Статья Использование информационных технологий в обучении детей-инвалидов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шишаева Е.Н.

КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей»

Краевой центр дистанционного образования детей-ивалидов


Использование информационных технологий в обучении детей-инвалидов

Главная цель специальной педагогики - создание педагогических условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с отклонениями в развитии, формирование его позитивных личностных качеств. В настоящее время отчётливо проявляется тенденция введения в образовательный процесс детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционных образовательных технологий.

Дистанционное образование обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: гибкость расписания, учет психофизиологических особенностей, необходимый темп учебной деятельности для освоения той или иной дисциплины.

Применение дистанционных образовательных технологий в специальной педагогике, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, дает возможность учиться детям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Дистанционное образование для детей-инвалидов необходимо в силу особенностей развития российской системы образования и специфики психического развития таких детей.

Использование компьютера в учебном процессе в специальном образовании имеет два аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения и коррекции. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то, и другое.

Приоритетными направлениями развития применения информационных технологий в специальном образовании сегодня являются:

  1. создание инфраструктуры, адекватной специальным потребностям обучающихся;

  2. методически грамотная интеграция информационных технологий в учебный процесс;

  3. подготовка соответствующих специалистов.

Организация образования детей-инвалидов на основе внедрения новых информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов дистанционного обучения:

1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, повышение ее эффективности и качества учебного процесса. Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения, которые позволяют создать открытую систему обучения, когда обучающемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения.

Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка-инвалида. При такой организации учебного процесса обучение становится гибким, не связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

2. Интерактивность системы дистанционного обучения с использованием новых информационных технологий. Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации детей-инвалидов. у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

3. Мультимедийность компьютерных систем обучения. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов основана на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии.

Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии.

Несмотря на некоторые нерешенные глобальные проблемы и отсутствие ответов на многочисленные вопросы, возникающие по ходу дела в связи со стремительным развитием информационных технологий, как техническим, так и программным, отечественная наука не стоит на месте в области компьютеризации специального образования и за два с лишним десятилетия накопила достаточно большой арсенал идей, фактов и средств в данной области. Сотрудниками института коррекционной педагогики Российской академии образования были определены концепция и философия компьютеризации специального образования, предложены возможные пути использования компьютерных технологий в образовании, в соответствии с которыми компьютер выступает в качестве инструмента учебной деятельности, отвечающей возрасту, уровню развития и задачам коррекционного обучения ребенка.

По концепции института основополагающим преимуществом компьютерных технологий являются возможность реализации индивидуального подхода в обучении, возможность обеспечения адекватных каждому ребенку темпа и способа усвоения знаний.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей-инвалидов является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Использование в педагогической деятельности ЦОР помогает педагогу значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для факультативных курсов. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности обучающегося. Но в специальном образовании оно приобретает наибольшую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, программного обеспечения, диагностических датчиков и приборов позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у обучаемого, преодолеть их доступными средствами.

Электронные учебные материалы имеют огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения различных дидактических задач в специальной педагогике. Специалисты выделяют несколько направлений использования компьютера и электронных образовательных ресурсов (ЭОР):

  1. Использование прикладного программного обеспечения. Арсенал программного обеспечения для обучения детей-инвалидов невелик. Индивидуальная работа за компьютером активизирует совместную деятельность зрительного и моторного анализаторов, что очень важно для детей-инвалидов. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

  2. Электронные образовательные ресурсы способствуют развитию логики и внимания, памяти и адекватного восприятия окружающего мира, необходимых для полноценного развития личности ребенка-инвалида. Выполнение вспомогательной функции при подготовке и проведении занятий. У детей-инвалидов отсутствует или очень низкая мотивация на обучение. Дистанционное образование решает эту проблему с помощью мультимедийных презентаций, выполненных в среде Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker. Звук, движение, цвет на экране - это факторы, которые долго удерживают внимание обучающегося, делают процесс обучения более осознанным. повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.

В настоящее время отечественными учеными созданы специализированные программные продукты для осуществления дистанционного образования для детей с особыми потребностями в обучении: «Мир за твоим окном» (Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова), «Решение задач на движение (И.В. Больших), проведена русификация американской программы «Видимая речь» (Т.К. Королевская).

В Санкт-Петербургском педагогическом университете им. А.И. Герцена ведутся исследования по использованию информационных технологий при подготовке студентов-дефектологов; разработаны рекомендации к электронным учебникам. Сегодня дистанционное образование детей-инвалидов в России включено в рамки особой образовательной среды, нацеленной на полноценную реализацию их прав на образование и успешную адаптацию в современном мире.

Возможность обеспечить индивидуальный подход в обучении, подбор адекватных для каждого ребенка темпа и способа усвоения знаний, а значит и обеспечение индивидуальной системной помощи - вот смысл применения в специальной педагогике компьютерных технологий. Уровень среднего образования детей-инвалидов невысокий по причине переуплотнения специальных образовательных учреждений, недостатка специальных педагогических кадров, обучающих детей на дому, слабого материально-технического обеспечения учебного процесса (отсутствие наглядных и демонстрационных пособий, лабораторных работ и т.д.).

Анализ состояния и перспектив получения образования детьми-инвалидами выявляет наличие определенных трудностей, заметно влияющих на реализацию конституционного права на получение ими образования. Большой проблемой в обучении детей-инвалидов является низкая работоспособность в процессе обучения, поэтому зачастую 40 минут традиционного урока на дому проходят неэффективно. Обучающийся в силу состояния здоровья вынужден делать перерывы, отдыхать. Образовательные учреждения не в состоянии закрепить за детьми педагогов, которые проводили бы с ними занятия более длительное время с учетом психофизиологического состояния ребенка. В условиях дистанционного обучения ребенок-инвалид под руководством родителей может планировать свое учебное время самостоятельно.

У детей-инвалидов с сохранным интеллектом уровень интеллектуального развития, творческий потенциал и социальный заряд, в том числе и по способности к освоению компьютерных технологий, достаточно высок. Наличие неиспользуемого резерва свободного времени и неизрасходованный творческий потенциал детей-инвалидов позволяет им в дальнейшем осуществлять обучение специальностям, связанным с овладением современными, в том числе и компьютерными, технологиями.

В связи с этим современная специальная педагогика не видит своего развития без внедрения новых компьютерных технологий, осуществляет поиск новых подходов к решению проблем обучения и воспитания детей с дефектами развития. Внедрение дистанционных образовательных технологий облегчает специалистам работу по коррекции нарушений, помогает детям-инвалидам быстро и безболезненно влиться в окружающую их жизнь, а также иметь возможность получать доступную информацию современным способом.

Важно, что использование возможностей информационных технологий помогает педагогам сделать работу привлекательной для детей-инвалидов, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Разумеется, новые технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание обучающимся того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, дает ему веру в свои силы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий в специальной педагогике способствует решению одной из основных задач - развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Библиографический список

  1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999.

  2. Бурмакина В. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями: опыт московских педагогов / Бурмакина В., Гибралтарская Е.// Директор школы. - 2004. - №10. - С. 23 - 27.

  3. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Под редакцией И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А. Никольский. - М.: Национальный книжный центр, 2013.

  4. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. - 1997. - № 6. - С. 3-10.


© 2010-2022