарищеского суда при ЖКУ, председателем Совета музея 1 гвардейской дивизии Балтийского флота.

Он часто выступал перед посетителями на крейсере «Аврора», перед школьниками Ленинградских школ.

Будучи в гостях в нашем районе, Анатолий Иванович 3 раза выступал перед учениками Чепчуговской средней школы.

Вместе с бывшим инструктором, летчиком-испытателем Чепчуговского аэроклуба В. А. Бойченко участвовал на уроке мужества.

Они были желанными гостями соседних школ, где выступали перед учениками. Во всех побывавших школах посещали музеи боевой славы и оставляли добрые пожелания.

В своих выступлениях Анатолий Иванович рассказывал о героизме летчиков, которые учились в 1941 году в Чепчугах, о том, какими качествами должен обладать военный летчик. Отвечал на многочисленные вопросы учащихся.

Всем понравилось и выступление его жены Людмилы Ивановны. Когда началась Великая Отечественная война, ей было всего 10 лет. Находясь в Ленинграде, зимой 1941-1942 г.г., она пережила все ужасы блокады.

В ту зиму ленинградские дети получали 125 граммов блокадного хлеба и делили его на три раза в части, чтобы 3 раза в день скушать его с кипятком . Из дома выходили только по сигналу.

Весной 1942 года вместе с матерью ее, худенькую, больную девочку, вывезли на большую землю, оттуда направили в Свердловскую область в один колхоз, где они жили до конца войны.

В 1945 году вернулись в Ленинград. Дом, где они жили до войны, был разрушен, продукты были только по карточкам. Она активно включилась в восстановление своего родного города.

Гости ездили в Казань, побывали в филиале музея им. Ленина, в музее Г. Тукая, в Государственном университете, знакомились с достопримечательностями Казанского Кремля.

Учащиеся Чепчуговской школы изучают историю ленинградских летчиков, которые обрели крылья в небе нашего района.

Мухтарова Фаузия Нурфатовна,

учитель истории Чепчуговской средней общеобразовательной школы

высшей квалификационной категории.

(Из архива музея)





Лашкевич Анатолий Иванович.

Одним из отважных летчиков того поколения был полковник морской авиации летчик-истребитель Лашкевич Анатолий Иванович. Недавно он со своей женой Людмилой Ивановной приехал в село Чепчуги и в течение недели жил в том доме, где в далеком 1941 году вместе с семьей Логаниных ( хозяина дома звали Тихон Тихонович) делил все трудности военного времени.

Анатолий Иванович с 1942 по 1945г. служил в 13-м Краснознаменном истребительном авиаполку Балтийского флота. За годы войны совершил 286 боевых вылетов, в том числе 96 вылетов в разведку. (Ему не хватило 4 вылета, чтобы получить звание Героя Советского Союза.) во время разведывательного полета он фотографировал вражеские укрепления, огневые позиции, военные и транспортные суда противника. По его фотоснимкам тяжелые бомбардировщики наносили бомбовые и торпедные удары по вражеских объектам. Анатолий Иванович провел 30 воздушных боев и лично сбил 12 самолетов противника, уничтожил более 500 вражеских солдат и офицеров.

За боевые заслуги Лашкевич награжден четырьмя орденами Красного Знамени, с орденом Отечественной войны, 15 медалями СССР.

Анатолий Иванович служил командиром эскадрильи, командиром авиационного полка, заместителем начальника авиадивизии, военным атташе в Румынии, в последние годы работал в научно-исследовательском институте по телевидению. Участвовал в создании телевизионной аппаратуры по фотографированию обратной стороны Луны.

Прославленный летчик в настоящее время на заслуженном отдыхе. Однако ведет большую общественную работу. Он член президиума ветеранов военно-воздушного и Военно-морского флотов, председатель совета ветеранов 14 гвардейского истребительного Краснознаменного ордена Ушакова авиаполка, член партбюро и председатель товарищеского суда при ЖКУ, председатель Совета музея 1 гвардейской дивизии Балтийского флота.

Он часто выступает перед посетителями на крейсере «Аврора», перед школьниками Ленинградских школ.Будучи в гостях в нашем районе, Анатолий Иванович 3 раза выступал перед учениками Чепчуговской средней школы.

Из воспоминаний Билалова Мансура Юнусовича, создателя музея Боевой и трудовой славы

Военная история родного края. МБОУ Чепчуговская средняя общеобразовательная школа Высокогорского мунициального района РТ

Будучи в гостях в нашем районе, Анатолий Иванович много раз выступал перед учениками Чепчуговской средней школы.

Военная история родного края. МБОУ Чепчуговская средняя общеобразовательная школа Высокогорского мунициального района РТ



© 2010-2022